Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области провело пресс-конференцию по итогам работы за 2008 год

 

Пресс-конференция

Управления Федеральной антимонопольной службы

по Смоленской области 

  

         12 февраля 2009 года в Смоленской Торгово-промышленной палате состоялась пресс-конференция Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области, на которой присутствовали представители всех ведущих средств массовой информации области.

         Во вступительной речи руководитель Смоленского УФАС России Нина Александровна Акжитова рассказала о полномочиях антимонопольных органов, подвела итоги работы Управления в 2008 году и сообщила о приоритетных направлениях деятельности на 2009 год.

         2008 год ознаменован разработкой и внесением поправок в действующее антимонопольное законодательство. Важнейшими из них являются поправки в ст. 35 и вступление в силу ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", устанавливающей особый порядок заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества. Разработан так называемый "второй антимонопольный пакет", который значительно дополнит Федеральный закон "О защите конкуренции". Н.А. Акжитова обратила внимание на то, что законодатель идет по пути ужесточения ответственности как хозяйствующих субъектов и их должностных лиц, так и должностных лиц органов власти за нарушение антимонопольного законодательства.

         Статьей 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов. Количество поступивших в прошедшем году в Смоленское УФАС России заявлений граждан и юридических лиц о нарушениях указанными хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства значительно увеличилось по сравнению с 2007 годом.

         Из общего числа заявлений, поступивших в Управление в 2008 году, 67% содержат сведения о злоупотреблении хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением на рынке. Это предприятия, осуществляющие свою деятельность в сфере электро-, тепло-, -газоснабжения, жилищно-коммунального хозяйства.

         Показательно то, что если в 2007 году основное количество заявлений было связано с навязыванием невыгодных условий договоров, то в 2008 году количество таких заявлений сократилось более, чем в 2 раза. Это связано с активной превентивной работой Смоленского УФАС России в период проведения договорных компаний в сфере электро-, тепло- и газоснабжения, а также с повышением ответственности хозяйствующих субъектов, работающих на данных рынках.

         Смоленское УФАС России также ведет реестр хозяйствующих субъектов, которые занимают на том или ином товарном рынке доминирующее положение, то есть доля их присутствия на этих товарных рынках составляет более 35%. За деятельностью таких хозяйствующих субъектов Управлением осуществляется постоянный контроль.

         В истекшем году в 1,2 раза увеличилось количество заявлений, связанных с нарушением ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции", устанавливающей запрет на акты и действия (бездействие) органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, которые могут привести к ограничению конкуренции. Большинство из них касались необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в сфере торговли и пассажирских перевозок.

         При осуществлении контроля за соблюдением органами власти и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства Смоленским УФАС России проводилась активная работа по проверке нормативных правовых актов и ненормативных актов этих органов. Во всех случаях подтверждения фактов нарушения антимонопольного законодательства применялись меры антимонопольного реагирования, направленные на устранение данных нарушений.

         Помимо контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, Смоленское УФАС России осуществляет контроль за соблюдением требований Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".  Количество поступивших в 2008 году жалоб в связи с нарушением законодательства о размещении заказов по сравнению с 2007 годом возросло в 1,9 раза. Жалобы, в основном, касались необоснованного допуска или необоснованного отказа в допуске участника размещения заказа к участию в торгах, установления в конкурсной или аукционной документации критериев отбора участников размещения заказа, противоречащих закону, нарушения установленного порядка определения победителя торгов. Увеличение количества жалоб по сравнению с прошлым годом обусловлено, прежде всего, повышением доверия к антимонопольному органу со стороны участников размещения заказов при восстановлении их нарушенных прав и законных интересов.

         При осуществлении контроля за соблюдением Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" в прошедшем году особое внимание уделялось размещению рекламы алкогольной продукции, табачных изделий, лекарственных препаратов, медицинских и финансовых услуг.

         Управлением постоянно проводятся проверки и контрольные мероприятия, что позволяет выявить нарушения антимонопольного законодательства, законодательства о размещении заказов, законодательства о рекламе. По выявленным фактам нарушений в отношении хозяйствующих субъектов, а также должностных лиц выносились предписания о прекращении нарушений, возбуждались дела об административных правонарушениях и применялись штрафные санкции. Всего в 2008 году сумма наложенных штрафов составила 4 120 700 рублей.

         Наиболее подробно руководитель Управления остановилась на вопросах, касающихся полномочий Смоленского УФАС России по осуществлению контроля за ценами на товары (услуги), в частности, на продукты питания и нефтепродукты. Поступившие от представителей средств массовой информации вопросы свидетельствуют об актуальности этой темы.

         Управлением ежемесячно проводится мониторинг цен на такие социально значимые продукты питания, как хлеб, молоко и растительное масло. Нарушений антимонопольного законодательства, в том числе согласованных действий поставщиков продовольствия и торговых сетей по установлению или поддержанию монопольно высоких цен, в 2008 году не выявлено.

         Спецификой рынка нефтепродуктов Смоленской области является отсутствие нефтеперерабатывающих предприятий, нефтепродукты завозятся из других регионов. Их реализацией на территории области занимается более 100 хозяйствующих субъектов, крупнейшими из которых являются ОАО "НК Роснефть - Смоленскнефтепродукт" и филиал в г. Смоленске ООО "Лукойл - Центрнефтепродукт". На данном рынке Управлением также ведется постоянный мониторинг цен, нарушений антимонопольного законодательства не установлено. Нина Александровна отметила, что розничная цена на бензин в Смоленской области является самой низкой среди регионов, граничащих с областью.         С целью предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства о естественных монополиях, законодательства о размещении заказов в 2008 году проводилась работа по адвокатированию конкуренции посредством проведения семинаров, "круглых столов", участия в совещаниях, проводимых органами власти.

         Были обозначены перспективные направления деятельности антимонопольного органа в 2009 году. Особое внимание при осуществлении контроля за соблюдением антимонопольного законодательства будет уделено таким сферам, как здравоохранение, образование, культура, оборонно-промышленный комплекс.

 

СПРАВКА

 

         В 2008 году по вопросам нарушения антимонопольного законодательства Смоленское УФАС России рассмотрело 89 заявлений, что на 11,3% больше, чем в 2007 году. Проведены проверки в 26 муниципальных образованиях Смоленской области, в ходе которых проанализированы на соответствие антимонопольному законодательству 548 актов, из них в 28 были выявлены нарушения.

         Всего возбуждено и рассмотрено 78 дел в связи с нарушениями антимонопольного законодательства, рост по сравнению с 2007 годом составил 47,2%.

         Сумма наложенных штрафов за нарушение антимонопольного законодательства составила 2 939 700 рублей.

         В сфере контроля за размещением заказов рассмотрено 90 жалоб, что в 1,9 раза больше, чем в 2007 году, 44,4% жалоб признаны обоснованными, выдано 35 предписаний о прекращении нарушений. Проведено 18 плановых и внеплановых проверок, в ходе которых проверено 677 случаев размещений заказов. Выявлено 154 факта нарушения законодательства о размещении заказов. сумма наложенных штрафов составила 420 000 рублей.

         В сфере законодательства о рекламе рассмотрено 232 обращения (в 2007 году - 217). Возбуждено и рассмотрено 110 дел по признакам нарушения законодательства о рекламе и дел об административных правонарушениях, что на 57,1% больше, чем в 2007 году. Сумма наложенных штрафов составила 761 000 рублей.