АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке платежных услуг

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке платежных услуг        

14.01.2014                                                               Смоленское УФАС России

I. Общие положения

Основанием для проведения анализа рынка послужило перенаправленное ФАС России в Смоленское УФАС России заявление  Совета депутатов Озерненского поселения Духовщинского района Смоленской области, в котором указывается на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в части  взимания сборов при оплате коммунальных услуг в кассу Смоленского отделения № 8609 ОАО «Сбербанк России» и служебная записка заместителя руководителя – начальника отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС  России от 16.07.2013.

          Исследование состояния конкурентной среды на рынке платежных услуг на территории поселка Озерный Духовщинского района Смоленской области проводилось на основании пункта 10 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), в соответствии с  Условиями признания доминирующим положения кредитной организации и Правилами установления доминирующего положения кредитной организации, (утверждены постановлением Правительства от 26.06.2007 № 409), Порядком проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения кредитной организации (утвержден приказом ФАС России от 28.06.2012 № 433; далее – Порядок, утвержденный приказом № 433) и  Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (утвержден приказом ФАС России от 28.04.2010  № 220; далее – Порядок) и на основании пункта 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации (утвержден  приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2012    № 339) и  пункта 3.5 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении  заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией (утвержден приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2012  № 345).

Целью анализа конкурентной среды на рынке платежных услуг является изучение ситуации, сложившейся на рынке и наличие признаков доминирующего положения хозяйствующего субъекта – ОАО «Сбербанк России».

В качестве источников исходной информации о товарном рынке использовались:

- сведения хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по приему платежей от физических лиц  за коммунальные услуги;

- результаты опроса потребителей;

- результаты опроса поставщиков коммунальных услуг;

- информация,   представленная в свободном доступе сети Интернет;

- государственные стандарты, технические условия и другие нормативные документы:

Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее - Закон «О национальной платежной системе»);

Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон о банках и банковской деятельности);

Федеральный закон от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи»;

Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Закон № 103-ФЗ);

Правила оказания услуг почтовой связи, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 № 221;

  Общероссийский классификатор услуг населению «ОК 002-93 (далее – Общероссийский классификатор ОК 002-93), утвержденный постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163;

  Общероссийский классификатор видов экономической деятельности   «ОК 029-2001 (далее – Общероссийский классификатор ОК 029-2001), принятый и введенный в действие  постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст;

 Общероссийский классификатор продукции по  видам экономической деятельности «ОК 034-2007» (далее – Общероссийский классификатор ОК 034-2007), принятый и введенный в действие Постановлением Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007             № 329-ст;

- данные ранее проведенных территориальными органами ФАС России исследований состояния конкуренции на рынке услуг по приему платежей от физических лиц  за коммунальные услуги.

 

II. Временной интервал исследования товарного рынка

Пунктом 2.2 Порядка предусмотрено, что в случае, если исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, то проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

В соответствии с пунктом 1 «Условий признания доминирующим положения кредитной организации», доминирующим положением признается положение кредитной организации, если её доля на товарном рынке в течение длительного периода времени (не менее 1 года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее 1 года) увеличивается и (или) неизменно превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.

 Таким образом, временной интервал исследования рынка определен таким образом, чтобы максимально учесть стабильность состава участников рынка в течение длительного периода, превышающего 1 год.  

Учитывая, что имеется возможность произвести подсчет оказанных услуг и целесообразно изучить характеристики рынка услуг по приему платежей от физических лиц  за коммунальные услуги, которые сложились до момента проведения исследования, анализ носит ретроспективный характер.

В связи с вышеизложенным, временным интервалом исследования рынка является 2012 год и  1-е полугодие 2013 года (с 01.01.2012 по 31.12.2012 и с 01.01.2013 по 30.06.2013).

 

III. Продуктовые границы товарного рынка

Определение продуктовых границ представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров (работ, услуг), обращающихся на одном и том же товарном рынке, которая включает в себя:

 предварительное определение товара;

 выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

 определение взаимозаменяемых товаров.

 Методом определения продуктовых и географических границ рынка услуг по приему платежей от населения за жилищно-коммунальные услуги был выбран метод выборочного опроса покупателей путем анкетирования.

Мнение потребителя может отличаться в зависимости от способа и участия в обороте товара.

Предметом анализа явилась деятельность хозяйствующих субъектов на рынке услуг по приему платежей от населения за жилищно-коммунальные услуги.

Потребителями услуг по приему платежей за жилищно-коммунальные услуги являются граждане, пользующиеся услугами организаций, оказывающих данные услуги.

Согласно частям 4 и 7 статьи 155 Жилищного кодекса наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, а также собственники помещений в многоквартирном доме, управление которыми осуществляет управляющая организация, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

Часть 2 статьи 155 Жилищного кодекса и пункт 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства  Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» предусматривают, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных исполнителем не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

Пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам установлено право потребителя жилищно-коммунальных услуг, если иное не установлено договором на предоставление таких услуг, осуществлять их оплату, в частности, наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов в выбранных ими банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, а также почтовыми переводами.

В настоящее время правовые организационные основы национальной платежной системы, деятельности ее субъектов и порядок оказания платежных услуг установлены Законом  «О национальной платежной системе». Под платежными услугами, исходя из пункта 17 статьи 3, статей 4 и 11 Закона «О национальной платежной системе», понимаются:

- услуги по переводу денежных средств, оказываемые в соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности» кредитными организациями;

- услуги почтового перевода денежных средств, оказываемые в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» организациями федеральной почтовой связи;

- услуги по приему платежей, оказываемые в соответствии с Законом       № 103-ФЗ платежными агентами.

Все перечисленные услуги с учетом особенностей, установленных указанными нормативными правовыми актами, могут оказываться одновременно разным группам потребителей:

плательщики – физические лица, осуществляющие оплату за предоставленные им жилищно-коммунальные услуги;

получатели платежей – юридические лица и индивидуальные предприниматели (поставщики коммунальных услуг), заключившие с продавцом платежной услуги соответствующие договоры.

Для каждой из этих групп потребителей названные платежные услуги имеют разное функциональное значение и применение, а именно, если для плательщиков целью получения платежных услуг является исполнение какого либо денежного обязательства (оплата за товары, услуги), то получатель платежей пользуется услугой непосредственно для сбора платежей за реализованные товары (работы, услуги). Следовательно, плательщики и получатели платежей при обращении за оказанием платежных услуг действуют на разных товарных рынках.

В целях данного исследования рассматривается рынок услуг, получателями которых являются физические лица, осуществляющие оплату за предоставленные им коммунальные услуги.

Согласно опросу населения и сведениям, представленным поставщиками коммунальных услуг, население поселка Озерный Духовщинского района Смоленской области в 2012 году оплачивало коммунальные услуги в основном через отделение Сбербанка (75,3%), в том числе с помощью банковских автоматов (9%), а также через почтовое отделение (21,4%) и непосредственно в кассах поставщиков услуг (3,3%).

Практически в любом банке можно оплатить коммунальные услуги.  При этом необходимо заполнить бланк формы ПД-4,  где указывается получатель платежа,  ИНН получателя,  расчетный счет получателя,  БИК,  номер кор.  счета,  банк получателя,  назначение платежа,  сумму платежа,  ФИО плательщика,  адрес плательщика.  При оплате через некоторые банки взимается комиссия в размере нескольких процентов (1-1,5%)  от платежа.  Также коммунальные услуги можно оплатить через банкоматы тех банков,  в которых плата за коммунальные услуги  принимается.  Необходимо принять во внимание возможность других организаций принимать платежи за коммунальные услуги от населения.  Такими организациями являются отделения ОАО «Почта России», которая оказывает универсальные услуги по приему платежей от населения как платежный агент в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ.  Почта России обладает широкой сетью отделений,  что позволяет осуществлять прием платежей в самых отдаленных населенных пунктах Смоленской области. Оплата услуг через банки,  банкоматы и  почтовые отделения дает возможность оплаты услуг без очередей и специального визита в компании,  оказывающие коммунальные услуги.

Согласно пункту  3.6  Порядка,  определим товары потенциально взаимозаменяемые. Услуги,  схожие по своему функциональному назначению и иным характеристикам могут оказывать и иные хозяйствующие субъекты,  а именно:  платежные терминалы,  единые центры обслуживания и кассы,  расположенные непосредственно в организациях,  оказывающих коммунальные услуги. В соответствии с пунктом  3.7  Порядка,  а также в соответствии с пунктом 3  статьи 4  Закона «О защите конкуренции», определение взаимозаменяемости товаров основывается на фактической замене товаров покупателем или готовности покупателя заменить одни товары другими в процессе потребления,  учитывая их функциональное назначение,  применение,  качественные и технические характеристики,  цену и другие параметры. Платежный терминал -  это аппарат для приема моментальных платежей за различные услуги -  от оплаты сотовой связи до коммунальных платежей.  На исследуемом рынке оказание услуг по приему коммунальных платежей через небанковские платежные терминалы не осуществляется. Банкоматы, через которые можно заплатить за коммунальные услуги, установлены на территории филиала Смоленского отделения № 8609 Среднерусского Банка ОАО «Сберегательного банка  России» (дополнительный офис № 8609/034). Согласно проведенному опросу физических лиц, осуществляющих плату за коммунальные услуги, платежи, совершаемые  через банкоматы, не являются взаимозаменяемыми  платежам, осуществляемым через операционно-контрольного работника, так как плательщику проще предъявить счет для оплаты в «окошечко», чем самому произвести оплату через банкомат. Кассы,  расположенные непосредственно в организациях, оказывающих коммунальные услуги, не являются взаимозаменяемыми ввиду того,  что они принимают оплату только за «свои» услуги. Следовательно, взаимозаменяемые товары не выявлены и при анализе исследуемого рынка рассматривается товар: услуги по приему платежей от физических лиц за коммунальные услуги  через операционно-контрольного  работника.

Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93,  прием платежей за услуги классифицированы  по коду ОКУН 101204 3.

Согласно Общероссийскому классификатору ОК 029-2001,  взыскание платежей по счетам относится к разделу К «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг», классу 74 «Предоставление прочих видов услуг», подклассу 74.8 «Предоставление различных видов услуг», группе 74.84  «Предоставление прочих услуг», в том числе взыскание платежей по счетам (код ОКВЭД 74.84).

Согласно Общероссийскому классификатору ОК 034-2007,  услуги, состоящие в получении  денег по счетам классифицированы в разделе К и подразделе КА  «Услуги, связанные с недвижимым имуществом арендой, вычислительной техникой, научными исследованиями, прочие услуги, связанные с предпринимательской деятельностью», классе  74 «Услуги связанные с предпринимательской деятельностью прочие», подклассе 74.8 «Разные услуги, связанные с предпринимательской деятельностью»,                   группе 74.87, подгруппе 74.87.1 «Услуги, связанные с предпринимательской деятельностью, прочие», виде 74.87.12 «Услуги агентств по сбору и взысканию платежей» и категории 74.87.12.110 «Услуги  состоящие в получении денег по счетам, чекам, контрактам, векселям, а также переводе этих денег заказчику (код ОКПД 74.87.12.110).

Продуктовые границы анализируемого рынка определены  как услуги по приему платежей от физических лиц за коммунальные услуги через операционно-контрольного  работника (код ОКУН 101204 3, код ОКВЭД 66.03.3 и  код ОКПД 66.03.21.000).

 

IV. Географические границы товарного рынка

Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4  Закона «О защите конкуренции» определяют сферу обращения товара (территорию),  в границах которой исходя из экономической,  технической или иной возможности приобретатель может приобрести товар,  и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно пункту  4.1  Порядка,  процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории,  на которой приобретатель (приобретатели)  приобретает или имеет экономическую,  техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами)  включает:

-  предварительное определение географических границ товарного рынка;

-  выявление условий обращения товара,  ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем;

-  определение территорий,  входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Предварительное определение географических границ товарного рынка,  в соответствии с пунктом  4.2  Порядка,  проводится на основе информации о регионе,  в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства. В соответствии с целью анализа,  целесообразно рассматривать данные услуги в географических границах поселка Озерный Духовщинского района Смоленской области.  Это основано на привязке организаций предоставлять коммунальные услуги в границах определенного населенного пункта,  в связи с чем большинство потребителей коммунальных услуг будет оплачивать платежи в кассах банков и почтовых отделениях данного населенного пункта. Приобретателями услуги являются граждане поселка Озерный Духовщинского района Смоленской области,  проживающие и имеющие регистрацию по месту жительства на территории поселка,  вносящие плату за потребленные коммунальные услуги. Факторами, препятствующими оплачивать коммунальные услуги за пределами местожительства, являются: значительное увеличение затрат, связанное с транспортировкой до места нахождения организации, принимающей данные платежи от населения; отсутствие возможности для оплаты услуг за пределами места жительства (отсутствие транспортных средств); не имеет смысла оплачивать данные услуги за пределами места жительства, поскольку на территории места проживания имеются организации, оказывающие услуги по приему платежей от населения.

 В данном анализе определение географических границ товарного рынка осуществляется методом установления местоположения приобретателей,  поэтому «тест гипотетического монополиста» не использовался,  следовательно, пункт  4.6  Порядка не рассматриваем. В связи с тем,  что изучается рынок приема коммунальных платежей,  который не относится к сфере субъектов естественных монополий,  пункт  4.7  Порядка  также не рассматриваем.

Учитывая изложенное, географические границы исследуемого рынка услуг по приему платежей от физических лиц за коммунальные услуги в пользу поставщиков определены как административные границы поселка Озерный Духовщинского района Смоленской области.   

 

V. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

Продавцами на рынке услуг по приему платежей от населения за коммунальные услуги выступают хозяйствующие субъекты, осуществляющие физическим лицам на территории поселка Озерный Духовщинского района Смоленской области оказании е услуги по приему платежей от физических лиц.

Потребителями услуг по приему платежей за коммунальные услуги является население, оплачивающее коммунальные услуги.

Перечень хозяйствующих субъектов,  действующих на товарном рынке, был выявлен на основании данных,  полученных от Совета депутатов Озерненского поселения Духовщинского района Смоленской области и хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по приему платежей от физических лиц. Услугами по приему платежей от физических лиц за коммунальные услуги в 2012  году и 1-ом полугодии 2013 года занимались 2  хозяйствующих субъекта.  В соответствии с пунктом  5.2  Порядка количество выявленных хозяйствующих субъектов,  действующих на товарном рынке,  является достаточным,  так как количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах,  которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке. Согласно пункту  5.3  Порядка,  на основании информации,  полученной при определении временного интервала исследования,  при определении продуктовых границ товарного рынка и при определении географических границ товарного рынка,  определяются хозяйствующие субъекты,  действующие на рассматриваемом рынке,  для которых устанавливаются позволяющие их идентифицировать данные. Такими хозяйствующими субъектами являются:

  1. ХС № (местонахождение: <…>).
  2. ХС № 2 (местонахождение: <…>).  

VI. Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов

Согласно пункту 2.9 Порядка, утвержденного приказом № 433,  расчет объема оказанных услуг за определенный период времени в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется на основании объема оказанных услуг в натуральном и (или) стоимостном выражении. В целях расчета объема платежных  услуг на товарном рынке основными показателями является объем принятых платежей (в стоимостном выражении) за коммунальные услуги от населения за 2012 год и  1-е полугодие 2013 года.

Данные об объемах рынка услуг по приему платежей от физических лиц за коммунальные услуги в пользу поставщиков в географических  границах административных границ поселка Озерный Духовщинского района Смоленской области за 2012 год и 1-е полугодие 2013 года и долях хозяйствующих субъектов на исследуемом рынке  приведены в следующей таблице:

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Сумма принятых платежей  за

 2012 г.,тыс. руб.

Доля на рынке, %

 Сумма принятых платежей  за 1-е полугодие 2013 г., тыс. руб.

Доля на рынке, %

1

ХС № 1

<…>

<…>

<…>

<…>

2

ХС №и 2

<…>

<…>

<…>

<…>

 

ИТОГО:

<…>

<…>

<…>

<…>

ХС № 1 действует на исследуемом рынке как кредитная организация, так как осуществляет операцию по переводу денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов), которая входит в перечень банковских операций, определенный статьей 5 Закона о банках и банковской деятельности.

ХС № 2 действует на исследуемом рынке как платежный агент, согласно Законe «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», оказывающий услугу  по приему  платежей нефинансовой организацией, заменяющей вышеуказанную банковскую услугу.

В соответствии с Условиями признания доминирующим положения кредитной организации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от  26.06.2007 № 409, доминирующим признается положение кредитной организации на товарном рынке, дающее такой кредитной организации возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения услуги на соответствующем рынке, и (или) устранять с товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять им доступ на товарный рынок.

С учетом долей конкурентов на соответствующем товарном рынке, доминирующим признается положение кредитной организации, в отношении которой выполняются в совокупности следующие условия:

доля кредитной организации превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации;

доля кредитной организации на товарном рынке в течение длительного периода времени (не менее одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее одного года) увеличивается и (или) неизменно превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке,  либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.

На товарном рынке услуг по приему платежей от физических лиц за коммунальные услуги в географических границах административных границ поселка Озерный Духовщинского района Смоленской области доля ХС № 1 в 2012 году составляла 97,1%, в 1-ом полугодии 2013 года – 96,3%. Данный товар - «услуги по приему платежей от физических лиц за коммунальные услуги», обращается на товарных рынках всех субъектов Российской Федерации и ХС   № 1 также предоставляет данные услуги на этих товарных рынках и доля его на исследуемом рынке превышает 20 %, следовательно, выполняется первое условие признания доминирующим положение кредитной организации.

На исследуемом товарном рынке доля ХС № 1  в 2012 году составляла 97,1%, в  1-ом полугодии 2013 года – 96,3%, то есть неизменно (в течение 1,5 лет) превышает 20%, следовательно, выполняется второе условие признания доминирующим положение финансовой организации.

Положение  ХС № 1 на рынке услуг по приему платежей от физических лиц за коммунальные услуги дает возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на данном рынке, устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов и затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам в связи с имеющимися преимуществами перед потенциальными участниками рассматриваемого товарного рынка.

 На основании части 7 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» и Условий признания доминирующим положения кредитной организации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от  26.06.2007 № 409, установлены признаки наличия  доминирующего положения ХС № 1 на товарном рынке услуг по приему платежей от физических лиц за коммунальные услуги в период 2012 год и 1-е полугодие  2013 года в географических границах административных границ поселка Озерный Духовщинского района Смоленской области.

         

VII. Уровень концентрации товарного рынка

 Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

  • коэффициент рыночной концентрации (CR3), рассчитываемый как  сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;
  • индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI), рассчитанный как сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженный в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

Расчетные показатели уровня концентрации рынка услуг по приему платежей от физических лиц за коммунальные услуги в географических границах административных границ поселка Озерный Духовщинского района Смоленской области:

Показатели рыночной концентрации

2012 г.

1-е полуго-дие 2013 г.

Коэффициент рыночной концентрации                                      CR3

100%

100%

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана          HHI

9439,1

9289,3

 

Расчетные показатели концентрации анализируемого рынка свидетельствуют о том, что в 2012 году и 1-ом полугодии 2013 года рынок услуг по приему платежей от физических лиц за коммунальные услуги в географических границах административных границ поселка Озерный Духовщинского района Смоленской области относился к рынку с высоко  концентрированной структурой (70%<CR3<=100%; 2000<HHI<10000).

 

 VIII. Барьеры входа на товарный  рынок

К основным причинам, ограничивающим развитие конкуренции на рынке услуг по приему платежей от физических лиц за коммунальные услуги, а также ограничивающим доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам относятся административные и экономические барьеры входа на рынок.

Административные барьеры:

- кредитной организации необходимо получить лицензию Центрального банка Российской Федерации на право осуществлять банковские операции;

- оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей после постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу, в соответствии с частью 5 статьи 4 Закона № 103-ФЗ.

Экономические барьеры входа:

- ограниченная доступность финансовых ресурсов и более высокие издержки привлечения финансирования для потенциальных участников по сравнению с хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке;

-  преимущества хозяйствующих субъектов,  действующих на рассматриваемом рынке,  перед потенциальными участниками товарного рынка,  в частности,  по затратам на единицу продукции и по спросу на товар,  по наличию долгосрочных договоров с поставщиками коммунальных услуг;

- низкая норма прибыли данного направления, т.к. комиссионный доход,

получаемый за осуществление одного платежа, в среднем по рынку составляет 1-3% от суммы платежа, в связи с чем обеспечить высокую прибыльность данного направления можно только за счет проведения большого количества таких операций;

- неравенство стартовых условий функционирования на данном рынке;

- высокая арендная плата в местах установки автоматизированного оборудования, которая значительно снижает интерес к этому направлению, т.к. основной доход уходит на оплату арендных платежей. Банкоматы и терминалы значительно снижают расходы банка на осуществление платежей.

Другие ограничения входа на товарный рынок:

- низкая информированность населения о способах оплаты, недоверие к новым технологиям,

- техническое превосходство уже действующих на данном рынке хозяйствующих субъектов;

- в связи с отсутствием банковских реквизитов в квитанциях на оплату,  кредитные организации и платежные агенты,  не являющиеся участниками соглашений с организациями,  оказывающими коммунальные услуги,  не имеют практической возможности оказания гражданам услуг по приему и переводу денежных средств в оплату коммунальных услуг.

IX. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

На рынке услуг по приему платежей от физических лиц за коммунальные услуги в географических границах административных границ поселка Озерный Духовщинского района Смоленской области в 2012 году  и 1-ом полугодии 2013 года деятельность  осуществляли 2 хозяйствующих субъекта.

Рынок  услуг по приему платежей от физических лиц за коммунальные услуги в географических границах административных границ поселка Озерный Духовщинского района Смоленской области в 2012 году  и 1-ом полугодии 2013 года относился к рынку с высоко концентрированной структурой (70%<CR3<=100%; 2000<HHI<10000).

Существующие барьеры входа на товарный рынок ограничивают возможность  создать высоко конкурентную среду на рассматриваемом товарном рынке.

На основании части 7 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» и Условий признания доминирующим положения кредитной организации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от  26.06.2007 № 409, установлены признаки наличия  доминирующего положения ХС № 1 (местонахождение: <…>) на товарном рынке услуг по приему платежей от физических лиц за коммунальные услуги в период 2012 год и 1-е полугодие  2013 года в географических границах административных границ поселка Озерный Духовщинского района Смоленской области.