Аналитический отчет по результатам исследования конкурентной среды на рынке услуг розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами на территории Ельнинского района Смоленской области

 

Аналитический отчет по результатам исследования конкурентной

среды на рынке услуг розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами

на территории Ельнинского района Смоленской области

 

         I. Общие положения

          Исследование состояния конкурентной среды на рынке услуг розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами  проводилось на основании пункта 10 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции») и в соответствии Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010  № 220 (далее – Порядок).

Целью анализа конкурентной среды на рынке услуг розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами  является изучение ситуации, сложившейся на рынке  и  установление доминирующего положения хозяйствующих субъектов.

В качестве источников исходной информации о рынке розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами  использовались:

- сведения из Реестра лицензий  на фармацевтическую деятельность;

- сведения о составе хозяйствующих субъектов, действующих на указанном рынке, полученные от органов местного самоуправления;  

- информация, полученная Смоленским УФАС России непосредственно от хозяйствующих субъектов;

- государственные стандарты, технические условия и другие нормативно-правовые акты:

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утв. ВС РФ от 22.07.1993 № 5487-1, в ред. от 28.09.2010);

Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;

Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 51304-2009 «Услуги торговли. Общие требования», утвержденный приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 769-ст;

Положение о лицензировании фармацевтической деятельности (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 № 416);

приказ Минздравсоцразвития России от 27.07.2010 № 553н «Об утверждении видов аптечных организаций»;

Методические рекомендации по анализу состояния конкуренции на товарном рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского  назначения  и сопутствующими  товарами ФАС России.

  Общероссийский классификатор видов экономической деятельности «ОК 029-2007 (далее – Общероссийский классификатор ОК 029-2007) и Общероссийский классификатор продукции по  видам экономической деятельности «ОК 034-2007» (далее – Общероссийский классификатор ОК 034-2007), принятые и введенные в действие постановлением Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 № 329-ст;

- информация из сети Интернет;

- данные ранее проведенных Смоленским УФАС России исследований состояния конкуренции на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского  назначения  и сопутствующими  товарами.       

 

II. Временной интервал исследования товарного рынка

         Для целей исследования состояния конкурентной среды на рынке розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского  назначения  и сопутствующими  товарами определен период 2010  и 2011 годы (с 01.01.2010 по 31.12.2010; с 01.01.2011 по 31.12.2011). В результате исследования изучались характеристики товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования. Учитывая стабильность  поставок товара в течение года и то, что максимальный спрос на лекарственные средства бывает в весенний и осенний период (по результатам опроса потребителей), состояние рынка в динамике оценивалось по периодам 1 год.

 

         III. Продуктовые границы товарного рынка

Предварительное определение товара произведено на основе нормативных правовых актов, регулирующих фармацевтическую деятельность.

В соответствии с пунктом 33 статьи 4 Федерального закона                                    от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Закон об обращении лекарственных средств) фармацевтическая деятельность включает в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.

В соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 12 Федерального закона                 от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

  Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденное Постановлением Правительства от 06.07.2006 № 416, определяет порядок лицензирования фармацевтической деятельности и  определяет, что лицензирование  фармацевтической деятельности осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами, предназначенными для медицинского применения и аптеками федеральных организаций здравоохранения.                                                                                                  

   В соответствии с пунктом 12 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 № 416) и пунктом 1.5 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по лицензированию фармацевтической деятельности (утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.12.2006 № 897), ведение единого реестра лицензий на фармацевтическую деятельность,     осуществляемую    в  сфере   обращения   лекарственных средств,

предназначенных для медицинского применения, в том числе лицензий, выданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с переданными полномочиями, осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

В соответствии со статьей 4 Закона об обращении лекарственных средств:

фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов;

аптечная организация - организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями Закона об обращении лекарственных средств.

Согласно части 1 статьи 52 Закона об обращении лекарственных средств, фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными  в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

Приказом Минздравсоцразвития России от 27.07.2010 № 553н утверждены следующие виды аптечных организаций:

  1. Аптека:

- готовых лекарственных форм;

-  производственная;

- производственная с правом изготовления асептических лекарственных препаратов.

  1. Аптечный пункт.

3. Аптечный киоск.

Таким образом, нормативными правовыми актами определен закрытый перечень хозяйствующих субъектов, имеющих право осуществлять розничную торговлю лекарственными препаратами.

При выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя,                 и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, установлено следующее.

Лекарственные препараты по функциональному назначению,  потребительским свойствам, качественным характеристикам, условиям реализации не имеют товаров-заменителей.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 7 статьи 55 Закона об обращении лекарственных средств, аптечные организации и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, наряду с лекарственными препаратами имеют право приобретать и продавать изделия медицинского назначения, дезинфицирующие средства, предметы                и средства личной гигиены, посуду для медицинских целей, предметы                       и средства, предназначенные для ухода за больными, новорожденными                      и детьми, не достигшими возраста трех лет, очковую оптику и средства ухода за ней, минеральные воды, продукты лечебного, детского и диетического питания, биологически активные добавки, парфюмерные и косметические средства, медицинские и санитарно-просветительные печатные издания, предназначенные для пропаганды здорового образа жизни (далее – изделия медицинского назначения и сопутствующие товары).

При этом, услуга розничной торговли изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами, оказываемая покупателям хозяйствующими субъектами, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность (далее – аптеками), связана с услугой розничной торговли лекарственными препаратами, например:

  • приобретение лекарственных препаратов для приема внутрь зачастую обусловливает покупку минеральной воды и посуды для медицинских целей (пеналов, мерных емкостей);
  • приобретение лекарственных препаратов для парентерального применения обусловливает покупку изделий медицинского назначения (шприцов инъекционных, ваты, лейкопластырей, дезинфицирующих средств);
  • приобретение предметов для ухода за больными обусловливает покупку санитарно-гигиенических изделий (перчаток) и дезинфицирующих средств.

Кроме того, парфюмерные и косметические средства определенных производителей продаются в розницу преимущественно в аптеках.

В соответствии с пунктами 4.2, 4.3 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51304-2009 «Услуги торговли. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 769-ст, услуги розничной торговли включают в себя реализацию товаров, оказание помощи покупателю в приобретении (покупке) товаров, информационно-консультационные (консалтинговые) услуги, дополнительные услуги по созданию удобств покупателям в приобретении (покупке) товаров. При этом процесс оказания услуг розничной торговли  состоит из следующих основных этапов: выявление спроса и формирование ассортимента товаров, приемка товаров, обеспечение хранения товаров, предпродажная подготовка товаров, выкладка товаров, предложение товаров покупателю (показ, демонстрация, примерка, взвешивание), организация расчета с покупателем, отпуск товара покупателю. 

Розничная торговля товарами, разрешенными к продаже в аптеках, предполагает аккумулирование предложения множества разных видов товаров различных производителей и создание определенных условий (сервиса) для покупателей по выбору и приобретению товаров.

Таким образом, деятельность аптек рассматривается как предоставление услуг розничной торговли покупателям.

Потребность и практика покупателей приобретать в аптеках разные виды товаров за одну покупку определяет продуктовые границы товарного рынка как совокупность всех товаров, разрешенных к продаже в аптеках.

Широта ассортимента влияет на привлекательность аптеки для потребителей, а в условиях усиления государственного регулирования цен на лекарственные средства позволяет аптекам сохранять уровень рентабельности, усиливает финансовую устойчивость, возможность привлечения заемного капитала, формирования систем скидок для привлечения потребителей                  и иных маркетинговых стратегий.

Таким образом, розничная торговля в аптеках представляет собой услугу по продаже широкой номенклатуры товаров, которые можно отнести к «транзакционно-комплементарным товарам», то есть таким, приобретение которых в одной организации существенно снижает транзакционные издержки потребителей.

Величина суммарного товарооборота аптеки (объем продажи товаров                       и оказания услуг населению) определяет ее рыночную силу и преимущества перед конкурентами как в привлечении покупателей, так и во взаимоотношениях с оптовиками и кредиторами.

Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) 034-2007 (принят и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 № 329-ст), услуги по розничной торговле фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами относится к  разделу G и подразделу GA «Услуги по оптовой и розничной торговле; услуги по ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования», классу 52 «Услуги по розничной торговле, кроме услуг по торговле автотранспортными средствами и мотоциклами; услуги по ремонту бытовых изделий и предметов личного пользования», подклассу 52.3  «Услуги по розничной торговле фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами».

         Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) 029-2007 (принят и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 № 329-ст), деятельность по розничной торговле фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами относится к  разделу G и подразделу GA «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования», классу 52 «Розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт изделий и предметов личного пользования», подклассу 52.3  «Розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами».

В связи с изложенным, продуктовыми границами исследуемого товарного рынка являются услуги розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами.

 

IV. Географические границы товарного рынка

         Для целей анализа конкурентной среды локального рынка услуг розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами были выбраны административные границы муниципального образования «Ельнинский район»   Смоленской области, учитывая результаты опроса потребителей, которые предпочитают приобретать лекарственные средства в аптечных учреждениях, расположенных в месте проживания (на территории города или муниципального образования).

 

V. Состав хозяйствующих субъектов действующих на товарном рынке

Покупателями на данном рынке являются физические лица. Численность населения Ельнинского района Смоленской области в 2010 году составляла        15 тыс. человек.

Продавцами на данном рынке являются аптечные организации и  индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности (розничная торговля).

В соответствии с информацией, имеющейся в Смоленском УФАС России, на территории муниципального образования «Ельнинский район» Смоленской области деятельность по розничной торговле фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами в 2010 и 2011 годах осуществляли 8 хозяйствующих субъектов в 8 аптечных организациях:

  1. ХС № 1 (адрес регистрации: <…>, адрес аптеки: <…>).
  2. ХС № 2 (адрес регистрации: <…>, адрес аптеки: <…>).
  3. ХС № 3 (адрес регистрации: <…>, адрес аптеки: <…>).
  4. ХС № 4 (адрес регистрации: <…>, адрес аптеки: <…>).
  5. ХС № 5 (адрес регистрации: <…>, адрес аптеки: <…>).
  6. ХС № 6 (адрес регистрации: <…>, адрес аптеки: <…>).
  7. ХС № 7 (адрес регистрации: <…>, адрес аптеки: <…>).
  8. ХС № 8 (адрес регистрации: <…>, адрес аптеки: <…>).

 

VI. Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке

         Основными данными для расчета являются годовые товарообороты             (в тыс. руб.) одиночных аптечных учреждений, аптечных сетей или входящих в одну группу лиц аптечных учреждений муниципального образования «Ельнинский район» Смоленской области за 2010 и 2011 годы.

Данные по товарообороту каждого хозяйствующего субъекта и его доля в общем товарообороте муниципального образования «Ельнинский район» Смоленской области приведены в следующей таблице:

 

 

 

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

2010 год

2011 год

Сумма товарооборота,  тыс. руб.

Доля, %

Сумма товарооборота,  тыс. руб.

Доля, %

1

ХС № 1

<…>

<…>

<…>

<…>

2

ХС № 2

<…>

<…>

<…>

<…>

3

ХС № 3

<…>

<…>

<…>

<…>

4

ХС № 4

<…>

<…>

<…>

<…>

5

ХС № 5

<…>

<…>

<…>

<…>

6

ХС № 6

<…>

<…>

<…>

<…>

7

ХС № 7

<…>

<…>

<…>

<…>

8

ХС № 8

<…>

<…>

<…>

<…>

 

И Т О Г О

<…>

100,00

<…>

100,00

 

На рынке услуг розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами в географических границах муниципального образования «Ельнинский район» Смоленской области в 2011 году  совокупная доля ХС № 5 (<…>), ХС №  6 (<…>) и ХС № 8 (<…>)  составляла 76%. Согласно пункту 6.6 Порядка, доли, занимаемые хозяйствующими субъектами (ХС № 5 и ХС № 8) на исследуемом рынке считаются стабильными, так как в течение длительного периода (двух лет) их доли изменились менее чем на 10%.

На основании части 3 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», каждый из указанных хозяйствующих субъектов  ХС № 5, ХС №  6 и ХС № 8 – в 2011 году занимал доминирующее положение на рынке услуг розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами в географических границах административных границ муниципального образования «Ельнинский район» Смоленской области.

 

VII. Уровень концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

  •  коэффициент рыночной концентрации (CR), рассчитываемый как  сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;

- индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI), рассчитанный как сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженный в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

Показатели рыночной концентрации исследуемого товарного рынка приведены в следующей таблице:

 

Показатели рыночной концентрации

2010 год

2011 год

Муниципальное образование «Ельнинский район»

 

 

Коэффициент рыночной концентрации                                 CR3

76,39%

76%

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана      HHI

2549,28

2107,63

 

 

Расчетные показатели концентрации анализируемого рынка свидетельствуют о том, что в анализируемом периоде рынок услуг розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами в географических границах административных границ муниципального образования «Ельнинский район» Смоленской области  относился к рынку с высоким уровнем концентрации (70%3<100%, hhi="" p="">

 

VIII. Барьеры входа на товарный рынок

         По мнению хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами существуют административные и экономические барьеры.

         Административные барьеры: сложная процедура лицензирования на осуществление фармацевтической деятельности, установление предельных торговых надбавок на лекарственные средства  органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

         Экономические барьеры: высокий уровень конкуренции, высокая арендная плата за помещение, низкие предельные торговые надбавки на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

 

 

IX. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.

На рынке услуг розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами на территории административных границ муниципального образования «Ельнинский район» Смоленской области в 2010 и 2011 годах действовало 8 хозяйствующих субъектов, которые осуществляли свою деятельность в 8 аптечных учреждениях.       

Расчетные показатели уровня концентрации исследуемого рынка свидетельствуют о том, что в анализируемом периоде рынок в географических границах административных границ муниципального образования «Ельнинский район» Смоленской области  относился к рынку с высоким уровнем концентрации (70%3<100%, hhi="" .="" p="">

Совокупная доля трех хозяйствующих субъектов – ХС № 5 (<…>), ХС №  6 (<…>) и ХС № 8 (<…>)  составляла 76%.

В результате проведенного исследования рынка установлено, что на основании части 3 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» в  2011 году доминирующее положение на рынке услуг розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами в географических границах административных границ муниципального образования «Ельнинский район» Смоленской области занимали ХС № 5 (адрес регистрации: <…>), ХС №  6 (адрес регистрации: <…>) и ХС № 8 (адрес местонахождения: <…>).

<…><…><…>

 

 

 

17.05.2012