Новое в нормативном правовом регулировании процедуры технологического присоединения к электрическим сетям.

Во исполнение Плана мероприятий, направленных на существенное упрощение и удешевление процедуры присоединения к электрическим сетям объектов малого и среднего предпринимательства, Правительством РФ приняты постановления Прави-тельства Российской Федерации от 14.02.2009 №№ 118, 119, от 21.04.2009 № 334.
Указанными постановлениями Правительства РФ внесены изменения, касаю-щиеся порядка ценообразования при осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, в частности, установлено, что:
1. Плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учётом ранее присоединённой в точке присоединения мощности), вне зависимости от наличия или отсутствия технической возможности, устанавливается исходя из стоимости меро-приятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей.
При этом, указанная плата устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, которым на территории Смоленской области является Департамент Смоленской об-ласти по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике.
2. Для субъектов малого и среднего предпринимательства при присоединении энергопринимающих устройств максимальной мощностью свыше 15 кВт и до 100 кВт включительно (с учётом ранее присоединённой в данной точке присоединения мощно-сти) оплата технологического присоединения может осуществляться с рассрочкой на срок до 3 лет с даты фактического присоединения с внесением авансового платежа в размере 5 процентов размера платы за технологическое присоединение без выплаты процентов.
Из этого следует, что субъекты малого и среднего предпринимательства при присоединении энергопринимающих устройств максимальной мощностью свыше 15 кВт и до 100 кВт включительно (с учётом ранее присоединённой в данной точке при-соединения мощности) вправе требовать представления им сетевой организацией рассрочки по внесению платы за технологическое присоединение.
Важно отметить, что согласно пункту 19 Правил технологического присоедине-ния энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям (утв. по-становлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, далее – Правила технологического присоединения), запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные данными Правилами.
В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения, незави-симо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заклю-чить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 данных Правил, а именно:
- юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями в целях тех-нологического присоединения по одному источнику электроснабжения энергоприни-мающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 100 кВт включи-тельно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности) (пункт 12.1 Правил);
- физическими лицами в целях технологического присоединения энергоприни-мающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включи-тельно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), ко-торые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением пред-принимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику (пункт 14 Правил);
- заявителями, имеющими на праве собственности или на ином законном основа-нии энергопринимающие устройства, в отношении которых до 1 января 2009 г. в уста-новленном порядке было осуществлено фактическое технологическое присоединение к электрическим сетям (пункт 34 Правил),
обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоеди-нение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
При этом в пункте 33.1 Правил технологического присоединения установлено, что положения раздела III, которым урегулирован порядок технологического присое-динения по индивидуальному проекту, не применяются к лицам, указанным в пунктах 12.1 и 14 данных Правил, в случае осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств указанных заявителей к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно.
Таким образом, сетевые организации не вправе навязывать заявителям как необ-ходимое условие для осуществления технологического присоединения иных догово-ров, например, договоров о ликвидации ограничения на технологическое присоедине-ние, договоров на осуществление мероприятий по созданию технической возможности для осуществления технологического присоединения, договоров об участии заявите-лей в финансировании реконструкции и развитии электросетей. Такие требования бу-дут противоречить пункту 19 Правил технологического присоединения.
Подводя итог вышеизложенному, в случаях, если:
- Вам отказали в осуществлении технологического присоединения,
- Вам не ответили на Вашу заявку на технологическое присоединение в установ-ленный срок,
- при присоединении энергоустановки мощностью до 15 кВт включительно с Вас требуют уплатить сумму, превышающую 550 рублей,
- Вам отказали в предоставлении рассрочки по внесению платы за технологиче-ское присоединение энергоустановки мощностью свыше 15 кВт до 100 кВт включи-тельно,
- от Вас требуют предоставления документов, не предусмотренных Правилами технологического присоединения (например, справку из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, справку из налогового органа и пр.),
Вы можете обратиться в Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (214000, г. Смоленск, ул. Октябрьской революции, д. 14А), так как вышеуказанные действия сетевых компаний будут содержать признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкурен-ции» в части злоупотребления хозяйствующим субъектом своим доминирующим по-ложением.
Обращаем Ваше внимание, если Вы хотите подать официальную жалобу в Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области, то Вам следует руководствоваться требованиями, установленными Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотре-нию дел о нарушениях антимонопольного законодательства в Российской Федерации, утверждённым приказом ФАС России от 25.12.2007 № 447.