Разъяснения нормы относительно применения статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

 

В пункте 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» сказано, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).

По смыслу статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135 «О защите конкуренции» финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а так же услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических средств.

В рекламных объявлениях размещенных в средствах массовой информации, в наружной рекламе, распространяемой на территории Республики Мордовия часто встречается указание на возможность приобрести товары в «КРЕДИТ».

Кредит – это заем в денежной или товарной форме, предоставляемый кредитором заемщику на условиях возвратности, чаще всего с выплатой процента за пользование займом.

Если кредитование осуществляется посредством финансовой организации, с которой продавец товара заключил договор (соглашение) о предоставлении потребительских кредитов, то в такой рекламе необходимо указывать наименование финансовой организации (банка или иной кредитной организации) оказывающей услугу кредитования, поскольку наряду с рекламируемым товаром рекламируется и финансовая услуга.

В случае, если кредит (рассрочка) предоставляется самим продавцом товара за счет собственных средств (не через финансовую организацию) – такая реклама не является рекламой финансовых услуг, следовательно, не нарушает требований части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе». В данном случае, во избежание двоякого толкования слова «КРЕДИТ», Мордовское УФАС России рекомендует употреблять словосочетание «РАССРОЧКА ПЛАТЕЖА».

В пункте 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» сказано, что умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается, хотя бы одно из таких условий.

В рекламе размещенных в средствах массовой информации, в наружной рекламе, распространяемой на территории Республики Мордовия часто встречается реклама услуг предоставляющих финансовыми организациями, где крупным шрифтом указана привлекательная процентная ставка, а иные условия, влияющие на расходы лица, получившего данную услугу, указаны таким способом, что не могут восприниматься потребителем рекламы при используемом способе ее распространения, без применения вспомогательных технических средств.

В данном случае следует исходить из того, что кроме процентной ставки по кредиту в рекламе должны быть казаны все остальные составляющие стоимости такого кредита (процент за пользование кредитом; платежи за открытие счета; ежемесячные фиксированные платежи за обслуживание счета; платежи, связанные с получением суммы кредита наличными и другие платежи, обусловленные выдачей кредита и процессом его возврата, условия об оплате услуг страхования, если выдача кредита обусловлена необходимостью заключения договора страхования, а также сведения об иных расходах, возникающих у заемщика в процессе исполнения кредитного договора).

Причем, расходы, возникающие у заемщика в связи с ненадлежащим выполнением условий кредитного договора не являются обязательными для размещения в рекламе.

В противном случае такая реклама будет нарушать требования части 2 и 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» и может быть признана ненадлежащей. При этом к ответственности за подобные нарушения будет привлекаться рекламодатель.