Управляющая компания признана нарушевшей антимонопольное законодательство

В Российской Федерации в целом завершилась кампания по заключению договоров управления многоквартирными домами между управляющими компаниями и жителями. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области в феврале текущего года проводилась плановая проверка деятельности одной из таких компаний – общества с ограниченной ответственностью, расположенного в г.Вязьма.
В рамках проверки были изучены договоры управления многоквартирными домами и предъявленные к оплате собственникам помещений счета-квитанции. Анализ договоров управления многоквартирными домами позволяет прийти к выводу, что в них учтены в большей степени интересы управляющей компании, нежели собственников жилых помещений.
Проверяемая управляющая компания по отдельным услугам (вывоз мусора и утилизация) установила для собственников помещений цены не соразмерно их доле в праве общей собственности, а в зависимости от числа зарегистрированных граждан в той или иной квартире, что в целом повлияло на размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, предъявляемый собственникам одного и того же многоквартирного дома. Такие действия противоречат требованиям части 1 статьи 158 и части 4 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491. Таким образом, управляющая компания необоснованно установила различные цены за содержание жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме.
Кроме того, протоколы общих собраний по многоквартирным домам, в которых собственники самостоятельно выбрали способ управления многоквартирным домом посредством управления обществом, не содержали вопросов, определяющих перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые должна предоставлять управляющая компания. Они не содержали и вопросов определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Предлагаемые управляющей компанией общему собранию таких многоквартирных домов проекты договоров управления многоквартирным домом также не содержали вышеназванных существенных условий. Исключение составили лишь договоры по нескольким многоквартирным домам. Органы местного самоуправления размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали проверяемую управляющую компанию, в 2008-2009 годах не устанавливали.
Таким образом, управляющая компания в нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования неправомерно выставляла требования по оплате за содержание и ремонт жилого помещения в размерах, не установленных как самими собственниками помещений, так и органами местного самоуправления.
Договоры управления многоквартирным домом, в которых собственники самостоятельно не выбрали способ управления многоквартирным домом, а управление обществом осуществляется по результатам открытого конкурса, проведённого Администрацией Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области, также не содержали цену договора (размер платы за содержание и ремонт жилого помещения).
Общество, деятельностью которого заинтересовалось Смоленское УФАС России, занимает на рынке услуг по управлению и эксплуатации многоквартирными домами доминирующее положение, то есть его доля на данном рынке составляет более чем 35 процентов. Согласно требованиям антимонопольного законодательства запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Смоленским УФАС России по результатам проверки в отношении управляющей компании было возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
При рассмотрении дела установлено, что общество, злоупотребляя своим доминирующим положением на рынке услуг по управлению и эксплуатации многоквартирными домами, нарушило установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования в отношении собственников помещений многоквартирных домов, которые самостоятельно выбрали способ управления многоквартирным домом посредством управления обществом в форме заочного голосования, но не приняли решение о цене договора, размере платы за содержание и ремонт жилого помещения, тем самым нарушило требования Федерального закона «О защите конкуренции».
Обществу выдано предписание об устранении нарушений, согласно которому оно обязано направить в адрес Администрации Вяземского городского поселения Вяземского района документацию по многоквартирным домам, в которых собственники самостоятельно выбрали способ управления многоквартирным домом, после чего передать собственникам этих домов проекты договоров, содержащие все существенные условия, в том числе размер платы за жилое помещение, установленный в соответствии с действующим законодательством.
Смоленское УФАС России отмечает также, что контроль за выполнением управляющей организацией её обязательств по договору управления возложен, прежде всего, на собственников помещений многоквартирных домов, поэтому эффективное управление своим многоквартирным домом во многом зависит от самих жильцов.


Пресс-служба Смоленского УФАС России