Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по вывозу и размещению отходов на мусорных полигонах города Смоленска

 

 

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке 

услуг по вывозу и размещению отходов на мусорных полигонах

города Смоленска

 

13.03.2012                                                                   Смоленское УФАС России

 

  I. Общие положения

Исследование состояния конкурентной среды на рынке услуг по вывозу и размещению отходов на мусорных полигонах проводилось на основании пункта 10 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон «О защите конкуренции») и в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28. 04.2010  № 220 (далее – Порядок).

         Целью анализа конкурентной среды на рынке услуг по вывозу и размещению отходов на мусорных полигонах является изучение ситуации, сложившейся на рынке и определение хозяйствующих субъектов занимающих доминирующее положение на анализируемом рынке.

В качестве источников исходной информации о рынке услуг по вывозу и размещению отходов на мусорных полигонах использовались:

- сведения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Смоленской области;

- сведения хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по вывозу и размещению отходов на мусорных полигонах города Смоленска;

- государственные стандарты, технические условия и другие нормативно-правовые акты:

ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введен в действие постановлением Госстандарта от 28.12.2001      № 607-ст;

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2008 № 786 «Об утверждении федерального  классификационного каталога отходов»;

приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от  15.06.2001 № 511 «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды»;

«Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов», утвержденные постановлением Правительства РФ от 10.02.1997         № 155;

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.04.2003 и введенные в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 № 80 (далее - СанПиН 2.1.7.1322-03);

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности «ОК 029-2007 (далее – Общероссийский классификатор ОК 029-2007) и Общероссийский классификатор продукции по  видам экономической деятельности «ОК 034-2007» (далее – Общероссийский классификатор ОК 034-2007), принятые и введенные в действие постановлением Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007               № 329-ст;

- информация из сети Интернет;

- обращения физических лиц в антимонопольный орган;

- данные ранее проведенных Смоленским УФАС России и другими антимонопольными органами исследований состояния конкуренции на рынке услуг по вывозу и размещению отходов на мусорных полигонах.

 

II. Временной интервал  исследования  рынка

Для целей исследования состояния конкурентной среды на рынке услуг по вывозу и размещению отходов на мусорных полигонах определен период:     2011 год (с 01.01.2011 по 31.12.2011). В результате исследования изучались  характеристики товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, проведен ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке.

 

          III. Продуктовые границы товарного рынка

         Определение продуктовых границ рынка, в соответствии с Порядком, представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров (работ, услуг), обращающихся на одном и том же товарном рынке и включает в себя:

- предварительное определение товара,

- выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара,

- определение взаимозаменяемых товаров.

Предметом анализа явилась деятельность по оказанию услуг по вывозу и размещению отходов на мусорных полигонах.

В соответствии с Общероссийским классификатором  ОК 029-2007 такой вид экономической деятельности,  как услуга по вывозу и размещению отходов на мусорных полигонах, представлен в разделе О и подразделе ОА «Представление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг», классе 90 и подклассе 90.0 «Сбор сточных вод, отходов и аналогичная деятельность», группе 90.02  «Сбор и обработка прочих отходов» (код ОКВЭД  - 90.02).

Согласно Общероссийскому классификатору ОК 034-2007, услуги  по вывозу и размещению отходов на мусорных полигонах классифицированы в разделе О и подразделе ОА «Услуги коммунальные, социальные и персональные прочие», классе 90 и подклассе 90.0 «Услуги по удалению сточных вод и отходов, улучшению санитарного состояния и аналогичные услуги», группе 90.02 и подгруппе 90.02.1 «Услуги по обработке прочих отходов», виде 90.02.13 «Услуги по обработке отходов прочие», категория  90.02.13.110  «Услуги  по вывозу и размещению отходов на мусорных полигонах»  (код ОКПД - 90.02.13.110). 

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон «Об отходах производства и потребления») определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

В статье 1 Закона «Об отходах производства и потребления» даны следующие основные понятия:

- обращение с отходами – это   деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;

         - накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями  законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области  обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования;

- использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;

- транспортирование отходов – перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо представленного им на иных правах;

- обезвреживание отходов – обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

         - размещение отходов – хранение (содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования) и захоронение (изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду) отходов.

- отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

В соответствии  с пунктом 2.2 СанПиН 2.1.7.1322-03, процессы обращения с отходами (жизненный цикл отходов) включают в себя следующие этапы: образование, накопление и временное хранение, первичная обработка (сортировка, дегидрация, нейтрализация, прессование, тарирование и др.) транспортировка, вторичная переработка (обезвреживание, утилизация, использование в качестве вторичного сырья), складирование, захоронение, сжигание.

Согласно пункту 3.1 ГОСТа 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенному в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 № 607-ст (далее – ГОСТ 30772-2001): Образование отходов – это образование остатков продуктов или дополнительных продуктов в процессе  производственной деятельности или в результате жизнедеятельности людей.

Согласно пунктов 3.11 и 3.12 ГОСТа 30772-2001 под отходами производства принято понимать остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшихся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утративших полностью или частично исходные потребительские свойства;

под отходами потребления принято понимать остатки веществ, материалов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 786 (в ред. приказа МПР от 30.07.2003 № 663), каждому виду отходов по перечню, образующихся в Российской Федерации отходов, которые систематизированы по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую среду, присваивается индивидуальный код.

Так, согласно указанному классификационному каталогу, к твердым коммунальным отходам относятся как отходы из жилищ (код 91100000 00 00 0), так и отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами (код 91201100 01 00 5).

         Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от  15.06.2001 № 511 «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды» утверждены критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды. Класс опасности отходов устанавливается по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на неё. Установлено пять классов опасности отходов для окружающей среды:

- отходы I класса (чрезвычайно опасные);

- отходы II класса (высокоопасные);

- отходы III класса (умеренно опасные);

- отходы IV класса (малоопасные);

- отходы V класса (практически неопасные).

Данные критерии предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы для окружающей среды, и они обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды во исполнение статьи 14 Закона «Об отходах производства и потребления».

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов», Министерство природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы на основании предоставляемой в установленном порядке индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, информации, включающей сведения о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания:

проводят работу по паспортизации опасных отходов;

организуют и ведут по единой для Российской Федерации системе с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственный кадастр отходов, включающий федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.    

Согласно статье 16 Закона «Об отходах производства и потребления», транспортирование отходов  I – IV классов опасности должно осуществляться при следующих условиях:

наличие паспорта отходов I – IV классов опасности,

наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками  транспортных средств,

соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов I – IV классов опасности на транспортных средствах,

наличие документации для транспортирования и передачи отходов I – IV классов опасности с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.

         Согласно пункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ  «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»): «деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I – IV классов опасности подлежит лицензированию». Деятельность  по транспортированию отходов лицензированию не подлежит.

         Деятельность по обращению с отходами охватывает ряд последовательных стадий технологического процесса. На территории города Смоленска  практически не применяется система раздельного сбора мусора и отсутствует мусороперерабатывающий завод, основная часть твердых бытовых отходов не перерабатывается, а подлежит захоронению на городском полигоне.  

         Вывоз отходов осуществляется автотранспортными предприятиями, имеющими соответствующий специализированный подвижной состав, дальнейшая переработка и захоронение отходов производится в местах размещения отходов. При этом данные работы находятся в единой, взаимосвязанной, технологической зависимости и представляют собой неразрывную технологическую цепочку. Форма контейнеров и площадок для сбора отходов зависит от конструкции машин для их транспортировки.  

            Из анализа договорной практики предприятий, нуждающихся в услугах по вывозу твёрдых отходов, следует, что заключаемый со спецпредприятием договор на вывоз включает в себя следующие услуги: вывоз и размещение (захоронение) твёрдых бытовых отходов заказчика. То есть, помимо вывоза отходов предприятие-исполнитель услуги берёт на себя также и обязательство о размещении этих отходов, так как  услуги по вывозу и услуги по размещению твёрдых бытовых отходов взаимосвязаны, технологически и экономически зависят друг от друга, представляя собой неразрывную технологическую цепочку, то есть единую сферу обращения товара.

Как следует из условий договоров, заключенных между организациями, осуществляющими вывоз отходов производства и потребления и  заказчиками данных услуг, к перевозке принимаются отходы производства и потребления за исключением I и II классов опасности.

Вывоз отходов производства и потребления осуществляется в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Услуги по вывозу отходов производства и потребления осуществляются организациями посредством специальных транспортных средств, технология вывоза отходов производства и потребления III – V классов опасности одинакова для всех организаций, оказывающих данные услуги. Конструкция и условия эксплуатации транспорта для перевозки отходов должны исключать аварийные ситуации, потери и загрязнения окружающей среды по пути следования и при перевалке отходов с одного вида транспорта на другой. Все виды работ, связанные с загрузкой, транспортировкой и разгрузкой отходов должны быть механизированы и по возможности герметизированы.

Таким образом, услуги  по сбору и вывозу отходов производства и потребления (за исключением I – II классов опасности) оказываются по единой технологии, регулируются Законом «Об отходах производства и потребления», следовательно, являются самостоятельным видом экономической деятельности, и не имеют заменителей.

Организации, осуществляющие вывоз твердых бытовых отходов и  размещение отходов на полигоне, отмечают невозможность замены данных услуг на иные услуги.

На основании изложенного, продуктовые границы исследуемого рынка определены как  услуги по вывозу и размещению отходов на мусорных полигонах.

 

  1. Географические границы товарного рынка

         Географические границы товарных рынков определяются исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретателя приобрести товар на данной территории

Согласно информации, представленной в Смоленское УФАС России, хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля –ХС № 1, осуществляет свою деятельность по вывозу и размещению отходов на мусорных полигонах в административных границах городского округа города Смоленска.

На основании договоров, заключенных между организациями, осуществляющими вывоз отходов производства и потребления и  заказчиками данных услуг, стоимость услуг складывается из тарифов на транспортировку отходов и тарифов на размещение отходов на полигоне. Стоимость  услуги по договору за вывоз и размещение отходов на мусорных полигонах для физических лиц устанавливалась  в 2011 году в пределах от 30,89 руб. до 150,00 руб. за 1 куб. м отходов, для юридических лиц от 150,00 руб. до 500,00 руб. за 1 куб. м отходов.

При определении географических границ рынка с точки зрения экономической возможности покупателя учитывается то, что на рассматриваемой территории находится лишь одно место захоронения твёрдых отходов в непосредственной близости  от города Смоленска: в Смоленской области, Смоленском районе,  с.п. Кощино, северо-восточнее д. Замятлино на расстоянии 2,8 км.

Определение географических границ товарного рынка осуществлялся методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

Согласно информации, представленной продавцами услуг по вывозу и размещению отходов на мусорных полигонах, потребителями этих услуг, являются организации, осуществляющие управление и обслуживание жилого фонда и  организовывающие вывоз отходов потребления из  жилого фонда города Смоленска, а также юридические лица, в результате деятельности которых на территории города Смоленска образуются отходы производства. Следовательно, фактическим районом продаж являются  административные границы городского округа города Смоленска.

         Открытый характер рынка позволяет предприятиям предлагать свои услуги, а покупатели, в свою очередь, вправе заключать договоры на вывоз твердых бытовых отходов с любым предприятием, имеющим специально оборудованный транспорт.

            Таким образом, географическими границами рынка по вывозу и размещению отходов на мусорных полигонах признаны административные границы городского округа города Смоленска.

 

V. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

Потребителями услуг по вывозу отходов потребления из  жилого фонда  являются организации, независимо от организационно-правовой формы собственности, осуществляющие управление и обслуживание жилого фонда, которые обязаны организовать вывоз отходов потребления, заключают договоры на вывоз отходов потребления и осуществляют контроль за исполнением договорных обязательств.

 

 

 

 

Учитывая функциональное назначение услуг по вывозу отходов потребления - обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения,  конечными потребителями данных услуг выступают граждане.

Потребителями услуг по вывозу отходов производства являются также юридические лица и индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых образуются отходы производства.

Продавцами на исследуемом рынке являются хозяйствующие субъекты, имеющие специально оборудованный транспорт и оказывающие на территории города Смоленска возмездные услуги по вывозу твёрдых отходов с последующим размещением их на полигоне.

Деятельность по транспортировке  и размещению отходов на полигоне, в географических границах административных границ города Смоленска в 2011 году  оказывали 8 хозяйствующих субъектов (на основании договоров, заключенных с управляющими компаниями, юридическими и физическими лицами):

  1. ХС № 1 (<…>), заключен <…> договор.
  2. ХС № 2 (<…><…><…>), заключено <…> договоров.
  3. ХС № 3 (<…><…><…><…><…>), заключено <…> договора.
  4. ХС № 4 (<…><…><…><…><…><…><…>), заключено <…> договоров.
  5. ХС № 5  (<…><…><…><…><…><…><…><…><…>), заключено <…> договоров.
  6. ХС № 6 (<…>), заключено <…> договоров.
  7. ХС № 7 (<…>), заключено  <…>договора.
  8. ХС № 8 (<…><…><…><…><…><…><…><…><…><…><…>), заключен <…> договор.

<…><…><…><…><…><…><…><…><…><…><…><…>

 

 

VI. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов

В целях определения общего объёма рынка и долей хозяйствующих субъектов на данном рынке использовалась информация хозяйствующих субъектов, имеющих лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов и оказывающих услуги по вывозу и размещению отходов на мусорных полигонах в географических границах города  Смоленска. Данные об объемах вывезенных и размещенных отходов на мусорных полигонах и долях хозяйствующих субъектов на исследуемом рынке  приведены в следующей таблице:

 

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

2011 год

Объемы отходов, куб. м

Доля, %

Объем выручки, полу-ченной за вывоз и разме-щение отходов на мусор-ных полигонах, тыс. руб.

Доля, %

1

ХС № 1

<…>

<…>

<…>

<…>

2

ХС № 2

<…>

<…>

<…>

<…>

3

ХС № 3

<…>

<…>

<…>

<…>

4

ХС № 4

<…>

<…>

<…>

<…>

5

ХС № 5

<…>

<…>

<…>

<…>

6

ХС № 6

<…>

<…>

<…>

<…>

7

ХС № 7

<…>

<…>

<…>

<…>

8

ХС № 8

<…>

<…>

<…>

<…>

 

ИТОГО

<…>

100,00

<…>

100,00

Доля ХС № 1 на анализируемом рынке в 2011 году по объему вывезенных отходов составляла <…>,  а по объему выручки, полученной за вывоз и размещение отходов на мусорных полигонах – <…>.

<…><…>

По результатам анализа конкурентной среды на рынке услуг по вывозу и размещению отходов на мусорных полигонах доля ООО «Смоленская Экологическая компания» на анализируемом рынке в 2010 году составляла 53,3% от общего объема вывезенных отходов, то есть в 2011 году увеличилась на 20,3%.

 

VII. Определение уровня концентрации

Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

  • коэффициент рыночной концентрации (CR3), рассчитываемый как  сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;
  • индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI), рассчитанный как сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженный в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

Расчетные показатели уровня концентрации рынка услуг по вывозу и размещению отходов на мусорных полигонах:

 

Показатели рыночной концентрации

2011 год

По объемам отходов

По объемам выручки,

Коэффициент рыночной концентрации                                  CR3

86,4%

86,5%

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана     HHI

5541,9

4551,1

 

 

Расчетные показатели концентрации анализируемого рынка свидетельствуют о том, что в 2011 году рынок услуг по вывозу и размещению отходов на мусорных полигонах, относился к рынку с высококонцентрированной структурой (70%3<100%; p="">

 

VIII. Барьеры входа на товарный рынок

Основными барьерами входа новых хозяйствующих субъектов на рынок по вывозу и захоронению ТБО служат административные, экономические и организационные ограничения.

        Административные ограничения:

- необходимость выполнения  требований, предъявленных в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» к хозяйствующим субъектам по обращению с отходами: к обращению с опасными отходами; к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с опасными отходами; к транспортированию опасных отходов;  

- необходимость получения лицензии, так как  в соответствии с Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности. В соответствии с «Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды»,  утверждёнными приказом Минприроды Российской Федерации от 15.06.2001    № 511, в зависимости от степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека отходы подразделяются на пять классов опасности.

         Экономическими барьерами являются значительные размеры первоначального капитала для создания предприятия, предоставляющего услуги по вывозу и захоронению твёрдых отходов, большие сроки окупаемости капитальных вложений для покупки специального оборудования, позволяющего осуществлять выгрузку отходов из контейнеров и его транспортировку к местам размещения и утилизации.

С учетом требований, предъявляемых к хозяйствующим субъектам, осуществляющим услуги по вывозу и захоронению отходов, круг участников данного процесса ограничен.

 

XI. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

На рынке услуг по вывозу и размещению отходов на мусорных полигонах в географических границах административных границ городского округа города Смоленска в 2011 году действовало восемь хозяйствующих субъектов.

         Расчетные показатели концентрации анализируемого рынка свидетельствуют о том, что в 2011 году рынок услуг по вывозу и размещению отходов на мусорных полигонах относился к рынку с высококонцентрированной структурой (70%3<100%; .="" p="">

Доля ХС № 1 на анализируемом рынке в 2011 году по объему вывезенных отходов составляла <…>, а по объему выручки, полученной за вывоз и размещение отходов на мусорных полигонах – <…>.

<…><…>

На основании пункта 1 части 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», по результатам анализа состояния конкурентной среды в 2011 году  на рынке услуг по вывозу и размещению отходов на мусорных полигонах в географических границах городского округа города Смоленска, установлены признаки наличия доминирующего положения ХС № 1(<…>).  

<…>