ОАО "Жилищник" признано нарушившим ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции

2 июля 2009 года Комиссией Смоленского УФАС России рассмотрено дело о нарушении антимонопольного законодательства открытым акционерным обществом «Жилищник».
Дело было возбуждено по собственной инициативе Смоленского УФАС России по результатам контрольного мероприятия по соблюдению ОАО «Жилищник» требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В ходе рассмотрения дела было установлено, что ОАО «Жилищник» в предъявляемых к оплате собственникам и нанимателям жилых помещений счетах-квитанциях выделяет в самостоятельный вид платы «плату за вывоз твердых бытовых отходов» и плату «за утилизацию твердых бытовых отходов», нарушая тем самым требования п. 16 ст. 12 и ст. 154 ЖК РФ.
Кроме того, в нарушение ч. 1 ст. 158 и ч. 4 ст. 162 ЖК РФ, п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, ОАО «Жилищник» по отдельным услугам (вывоз и утилизация твердых бытовых отходов) установило для собственников помещений цены не соразмерно их доле в праве общей собственности, а по числу зарегистрированных граждан в той или иной квартире, что приводит к не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар (размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников и нанимателей помещений в одном и том же многоквартирном доме).
Таким образом, общество, предъявляя собственникам помещений одного и того же обслуживаемого многоквартирного дома не одинаковые требования условий оплаты за содержание и ремонт жилого помещения, нарушает ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Также установлено, что в протоколах общих собраний собственников помещений многоквартирных домов не отражены вопросы, определяющие перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые должно предоставлять ОАО «Жилищник». В протоколах не содержатся и вопросы определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Приказом общества от 03.12.2008 № 516/1 «Об утверждении размера платы граждан за жилое помещение на 2009 год, избравших управляющей организацией ОАО «Жилищник», без учета решения общего собрания собственников многоквартирного дома и решения органа местного самоуправления, ОАО «Жилищник» самостоятельно утвердило размер платы за услуги по содержанию и ремонту жилого помещения в многоквартирных жилых домах, а также предъявляет требования оплаты в таких размерах.
Таким образом, ОАО «Жилищник», выставляя требования по оплате за содержание и ремонт жилого помещения в размерах, не установленных как самими собственниками помещений, так и органами местного самоуправления (по результатам открытого конкурса), нарушает ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Также, ОАО «Жилищник», не уведомив надлежащим образом собственников помещений многоквартирного дома об изменении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, предъявляет требования об оплате за содержание и ремонт жилого помещения с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, чем нарушает ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Помимо установленных нарушений ОАО «Жилищник» в интересах потребителей коммунальных услуг не заключало договоры на поставку коммунальных ресурсов (за исключением поставки электроэнергии) и водоотведению на 2008 и 2009 годы с ресурсоснабжающими организациями, а все расчеты и начисления на основании постановления Главы города Смоленска от 19.10.2005 № 2900 ведет СМУП «Вычислительный центр ЖКХ», что является нарушением ч. 7 ст. 155 ЖК РФ.
Расчет размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги в зависимости от способа управления многоквартирным домом является обязанностью управляющих организаций, ТСЖ или ЖСК, а при непосредственном управлении многоквартирным домом соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций. Указанные лица вправе на основании возмездного договора заказать услуги по расчету размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, печати, доставке потребителям платежных документов специализированным организациям.
Установлено, что в результате бездействия ОАО «Жилищник» ущемляются или могут ущемляться интересы потребителей коммунальных услуг (собственников и нанимателей помещений многоквартирных домов), связанные с уклонением от осуществления функций исполнителя коммунальных услуг и не заключением в интересах потребителей договоров с ресурсоснабжающими организациями на приобретение коммунальных ресурсов и водоотведение.
В результате такого бездействия ОАО «Жилищник» не производится ежегодная корректировка размера платы за коммунальные услуги, предусмотренная Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, в результате чего ущемляются интересы собственников помещений многоквартирных домов.
То есть, ОАО «Жилищник», не заключая в интересах потребителей договоры с ресурсоснабжающими организациями на приобретение коммунальных ресурсов и водоотведение, нарушает ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
По результатам рассмотрения дела ОАО «Жилищник» признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и злоупотребившим своим доминирующим положением, результатом которого является или может являться ущемление интересов собственников и нанимателей помещений многоквартирного дома, путем экономически, технологически и иным образом не обоснованного установления различных цен (тарифов) на один и тот же товар; нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования; уклонения от осуществления функций исполнителя коммунальных услуг и не заключения в интересах потребителей договоров с ресурсоснабжающим организациями на приобретение коммунальных ресурсов и водоотведение.
Обществу выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.