• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по захоронению или запахиванию отходов на мусорном полигоне

Сфера деятельности: Транспорт и связь

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

по результатам анализа состояния конкурентной среды на

 рынке  услуг по захоронению или запахиванию отходов на мусорном полигоне

 

  I. Общие положения

          Исследование состояния конкурентной среды на рынке услуг по захоронению или запахиванию отходов на мусорном полигоне проводилось на основании пункта 10 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции») и в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010  № 220 (далее – Порядок).

Целью анализа конкурентной среды на рынке услуг по захоронению или запахиванию отходов на мусорном полигоне является изучение ситуации, сложившейся на рынке, установление доминирующего положения и формирование Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее – Реестр).

В качестве источников исходной информации о рынке услуг по  захоронению или запахиванию отходов на мусорном полигоне использовались:

- сведения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Смоленской области;

- сведения хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по захоронению или запахиванию отходов на мусорных полигонах города Смоленска и Смоленского района;

- государственные стандарты, технические условия и другие нормативно-правовые акты:

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон «Об охране окружающей среды»);

Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»);

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон «Об отходах производства и потребления»);

Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ  «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»);

ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введен в действие постановлением Госстандарта от 28.12.2001 № 607-ст (далее – ГОСТ 30772-2001);

Санитарные правила СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", утвержденные 30.05.2001 и  введенные в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации  от 30.05.2001 № 16 «О введении в действие санитарных правил» (далее - СанПиН 2.1.7.1038-01);

приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 786 «Об утверждении федерального  классификационного каталога отходов»;

приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от  15.06.2001 № 511 «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды»;

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.04.2003 и введенные в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 № 80 (далее - СанПиН 2.1.7.1322-03);

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности «ОК 029-2001 (далее – Общероссийский классификатор ОК 029-2001), принятый и введенный в действие постановлением Госстандарта России от 06.11.2001№ 454-ст;

- информация из сети Интернет;

- данные, ранее проведенных Смоленским УФАС России и другими антимонопольными органами, исследований состояния конкуренции на рынке услуг по захоронению отходов на мусорных полигонах.      

 

II. Временной интервал  исследования  рынка

Согласно  части 9 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» временной интервал анализа состояния конкуренции определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

Приказом Смоленского УФАС России от 05.12.2008 № 210 ОАО «Спецавтохозяйство» (214019, г. Смоленск, п. Тихвинка, д. 65Б) было включено в Реестр, как занимающее доминирующее положение на рынке по удалению и обработке твердых бытовых отходов в географических границах г. Смоленск, с долей 100%. 28.12.2010 ОАО «Спецавтохозяйство» было исключено из Реестра, а приказом Смоленского УФАС России от 03.04.2012 № 56/67 ООО «Смоленская Экологическая Компания» (214031, г. Смоленск, ул. Индустриальная, д. 5) включено в Реестр по услугам по захоронения или запахиванию отходов ОКПД 90.02.13.120 (ОКВЭД 90.02 – удаление и обработка твердых бытовых отходов)  в географических границах административных границ городского округа город Смоленск и муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области с долей 100%, так как ОАО «Спецавтохозяйство» передало в аренду полигон «Кучино» ООО «Смоленская Экологическая Компания». С 15.06.2012 на данном товарном рынке опять начало осуществлять деятельность ОАО «Спецавтохозяйство», в связи с тем, что договор аренды 15.06.2012 с ООО «Смоленская Экологическая Компания» был расторгнут.

Для целей исследования необходим учет  условий, которые  в будущем сложатся на рассматриваемом товарном рынке и состояние конкуренции, существующее на момент проведения исследования. На основании пункта 2.2 Порядка проведен перспективный анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке.

            ОАО «Спецавтохозяйство» является собственником мусорного полигона «Кучино» и с 15.06.2012 само оказывает услуги по захоронению или запахиванию отходов на данном полигоне. ОАО «Спецавтохозяйство» по своему усмотрению может передать в аренду другому хозяйствующему субъекту или заключить договор с иными хозяйствующими субъектами, которые будут оказывать услуги по захоронению или запахиванию отходов на полигоне, что указывает на возможность ОАО «Спецавтохозяйство» воздействовать на состояние конкуренции на товарном рынке по захоронению или запахиванию отходов.

            При определении временного интервала учитывалась достаточность и наличие информации на момент исследования рынка.

При определении временного периода учтено, что рынок услуг захоронения и запахивания  отходов производства и потребления  не подвержен сезонным изменениям спроса, предложения и сложившихся цен, т.е. является по указанным параметрам стабильным в течение года.

Для целей исследования состояния конкурентной среды на рынке услуг по захоронению отходов на мусорных полигонах определен период:  второе полугодие 2012 года и 2013 год (с 15.06.2012 по 31.12.2012 и с 01.01.2013  по 31.12.2013).

 

             III. Продуктовые границы товарного рынка

            Определение продуктовых границ рынка, в соответствии с Порядком, представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров (работ, услуг), обращающихся на одном и том же товарном рынке и включает в себя:

- предварительное определение товара,

- выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара,

- определение взаимозаменяемых товаров.

Предметом анализа явилась деятельность по оказанию услуг по захоронению или запахиванию  отходов на мусорных полигонах.

В соответствии с Общероссийским классификатором  ОК 029-2001 такой вид экономической деятельности,  как захоронение и запахивание отходов на мусорных полигонах, представлен в разделе О «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг», классе 90  подклассе 90.0 и группе  90.00 «Удаление  сточных вод, отходов и аналогичная деятельность», подгруппе 90.00.2  «Удаление  и  обработка твердых отходов»  -  эта группировка включает, в том числе, уничтожение отходов методом сжигания или другими способами: измельчение отходов, свалку отходов на земле или в воде, захоронение или запахивание отходов (код ОКВЭД  - 90.00.2).

Закон «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

В статье 1 Закона «Об отходах производства и потребления» даны следующие основные понятия:

отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

             размещение отходов – хранение (содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования) и захоронение (изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду) отходов;

хранение отходов — содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;

обезвреживание отходов — обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду;

захоронение отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

  объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

В соответствии  с пунктом 2.2 СанПиН 2.1.7.1322-03, процессы обращения с отходами (жизненный цикл отходов) включают в себя следующие этапы: образование, накопление и временное хранение, первичная обработка (сортировка, дегидрация, нейтрализация, прессование, тарирование и др.) транспортировка, вторичная переработка (обезвреживание, утилизация, использование в качестве вторичного сырья), складирование, захоронение, сжигание.

Согласно пункту 3.1 ГОСТа 30772-2001, образование отходов – это образование остатков продуктов или дополнительных продуктов в процессе  производственной деятельности или в результате жизнедеятельности людей.

Согласно пункту 3.11 ГОСТа 30772-2001, под отходами производства принято понимать остатки сырья, материалов, веществ, изделий и предметов, образовавшихся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утративших полностью или частично исходные потребительские свойства.

Согласно пункту 3.12 ГОСТа 30772-2001 под отходами потребления принято понимать остатки веществ, материалов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации. В соответствии с пунктом 3 примечания к пункту 3.12 ГОСТа 30772-2001, в последние годы к отходам потребления относят не только отходы потребления от домовладений (их иногда называют твердыми бытовыми отходами — ТБО), но и отходы, образующиеся в офисах, торговых предприятиях, мелких промышленных объектах, школах, больницах, других муниципальных учреждениях.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 786 (в ред. приказа МПР от 30.07.2003 № 663), каждому виду отходов по перечню, образующихся в Российской Федерации отходов, которые систематизированы по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую среду, присваивается индивидуальный код.

Так, согласно указанному классификационному каталогу, к твердым коммунальным отходам относятся как отходы из жилищ (код 91100000 00 00 0), так и отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами (код 91201100 01 00 5).

В соответствии со статьей 51 Закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обеззараживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

На сегодняшний день в мировой практике, согласно размещенным в сети Интернет результатам исследований, существует более 20 методов переработки твердых бытовых отходов. По своей конечной цели их подразделяют на:

утилизационные – это методы переработки отходов, направленные на получение и последующее использование вторичных ресурсов сырья;
         ликвидационные – их основными задачами является сохранение должной санитарно-экологической обстановки и полного или частичного уничтожения отходов.
         Следует заметить, что группа твердых бытовых отходов весьма разнообразна и подразумевает большое количество различных веществ и материалов: от текстиля и пищевых отходов до стекла, пластика и металлов. Кроме этого, общая масса отходов подразделяется на классы опасности и т.д. По типу применяемых технологий существует два основных метода утилизации и переработки бытовых твердых отходов:

Механико-биологические методы заключаются в компостировании отходов после осуществления их предварительной сортировки. Сортировку отходов выполняет, преимущественно, население, подразделяя их на металл, стекло, бумагу и т.д. Затем, непосредственно на предприятиях переработки выполняется уже механическая сортировка, далее, для экологической безопасности их захоронения отходы сушат и уплотняют.
          Термические методы подразумевают сжигание, пиролиз, газификацию отходов или комбинированные термические методы. Сжиганию подвергаются преимущественно бумажно-полимерные компоненты, помещаемые в топки с кипящим слоем или в установки колосниковыми решётками. Пиролиз – это разложение отходов под воздействием высоких температур (более 600°С) во вращающихся трубчатых печах без доступа кислорода. Газификация отходов – это метод, позволяющий переработать их органическую часть в синтез-газ.

Значительная часть методов утилизации и переработки ТБО обладает высокой себестоимостью и сложностью в технологическом плане, в связи с этим, в настоящее время более часто используются на практике четыре основных направления:

          вывоз мусора на свалку и территорию полигонов;

          биотермическое аэробное компостирование;

          сжигание в условиях мусоросжигательных заводов;

          комплексные методы сжигания и компостирования, либо пиролиз.

По сведениям Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Смоленской области, на предприятиях Смоленской области разработаны и внедрены технологии и установки для обезвреживания и переработки отходов: переработка отработанных технических масел, сбор макулатуры, стали, алюминия, аккумуляторных батарей и переработка автопокрышек.

Учитывая, что все перечисленные производства по переработке отходов касаются только отдельных видов отходов, в основном макулатуры, резины и металла, а в процессе жизнедеятельности человека и производства образуются и иные отходы, переработка которых на указанных предприятиях и установках не осуществляется, а также то, что для переработки отдельных отходов необходим раздельный их сбор, что не предусмотрено в обслуживании жилищного фонда и обычной производственной деятельности, то услуги по переработке отдельных видов отходов не могут равнозначно рассматриваться как заменители услуг захоронения отходов производства и потребления.

Ввиду отсутствия на территории Смоленской области перерабатывающих ТБО  предприятий и установок, услуги по захоронению отходов производства и потребления являются единственным доступным способом утилизации отходов.

            Согласно положениям части 3 статьи 22 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в местах централизованного обезвреживания, хранения и захоронения отходов должен осуществляться радиационный контроль.

            В соответствии с пунктом 2.1 СанПиН 2.1.7.1038-01,  полигоны твердых бытовых отходов  являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно - эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов.      

Требования к объектам размещения отходов изложены в статье 12 Закона «Об отходах производства и потребления». Гигиенические требования к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления устанавливают СанПиН 2.1.7.1322-03.

Как следует из писем Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Смоленской области (исх. № 0283 от 03.02.2012 и № 0761 от 12.03.2012), существенных различий технологического процесса захоронения твердых бытовых отходов и промышленных отходов не имеется.

           Таким образом, услуги по захоронению отходов производства и потребления являются самостоятельным видом экономической деятельности и в условиях отсутствия перерабатывающих установок в Смоленской области не имеют заменителей.

Согласно условиям заключаемых договоров, исполнитель (организация, имеющая в пользовании полигон) принимает на себя обязательства оказать услуги утилизации (захоронения или запахивания) отходов производства и потребления. Исходя из условий договоров, а также имеющихся лицензий, отходы I и II классов опасности (токсичные, радиоактивные, пожароопасные, взрывоопасные, инфекционно-опасные) на полигон не принимаются.

Исходя из условий договоров, продуктовые границы рынка определены как услуги захоронения отходов производства и потребления за исключением отходов I и II классов опасности.

При утилизации отходов I и II классов опасности используют специальные технологии. Услуги утилизации отходов I и II классов опасности не являлись предметом настоящего исследования.

На основании изложенного, продуктовые границы исследуемого рынка определены как услуги по захоронению или запахиванию отходов производства и потребления за исключением отходов I и II классов опасности.

 

IV.             Географические границы товарного рынка

            Географические границы товарных рынков определяются исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретателя приобрести товар на данной территории

Согласно информации, представленной в Смоленское УФАС России, хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля – ОАО «Спецавтохозяйство», осуществляет свою деятельность по размещению (захоронению) отходов на мусорном полигоне «Кучино», находящимся  в Смоленской области, Смоленском районе,  с.п. Кощино, северо-восточнее д. Замятлино - на расстоянии 2,8 км.

Цена услуги на захоронение отходов производства и потребления на полигоне устанавливается на основании договоров, заключенных между организациями, осуществляющими вывоз отходов, и хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность по размещению (захоронению) отходов на мусорном полигоне. Тарифы на услуги по утилизации (захоронению) ТБО на мусорных полигонах утверждаются Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике и промышленности и  во втором полугодии  2012 года и первом полугодии 2013 года составляли 29,36 руб./куб. м (без НДС),  во втором полугодии  2013 года составят 34,64 руб./куб. м.

При определении географических границ рынка с точки зрения экономической возможности покупателя, учитывается то, что на рассматриваемой территории находится лишь одно место захоронения твёрдых отходов в непосредственной близости  от города Смоленска полигон «Кучино»: в Смоленской области, Смоленском районе,  с.п. Кощино, северо-восточнее д. Замятлино - на расстоянии 2,8 км.

Определение географических границ товарного рынка осуществлялся методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

Согласно информации, имеющейся в Смоленском УФАС России, предприятия, производящие сбор отходов на территории города Смоленска и Смоленского района, вывозят отходы на близлежащий полигон «Кучино», поскольку, учитывая дальность перевозок нецелесообразно и экономически невыгодно вывозить отходы в иные районы. ОАО «Спецавтохозяйство», являющееся собственником полигона «Кучино», имеют договоры  на приемку и захоронение отходов с хозяйствующими субъектами городского округа город Смоленск и муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области, что следует из информации, представленной ОАО «Спецавтохозяйство».

Следовательно, фактическим районом продаж являются административные границы городского округа город Смоленск и муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области.

            Таким образом, географическими границами рынка по захоронению отходов на мусорных полигонах признаны административные границы городского округа города Смоленска и муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области.

 

V. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

Потребителями услуг по захоронению отходов являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие вывоз отходов потребления из  жилого фонда и вывоз отходов производства, которые заключают договоры на захоронение отходов на полигоне с предприятием, которое принимает на себя обязательство по приему, размещению и дальнейшему захоронению отходов III – V  классов опасности.

Продавцом на исследуемом рынке является единственный хозяйствующий субъект - ОАО «Спецавтохозяйство» (214019, г. Смоленск, п. Тихвинка, д. 65Б).

В 2012 году ОАО «Спецавтохозяйство» на захоронение твердых отходов на полигоне было заключено 29 договоров

В 2013 году ОАО «Спецавтохозяйство», на момент проведения исследования рынка – по состоянию на 16.01.2013, заключено 18 договоров с хозяйствующими субъектами, с которыми были заключены договоры в 2012 году (предполагается заключить не менее 29 договоров).

 

VI. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов

В целях определения общего объёма рынка и долей хозяйствующих субъектов на данном рынке использовалась информация ОАО «Спецавтохозяйство», которое оказывало услуги по захоронению отходов на мусорном  полигоне «Кучино» в географических границах административных границ городского округа город Смоленск и муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области. Объем размещенных (захороненных) отходов на мусорном полигоне ОАО «Спецавтохозяйство» в период с 15.06.2012 по 31.12.2012 составлял <…>  тыс. тонн (<…>  куб. м). К захоронению в 2013 году планируется <…>  тыс. тонн (<…>  куб. м).

Доля ОАО «Спецавтохозяйство» на анализируемом рынке в период с 15.06.2012 по 31.12.2012 по объему захороненных отходов и по объему отходов, планируемых к захоронению в 2013 году, составляет 100%.

По результатам анализа состояния конкурентной среды было установлено, что, на основании пункта 1 части 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», ОАО «Спецавтохозяйство» (местонахождение: 214019,г. Смоленск, п.Тихвинка, д. 65Б) в период с 15.06.2012 по 31.12.2012 и в 2013 году занимало и занимает доминирующее положение на рынке услуг по захоронению  или запахиванию отходов на мусорных полигонах в географических границах административных границ городского округа город Смоленск и административных границ муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области.

 

VII. Определение уровня концентрации

Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

-           коэффициент рыночной концентрации (CR3), рассчитываемый как  сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;

-           индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI), рассчитанный как сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженный в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

Расчетные показатели уровня концентрации рынка услуг по захоронению отходов на мусорных полигонах:

Показатели рыночной концентрации

2012 год

2013 год

Коэффициент рыночной концентрации                                  CR3

100%

100%

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана     HHI

10000

10000

 

Расчетные показатели концентрации анализируемого рынка свидетельствуют о том, что во втором полугодии 2012 года рынок услуг по захоронению отходов на мусорных полигонах, относился к рынку с высококонцентрированной структурой. В 2013 году исследуемый товарный рынок, предположительно, будет также относиться к рынку с высококонцентрированной структурой (70%<CR3<=100%; 2000<HHI<=10000).

 

VIII. Барьеры входа на товарный рынок

Основными барьерами входа новых хозяйствующих субъектов на рынок по захоронению или запахиванию отходов служат административные и экономические  ограничения.

 Административные ограничения, вводимые органами государственной власти, местного самоуправления и государственными федеральными службами:

- наличие разрешений, выдаваемых органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, для создания объектов размещения отходов;

- определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- наличие санитарно - эпидемиологическое заключения о соответствии выбранного участка для устройства полигона под размещение отходов санитарным правилам, в соответствии с пунктом 2.2 СанПиН 2.1.7.1038-01;

- условия лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I – IV классов опасности;

- обязанность собственников объектов размещения отходов проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией;

- представление  не реже одного раза в пять лет характеристики объекта размещения отходов в орган Росприроднадзора для включения объекта размещения отходов  в Государственный реестр объектов размещения отходов.

- согласование списка отходов, принимаемых для захоронения на полигоне, с территориальным центром госсанэпиднадзора;

            - необходимость подавать заявление в органы местного самоуправления для утверждения тарифов на услуги по захоронению отходов на полигонах.

            Экономические ограничения:

  - значительные размеры первоначального капитала для создания предприятия, предоставляющего услуги по захоронению твёрдых отходов;

         - большие сроки окупаемости капитальных вложений для покупки специального оборудования, позволяющего осуществлять выгрузку отходов из контейнеров и его транспортировку к местам размещения и утилизации;

 - затраты на ремонт дорог, так как плохое состояние дорог к полигонам;

 - отсутствие доступа потенциальных участников к ресурсам, предложение которых ограничено;

 - преимущество хозяйствующего субъекта, действующего на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка в связи со сложившимися хозяйственными отношениями с приобретателями услуг и наличие в собственности полигона для захоронения отходов.

 Барьеры входа на исследуемый рынок труднопреодолимы и их наличие обуславливает монопольную структуру данного рынка, поскольку  обеспечение охраны окружающей среды не позволяет создавать несколько полигонов (свалок) вблизи населенных пунктов. Замена услуг захоронения отходов на сжигание отходов и переработку являются чрезвычайно затратными и экономически невыгодными. Более того, сжигание отходов оказывает существенное негативное влияние на окружающую среду.

 С учетом требований, предъявляемых к хозяйствующим субъектам, осуществляющим услуги по захоронению или запахиванию отходов, круг участников данного процесса ограничен.

 

XI. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

На рынке услуг по захоронению или запахиванию отходов на мусорных полигонах в географических границах административных границ городского округа город Смоленск и административных границ муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области в период с 15.06.2012 по 31.12.2012 действовал один хозяйствующий субъект - ОАО «Спецавтохозяйство», который планирует действовать на данном рынке и в   2013 году.

Расчетные показатели концентрации анализируемого рынка свидетельствуют о том, что в исследуемом периоде рынок услуг по захоронению или запахиванию отходов на мусорных полигонах относится к рынку с высококонцентрированной структурой (70%<CR3<=100%; 2000<HHI<=10000). Данный рынок является рынком с неразвитой конкуренцией. Существующие барьеры затрудняют вход хозяйствующих субъектов на исследуемый рынок.

По результатам анализа состояния конкурентной среды было установлено, что, на основании пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ОАО «Спецавтохозяйство» (местонахождение: 214019, г. Смоленск, п. Тихвинка, д. 65Б) в период с 15.06.2012 по 31.12.2012 и в 2013 году занимало и занимает доминирующее положение на рынке услуг по захоронению или запахиванию отходов на мусорных полигонах в географических границах административных границ городского округа город Смоленск и административных границ муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области, с долей 100%. 

Решение о включении в Реестр ОАО Спецавтохозяйство» будет принято после проведения анализа состояния конкуренции на указанном товарном рынке по итогам работы общества не менее одного года. В настоящее время установлено наблюдение за деятельностью ОАО Спецавтохозяйство» на рынке услуг по захоронению или запахиванию отходов на мусорных полигонах.