Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг охраны жилых помещений

Сфера деятельности: ЖКХ

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

по результатам анализа состояния конкурентной среды на

рынке услуг охраны жилых помещений

16.05.2013                                                                               Смоленское УФАС России

 

I. Общие положения

Исследование состояния конкурентной среды на рынке услуг охраны жилых помещений проводилось в соответствии с пунктом 6.1 Плана работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы, утвержденного приказом ФАС России 07.02.2011 № 66;  Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон «О защите конкуренции»); Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок) и Методическими рекомендациями по проведению анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг охраны жилых помещений (письмо ФАС России от 25.06.2012 № ЦА/19980; далее – Методические рекомендации).

Целью проведения анализа является оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг охраны жилых помещений,  выявление хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке услуг охраны жилых помещений, предупреждение и пресечение злоупотреблений доминирующим положением, соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию, а также выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рынок услуг охраны жилых помещений.

В качестве источников исходной информации о рынке услуг охраны жилых помещений использовались:

- сведения УМВД РФ по Смоленской области о хозяйствующих субъектах, имеющих лицензии на осуществление частной охранной деятельности на территории Смоленской области;

- сведения хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по  охране жилых помещений на территории Смоленской области;

- государственные стандарты, технические условия и другие нормативные документы:

Закон Российской Федерации  от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об охранной деятельности);

Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»;

Федеральный закон «О лицензировании от дельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ.

постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 № 498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности»;

Порядок обеспечения Министерством внутренних дел Российской Федерации охраны имущества физических и юридических лиц по договорам, утвержденный приказом МВД России от 31.08.2007 № 772 (далее – Порядок обеспечения охраны имущества по договорам);

Инструкция по организации деятельности подразделений вневедомственной охраны территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации по обеспечению охраны объектов, квартир и мест хранения имущества граждан с помощью технических средств охраны, утвержденная приказом МВД России от 16.07.2012 № 689 (далее –  Инструкция по организации деятельности подразделений вневедомственной охраны);

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности «ОК 029-2001 (далее – Общероссийский классификатор ОК 029-2001), принятый и введенный в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001            № 454-ст;

Общероссийский классификатор продукции по  видам экономической деятельности «ОК 034-2007» (далее – Общероссийский классификатор ОК 034-2007), принятый и введенный в действие Постановлением Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 № 329-ст;

- информация из сети Интернет.       

 

II. Временной интервал исследования

Учитывая, что исследование ограничивается изучением характеристик на рынке услуг охраны жилых помещений, которые сложились до момента проведения исследования, анализ носит ретроспективный характер.

Временным интервалом исследования рынка охраны жилых помещений является 2010 и 2011 годы (с 01.01.2010 по 31.12.2010 и с 01.01.2011 по 31.12.2011).

 

III. Продуктовые границы товарного рынка

В Общероссийском классификаторе ОК 029-2001 услуга охраны жилых помещений принадлежит к подразделу K «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» к классу 74 «Предоставление прочих видов услуг»», подклассу 74.6 «Проведение расследований и обеспечение безопасности», группе 74.60 «Проведение расследований и обеспечение безопасности», эта группировка включает охранную деятельность, осуществляемую с помощью механических и электрических защитных устройств (код ОКВЭД 74.60).  

В Общероссийском классификаторе ОК 034-2007 услуги охраны жилых помещений представлены в разделе К и подразделе DK «Услуги, связанные с недвижимым имуществом, арендой, вычислительной техникой, научными исследованиями, прочие услуги, связанные с предпринимательской деятельностью», классе 74 «Услуги, связанные с предпринимательской деятельностью», подклассе 74.6, группе 74.60 и подгруппе 74.60.1 «Услуги по проведению расследований и обеспечению безопасности» и виду 74.60.15 «Услуги охраны» (код ОКПД 74.60.15).

В соответствии со статьей 1 Закона об охранной деятельности, частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

Статья 3 Закона об охранной деятельности в целях охраны определяет предоставление следующих видов услуг:

охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении;

охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;

консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств.

Постановление Правительства от 23.06.2011 № 498 утверждает перечень видов технических средств охраны, используемых для оказания услуг по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по их проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию: средства аудио- и видеонаблюдения, технические средства охранной и охранно-пожарной сигнализации, средства инженерно-технической защиты и контроля доступа, технические средства обнаружения предметов и веществ, ограниченных в обороте и технические средства мониторинга и навигации подвижных и стационарных объектов.

Учитывая изложенное, продуктовыми границами исследуемого рынка будут являться оказанные на возмездной основе услуги по охране жилых помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения.

 

IV.            Географические границы товарного рынка

Спрос на услуги охраны жилых помещений является неперемещаемым – данные услуги в подавляющем большинстве случаев приобретаются там, где человек (заказчик услуг) проживает по месту жительства или по месту нахождения жилого помещения (объект услуг). Согласно договоров, заключенных владельцем жилого помещения с охранной организацией, охрана объекта заключается в централизованном наблюдении  в течение периода охраны (с момента приема объекта под охрану на пульт централизованного наблюдения до снятия его с охраны) за состоянием  средств сигнализации на объекте и принятии мер к задержанию проникших на него посторонних лиц.  В случае необходимости дежурный сотрудник охранной организации вызывает ответственных патрульных охранников, курирующих конкретный район, наряд милиции, пожарную охрану, аварийную службу жилищно-коммунального хозяйства или другие службы в зависимости от ситуации. Учитывая, что возможность оперативно среагировать на ситуации, при которых произошли проникновение, кража, пожар и т.п., то есть охранный случай, необходим выезд охранников в жилое помещение, при этом выезд может осуществляться только той охранной организацией, которая работает в конкретном поселении, районе, округе - муниципального образования Российской Федерации, выбор заказчика услуг огранивается в указанных географических границах. Как правило, в одних географических границах работает небольшое количество охранных организаций, связано это, прежде всего с тем, что возможность иметь большое количество охранников, патрулирующих расширенные географические границы ограничена из-за высоких издержек, в части заработной платы сотрудников.

Таким образом, в целях проведения данного исследования географические границы исследуемого рынка определены как  административные границы городов с населением более 100 тысяч жителей (согласно Методическим рекомендациям). На территории Смоленской области – это город Смоленск (по данным переписи 2010 года население составляло 326,9 тыс. человек).

 Учитывая  изложенное,  географическими границами рынка услуг охраны жилых помещений будут являться административные границы городского округа город Смоленск.

 

V.                Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

 Покупателями на данном рынке являются физические и юридические лица.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона об охранной деятельности, частная охранная организация - организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности.

Лицензирование охранной деятельности осуществляется в соответствии со статьями 11.2 и 11.3 Закона об охранной деятельности, а также в соответствии с Положением о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства от 23.06.2011 № 498. Предоставление лицензий на осуществление частной охранной деятельности производится органами внутренних дел.

Согласно информации, содержащейся в Реестре лицензий на осуществление частной охранной деятельности и представленной УМВД РФ по Смоленской области в Смоленское УФАС России, лицензии на охранную деятельность в географических границах административных границ города Смоленска, в период 2010 - 2011 годы имели105 частных охранных предприятий, 

На основании данных, представленных охранными предприятиями, услуги охраны жилых помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения (пульты централизованной охраны)  в городе Смоленске в 2010 году оказывали 11 хозяйствующих субъектов, зарегистрированные как частные охранные предприятия:

1. ХС № 2 (местонахождение: <…>).

2. ХС № 3 (местонахождение: <…>).

3. ХС № 4 (местонахождение: <…>).

4. ХС № 5 (местонахождение: <…>).

5. ХС № 6 (местонахождение: <…>).

6. ХС № 7 (местонахождение: <…>).

7. ХС № 8 (местонахождение: <…>).

8. ХС № 9 (местонахождение: <…>).

9. ХС № 10 (местонахождение: <…>).

10. ХС № 11 (местонахождение: <…>).

11. ХС № 12 (местонахождение: <…>).

Услуги охраны жилых помещений  в городе Смоленске в 2011 году оказывали 12 хозяйствующих субъектов:

1. ХС № 2 (местонахождение: <…>).

2. ХС № 3 (местонахождение: <…>).

3. ХС № 4 (местонахождение: <…>).

4. ХС № 5  (местонахождение: <…>).

5. ХС № 6 (местонахождение: <…>).

6. ХС № 7 (местонахождение: <…>).

7. ХС № 8  (местонахождение: <…>).

8. ХС № 9 (местонахождение: <…>).

9. ХС № 10 (местонахождение: <…>).

10. ХС № 12 (местонахождение: <…>).

11. ХС № 13 (местонахождение: <…>).

12. ХС № 14 (местонахождение: <…>).

В ходе проведения анализа было установлено, что на территории города Смоленска услуги по охране жилых помещений с помощью технических средств охраны, кроме указанных  частных охранных предприятий, в 2010 – 2011 годах оказывало и ХС № 1 (далее – ХС № 1; местонахождение: <…>).

На основании статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», на полицию возлагаются определенные обязанности, в том числе охранять на договорной основе имущество граждан и организаций, а также объекты, подлежащие обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 № 1629-р. Согласно Инструкции по организации деятельности подразделений вневедомственной охраны, подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации осуществляют деятельность по обеспечению охраны объектов, квартир и мест хранения имущества граждан с помощью технических средств охраны.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение – государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

 Казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в  соответствующий бюджет системы Российской Федерации.

Кроме того, тарифы  на оказываемые  подразделениями вневедомственной охраны определяются в порядке, установленном Постановлением Правительства от 07.09.2011 № 752 «О порядке определения тарифов на оказываемые полицией услуги по охране имущества и объектов граждан и организаций, а также иные услуги, связанные с обеспечением  охраны имущества на договорной основе» на основе Методики установления тарифов на оказываемые полицией услуги по охране имущества и объектов граждан и организаций, а также иные услуги, связанные с обеспечением  охраны имущества на договорной основе, утвержденной Приказом МВД России от 30.12.23011 № 1345.

На территории Смоленской области действует ХС № 15, но услуги по охране жилых помещений не оказывает в связи с отсутствием пунктов централизованной охраны.

Информация о составе хозяйствующих субъектов приведена в Приложении к аналитическому отчету.

 

VI. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов

Оценка объема товарного рынка произведена на основании объема продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке в  натуральном (количество охраняемых жилых помещений) и в стоимостном выражении (объем выручки – продажи в рублях).

В ходе анализа установлено, что в состав одной группы  лиц, на основании пунктов 1 и 2 части 1 статьи 9 Закона «О защите конкуренции», входят  два хозяйствующих субъекта: ХС № 10 и ХС № 11.

На основании пункта 1 части 1 статьи 9 Закона «О защите конкуренции», в одну группу лиц входят  четыре хозяйствующих субъекта: ХС № 5,  ХС № 6, ХС № 7 и  ХС № 8.

Сведения об объемах рынка и доли хозяйствующих субъектов, осуществляющих охрану жилых помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения, представлены в Приложении к аналитическому отчету.

В ходе проведенного анализа выявлено, что доля ХС № 1 на исследуемом рынке в общем объеме оказанных услуг составляла в 2010 году по количеству охраняемых жилых помещений <…>%, по объемам продаж – <…>%; в 2011 году – <…>% и <…>% соответственно. Средства, получаемые ХС № 1 в соответствии с договорами об охране имущества и объектов граждан, зачислялись в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в полном объеме, получаемые средства являлись доходом  федерального бюджета, а не доходом охранного учреждения.

Наибольшая доля из хозяйствующих субъектов (частных охранных предприятий) на исследуемом рынке принадлежит  группе лиц в составе ХС № 5,  ХС № 6, ХС № 7 и  ХС № 8 и составляла в 2010 году по количеству охраняемых жилых помещений <…>% и по объему продаж <…>%, в 2011 году: <…>% и <…>% соответственно. Однако, положение этих хозяйствующих субъектов нельзя признать доминирующим, так как они не имеют возможности оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на исследуемом товарном рынке, либо  устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов или затруднять доступ на этот товарный рынок других хозяйствующих субъектов.  Конкуренцию им составляет ХС № 1охрана из-за низкой стоимости (дешевизны)  своих охранных услуг (230 рублей в месяц).

        VII. Определение уровня концентрации

Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

-           коэффициент рыночной концентрации (CR3), рассчитываемый как  сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;

-           индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI), рассчитанный как сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженный в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

Расчетные показатели уровня концентрации рынка услуг охраны жилых помещений:

Показатели рыночной концентрации

2010 год

2011 год

По количеству охраняемых жилых помещений

 

 

Коэффициент рыночной концентрации                                  CR3

99,16%

99,11%

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана     HHI

9027,66

8903,52

По объему выручки (продаж)

 

 

Коэффициент рыночной концентрации                                  CR3

95,54%

96,22%

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана     HHI

7384,16

6945,99

 

Расчетные показатели концентрации анализируемого рынка свидетельствуют о том, что в 2010 - 2011 годах рынок услуг охраны жилых помещений в географических границах административных границ  городского округа город Смоленск относился к рынку с высококонцентрированной структурой (70%<CR3<100%; 2000<HHI<10000).

 

VIII. Барьеры входа на товарный рынок

Под барьерами входа на товарный рынок понимают обстоятельства или действия, препятствующие или затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке.

При проведении анализа рынка услуг охраны жилых помещений был выявлен ряд барьеров, затрудняющих вход хозяйствующих субъектов на указанный рынок:

-  административные барьеры: необходимость получения лицензии на осуществление охранной деятельности; требования к охранникам: ежегодное прохождение медицинской комиссии (платно), обучение на частного охранника (платно), обязательное повышение квалификации (платно); периодические проверки частных охранных предприятий;

-  экономические барьеры: конкуренцию составляет вневедомственная охрана – ХС № 1, из-за низкой стоимости (дешевизны)  своих охранных услуг (230 рублей в месяц), в то время как стоимость услуг охраны частных охранных предприятий в пределах от 700 до 2000 рублей в месяц из-за увеличения налогов с 14,2% до 34,2%, дорогостоящего оборудования видеонаблюдения и др.; низкая платежеспособность населения; недоверие населения к частным охранным предприятиям.

 

 IX. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

        Согласно проведенного анализа рынка услуг по охране жилых помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения на исследуемом рынке в географических границах административных границ городского округа город Смоленск в 2010 году действовали 11 хозяйствующих субъектов и ХС № 1, в 2011 году – 12 хозяйствующих субъектов и ХС № 1.

         Расчетные показатели концентрации анализируемого рынка свидетельствуют о том, что он относятся к рынку с высококонцентрированной структурой (70%<CR3<100%; 2000<HHI<10000). Данный рынок относится к рынку с неразвитой конкуренцией. Существующие барьеры затрудняют вход хозяйствующих субъектов на исследуемый рынок.

В результате проведенных исследовании конкурентной среды на рынке услуг по охране жилых помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения в географических границах административных границ городского округа город Смоленск, установлено, что наибольшая доля на данном рынке  у ХС № 1. Однако, с учетом того, что ХС № 1, в соответствии с пунктом  5 статьи 4 Закона «О защите конкуренции», не является хозяйствующим субъектом, оно не может быть включено в Реестр  хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.