В Смоленском УФАС России состоялся брифинг на тему «Основные направления защиты и развития конкуренции в Российской Федерации»

В Смоленском УФАС России 6 июля 2018 года состоялся брифинг.

Руководитель управления Акжитова Нина Александрова рассказала представителям региональных СМИ об основных направлениях защиты и развития конкуренции в Российской Федерации.

В начале встречи Н.А. Акжитова рассказала о том, что 5 апреля Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин провёл заседание Государственного совета по вопросу приоритетных направлений деятельности субъектов Российской Федерации по содействию развитию конкуренции в России. Участники этого совещания рассмотрели необходимые меры для достижения целей, сформулированных в Указе Президента от 21 декабря 2017 года № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».

Нина Александровна обратила внимание представителей СМИ на слова Главы государства о том, что «справедливая и честная конкуренция – это базовое условие для экономического и технологического развития, залог обновления страны, её динамичного движения вперёд во всех сферах жизни». Так же Нина Александровна процитировала слова В.В. Путина, адресованные 1 марта Федеральному Собранию о том, что в стране накоплен значительный технологический потенциал. Он позволяет совершить настоящий рывок в качестве жизни людей, модернизации экономики, инфраструктуры и государственного управления. И важнейшим условием такого рывка является достижение высокого уровня конкуренции в ключевых сферах экономики.

«Конкуренция – это своеобразный ресурс и пока,  этот ресурс недоиспользован. Важно в целом обеспечить проконкурентный подход в государственном и муниципальном управлении при решении социально-экономических задач. Активнее использовать для этого проектный метод. Он уже применяется при реализации приоритетных проектов, но необходимо внедрять его шире на всех уровнях власти», - добавила руководитель Управления.

«Если синхронизировать принятые программные документы, то можно выделить три уровня системы развития конкуренции»,- продолжила Нина Александровна:

1-й уровень – это Указ Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 года № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» и он имеет стратегический характер.

2-й уровень включает Федеральную «Дорожную карту» по развитию конкуренции в отраслях экономики и Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации.

3-й уровень включает региональные Планы мероприятий («дорожные карты») по развитию конкуренции в каждом субъекте Российской Федерации.

В ходе встречи руководитель управления также рассказала о том, что в каждом регионе страны должны быть актуализированы действующие или приняты новые Планы мероприятий. При этом они должны учитывать изменения, которые будут внесены в Стандарт развития конкуренции. «Региональные Планы мероприятий по развитию конкуренции должны выполняться органами власти субъектов федерации во взаимодействии с органами местного самоуправления. При этом муниципальные образования могут утверждать свои Планы мероприятий, принимаемые во взаимодействии с органами власти субъектов» - отметила Нина Александровна.

«В этой связи, очень важно  изжить формальный подход к  реализации принятых Планов, - продолжила она, - не секрет, что формализм  имеет  место на всех уровнях. Например, реализация Стандарта развития конкуренции в целом позволила сформировать единообразный подход органов власти к решению этой задачи, определить ряд результативных и эффективных мер по развитию конкуренции. Но не всё так однозначно. Порой формальные цифры не отражают реальное положение дел. Так, зачастую государственные и муниципальные учреждения просто переводятся в акционерные общества со 100-процентным участием государства. Формально – ГУП или МУП закрыт, на бумаге – показатель выполнен. А по факту ничего не меняется».

 

Нина Александровна напомнила собравшимся, что в Смоленской области Стандарт внедряется с 2015 года, и уже в 2016 году  были реализованы практически все его составляющие. Более того, по отдельным рынкам за это время были достигнуты значительные результаты, а вернее – значения показателей.

По итогам 2016 года  Смоленщина занимала  20-е место в рейтинге регионов по реализации Стандарта. А по итогам 2017 года  - 15 место в рейтинге.

«Но как   говориться, существенных результатов в развитии экономики  региона, к сожалению, достигнуто не было», - констатировала Акжитова Н.А.

«В связи с этим самая главная задача – правильно сформулировать  показатели по развитию конкуренции.  – Продолжила руководитель Управления. -  Во-первых, это нужно сделать для того чтобы это были те показатели, на которые губернаторы и органы местного самоуправления могли влиять, то есть  исключить из числа хозяйствующих субъектов  федеральные компании и  системы естественных монополий. В списке должны остаться  те компании, которые находятся в ведении и возможностях губернаторов и органов местного самоуправления.

Также в ходе встречи руководитель Управления рассказала ещё об одной острой теме,  которая была затронута на Госсовете – это неготовность государственных заказчиков работать с малым бизнесом. «И пока не будет чётких измеримых требований и показателей, не получится избавиться от формального подхода, - отметила Нина Александровна. - Мы знаем, как в настоящее время зачастую «рисуется» положительная статистика в части исполнения обязательной доли участия малого бизнеса в государственных закупках.  Национальным планом предусмотрено увеличение к 2020 году доли закупок, участниками которых являются субъекты малого бизнеса и социально ориентированные некоммерческие организации, не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом».

Для достижения этого показателя,  необходимо утвердить специальные перечни товаров, работ и услуг, закупка которых для государственных и муниципальных нужд должна осуществляться только у субъектов малого бизнеса и только по прямым договорам.  Как сказал на Госсовете И.Ю.Артемьев: «Заборы красить должны в России только малые компании, осуществлять клининг или выворачивать лампочки тоже, наверное, они могут, и они прекрасно с этим справляются».

Подводя итог, Нина Александровна обратила внимание на то, что Субъектам Российской Федерации для преодоления основных проблем, препятствующих развитию конкуренции в регионах,  необходимо актуализировать планы мероприятий по развитию конкуренции.

После утверждения на федеральном уровне ключевых показателей развития конкуренции, субъекты Российской Федерации должны определиться с отраслями региональной экономики, по которым они принимают обязательства по достижению данных ключевых показателей и строго соблюдать их. Речь идёт о минимальной доли присутствия организаций частной формы собственности в отраслях экономики.

 

В завершении, Нина Александровна поблагодарила за внимание и  ответила на возникшие у представителей СМИ вопросы.