Что ждёт заказчиков с 1 января 2017 года, в связи с изменениями в Законодательстве в сфере закупок

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Вопрос осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд давно является очень актуальным и злободневным. Если многие, кто интересуется данной темой, знают о том, что государственные и муниципальные закупки осуществляются в соответствии с законом о контрактной системе, то процедура закупок государственными корпорациями, субъектами естественных монополий, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями освещена недостаточно. Ни для кого не секрет, что данный круг лиц располагает очень значительными финансовыми ресурсами, зачастую получаемыми из бюджетов различных уровней, в связи с чем, прозрачность и эффективность осуществляемых ими закупок также очень важна.

За разъяснением по данному вопросу редакция нашего интернет-портала обратилась в УФАС России по Смоленской области. Ответить на наши вопросы согласился начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России Епейкин Владимир Петрович. (фото муж.)

– Расскажите подробнее об этом.

– С 1 января 2012 года действует Федеральный закон №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках). Данный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг:

1) государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твёрдых коммунальных отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;

2) дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным выше юридическим лицам, а также дочерним хозяйственным обществам, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным дочерним хозяйственным обществам;

3) в отдельных случаях бюджетным учреждениям.

Целями регулирования Закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей указанных юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми  показателями цены, качества и надёжности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

– Владимир Петрович, правильно ли мы понимаем, что данный закон устанавливает некие общие правила игры для таких заказчиков. Как это выглядит на практике?

– В идеальном представлении механизм действия Закона о закупках выглядит следующим образом. Закон сам по себе является рамочным и устанавливает общие правила поведения, можно сказать обычаи делового оборота в данной сфере. Заказчики, поименованные в нём, разрабатывают и в установленном порядке размещают в сети интернет собственные положения о закупках, которые, говоря простым языком, являются их собственным аналогом Закона о контрактной системе. Таким образом, заказчикам предоставлена значительная свобода действий в выборе способов осуществления закупок, установления требований к поставщикам и подрядчикам. Однако положения о закупках должны учитывать общие принципы, или как Вы выразились, общие для всех правила игры, которые установлены Законом о закупках.

В случае же, если такими заказчиками положение по каким-либо причинам разработано и размещено в установленном порядке не было, то такие заказчики при закупке руководствуются положениями Закона о контрактной системе в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до дня размещения утверждённого положения о закупке.

– Учитывая сложившуюся экономическую обстановку и введение в отношении Российской Федерации и отдельных российских юридических лиц экономических санкций, произошли ли какие-то изменения в процедуре осуществления закупок отдельными видами юридических лиц?

– Сложившаяся экономическая ситуация потребовала введения мер, направленных на поддержку отечественных производителей и импортозамещение. В закон о закупках были заранее заложены возможности для принятия подобных мер.

Частью 8 статьи 3 Закона о закупках установлено, что правительство Российской Федерации вправе установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

16.09.2016 Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым подписано Постановление правительства Российской Федерации № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами».

Данное Постановление вступает в силу с 01.01.2017 и устанавливает порядок предоставления приоритета товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами, при осуществлении заказчиками закупок всех товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках.

В связи с этим, заказчикам необходимо внести соответствующие изменения в положения о закупках и документацию о закупках с учётом обязанности применения при осуществлении закупок норм  Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 №925.

– Владимир Петрович, если вернуться к закупкам, осуществляемым в соответствии с Законом о контрактной системе, какие новшества ждут заказчиков в ближайшее время?

– Необходимо отметить, что с 01 января 2017 года часть заказчиков, осуществляющих в настоящее время закупки в соответствии с Законом о закупках будет выведена из под сферы действия данного закона. Речь идёт о государственных, муниципальных и унитарных предприятиях.

Это связано со вступлением в силу изменений в закон о контрактной системе и в Закон о закупках, внесённых федеральным законом от 03.07.2016 №321-ФЗ.

С нового года государственные, муниципальные, унитарные предприятия при осуществлении закупок будут обязаны руководствоваться положением закона о контрактной системе.

Исключение составят закупки, осуществляемые в течение года в соответствии с положением о закупках (если оно было размещено надлежащим образом до начала года)

1) за счёт грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическим лицам, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определяемыми грантодателями, не установлено иное;

2) в качестве исполнителя по контракту, в случае привлечения на основании договора, в ходе исполнения данного контракта, иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключённого в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Необходимо отметить, что положения Закона о контрактной системе будут распространяться в том числе на унитарные предприятия, не являющиеся получателями субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Вносимые изменения, повлекут также и возможность применения в отношении данных заказчиков, их должностных лиц мер административной ответственности, которая гораздо шире, нежели в Законе о закупках.

– Раз уж речь зашла про административную ответственность, расскажите про то, какие нарушения Закона о закупках наиболее часто встречаются в практике Смоленского УФАС России?
 

– Ответственность за нарушения, связанные с неисполнением требований Закона о закупках установлена статьёй 7.32.3 КоАП РФ.

Данной статьёй установлена ответственность за восемь различных видов нарушений Законодательства о закупках.

Необходимо отметить, что данная статья КоАП предусматривает наложение значительных административных штрафов как на юридических лиц-заказчиков, так и на их должностных лиц.

Наиболее часто встречающимся в практике Смоленского УФАС России нарушением является не размещение в единой информационной системе в сфере закупок (на сайтеhttp://zakupki.gov.ru) информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (часть 5 статьи 7.32.

Совершение такого административного правонарушения грозит наложением административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей;  на юридических лиц – от ста до трёхсот тысяч рублей.


Текст и фото
Нина Чернова