• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по транспортировке и размещению отходов на мусорном полигоне

Сфера деятельности: ЖКХ; Транспорт и связь

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

по результатам анализа состояния конкурентной среды на

 рынке услуг по транспортировке и размещению отходов

на мусорном полигоне

 

   I. Общие положения

  Исследование состояния конкурентной среды на рынке услуг по транспортировке и размещению отходов на мусорном полигоне проводилось на основании пункта 3.1 Плана работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы, утвержденного приказом ФАС России 19.02.2012 № 773/12;  и в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон «О защите конкуренции»); Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок) и Методическими рекомендациями по проведению анализа рынка услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов (письмо ФАС России от 27.03.2013 № АЦ/11598/13; далее – Методические рекомендации).

Целью анализа конкурентной среды на рынке услуг по транспортировке и размещению отходов является оценка состояния конкурентной среды и положения хозяйствующих субъектов на данном рынке, определение хозяйствующих субъектов, имеющих на рассматриваемых рынках долю более 35 процентов и внесение их в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, выявление барьеров входа на рынок (выхода с рынка) и проблем, влияющих на развитие конкуренции на рассматриваемом рынке, а также предупреждение и выявление нарушений антимонопольного законодательства.

В качестве источников исходной информации о рынке услуг по  транспортированию и размещению отходов использовались:

- сведения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Смоленской области;

- сведения Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии;

- сведения хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по транспортированию отходов города Смоленска;

- государственные стандарты, технические условия и другие нормативно-правовые акты:

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон «Об охране окружающей среды»);

Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»);

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон «Об отходах производства и потребления»);

Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ  «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»);

Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 № 155 (далее -  «Правила предоставления услуг по вывозу отходов»);

Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные Постановлением Правительства от 15.04.2011 № 272 (далее – «Правила перевозок грузов автомобильным транспортом»);

ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введен в действие постановлением Госстандарта от 28.12.2001      № 607-ст (далее – ГОСТ 30772-2001);

Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 53692-2009 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов», утвержден и введен в действие приказом Ростехурегулирования от 15.12.2009 № 1092-ст (далее – ГОСТ Р 53692-2009);

Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 14050-2009 « Менеджмент окружающей среды. Словарь», утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2009 № 1273-ст (далее – ГОСТ 14050-2009);

Санитарные правила СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", утвержденные 30.05.2001 и  введенные в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации  от 30.05.2001 № 16 «О введении в действие санитарных правил» (далее - СанПиН 2.1.7.1038-01);

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.04.2003 и введенные в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 № 80 (далее - СанПиН 2.1.7.1322-03);

приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 786 «Об утверждении федерального  классификационного каталога отходов»;

приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от  15.06.2001 № 511 «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды»;

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности «ОК 029-2001 (далее – Общероссийский классификатор ОК 029-2001), принятый и введенный в действие постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст;

Общероссийский классификатор продукции по  видам экономической деятельности «ОК 034-2007» (далее – Общероссийский классификатор ОК 034-2007), принятый и введенный в действие Постановлением Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 № 329-ст;

- информация из сети Интернет;

- данные, ранее проведенных Смоленским УФАС России и другими антимонопольными органами, исследований состояния конкуренции на рынке услуг по захоронению отходов на мусорных полигонах.      

 

II. Временной интервал  исследования  рынка

Согласно  части 9 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» временной интервал анализа состояния конкуренции определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

            При определении временного интервала учитывалась достаточность и наличие информации на момент исследования рынка.

При определении временного периода учтено, что рынок услуг транспортировки и размещения отходов производства и потребления  не подвержен сезонным изменениям спроса и предложения, а также  сложившихся цен, т.е. является по указанным параметрам стабильным в течение года.

Учитывая, что исследование ограничивается изучением характеристик на рынке услуг по транспортированию и размещению отходов на мусорном полигоне, которые сложились до момента проведения исследования, анализ носит ретроспективный характер.

Для целей исследования состояния конкурентной среды на рынке услуг по транспортировке и размещению отходов на мусорном полигоне определен  временной период исследования  – 2012 год (с 01.01.2012  по 31.12.2012).

 

             III. Продуктовые границы товарного рынка

            Согласно пункту 4 статьи 4 Закона «О защите конкуренции», товарный рынок – сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (и том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности или целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность, либо целесообразность отсутствует за его пределами.

Определение продуктовых границ рынка, в соответствии с Порядком, представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров (работ, услуг), обращающихся на одном и том же товарном рынке и включает в себя:

- предварительное определение товара,

- выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара,

- определение взаимозаменяемых товаров.

Предметом анализа явилась деятельность по оказанию услуг по транспортированию и размещению отходов на мусорных полигонах.

В соответствии с Общероссийским классификатором ОК 029-2001 такой вид экономической деятельности,  как услуга по вывозу и размещению отходов на мусорных полигонах, представлен в разделе О «Представление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг», классе 90,  подклассе 90.0 и группе «Удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность», подгруппе 90.00.2  «Удаление  и обработка твердых отходов», эта группировка включает в том числе: сбор мусора, хлама, отбросов и отходов (код ОКВЭД  - 90.00.2).

Согласно Общероссийскому классификатору ОК 034-2007, услуги  по вывозу и размещению отходов на мусорных полигонах классифицированы в разделе О и подразделе ОА «Услуги коммунальные, социальные и персональные прочие», классе 90 и подклассе 90.0 «Услуги по удалению сточных вод и отходов, улучшению санитарного состояния и аналогичные услуги», группе 90.02 и подгруппе 90.02.1 «Услуги по обработке прочих отходов», виде 90.02.13 «Услуги по обработке отходов прочие», категория  90.02.13.110  «Услуги  по вывозу и размещению отходов на мусорных полигонах»  (код ОКПД - 90.02.13.110). 

Закон «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

В статье 1 Закона «Об отходах производства и потребления» даны следующие основные понятия:

отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

             размещение отходов – хранение (содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования) и захоронение (изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду) отходов;

хранение отходов — содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;

обезвреживание отходов — обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду;

захоронение отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

  объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

В соответствии  с пунктом 2.2 СанПиН 2.1.7.1322-03, процессы обращения с отходами (жизненный цикл отходов) включают в себя следующие этапы: образование, накопление и временное хранение, первичная обработка (сортировка, дегидрация, нейтрализация, прессование, тарирование и др.) транспортировка, вторичная переработка (обезвреживание, утилизация, использование в качестве вторичного сырья), складирование, захоронение, сжигание.

Согласно примечанию к пункту 3.1.9  ГОСТа Р 53692 - 2009, к отходам производства относят остатки сырья, материалов, веществ, полуфабрикатов, изделий и иных продуктов, образовавшихся в процессе производства продукции, выработки энергии или выполнения работ (услуг) и утративших полностью или частично исходные потребительские свойства; образующиеся попутные вещества, не являющиеся целью производства и не находящие по своим характеристикам применения в технологическом процессе, в том числе бракованная продукция; вмещающие и вскрышные породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых; побочные и попутные продукты; улавливаемые при очистке отходящих технологических газов и сточных вод твердые вещества; сельскохозяйственные отходы.

Согласно примечанию к пункту 3.1.10 ГОСТа Р 53692 – 2009, к  отходам потребления относят все образующиеся в результате потребления и/или эксплуатации готовой продукции виды отходов, включая твердые бытовые отходы, медицинские и биологические отходы, упаковочные отходы, а также отходы, образующиеся при функционировании культурно-бытовых, учебных учреждений, организаций и предприятий торговли и общественного питания и других предприятий и организаций общественного назначения; остатки веществ, материалов, предметов, изделий, частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства в результате физического или морального износа в процессах потребления и (или) эксплуатации, а также получившие несовместимые с их дальнейшим использованием повреждения в результате нештатных ситуаций.

В пунктах 3.1.11; 3.1.12; 3.1.13 ГОСТа Р 53692 – 2009 даны определения твердым бытовым отходам,  инертным отходам и отходам I - IV классов опасности:

«Твердые бытовые отходы ТБО: отходы потребления, образующиеся у населения, в том числе при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений, содержании придомовых территорий и мест общего пользования, содержании в жилых помещениях домашних животных и птиц, а также устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода.

            Инертные отходы: отходы, существование  которых  не  оказывает воздействия на людей и окружающую среду (ГОСТ 30772-2001, статья 3.49)                                    

Примечания.

1. К инертным относятся также обезвреженные отходы.

2. К инертным относят упаковочные отходы из стекла, металла, дерева, бумаги, тканей, кожи и других материалов, непосредственно или после обезвреживания и другой обработки используемых в виде вторичных материальных ресурсов.

Отходы I - IV классов опасности: отходы чрезвычайно опасные (I), высокотоксичные (II), умеренно опасные (III) и малоопасные (IV), в состав которых входят вещества или компоненты, обладающие одним или несколькими опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, способностью к самовозгоранию, высокой реакционной способностью, канцерогенностью, наличием возбудителей инфекционных заболеваний или другими установленными документально опасными свойствами), и обращение с которыми представляет непосредственную или потенциальную опасность для жизни и здоровья человека и/или окружающей среды.»

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, (утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 786) – перечнем, образующихся в Российской Федерации отходов, которые систематизированы по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую природную  среду, каждому виду отходов присваивается индивидуальный код.

Так, согласно указанному классификационному каталогу, к твердым коммунальным отходам относятся как отходы из жилищ (код 91100000 00 00 0), так и отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами (код 91201100 01 00 5).

            Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от  15.06.2001 № 511 «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды» утверждены критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды. Класс опасности отходов устанавливается по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на неё. Установлено пять классов опасности отходов для окружающей среды:

- отходы I класса (чрезвычайно опасные);

- отходы II класса (высокоопасные);

- отходы III класса (умеренно опасные);

- отходы IV класса (малоопасные);

- отходы V класса (практически неопасные).

Данные критерии предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы для окружающей среды, и они обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды во исполнение статьи 14 Закона «Об отходах производства и потребления».

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов», Министерство природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы на основании предоставляемой в установленном порядке индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, информации, включающей сведения о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания:

проводят работу по паспортизации опасных отходов;

организуют и ведут по единой для Российской Федерации системе с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственный кадастр отходов, включающий федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.    

Согласно статье 16 Закона «Об отходах производства и потребления», транспортирование отходов  I – IV классов опасности должно осуществляться при следующих условиях:

наличие паспорта отходов I – IV классов опасности,

наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками  транспортных средств,

соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов I – IV классов опасности на транспортных средствах,

наличие документации для транспортирования и передачи отходов I – IV классов опасности с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.

   Согласно пункту 30 части 1 статьи 12 Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»): «деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I – IV классов опасности подлежит лицензированию». Деятельность  по транспортированию отходов лицензированию не подлежит.

Отходы (waste): вещества или предметы, от  которых  владелец  хочет или должен избавиться (статья 3.12, ГОСТа  Р  ИСО  14050-2009), последовательность  технологических процессов ликвидации конкретного отхода, определена, как  технологический     цикл     отхода (пункт 3.1.15. ГОСТа Р 53692 – 2009). Пункт 5.1. ГОСТа Р 53692 – 2009 устанавливает девять этапов технологического цикла отходов (далее -  ЭТЦО), подлежащих ликвидации:

7-й этап ЭТЦО - это транспортирование и складирование отходов, складирование отходов  должно производиться в специально установленных (санкционированных) местах.

Примечание - Складирование включает размещение отходов для длительного хранения.

Хранение отходов (8-й этап) в зависимости от степени их опасности должно осуществляться под навесом, в контейнерах, шахтах и других санкционированных местах.

Избавление от отходов (9-й этап) производится путем их утилизации и/или удаления.

Первым подэтапом 9 ЭТЦО является утилизация обезвреженных (инертных) отходов. На подэтапе утилизации может быть произведена переработка бракованных или вышедших из употребления видов продукции, изделий, их составных частей и отходов от них путем разборки (разукрупнения), переплавки, использования других технологий с обеспечением рециркуляции (восстановления) органической и неорганической составляющих, металлов и металлосоединений, стеклопосуды и других изделий для повторного применения, а также с ликвидацией образующихся вновь отходов.

Вторым подэтапом 9 ЭТЦО является безопасное размещение отходов I - IV классов опасности на соответствующих полигонах или уничтожение, если захоронение отходов I - IV классов опасности угрожает здоровью и жизни людей, может нанести непоправимый вред окружающей среде. В современных условиях вопросы переработки и/или захоронения (уничтожения) чаще решают на основе экономически целесообразных механизмов при обеспечении безопасного обращения с отходами. При санкционированном захоронении отходов I - IV классов опасности и других отходов, не используемых в настоящее время, следует учитывать, что с появлением новых научно-технических и технологических решений отходы I - IV классов опасности смогут быть утилизированы, поэтому такие захоронения следует рассматривать как техногенные месторождения полезных ископаемых ("вторая геология").

По сведениям Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Смоленской области и Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии, на территории Смоленской области отсутствуют предприятия по обезвреживанию и переработке отходов, имеются  лишь хозяйствующие субъекты, которые производят сбор макулатуры, лома цветных и черных металлов,  автопокрышек, аккумуляторных батарей и транспортировку их в другие регионы для переработки.

Ввиду отсутствия на территории Смоленской области перерабатывающих ТБО  установок и  предприятий, перерабатывающих отдельные виды отходов, а  раздельный сбор отходов не предусмотрен в обслуживании жилищного фонда и обычной производственной деятельности, то услуги по захоронению или запахиванию отходов производства и потребления являются единственным доступным способом утилизации отходов.

Условия размещения отходов производства и потребления определенных классов опасности  вместе с ТБО на мусорных полигонах должны соответствовать требованиям пунктов 4.12 - 4.18 Сан ПиН 2.1.7.1322-03.

            Вывоз отходов осуществляется автотранспортными предприятиями, имеющими соответствующий специализированный подвижной состав в соответствии с «Правилами предоставления услуг по вывозу отходов». Требования к автомобильному транспорту, осуществляющему вывоз отходов, порядок заключения договоров на оказание услуг перевозки, порядок погрузки и разгрузки и др. изложены в «Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом». Дальнейшая переработка и захоронение отходов производится в местах размещения отходов. При этом данные работы находятся в единой, взаимосвязанной, технологической зависимости и представляют собой неразрывную технологическую цепочку. Форма контейнеров и площадок для сбора отходов зависит от конструкции машин для их транспортировки. 

            Из анализа договорной практики предприятий, нуждающихся в услугах по вывозу твёрдых отходов, следует, что заключаемый со спецпредприятием договор на вывоз включает в себя следующие услуги: вывоз и размещение (захоронение) твёрдых бытовых отходов заказчика. То есть, помимо вывоза отходов предприятие-исполнитель услуги берёт на себя также и обязательство о размещении этих отходов, так как  услуги по вывозу и услуги по размещению твёрдых бытовых отходов взаимосвязаны, технологически и экономически зависят друг от друга, представляя собой неразрывную технологическую цепочку, то есть единую сферу обращения товара.

Как следует из условий договоров, заключенных между организациями, осуществляющими вывоз отходов производства и потребления и  заказчиками данных услуг, к перевозке принимаются отходы производства и потребления за исключением I и II классов опасности.

Вывоз отходов производства и потребления осуществляется в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Услуги по вывозу отходов производства и потребления осуществляются организациями посредством специальных транспортных средств, технология вывоза отходов производства и потребления III – V классов опасности одинакова для всех организаций, оказывающих данные услуги. Конструкция и условия эксплуатации транспорта для перевозки отходов должны исключать аварийные ситуации, потери и загрязнения окружающей среды по пути следования и при перевалке отходов с одного вида транспорта на другой. Все виды работ, связанные с загрузкой, транспортировкой и разгрузкой отходов должны быть механизированы и по возможности герметизированы.

Таким образом, услуги  по сбору и вывозу отходов производства и потребления (за исключением I – II классов опасности) оказываются по единой технологии, регулируются Законом «Об отходах производства и потребления», следовательно, являются самостоятельным видом экономической деятельности и не имеют заменителей.

Организации, осуществляющие вывоз твердых бытовых отходов и  размещение отходов на полигоне, отмечают невозможность замены данных услуг на иные услуги.

На основании изложенного, продуктовые границы исследуемого рынка определены как  услуги по вывозу и размещению отходов (за исключением отходов I – II классов опасности) на мусорных полигонах  (коды: ОКВЭД  - 90.00.2 и ОКПД -  90.02.13.110).

 

IV.             Географические границы товарного рынка

            Географические границы товарных рынков определяются исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретателя приобрести товар на данной территории

Определение географических границ товарного рынка осуществлялся методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей) хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

Согласно Методическим рекомендациям, географические границы рынка услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов следует считать местными (локальными). В рамках проведения данного анализа географическими границами рынка услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов приняты административные границы городов с населением более 100 тысяч жителей и административных центров субъектов Российской Федерации. На территории Смоленской области – это город Смоленск (по данным переписи 2010 года население составляло 326,9 тыс. человек).

На основании договоров, заключенных между организациями, осуществляющими вывоз отходов производства и потребления и  заказчиками данных услуг, стоимость услуг складывается из тарифов на транспортировку отходов (с учетом погрузки/разгрузки) и тарифов на захоронение или запахивание отходов на полигоне.

При определении географических границ рынка с точки зрения экономической возможности покупателя учитывается то, что на рассматриваемой территории находится лишь одно место захоронения твёрдых отходов в непосредственной близости  от города Смоленска - это полигон «Кучино»  в Смоленской области, Смоленском районе,  с.п. Кощино, северо-восточнее  д. Замятлино на расстоянии 2,8 км.

Согласно информации, представленной продавцами услуг по вывозу и размещению отходов на мусорных полигонах, потребителями этих услуг, являются организации, осуществляющие управление и обслуживание жилого фонда и  организовывающие вывоз отходов потребления из  жилого фонда города Смоленска, а также юридические и физические лица, в результате деятельности которых на территории города Смоленска образуются отходы производства. Следовательно, фактическим районом продаж являются  административные границы городского округа города Смоленска.

            Открытый характер рынка позволяет предприятиям- продавцам предлагать свои услуги, а покупатели, в свою очередь, вправе заключать договоры на вывоз твердых бытовых отходов с любым предприятием, имеющим специально оборудованный транспорт.

            Таким образом, географическими границами рынка по вывозу и размещению отходов на мусорных полигонах признаны административные границы городского округа город Смоленск.

 

V. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

Потребителями услуг по вывозу отходов потребления из  жилого фонда  являются организации, независимо от организационно-правовой формы собственности, осуществляющие управление и обслуживание жилого фонда, которые обязаны организовать вывоз отходов потребления, заключают договоры на вывоз отходов потребления и осуществляют контроль за исполнением договорных обязательств.

Учитывая функциональное назначение услуг по вывозу отходов потребления - обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения,  конечными потребителями данных услуг выступают граждане.

Потребителями услуг по вывозу отходов производства являются также юридические лица и индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых образуются отходы производства.

Продавцами на исследуемом рынке являются хозяйствующие субъекты, имеющие специально оборудованный транспорт и оказывающие на территории города Смоленска возмездные услуги по вывозу твёрдых отходов с последующим размещением их на полигоне.

Деятельность по транспортировке  и размещению отходов на полигоне, в географических границах административных границ города Смоленска в 2012 году оказывали 9 хозяйствующих субъектов (на основании договоров, заключенных с управляющими компаниями, юридическими и физическими лицами).

 

VI. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов

Расчет общего объема рассматриваемого рынка, определенного в продуктовых и географических границах, и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется на основании объема товара.

Количественной характеристикой объема рынка услуг по транспортировке  и размещению отходов  (Vm) является общий объем отходов в натуральных показателях (тыс. куб.м и тоннах) и стоимостных показателях (цена услуги).

Данные об объемах вывезенных и размещенных отходов на мусорных полигонах и долях хозяйствующих субъектов на исследуемом рынке  приведены в следующей таблице.

Наименование муниципального образования

Наименование хозяйствующего субъекта, осуществляющего услугу

Объем услуг

Доля хозяйствующего субъекта

(в натуральном выражении)

%

Доля хозяйствующего субъекта

(в стоимостном выражении)

%

в натуральном выражении

( м3)

в стоимостном выражении

(тыс. руб.)

Административные границы городского округа город Смоленск

ХС № .

<…>

<…>

62,38

43,19

ХС №2

<…>

<…>

5,05

12,34

ХС № 3

<…>

<…>

1,05

3,74

ХС № 4

<…>

<…>

7,51

10,08

ХС № 5

<…>

<…>

2,09

3,47

ХС № 6

<…>

<…>

7,89

7,47

ХС № 7

<…>

<…>

6,38

9,02

ХС № 8

<…>

<…>

2,08

2,18

ХС № 9

<…>

<…>

5,57

8,51

ИТОГО:

958641,55

158436,88

100,0

100,00

Доля ХС № 1 на анализируемом рынке в 2012 году по объему вывезенных отходов составляла 62,38%,  по выручке от транспортировки и размещения отходов составляла 43,19%.

Положение ХС № 1 на рынке услуг по транспортировке и размещению  отходов на полигоне дает возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на данном рынке, устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов и затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Хотя ХС № 1 осуществляло вывоз отходов с 01.07.2012, но доля его в общем объеме услуг значительно (более, чем в 8 раз по объемам вывезенных отходов и более чем в 3,5 раза по стоимости услуг) превышает долю других хозяйствующих  субъектов.

По результатам анализа состояния конкурентной среды было установлено, что, на основании пункта 1 части 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» ХС № 1 в 2012 году занимал доминирующее положение на рынке услуг по вывозу и размещению отходов на мусорных полигонах в географических границах административных границ городского округа город Смоленск.

 

VII. Определение уровня концентрации

Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

-           коэффициент рыночной концентрации (CR3), рассчитываемый как  сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;

-           индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI), рассчитанный как сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженный в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

Расчетные показатели уровня концентрации рынка услуг по вывозу и размещению отходов на мусорных полигонах:

Показатели рыночной концентрации

2012 год

по объему вывезенных отходов

по выручке от транспортировки отходов

Коэффициент рыночной концентрации                               CR3

75,32%

65,61%

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана HHI

4116,97

2359,45

 

Расчетные показатели концентрации анализируемого рынка свидетельствуют о том, что в исследуемом периоде рынок услуг по вывозу и размещению отходов на мусорных полигонах, относился к рынку с высококонцентрированной структурой  (70%<CR3<100%; 2000<HHI<10000).

 

VIII. Барьеры входа на товарный рынок

Основными барьерами входа новых хозяйствующих субъектов на рынок по вывозу и размещению отходов на полигоне служат административные, экономические.

        Административные ограничения:

- необходимость выполнения  требований, предъявленных в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» к хозяйствующим субъектам по обращению с отходами: к обращению с опасными отходами; к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с опасными отходами; к транспортированию опасных отходов; 

- необходимость обращения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в органы Министерства природных ресурсов для подтверждения отнесения отходов производства к конкретному классу опасности (I – V), в соответствии с «Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды»,  утверждёнными приказом Минприроды Российской Федерации от 15.06.2001 № 511, в зависимости от степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека, во исполнение статьи 14 Закона «Об отходах производства и потребления» и подтверждения возможности захоронения отходов на определенном полигоне.

            Экономическими барьерами являются значительные размеры первоначального капитала для создания предприятия, предоставляющего услуги по вывозу и размещению твёрдых отходов, большие сроки окупаемости капитальных вложений для покупки специального оборудования, позволяющего осуществлять выгрузку отходов из контейнеров и транспортировку отходов к местам размещения и захоронения.

            Наличие старых хозяйственных связей у предприятий, которые давно действуют на исследуемом рынке.

С учетом требований, предъявляемых к хозяйствующим субъектам, осуществляющим услуги по вывозу и размещению отходов, круг участников данного процесса ограничен.

 

XI. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

На рынке услуг по вывозу и размещению отходов на мусорном полигоне в географических границах административных границ городского округа город Смоленск  в 2012 году действовало 9 хозяйствующих субъектов.

Расчетные показатели концентрации анализируемого рынка свидетельствуют о том, что в исследуемом периоде рынок услуг по вывозу и размещению отходов на мусорных полигонах относится к рынку с высококонцентрированной структурой (70%<CR3<=100%; 2000<HHI<=10000). Данный рынок является рынком с неразвитой конкуренцией. Существующие барьеры затрудняют вход хозяйствующих субъектов на исследуемый рынок.

По результатам анализа состояния конкурентной среды было установлено, что, на основании пункта 1 части 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» ХС № 1 занимал доминирующее положение на рынке услуг по вывозу и размещению отходов на мусорных полигонах в географических границах административных границ городского округа город Смоленск с долей более 50%.