О ЧЕМ ГОВОРИТ И О ЧЕМ НЕ ГОВОРИТ ГУБЕРНАТОР

 

О ЧЕМ ГОВОРИТ И О ЧЕМ НЕ ГОВОРИТ ГУБЕРНАТОР

МНЕНИЕ

Михаил ШАПОВАЛОВ

Губернатор Смоленской области Алексей Островский в своих публичных выступлениях затрагивает различные проблемы, хотя ряд важнейших «болевых» для граждан точек не находят отражения в его речах. Например, я не знаю, волнует ли лично г-на Островского введение т.н. электрического соцпайка, которое отложено на некоторое время, но не отменено. И как официально заявлено на федеральном уровне, введение или отмена этого электропайка будет находиться исключительно в компетенции региональных властей. Как собираются решать этот вопрос руководители Смоленщины – неизвестно. Много вопросов по взиманию налога на имущество граждан, и опять же эта проблема касается практически всех. Или, например, безобразное состояние самых загруженных судов – мировых, за что ответственность несет опять-таки областная администрация. Что думает по этому поводу Алексей Островский? Неизвестно.

И таких важных тем много.

Но есть две поистине судьбоносные проблемы, и не только для Смоленщины, а и для всей России, по которым всем более-менее образованным гражданам, на мой взгляд, крайне интересно знать, а что же думает по этим темам глава региона.

Могу ответственно констатировать, что Алексей Островский ни разу в своих публичных выступлениях ни словом даже не упоминал эти две ключевые темы – принцип разделения властей и развитие конкуренции в широком смысле слова.

Если первая из них интересует, безусловно, наиболее просвещенную часть общества (но ведь сам Алексей Островский относится, надеюсь, именно к этой части), то вторая тема жизненно важна для каждого смоленского кошелька.

Боюсь ошибиться, но, судя по выступлениям А.Островского, он считает принцип разделения властей вообще несущественным. Когда он заявил, например, о том, как дружно его администрация работает с руководством законодательной ветви власти (с г-ном И.Ляховым), чего, мол, не было на Смоленщине при всех прежних руководителях, и это выдавалось Островским за чуть ли не как главное его достижение, мне стало поистине неловко за его диплом юриста. Я всегда полагал, что законодательная ветвь власти должна контролировать исполнительную (как говорили раньше, по партийному принципиально), следить за возможными злоупотреблениями, а исполнительная власть – добиваться от законодателей рассмотрения в отведенные сроки законопроектов по самым животрепещущим вопросам развития региона.

Разделение властей - это единственное и совершенно необходимое условие развития – то самое conditio sine qua non (как говорили римские юристы еще 20 веков тому назад) – условие, без которого ничто невозможно. Это – баланс, это дискуссии, это конкуренция, это, наконец, взаимный и наиболее эффективный контроль. Более того, этот принцип закреплен в Конституции России (ст.ст. 10,11). Так, как это работает во всех демократических странах. Ничего лучшего мир пока не придумал, если не брать во внимание мировых изгоев типа Северной Кореи или Кубы.

А что происходит, когда власть едина и неделима, мы хорошо знаем по коммунистическому опыту. Причем, А.Островский зря считает, что при прежнем губернаторе две ветви смоленской власти работали недружно. Еще как дружно работали! Те же самые вечные депутаты-едросы, которые и сегодня заседают в областной Думе, совместно с незаменимым министром финансов И.Скобелевым принимали провальные бюджеты Смоленской области, довели бюджет до катастрофы и долга в 15 млрд. руб., на что сейчас справедливо жалуется сам А.Островский. Только надо бы губернатору быть до конца последовательным и честным, прямо признать, что эти банкротные, по сути, бюджеты принимали его нынешние коллеги-едросы по пресловутой коалиции, которых он, по его же словам, весьма ценит. Кстати, при новом губернаторе и депутатах из прошлого созыва, вновь оказавшихся среди «народных избранников», этот долг галопирует и превысил уже 24 млрд. рублей.

А как можно оценить пассаж А.Островского о возврате к единой и неделимой власти в муниципалитетах ? Если это экономия средств на управлении, то, экономя «на спичках», без всякого сомнения, получится стратегический проигрыш. Хотя, возможно, люди, уставшие от нищеты и безнадеги, и согласятся на очередной заход по спирали российской истории. Согласятся от безразличия, по инерции, просто из отсутствия всяких перспектив.

Говоря о разделении властей, я упомянул понятие конкуренции в политическом смысле. А теперь поговорим о конкуренции экономической, о том, что практически отсутствует в России и полностью выпало из внимания смоленского руководства и губернатора.

Я много общаюсь с руководителями Смоленского Управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС), часто присутствую на судебных заседаниях с участием УФАС. Вот кому нужно поистине поклониться в пояс, вот кто является настоящими профессионалами!

С приходом на должность руководителя Н.Акжитовой деятельность Управления заметно оживилась.

Эффективная (а не для галочки) борьба со злоупотреблениями монополий, особенно в сфере ЖКХ, тщательное изучение работы сетевых магазинов, душащих конкуренцию среднего и малого бизнеса, избыточное (если не сказать, противоправное) администрирование – причем это не какая-то кампания, опереточная показуха, это постоянная, реальная, невидимая для большинства граждан работа. Думаю, что деятельность Смоленского УФАС является примером для всей России.

То, что губернатор А.Островский участвует в работе коллегий прокуратуры, следственного комитета, полиции, – это, наверное, неплохо. Но вот титаническая работа УФАС и проблемы отсутствия конкуренции, судя по всему, совершенно не интересуют смоленского губернатора. Мы говорим о безобразиях в сфере ЖКХ, о картельных сговорах т.н. естественных монополий, о локальных монополиях торговых сетей и т.д. и т.п., что в итоге выливается в дикий рост цен на продукты и товары первой необходимости. Но понимает ли губернатор, что это является следствием отсутствия должной экономической конкуренции, различных дисбалансов и локальной монополизации в сфере торговли, следствием уничтожения среднего и малого бизнеса, избыточным администрированием со стороны государственных органов? Вы слышали когда-нибудь подобную постановку Алексеем Островским важнейших для граждан вопросов? Лично я - нет, ни разу не слышал и не читал.

Там, где нет должной экономической конкуренции, неизбежен рост цен. Там, где существует жесточайшая конкуренция, рост цен не превышает статистической погрешности в 1-2% процента в год, а в кризис цены падают, и значительно. Лучший пример – Соединенные Штаты: самый конкурентный, самый дорогой, самый выгодный для потребителя рынок. Подчеркну особо – выгодный не только для продавцов, но что важно для нас, выгодный для потребителя. Там антимонопольная служба в свое время сумела поставить на колени самого главу «Майкрософт» Билла Гейтса, заставив его разделить бизнес программный и бизнес компьютерный.

А что в Смоленске? Например, нефтяные монстры – «Роснефть» и «Лукойл» - поделили смоленский рынок и поднимают цены вне зависимости от цены нефти на мировых биржах, затем рассказывают сказки гражданам, как им приходится трудно из-за налогов, акцизов, ремонтов и т.д. и т.п. Этими «жирными котами» тоже вынуждена заниматься УФАС.

Бывший многолетний руководитель смоленского филиала «Роснефти» давно и прекрасно устроился в областной Думе, поменявшись местами с бывшим замгубернатора Смоленской области. Другой бывший депутат и бывший руководитель одной из дочерних организаций «Газпрома» ушел на баснословную пенсию, а газовики по-прежнему действуют на грани закона. А что думают наши потребители, зная, что цены на газ в России сегодня в разы выше, чем в США (при наших-то нищих зарплатах)?! Где же позиция губернатора, хотя бы какое-то словечко на тему, касающуюся практически всех граждан? Нет ни слов, ни действий, ни помощи УФАС, зато есть благодарности руководству «Газпрома», этого крайне неэффективного, непрозрачного монстра.

Два года работы – это немалый срок, тем более, что Алексей Островский, по его же собственным заявлениям, уже многие годы до губернаторства был погружен в проблемы Смоленщины. Можно и не говорить публично об этих достаточно банальных вещах, но хотя бы понимать ключевые проблемы и действовать соответственно. Чего, увы, у Алексея Островского, на мой взгляд, не наблюдается.

Понятно, что российские губернаторы работают в жестко заданных и при этом предельно неэффективных, неразумных, нелогичных рамках ограничений со стороны федерального центра. Одна совершенно дикая система межбюджетных отношений и налоги, меняющиеся каждый год, чего стоят. Тогда возразите, дайте свои предложения Президенту, правительству и компетентным федералам!

Если вы понимаете этот федеральный абсурд, тогда надо поднимать во весь голос эти вопросы! Понятно, что губернаторы (не только назначенные, а даже избранные народом, что просто удивительно) панически боятся огорчить Президента и Правительство простым озвучиванием своего независимого мнения, а уже о каких-то претензиях к Центру им и подумать страшно. Но в таком случае, господа губернаторы, вы берете на себя всевозможные последствия многочисленных федеральных глупостей, и тогда уж принимайте на себя гнев и недовольство граждан.

Никаких других вариантов быть не может.