О предупреждении и пресечении монополистической деятельности рассказал Заместитель руководителя - начальник отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России Романов А.А.

Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках РФ осуществляется системой нормативных правовых актов. Принципы антимонопольного регулирования определены Конституцией РФ. Статья 8 Конституции РФ закрепляет основополагающий принцип рыночной экономики – свободу конкуренции. Провозглашенное в пункте 1 статьи 34 Конституции РФ право граждан на свободное предпринимательство обеспечивается нормой пункта 2 этой же статьи, содержащей запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Государственную политику по содействию развитию конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции проводит федеральный антимонопольный орган. Основные задачи, функции, полномочия антимонопольного органа определены Законом о защите конкуренции и другими актами. Реализацию в Смоленской области полномочий федерального антимонопольного органа осуществляет Смоленское УФАС России.
Под монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.
Основная масса нарушений, рассматриваемых Смоленским УФАС России, такими хозяйствующими субъектами связана с требованиями статьи 10 Закона о конкуренции.
Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Несмотря на указанный в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции перечень действий (бездействий), связанных со злоупотреблением доминирующим положением, обращающиеся в Смоленское УФАС России лица зачастую неправильно трактуют их в контексте фактических обстоятельств. Прежде всего это связано со следующими действиями:
- навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);
- нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В первом случае, необходимо исходить из того, что действующее законодательство определения "навязывание" не содержит. Только подготовка проекта договора, содержащего невыгодные для контрагента условия, а также направление предложения о заключении договора без подтверждения навязывания не может являться нарушением. В соответствии со статьей 445 ГК РФ при несогласии с условиями договора сторона, получившая оферту, обязана направить другой стороне протокол разногласий. Для установления факта навязывания необходимы дополнительные доказательства (обмен протоколами разногласий, отказ от принятия разногласий, проведение согласительных процедур и т.п.). Именно настаивание организации, занимающей доминирующее положение, на предложенных ею условиях договора является злоупотреблением доминирующим положением в форме навязывания невыгодных или дискриминационных условий договора для контрагента.
По мнению ФАС России (письмо от 12.11.2008 № АГ/29484), навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него, заключается в таком поведении доминирующего хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права контрагента либо он вынужден вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях.
Во втором случае, необходимо учитывать наличие факта нарушения доминирующим хозяйствующим субъектом порядка образования цены, установленного нормативными правовыми актами. Такое нарушение может быть зафиксировано как в самом тексте договора, так и в последующих расчётах между сторонами договора. При этом следует отметить, что элементом ценообразования может являться не только тариф, но и периодические платежи, объём товара (услуги), обязательная корректировка платы, различные коэффициенты и иное, если на них прямо указано в нормативных правовых актах, устанавливающих порядок образования цены на том или ином товарном рынке.
Особо необходимо отметить, что антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, Смоленское УФАС России учитывает положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и определяет, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации антимонопольным органом действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Поэтому лица, обращающиеся в Смоленское УФАС России с заявлениями на действия (бездействие) доминирующих хозяйствующих субъектов, должны указывать и раскрывать такие последствия.