Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств на территории Смоленской области

Сфера деятельности: Банковские и страховые услуги

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств на территории Смоленской области

 

I. Общие положения

          Исследование состояния конкурентной среды на рынке обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств на территории Смоленской области проводилось на основании пункта 10 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), в соответствии с  Условиями признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) и «Правилами установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от  09.06.2007 № 359), Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (утвержден приказом ФАС России от 28.04.2010  № 220; далее – Порядок) и на основании пункта 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации (утвержден  приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2012   № 339) и  пункта 3.5 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении  заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией (утвержден приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2012 № 345).

Целью анализа конкурентной среды на рынке обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств является изучение ситуации, сложившейся на рынке и наличие признаков доминирующего положения хозяйствующего субъекта.

В качестве источников исходной информации о товарном рынке использовались:

- материалы Федеральной службы страхового надзора (http://www.fssn.ru/www/site.nsf);

- информация,  представленная в свободном доступе сети Интернет;

- государственные стандарты, технические условия и другие нормативные документы:

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ;

Закон Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон «Об организации страхового дела в РФ»);

Федеральный закон от 25.04.2003 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон об ОСАГО);

            Постановление Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 № 263 «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;

            Постановление Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» (далее – Постановление Правительства «Об утверждении страховых тарифов»);

            Постановление Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 № 717 «О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации» (вместе с «Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам»);

   Общероссийский классификатор видов экономической деятельности «ОК 029-2001 (далее – Общероссийский классификатор ОК 029-2001), принятый и введенный в действие  постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст;

 Общероссийский классификатор продукции по  видам экономической деятельности «ОК 034-2007» (далее – Общероссийский классификатор ОК 034-2007), принятый и введенный в действие Постановлением Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 № 329-ст;

- данные ранее проведенных территориальными органами ФАС России исследований состояния конкуренции на рынке обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.

 

II. Временной интервал исследования товарного рынка

Учитывая, что исследование ограничивается изучением характеристик рынка обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, которые сложились до момента проведения исследования, анализ носит ретроспективный характер.

Временным интервалом исследования рынка обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств является 2011 и  2012 годы (с 01.01.2011 по 31.12.2011 и с 01.01.2012 по 31.12.2012).

 

III. Продуктовые границы товарного рынка

Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрено добровольное и обязательное страхование (статьи 927 и 935).

Согласно статье 2 Закона «Об организации страхового дела в РФ»:

«Страхование - отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.

Страховая деятельность (страховое дело) - сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием».

На основании части  2 статьи 4.1 Закона «Об организации страхового дела  в РФ», деятельность субъектов страхового дела (страховых организаций, обществ взаимного страхования и страховых брокеров) подлежит лицензированию, которое осуществляется  в соответствии со статьями 32; 32.1– 32.9 Закона «Об организации страхового дела  в РФ».

Лицензирование деятельности субъектов страхового дела, ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, контроль за соблюдением страхового законодательства субъектами страхового дела осуществляет Федеральная служба по финансовым рынкам на основании пунктов 5.4.3;  5.4.6.1 и 5.4.7.1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам.

Классификация видов страхования  указана в части 1 статьи 32.9 Закона «Об организации страхового дела  в РФ», пунктом 14 которой предусмотрен такой вид страхования, как страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.

Обязательное страхование гражданской ответственности регламентируется Законом об ОСАГО. Статьей 1 Закона об ОСАГО определены следующие понятия:

       Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств - договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

Страховщик - страховая организация, которая вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом, и является публичным.

Страховой случай - наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховую выплату.

  Страхователь - лицо, заключившее со страховщиком договор обязательного страхования.

Под страховой премией понимается плата за страхование, которую страхователь (выгодоприобретатель) обязан уплатить страховщику в порядке и в сроки, которые установлены договором страхования (статья 954 Гражданского кодекса РФ).

          Страховая выплата - денежная сумма, установленная федеральным законом и (или) договором страхования и выплачиваемая страховщиком страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю при наступлении страхового случая  (часть 3 статьи 10 Закона «Об организации страхового дела  в РФ»).

Страховая сумма - денежная сумма, которая установлена федеральным законом и (или) определена договором страхования и исходя из которой устанавливаются размер страховой премии (страховых взносов) и размер страховой выплаты при наступлении страхового случая (часть 1 статьи 10 Закона «Об организации страхового дела  в РФ»).

В соответствии с частью 7 статьи 15 Закона об ОСАГО, при заключении договора обязательного страхования страховщик вручает страхователю страховой полис, являющийся документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования.

Согласно статьи 3 Закона об ОСАГО, основными принципами обязательного страхования являются:

гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в пределах, установленных настоящим Федеральным законом;

всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности владельцами транспортных средств;

недопустимость использования на территории Российской Федерации транспортных средств, владельцы которых не исполнили установленную Законом об ОСАГО обязанность по страхованию своей гражданской ответственности;

экономическая заинтересованность владельцев транспортных средств в повышении безопасности дорожного движения.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона об ОСАГО, владельцы транспортных средств обязаны за свой счет страховать в качестве страхователей риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Согласно части 6 статьи 4 Закона об ОСАГО, лица, нарушившие установленные Законом об ОСАГО требования об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Общероссийскому классификатору ОК 029-2001, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств относится к разделу J «Финансовая деятельность», классу 66, подклассу 66.0 «Страхование», группе 66.03  «Прочие виды страхования», подгруппе 66.03.3 «Страхование ответственности», в том числе страхование гражданской ответственности автотранспортных средств (код ОКВЭД 66.03.3).

Согласно Общероссийскому классификатору ОК 034-2007,  обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств классифицированы в разделе J и подразделе J А  «Услуги в сфере финансового посредничества», классе 66, подклассе 66.0 «Услуги по страхованию и негосударственному пенсионному обеспечению, кроме услуг по обязательному социальному страхованию», группе 66.03 «Услуги по страхованию, кроме страхования жизни», подгруппе 66.03.2 «Услуги  по страхованию средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта), включая гражданскую ответственность», виде 66.03.21«Услуги по страхованию гражданской ответственности владельцев наземных транспортных средств» и категории 66.03.21.000 «Услуги  по страхованию гражданской ответственности владельцев наземных транспортных средств кроме ответственности, связанной с использованием средств железнодорожного транспорта (код ОКПД 66.03.21.000).

Таким образом, услуги, взаимозаменяемые услугам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, отсутствуют.  Продуктовые границы анализируемого рынка определены,  как деятельность оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (код ОКВЭД 66.03.3 и  код ОКПД 66.03.21.000).

 

IV. Географические границы товарного рынка

Услуги обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, в подавляющем большинстве случаев, приобретаются там, где зарегистрировано транспортное средство.

 Экономические ограничения с точки зрения стоимости услуг страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств у страхователя отсутствуют, так как осуществляется государственное регулирование страховых тарифов, согласно Постановлению Правительства «Об утверждении страховых тарифов». Страхователь имеет возможность приобрести данную услугу за пределами территории Смоленской области по тем же ценам. Но при этом существует существенное ограничение потребителя в получении услуг страхования, которое определяется размером его дополнительных транспортных расходов на приобретение услуги страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств за пределами рассматриваемого региона (Смоленская область), превышающим 3% - 5% разницы предполагаемого дохода потребителя.

Учитывая изложенное, географическими границами исследуемого рынка определены административные границы Смоленской области.

 

V. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

            Потребителями услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств являются страхователи (юридические и дееспособные физические лица) – владельцы транспортных средств, заключившие со страховщиком договор обязательного страхования.

Продавцами услуг обязательного страхования автогражданской ответственности являются страховщики - страховые организации, которые вправе осуществлять данные услуги в соответствии с разрешением (лицензией), выданным федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.

            По официальным данным, размещенным на сайте Федеральной службы страхового надзора в таблице 11 «Сведения о страховых премиях по субъектам Российской Федерации по видам», за отчетный период январь-декабрь 2011 года и за отчетный период январь-декабрь 2012 года на территории  Смоленской области в 2011 году осуществляли деятельность по оказанию страховых услуг 70 страховых организаций, из которых только 43 страховые организации предоставляли  услуги обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств; в 2012 году – 63 страховые организации и 34 из них – страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств. У некоторых страховых компаний имеются филиалы на территории Смоленской области, но у большинства страховых компаний на территории Смоленской области работают представители.

Услуги обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств на территории Смоленской области и в 2011 и в 2012 году оказывали следующие 32 страховые компании

Кроме того, в 2011 году на исследуемом рынке кроме указанных 32 страховых организаций действовали еще 9 страховых организаций.

В 2012 году на исследуемом рынке, кроме указанных выше 32 страховых организаций, действовали еще 2 страховые организации.

VI. Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов

Согласно подпункту б пункта 7 Правил установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от  09.06.2007 № 359, в целях расчета объема финансовых услуг на товарном рынке основными показателями (в стоимостном выражении) является, в отношении услуг, оказываемых страховщиком и обществом взаимного страхования, – объем собранной финансовой организацией страховой премии по каждому виду страхования за отчетный период. Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на исследуемом рынке является объем собранных страховых премий страховщиками за 2011 и 2012 годы.

На основании пункта 9 Правил установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от  09.06.2007 № 359, доля финансовой организации на товарном рынке определяется исходя из отношения объема финансовых услуг определенного вида, оказанных ею, в натуральном и (или) стоимостном выражении к общему объему финансовых услуг данного вида, оказанных в границах товарного рынка.

Данные об объемах полученной страховой премии страховыми организациями на территории Смоленской области за 2011 и 2012 год и долях хозяйствующих субъектов на исследуемом рынке  приведены в следующей таблице:

№ п/п

Наименование страховой организации

Полученная страховая премия в 2011 году, тыс. руб.

Доля на рынке, %

Полученная страховая премия в 2012 году, тыс. руб.

Доля на рынке, %

1

ХС № 1

<…>

0,73

<…>

2,58

2

ХС № 2

<…>

4,97

<…>

4,27

3

ХС № 3

<…>

0,25

<…>

2,81

4

ХС № 4

<…>

5,10

<…>

3,87

5

ХС № 5

<…>

0,02

<…>

0,02

6

ХС № 6

<…>

0,37

<…>

0,21

7

ХС № 7

<…>

0,92

<…>

1,07

8

ХС № 8

<…>

1,99

<…>

3,21

9

ХС № 9

<…>

3,00

<…>

0,97

10

ХС № 10

<…>

0,27

<…>

0,20

11

ХС № 11

<…>

2,66

<…>

4,22

12

ХС № 12

<…>

1,21

<…>

1,09

13

ХС № 13

<…>

4,01

<…>

1,03

14

ХС № 14

<…>

0,78

<…>

0,68

15

ХС № 15

<…>

2,15

<…>

1,60

16

ХС № 16

<…>

0,01

<…>

0,01

17

ХС № 17

<…>

0,00

<…>

0,00

18

ХС № 18

<…>

0,16

<…>

0,09

19

ХС № 19

<…>

6,54

<…>

4,50

20

ХС № 20

<…>

27,08

<…>

28,42

21

ХС № 21

<…>

0,05

<…>

0,02

22

ХС № 22

<…>

0,65

<…>

0,52

23

ХС № 23

<…>

3,49

<…>

1,65

24

ХС № 24

<…>

0,47

<…>

0,53

25

ХС № 25

<…>

8,54

<…>

9,89

26

ХС № 26

<…>

0,00

<…>

0,00

27

ХС № 27

<…>

19,09

<…>

22,10

28

ХС № 28

<…>

0,02

<…>

0,05

29

ХС № 29

<…>

1,93

<…>

1,46

30

ХС № 30

<…>

0,50

<…>

0,50

31

ХС № 31

<…>

0,66

<…>

1,22

32

ХС № 32

<…>

1,55

<…>

1,19

33

ХС № 33

<…>

0,00

 

 

34

ХС № 34

<…>

0,03

 

 

35

ХС № 35

<…>

0,00

 

 

36

ХС № 36

<…>

0,00

 

 

37

ХС № 37

<…>

0,30

 

 

38

ХС № 38

<…>

0,00

 

 

39

ХС № 39

<…>

0,00

 

 

40

ХС № 40

<…>

0,00

 

 

 41

ХС № 41

<…>

0,51

 

 

42

ХС № 42

 

 

<…>

0,00

43

ХС № 43

 

 

<…>

0,02

 

ИТОГО:

601407

100,00

643305

100,00

В соответствии с Условиями признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от  09.06.2007 № 359, доминирующим признается положение финансовой организации на товарном рынке, дающее такой финансовой организации возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения финансовой услуги на соответствующем рынке, и (или) устранять с товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять им доступ на товарный рынок.

С учетом относительного размера долей на соответствующем товарном рынке, принадлежащих конкурентам, доминирующим признается положение финансовой организации, в отношении которой выполняются в совокупности следующие условия:

доля финансовой организации превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации;

доля финансовой организации на товарном рынке в течение длительного периода времени (не менее одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее одного года) увеличивается и (или) неизменно превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке  либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.

На товарном рынке услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств в географических границах административных границ Смоленской области доля ХС № 20 в 2011 году составляла 27,08%, в 2012 году – 28,42%. Данный товар - «услуги обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств», обращается на товарных рынках 79 субъектов Российской Федерации и ХС № 20 также предоставляет  данные услуги на этих товарных рынках и доля его на исследуемом рынке превышает 20 %, следовательно выполняется первое условие признания доминирующим положение финансовой организации.

На исследуемом товарном рынке доля ХС № 20 в 2011 году составляла 27,08%, в 2012 году – 28,42%, то есть неизменно (в течении двух лет) превышает 20% и доля его увеличилась на 1,34% в 2012 году по сравнению с 2011 годом, следовательно выполняется второе условие признания доминирующим положение финансовой организации.

Положение ХС № 20 на рынке услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств дает возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на данном рынке, устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов и затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

На основании части 7 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» и Условий признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от  09.06.2007 № 359, установлены признаки наличия доминирующего положения ХС № 20 в лице филиала Смоленской области на товарном рынке услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств в период 2011 - 2012 годы в географических границах административных границ Смоленской области.

 

VII. Уровень концентрации товарного рынка

 Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

-           коэффициент рыночной концентрации (CR3), рассчитываемый как  сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;

-           индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI), рассчитанный как сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженный в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

Расчетные показатели уровня концентрации рынка услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств в географических границах административных границ Смоленской области:

Показатели рыночной концентрации

2011 год

2012 год

Коэффициент рыночной концентрации                                      CR3

54,72%

60,4%

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана          HHI

1328,90

1505,77

 

Расчетные показатели концентрации анализируемого рынка свидетельствуют о том, что в 2011 и 2012 годах рынок услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств в географических границах административных границ Смоленской области, относился к рынку с умеренно концентрированной структурой (45%<CR3<70%; 1000<HHI<2000).

 VIII. Барьеры входа на товарный  рынок

            В соответствии со статьей 21 Закона об ОСАГО, страховщик должен иметь в каждом субъекте Российской Федерации своего представителя, уполномоченного на рассмотрение требований потерпевших о страховых выплатах и на осуществление страховых выплат. Страховщики должны быть членами профессионального объединения страховщиков, действующего в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Необходимым требованием к страховой организации, обращающейся за разрешением (лицензией) на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, является наличие у этой страховой организации не менее чем двухлетнего опыта осуществления операций по страхованию транспортных средств или гражданской ответственности их владельцев. Страховщики и их представители должны располагаться в приспособленных для выполнения своих функций помещениях.

Страховщик имеет право осуществлять операции по страхованию в рамках международных систем страхования при условии включения этого страховщика в перечень страховщиков, осуществляющих операции по страхованию в рамках международных систем страхования. Ведение указанного перечня осуществляется профессиональным объединением страховщиков. Для включения в перечень страховщиков, осуществляющих операции по страхованию в рамках международных систем страхования, страховщик должен:

а) являться членом профессионального объединения страховщиков;

б) внести в фонд текущих обязательств, формируемый профессиональным объединением страховщиков в соответствии с настоящим Федеральным законом, взнос в размере, эквивалентном 500 тысячам евро по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на день платежа.

К барьерам входа на рынок обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств можно также отнести экономические факторы. Так, в соответствии с частью 3 статьи 22 Закона об ОСАГО, при осуществлении обязательного страхования страховщики образуют:

− резерв для финансового обеспечения компенсационных выплат, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 1 и пунктом 2 статьи 18 Закона об ОСАГО (резерв гарантий);

− резерв для финансового обеспечения компенсационных выплат, производимых в соответствии с подпунктами "в" и "г" пункта 1 статьи 18 настоящего Закона об ОСАГО (резерв текущих компенсационных выплат).

Размеры отчислений в резерв гарантий и резерв текущих компенсационных выплат устанавливаются в соответствии со структурой страховых тарифов.

            Эти административные и экономические барьеры входа на рынок, связанные с необходимостью получения лицензии, членства в профессиональном объединении страховщиков  и т.д. можно отнести к основным причинам, ограничивающим развитие конкуренции на рынке услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, а также ограничивающим доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

 

IX. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

На рынке услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств в географических границах административных границ Смоленской области в 2011 году деятельность  осуществляла 41 страховая организация, в 2012 году – 34 страховые организации.

Рынок услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств в географических границах административных границ Смоленской области в 2011 и 2012 годах относился к рынку с умеренно концентрированной структурой (45%<CR3<70%; 1000<HHI<2000).

Существующие барьеры входа на товарный рынок ограничивают возможность создать высоко конкурентную среду на рассматриваемом товарном рынке.

По результатам анализа состояния конкурентной среды, на основании части 7 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» и Условий признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от  09.06.2007 № 359, установлены признаки наличия доминирующего положения ХС № 20 на товарном рынке услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств в период 2011 - 2012 годы в географических границах административных границ Смоленской области.