Пресс-конференция Смоленского УФАС России: из карающего органа власти мы становимся органом предупредительным

«ИЗ КАРАЮЩЕГО ОРГАНА ВЛАСТИ МЫ СТАНОВИМСЯ ОРГАНОМ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫМ»

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области 19 сентября 2013 года была представлена Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период  2013 – 2024 гг., утвержденная в июле этого года Президиумом ФАС России.

Данная Стратегия является одним из трех подготовленных ФАС России документов наряду с Планом мероприятий («Дорожная карта») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» и Планом деятельности ФАС России до 2018 года. Об этом 11 сентября 2013 года руководитель ФАС России Игорь Артемьев заявил в ходе Расширенного заседания Коллегии ФАС России в рамках международного «Дня конкуренции в России» в Иркутской области, в котором также приняла участие и руководитель Смоленского УФАС России Нина Акжитова.

Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования разработана в целях совершенствования институтов защиты конкуренции и ее развития, представляет собой программный документ и предполагает реализацию как законотворческих инициатив, так и мероприятий, целью которых является оптимизация деятельности антимонопольного органа. Также она учитывает рекомендации Комитета по конкуренции ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) и предложения бизнес ассоциаций.

Стратегия определяет четыре приоритета в деятельности службы:

1. Создание благоприятной институциональной и организационной среды для эффективной защиты и развития конкуренции;

2. Снижение административных барьеров, препятствующих развитию и свободному функционированию рынков;

3. Обеспечение недискриминационного доступа потребителей к услугам естественных монополий, формирование эффективных механизмов тарифообразования;

4. Создание условий для эффективной конкуренции при размещении государственного и муниципального заказа и реализации на торгах государственного имущества.

Ключевыми направлениями Стратегии можно выделить, например, следующие:

-        совершенствование антимонопольного законодательства и практики его применения;

-        реализацию институциональных мер, направленных на развитие конкуренции на рынках с ограниченной конкурентной средой;

-        реформу базовых институтов регулирования деятельности субъектов естественных монополий;

-        устранение избыточного государственного регулирования и снижение участия государства в экономике;

-        повышение эффективности деятельности антимонопольных органов и другое.

Законотворческие инициативы касаются развития и совершенствования институтов, предупреждающих правонарушения в сфере антимонопольного законодательства, таких как правила недискриминационного доступа, торговые политики и корпоративные нормы, направленные на предотвращение нарушений антимонопольного законодательства, а также института предупреждений, которое применяется службой с 2012 года. И. Артемьев уже не раз высказывался о том, что антимонопольная служба «из карающего органа власти становится органом предупредительным».
Также, в Стратегии приводится такое актуальное направление, как переход от индивидуальной защиты интересов физического лица к защите интересов неопределенного круга физических лиц в случае нарушения их прав (ущемления их интересов) хозяйствующим субъектом, злоупотребляющим доминирующим положением.

Немаловажной инициативой является и модернизация КоАП РФ.

И, наконец, будут внесены изменения, позволяющие обеспечить освобождение от уголовной ответственности лиц, способствующих расследованию, в том числе раскрытию преступления, предусмотренного статьей 178 УК РФ.

Многие из перечисленных инициатив уже находятся на рассмотрении в Государственной Думе в виде пакета поправок в антимонопольное законодательство, часть из них еще обсуждается в стенах службы.

Таким образом,  в деятельности Федеральной антимонопольной службы намечаются стратегически позитивные сдвиги, способствующие проведению более эффективной антимонопольной политики.

            В ходе пресс-конференции руководитель Смоленского УФАС России Н.А. Акжитова помимо главных направлений Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования обозначила и основные задачи на будущее, коснулась деятельности территориального управления ФАС России по борьбе с картелями, а также рассказала о внедренном с прошлого года Институте предупреждения и предостережения.

Кроме того, интерес журналистов привлекла и текущая деятельность Управления в сфере антимонопольного контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве, в сфере связи, государственного заказа и торговой деятельности.