Технологическое подключение к электросетям. Антимонопольные органы вправе возбуждать и рассматривать дела об административном правонарушении

Технологическое присоединение энергопринимающих устройств и действия сетевой организации в отношении лиц, желающих электрифицировать свои помещения, находится под пристальным вниманием государства. Однако жители нашего региона порой не знают, как им поступать, когда остаются один на один с монополистом, который требует с них высокую плату, затягивает с техприсоединением и иным образом нарушает их права.

Сегодня в гостях у нашей редакции заместитель руководителя Смоленского УФАС России – начальник отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Романов Андрей Александрович, который согласился ответить на ряд вопросов, волнующих наших читателей. 

– Андрей Александрович, как часто обращаются в региональное антимонопольное ведомство потребители за разрешением спорных ситуаций, связанных с техприсоединением к электрическим сетям своих помещений?

– Да, действительно, в антимонопольный орган поступают обращения граждан за разрешением споров по техприсоединению с ПАО «МРСК Центра», которое в Смоленской области является монополистом, и общество не вправе злоупотреблять таким положением в отношении таких потребителей. Следует отметить, что из года в год наше ведомство фиксирует тенденцию снижения таких обращений. Это, прежде всего, связано с тем, что ПАО «МРСК Центра», однажды наступив на грабли и столкнувшись с антимонопольным контролем, старается больше не повторять своих ошибок и не совершать подобных нарушений. Однако, ПАО «МРСК Центра» является коммерческой организацией. В целях извлечения большей прибыли и получения иных преимуществ общество выискивает для себя более выгодное самочувствие в отношениях с потребителями, порой за счёт неоднозначности толкования норм права. Федеральная антимонопольная служба отслеживает ситуацию с сетевыми организациями и делает всё, чтобы в законодательстве как можно быстрее появлялись нормы, ставящие заслон действиям нерадивых сетевых организаций.

В течение 2016 года в Смоленское УФАС России поступило немного жалоб на действия ПАО «МРСК Центра» по вопросам техприсоединения. В большинстве случаев рассмотрение таких обращений не относилось к нашей компетенции, или не подтвердило совершение со стороны ПАО «МРСК Центра» нарушений. Но следует заметить, что в настоящее время, законодательство построено таким образом, что выявление антимонопольным органом нарушения со стороны сетевой организации, становится для последней очень болезненным в санкционном плане – большие штрафы.

– Вы сказали, что рассмотрение не всех обращений относится к компетенции антимонопольного органа. Не могли бы прояснить куда необходимо обращаться с жалобами в таких случаях?

– Следует сразу отметить, перед тем как куда-то писать жалобу, потребителю необходимо самому разобраться, что именно не сделал поставщик (продавец), нарушил ли он норму закона или не выполнил принятое по договору обязательство. Во втором случае единственный путь защиты своих прав, это обращение в суд. В случае если имело место нарушение закона, то надо чётко понимать, какую конкретно обязательную для исполнения поставщиком норму закона он нарушил, и выяснить, какой орган осуществляет контроль за соблюдением данной нормы. После чего решать, обращаться с иском в суд или все же, в качестве альтернативы, обратиться за разрешением спорной ситуации в этот контролирующий орган. В последнем случае разрешение спора происходит оперативнее.

В нашей ситуации, связанной с техприсоединением к электрическим сетям, при отказе лицу, намеревающемуся присоединить свою энергоустановку к сетям ПАО «МРСК Центра», необходимо определить, какой именно пункт Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861) нарушило общество, а также выяснить, какой нормой закона установлен запрет на совершение сетевой организацией таких действий.

Запрет для сетевых организаций, который контролируется антимонопольными органами, установлен ч.1 ст.10 Закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Эта норма с 5 января 2016 года была изменена, и теперь антимонопольный орган может встать на защиту лишь юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Поэтому, в случае нарушения ПАО «МРСК Центра» в отношении потребителей – физических лиц каких-либо пунктов Правил технологического присоединения, Закон № 135-ФЗ не применяется. В этих случаях потребителям остаётся защищать свои интересы в судах или, в отдельных случаях, в Роспотребнадзоре (например, когда продавцом навязываются невыгодные условия договора, что прямо запрещено нормами Закона «О защите прав потребителей»).

– Правильно ли понимаю, что в случае если ПАО «МРСК Центра» нарушает Правила технологического присоединения в отношении гражданина, то ему нет смысла обращаться за помощью в УФАС?

– Да, признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ПАО «МРСК Центра» выявлено не будет, и антимонопольный орган здесь бессилен. Вместе с тем законодатель оставил за антимонопольными органами карательный инструмент в отношении сетевых организаций, нарушающих порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей, в том числе и физических лиц, к электрическим сетям. Антимонопольные органы вправе возбуждать и рассматривать дела об административном правонарушении по статье 9.21 КоАП РФ. Следует обратить внимание, что административная ответственность сетевой организации может наступить не за нарушение ею Правил технологического присоединения, а за нарушение ею установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, который определён этими Правилами.

В случае нарушения ПАО «МРСК Центра» порядка технологического присоединения, можно порекомендовать гражданам обращаться в Смоленское УФАС России с заявлением о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 9.21 КоАП РФ.

– Можете ли вы ещё порекомендовать что-либо нашим гражданам, защищающим свои права в отношениях с ПАО «МРСК Центра»?

Хочу ещё раз обратить внимание на то, что в случае не выполнения ПАО «МРСК Центра» взятых на себя обязательств по договору техприсоединения, например, по несоблюдению обществом установленного договором срока техприсоединения, нет смысла тратить время на обращения в различные контролирующие органы и переписку с ними. В этом случае спор может разрешиться только в суде, и надо требовать у суда понудить сетевую организацию исполнить обязательства с выплатой неустойки и судебных издержек, и в некоторых случаях, убытков и ущерба. На сегодняшний день это самый короткий путь к получению электрической энергии, если ПАО «МРСК Центра» добровольно не устранит свои недостатки.

Также порекомендую перед обращением с заявкой на технологическое присоединение в ПАО «МРСК Центра» внимательно ознакомиться с Правилами технологического присоединения, определиться с объёмом необходимых для предоставления документов, а после получения от сетевой организации проекта договора на техприсоединение, не торопиться с его подписанием, внимательно изучить предлагаемые условия договора, особенно прописанные в технических условиях. В случае несогласия с какими-либо условиями не стесняться составлять протокол разногласий. После подписания договора будет сложнее отстаивать свои права.


Текст Нина Чернова