Инициативы ФАС в сфере образования

На пресс-конференции Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области, состоявшейся в феврале этого года в Смоленской торгово-промышленной палате, руководитель управления Н.А. Акжитова рассказала о перспективных направлениях деятельности антимонопольных органов в 2009 году. Одним из таких направлений, которому планировалось уделить особое внимание при осуществлении контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, является такая сфера деятельности, как образование. И вот 21 апреля 2009 года состоялось заседание Российского общественного совета по развитию образования. На заседании общественного совета с докладом выступил руководитель Федеральной антимонопольной службы И.Ю. Артемьев.
Глава ФАС России подверг критике сложившуюся в нашей стране систему высшего образования и отметил, что, несмотря на положительные изменения последних лет, она остается крайне непрозрачной, отличается избыточным госрегулированием и не гарантирует студентам качественных образовательных услуг. В связи с этим, руководитель антимонопольного ведомства обнародовал на заседании общественного совета поправки к закону «Об образовании», подготовленные ФАС России.
Одной из проблем в системе высшего образования, по мнению ФАС, является отсутствие страхования студентов от псевдодипломов и в случаях отзыва у вуза лицензии или его банкротстве. Ведь в случае отзыва лицензии у вуза ответственность перед студентами никто не несет, а также ни на кого не возложена обязанность по переводу таких студентов в другие учебные заведения. А ситуацию с выдачей дипломов негосударственного образца И.Ю. Артемьев сравнил с ситуацией «обманутых вкладчиков от образования».
ФАС предлагает внести в закон поправки, в соответствии с которыми учебные заведения, заключая договор об оказании платных услуг, будут обязаны привлекать страховые компании. При внедрении такой системы студент закрывшегося вуза получит право на перевод в другой вуз за счет средств страховщика.
Критикуя систему лицензирования образовательной деятельности, ФАС называет её «избыточным контролем». Процедуры для получения лицензии крайне усложнены (санитарные, пожарные и другие условия обучения подвергаются многократной и избыточной экспертизе со стороны государства). И.Ю. Артемьев считает, что все это – не более чем перепроверка данных, полученных от других органов власти, по принципу «доверяй, но проверяй». А четких критериев лицензирования образовательной деятельности в действующем законе нет. То есть решение вопроса о выдаче или отказе в получении лицензии на образовательную деятельность отдается на откуп Рособрнадзора.
Обращено внимание и на отсутствие четких законодательных норм, согласно которым вузам выдается государственная аккредитация. Поэтому ФАС предлагает закрепить в законе состав экспертного совета Минобрнауки: в него должны войти представитель Рособрнадзора и по два представителя от пяти ведущих вузов, представители агентств занятости и международные эксперты.
Кроме того, ФАС предлагает проводить первую процедуру государственной аккредитации вуза через два года после первого набора. Ведь то обстоятельство, что государственная аттестация, подтверждающая статус вуза и право выдавать диплом государственного образца проводится на последнем курсе первого выпуска вуза, нарушает права студентов из первого набора на получение качественного образования: ведь все пять лет они обучаются в условиях неизвестности.
Предлагается также установить в законе обязанность для учебных заведений размещать на своем официальном сайте всю важную информацию: о дате создания вуза, учредительные документы, о лицензиях, о госаккредитации, о программе образования, материально-технической базе, а также имена профессоров, которые читают лекции и, главное – публиковать собственный бюджет. Ведь сегодня вузы не обязаны представлять публичную информацию о себе. В результате студент поступает в вуз, называющий себя государственным, а на выпуске студенту выдают диплом негосударственного образца.
Одновременно с борьбой с «вузами-наперсточниками» ФАС предлагает добросовестным негосударственным вузам открыть доступ к госзаказу и госимуществу. Именно эта часть доклада И.Ю. Артемьева вызвала наибольший интерес у присутствующих на заседании совета. По мнению руководителя ФАС, отсутствие конкуренции в сфере образования ставит негосударственные вузы в неравное положение с государственными. Так, согласно национальному проекту «Образование» российские частные университеты вначале вообще не имели право принимать участие в конкурсе по государственной поддержке инновационных вузов. Позже, правда, это ограничение было снято. Тем не менее, это повлияло на количество участвующих в конкурсах негосударственных вузов – их единицы. А гранты президента, например, по результатам конкурса 2007-2008 г.г. получили только государственные вузы. По условиям нацпроекта принимать участие в конкурсе по направлению поддержки начального и среднего профобразования могут лишь государственные образовательные учреждения. Такие разделы нацпроекта, как школьное питание, школьный автобус и интернетизация образования рассчитаны исключительно на государственные образовательные учреждения. О какой конкуренции здесь может идти речь…
Предложенные в докладе руководителя ФАС И.Ю. Артемьева поправки в закон «Об образовании» получили одобрение общественного совета и оформлены в законопроект, который представлен в Минэкономразвития.