Новые инициативы ФАС России

Смоленское УФАС России уже информировало население области об инициативах Федеральной антимонопольной службы, касающихся нормализации ситуации на рынке нефтепродуктов. В прошлом году за нарушение антимонопольного законодательства против мощных игроков сферы нефтепродуктообеспечения было возбуждено около 140 дел. В настоящее время Федеральная антимонопольная служба детальнейшим образом изучает ситуацию в крупнорозничном звене. 27 января этого года состоялось заседание президиума коллегии, посвященное этим вопросам. ФАС России уже определилась с мерами антимонопольного воздействия на компании, не приводящие цены в соответствие с условиями рынка. В январе мониторинг выявил удержание необоснованно высоких цен на бензин в опте и рознице 251 нефтяной компанией, включая все вертикально-интегрированные нефтяные компании страны. До конца февраля против этих НК были возбуждены 39 дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении 83 хозяйствующих субъектов. Руководитель ФАС России И.Ю. Артемьев не раз подчеркивал, что цены на бензин и дизельное топливо в подавляющем количестве регионов страны не должны превышать 20 рублей за литр. Заместитель руководителя ФАС России А.Н. Голомолзин рассказал о новых инициативах ФАС России, направленных на создание благоприятных условий для развития российской экономики. ФАС вынесла на обсуждение несколько предложений. В частности, по мнению антимонопольщиков, должны быть изменены: Во-первых, система налогообложения. В ходе обсуждения вопросов о модернизации системы налогообложения ФАС предложила снизить акцизные ставки и налог на добычу полезных ископаемых. Этот вопрос рассматривается на государственном уровне в рамках комплекса мер по изменению системы налогообложения на рынке нефти и нефтепродуктов. В ближайшее время на совещании в Правительстве РФ будет обсуждаться предложение антимонопольщиков отвязать налог на добычу полезных ископаемых от цен внешнего рынка. Также предлагается дифференцировать этот налог: привязать и определить его условиями добычи и в дальнейшем провести более существенную модернизацию в этом направлении. Что касается акцизов, то в ФАС уточнили: обсуждается возможность их снижения, например, для тех нефтепродуктов, которые могут реализовываться на организованных торговых площадках, в частности биржевых, и тем самым стимулировать формирование рыночного ценообразования в России. Во-вторых, механизм взимания пошлин. Ряд предложений ФАС по изменению данного механизма уже принят. В частности, сокращен период мониторинга цен внешнего рынка для принятия решения об уровне экспортных пошлин. Дополнительно предлагается взимать пошлины по фактическому уровню цен, имеющему место в текущем периоде регулирования. Также антимонопольщики предлагают повысить пошлины на темные нефтепродукты до уровня пошлин на светлые. Дифференциация пошлин на производимые топлива привела к тому, что НК утратили интерес к глубокой переработке первичных нефтепродуктов. Оказалось гораздо выгоднее экспортировать мазут - сегодня его экспорт составляет 70% от всего производства в стране. Глубина переработки, заданная национальной энергетической стратегией, с 2005 г. не соблюдается, застыв на уровне 0,7. Естественно, появление дополнительных предложений на внутреннем рынке в таких обстоятельствах невозможно. В антимонопольной службе не видят для вышеописанной ситуации объективных причин. Поднимая пошлины на темные нефтепродукты до уровня светлых, антимонопольщики параллельно предлагают снизить пошлины на нефть, дабы обезопасить нефтяников от финансовых потерь из-за повышенной пошлины на мазут. Сейчас предложения ФАС обсуждаются с заинтересованными ведомствами. И, в-третьих, важен подход к деятельности участников рынка. ФАС настаивает на обеспечении недискриминационного доступа к инфраструктуре:- по транспортировке нефти и нефтепродуктов; - по переработке нефти; - по хранению нефтепродуктов. Речь идет о повышении прозрачности деятельности участников рынка, а также о раздельном учете затрат и доходов по видам деятельности это также касается. Дела, рассмотренные ФАС России в отношении ВИНКов, показывают: очень сложно оценить, насколько корректно формируются цены в цепочке от добычи до конечной реализации нефтепродуктов. Поэтому и возникает необходимость в создании условий для формирования цен рыночным образом. По мнению ФАС, цены должны формироваться на организованных торговых площадках в условиях сокращения количества непроизводительных перепродавцов. Цены, доступные для участников рынка сегодня, не отражают реальных условий поставки в рамках фактических контрактов между поставщиком и покупателем. Данные, распространяемые информационными агентствами, в т. ч. предоставляемые нефтяными компаниями, зачастую, завышены более чем на 5%. В стране нет индекса фактических цен внутреннего рынка, что и определяет необходимость организованных торговых площадок, а также механизма регистрации внебиржевых сделок. Подготовлена программа мер Правительства по развитию конкуренции в РФ, в т. ч. на рынке нефти и нефтепродуктов. В рамках данной программы обсуждаются также вопросы структурного характера, в частности об организационном разделении по видам бизнеса, как это сделано в ряде западных стран. (Естественно, для этого требуется принятие соответствующего закона.) Ряд мер, направленных на развитие конкуренции и демонополизацию рынка, уже принят. В целом ситуация контролируема, и, по прогнозам антимонопольщиков, за нескольких лет могут быть созданы условия для здоровой конкуренции, в т. ч. в нефтяной и нефтепродуктовой сферах. Пока же, в сложной экономической ситуации, Федеральная антимонопольная служба вынесла на всеобщее обсуждение ряд предложений по созданию равных условий доступа к природным и финансовым ресурсам. Так, на сайте ведомства (www.fas.gov.ru) размещены предложения по поводу того, как в условиях кризиса: - организовать максимально быстрое и эффективное прохождение бюджетных средств через банковскую систему до конечного потребителя в различных сферах народного хозяйства, в частности в его промышленном секторе; - сделать максимально доступными и кредитные ресурсы. ФАС предлагает соответствующие меры и по расширению количества банков, которые могли бы стать проводниками в цепочке доведения бюджетных средств до конечного пользователя. Антимонопольщики убеждены, что применение их рекомендаций в условиях кризиса даст положительный экономический эффект. Кризис в России в самом разгаре, однако ФАС все же рассчитывает на существенное повышение правовой культуры уже в текущем году. В частности, это должно выразиться в соблюдении требований антимонопольного законодательства участниками рынка и органов власти. Все явственнее становится тенденция к сокращению количества нарушений. В этом заслуга и действующего в стране на протяжении уже нескольких лет усовершенствованного антимонопольного законодательства. Начинает применяться система оборотных штрафов. Правительством принято решение о введении уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. Это также соответствующим образом повлияет на количество нарушений. Кардинально же ситуацию в данной сфере улучшит принятие второго антимонопольного пакета. А.Н. Голомолзин заявил, что в 2009 г. ФАС намерена еще более бдительно следить за ценообразованием на рынке нефтепродуктов, и кроме того, обеспечить условия для здоровой конкуренции во всех сегментах, от добычи нефти до реализации нефтепродуктов. Пресс-служба Смоленского УФАС России