• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Надзорные органы перестали кошмарить бизнес

В Смоленском УФАС России рассказали о новых механизмах защиты предпринимателей, пострадавших от антимонопольных нарушений

В регионе де-факто снижается нагрузка на бизнес. В последние несколько лет надзорные органы стали все чаще выносить предпринимателям предупреждения, реже выезжая с проверками. Таким образом, УФАС России продолжает перестраивать работу, уделяя все больше внимания недопущению нарушений со стороны бизнеса.

Глоток воздуха?

– Приоритетные направления деятельности и законотворческие инициативы антимонопольной службы направлены на снижение административной нагрузки на бизнес. И вступившие в силу в начале января 2016 года изменения в закон «О защите конкуренции», так называемый «четвертый антимонопольный пакет», способствуют этому. Благодаря внесенным поправкам значительно расширился состав правонарушений, при которых до возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства выдается предупреждение. И если компания исправилась, никаких штрафов не будет, – обратила внимание руководитель Смоленского УФАС России Нина Акжитова. – Также появились отдельные статьи, которые дают возможность бизнесу более эффективно защищать свои права при совершении конкурентами недобросовестных действий.

Глава регионального ведомства привела пример: за незаконное использование чужих товарных знаков, сходных обозначений или недостоверной рекламы гарантирован оборотный штраф, который составляет 0,01–0,15 процента от валовой выручки. С принятием поправок в закон «О защите конкуренции» можно оспорить решение комиссии территориального управления по антимонопольному делу не в суд, а в ФАС России и не тратиться на юристов и уплату госпошлины.

Также существенно сократился перечень оснований проведения внеплановых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства. Проверки по заявлению юридических лиц и граждан теперь проводятся после согласования с органами прокуратуры.

– Смоленским УФАС России в последнее время было принято решение вообще не проводить плановых проверок, – сказала Нина Акжитова. – Так, например, если в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2015 году Смоленским УФАС России было проведено 10 проверок, то на 2016–2018 годы управлением не запланировано ни одной плановой проверки. Все это позволяет существенно сократить административную нагрузку на малый и средний бизнес.

В подтверждение своих слов глава регионального антимонопольного ведомства привела пример: по выявленным нарушениям антимонопольного законодательства Смоленским УФАС России в 2015 году было возбуждено всего 25 дел, выдано 19 предупреждений; в 2016 году – 15 дел, выдано 31 предупреждение; а за 9 месяцев 2017 года – 10 дел, выдано 22 предупреждения.

– Из приведенных данных видно, что идет резкое снижение количества возбужденных и рассмотренных дел, в то же время число выданных предупреждений за три года выросло в 2,6 раза (2014-й – 12, 2016-й – 31). Такая тенденция прослеживается и на уровне других территориальных органов ФАС России, – обратила внимание Нина Акжитова. – Это подтверждает тот факт, что антимонопольные органы России превращаются из карательного органа в орган превентивного контроля.

Штрафы кусаются

Одним из рычагов антимонопольного регулирования стали штрафные санкции, которые применяются за нарушение антимонопольного законодательства.

– С 2007 года в России введена система оборотных штрафов. Эффективность этой системы подтверждена. Также система оборотных штрафов повлияла на снижение количества возбужденных дел о нарушении антимонопольного законодательства, – сказала Нина Акжитова. – И должностные лица стали более ответственно подходить к ведению своего бизнеса. Почувствовали, что за допущенные нарушения законодательства к ним будет применен не мизерный штраф, который в разы будет перекрыт полученной прибылью, а оборотный, который не только серьезным образом отразится на финансово-экономической деятельности, но может вообще привести к банкротству.

Сегодня в масштабах России антимонопольными органами накладываются многомиллиардные санкции. В нашем регионе эти цифры выглядят скромнее. Так, например, Смоленским УФАС России было наложено административных штрафов: в 2012 г. на сумму 84 159,5 тыс. руб., в 2013 г. – 3104,0 тыс. руб., в 2014 г. – 4061,8 тыс. руб., в 2015 г. – 2767,3 тыс. руб., в 2016 г. – 2160,9 тыс. руб., за первое полугодие 2017 г. – 15 569,7 тыс. руб.

Получить по заслугам

По словам сотрудников Смоленского УФАС России, есть еще один вид ответственности за совершенное правонарушение – гражданско-правовая. Она связана с возмещением убытков пострадавшим от нарушения антимонопольного законодательства.

– Взыскание убытков в опыте зарубежных стран – эффективный механизм антимонопольного регулирования. Так, например, в США компания, нарушившая Акт Шермана, уплачивает государству штраф в порядке уголовного производства и возмещает ущерб пострадавшим в тройном размере в порядке гражданского производства, – привела пример Нина Акжитова. – А анализ ФАС показывает, что на практике пострадавшие от нарушения антимонопольного законодательства возмещение не получали. ФАС России насчитывается всего несколько примеров, когда к нарушителям пострадавшие предъявляли иски о возмещении причиненных убытков. Хотя в 37-й статье «третьего антимонопольного пакета» поправок в 

антимонопольное законодательство, вступившего в силу в 2012 году, прямо прописано, что лица, пострадавшие от нарушений антимонопольного законодательства, вправе обратиться в суд с иском к виновному о взыскании убытков. Но это не означает, что до 2012 года это было невозможно сделать. Делалось это в рамках гражданского законодательства. Но для того чтобы взыскание убытков еще раз было четко прописано, были внесены изменения в закон «О защите конкуренции».

Однако, по словам сотрудников ведомства, это не отразилось на практике: серьезных изменений по возмещению убытков пострадавшим не произошло.

Административная ответственность работает, есть даже прецеденты, когда применяется уголовная ответственность за картельные сговоры (ст. 178 УК), но очень мало случаев, когда взыскиваются убытки, отмечают в Смоленском УФАС России.

– Для того чтобы изменить данную ситуацию, ФАС России подготовила разъяснения по возмещению убытков. В 2015 году вышла первая короткая редакция разъяснений, а в 2017 году были подготовлены полноценные разъяснения, в которых были учтены основные подходы в экономической науке, в европейском правоприменении, – отметила глава Смоленского УФАС России. – Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для их восстановления.

По мнению ФАС, на сегодняшний день проблем, по которым не подаются иски о возмещении вреда, несколько. Во-первых, это неравенство спорящих сторон, потому что всегда лицо, нарушающее антимонопольное законодательство, экономически сильнее, имеет профессиональную юридическую службу, а пострадавшие лица зависят от финансового состояния, и тягаться с высокооплачиваемыми адвокатами им просто не под силу. Второй аспект связан с тем, что на практике доказать размер убытков очень сложно. Для того чтобы сделать этот расчет понятным, и было подготовлено разъяснение ФАС.

Ольга МАРКОВА