• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Региональное УФАС рассказало о последних изменениях законодательства о закупках

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

На минувшей неделе в Смоленском УФАС России подвели итоги уходящего года и рассказали о ряде изменений в законодательстве о контрактной системе, с которыми заказчикам предстоит столкнуться уже в самое ближайшее время. Изучив закон № 44-ФЗ и официальные разъяснения к нему, мы решили обозначить основные моменты последних изменений, касающиеся большого количества участников рынка

Быть начеку!

– Ранее правительством был установлен запрет на закупки товаров, работ и услуг у турецких организаций. Потом ситуация поменялась, и запрет сняли. А у нас частенько бывают случаи, когда участники закупок жалуются на документацию из-за того, что заказчики продолжают устанавливать эти запреты, – говорит начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России Владимир Епейкин.

Обращения с просьбами о разъяснении порядка применения отдельных положений закона – частое явление, говорят сотрудники ведомства. Количество вопросов, поступающих в региональную антимонопольной службу России на государственные закупки и закупки компаний, постоянно растет. Поэтому ничего не остается, как проводить, в пределах имеющихся полномочий, разъяснительную работу для лиц, вовлеченных в сферу госзакупок, отмечают в Смоленском УФАС России. Итак, обо всем по порядку.

Не так давно вступили в силу изменения в закон об автономных учреждениях, и в нем появилась норма о том, что такие учреждения при выполнении работ или оказании услуг должны руководствоваться правилами получателей бюджетных средств. Поправки вступили в силу 27 ноября 2017 года. Также внесены изменения по закупкам Минобороны, ФСБ и их подведомственных организаций: при их проведении до 1 июля 2018 года нужно использовать закрытые электронные аукционы без согласования с ФАС России.

До единой капли

Много новшеств преподнес закон и для представителей медицинской сферы. В частности, с 1 января 2018 года вступят в силу изменения, которые касаются описания лекарственных препаратов при проведении закупок. Заказчиков медикаментов обязали в техническом задании указывать: лекарственную форму препарата, дозировку с возможностью поставки лекарственного препарата в кратной дозировке, остаточный срок годности и др.

Внесены изменения и в перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств. Теперь благодаря внесенным изменениям с 22 ноября 2017 года не подпадают под ограничения, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 № 102, гигиенические товары – пеленки и детские подгузники самого маленького размера.

Определен и порядок расчета начальной (максимальной) цены контракта при закупке лекарств. Приказом Минздрава России от 26 октября 2017 г. № 871н утвержден порядок ее определения и стоимость контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Приказ вступил в силу 9 декабря 2017 года. Также установлена и начальная (максимальная) цена контракта на поставку медицинских изделий и их средневзвешенные цены.

Закупка по плану

– На следующий год и плановый период 2019 и 2020 годов Федеральное казначейство своим письмом напомнило, что в свое время Минфин России довел до главных распорядителей бюджетных средств информацию о порядке формирования планов закупок в подсистеме бюджетного планирования «Электронный бюджет». В связи с этим казначейство уведомило о приостановлении возможности размещения государственными заказчиками планов закупок, сформированных в личных кабинетах единой информационной системы вне указанного порядка. Планы закупок государственных заказчиков будут размещаться в системе только в случае их поступления из «Электронного бюджета», – говорит Владимир Епейкин. – В случае если государственным заказчиком ранее был сформирован проект плана закупок, в целях его замены, необходимо перевести текущий проект плана закупок в архив. Соответствующий функционал доступен в личном кабинете системы. После совершения действия получение плана закупок будет доступно для его последующего размещения.

В региональное ведомство поступает много вопросов по поводу оплаты по контракту: участники рынка спрашивают о рассрочке и возможности отсрочки платежа. Отражение данного факта в документации или заключение допсоглашения в законе не прописано, говорят в Смоленском УФАС России.

– Многие интересуются и по поводу санкций за недобросовестное поведение участников закупки. Если не исполняется условие контракта, то процедура одностороннего расторжения контракта проходит так: должно быть уведомление, которое участник закупки должен получить, а заказчик, в свою очередь, должен быть в этом уверен. Если подтверждения данного факта нет, то датой решения о расторжении контракта является следующий день после истечения 30 дней с даты размещения в единой информационной системе решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, – сказал Владимир Епейкин. – Также 10 дней дается на устранение недостатков.

Закон един для всех!

Заказчики, по словам сотрудников ведомства, часто путаются в вопросе заключения государственного контракта на охрану зданий.

– Здесь я могу сказать, что ФАС России указала, что Постановление Правительства РФ № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» не устанавливает исключительные полномочия какой-либо организации на оказание услуг по охране объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется. Поэтому осуществлять охрану зданий могут ряд ведомств, за исключением ЧОПов, – рассказали в Смоленском УФАС России.

Двояко трактуют участники рынка и вопрос закупок запасных частей к технике. В Смоленском УФАС России говорят, что Минфин России разъяснил, что если в документации об электронном аукционе указана общая начальная (максимальная) цена запасных частей к технике, оборудованию, либо цена единицы товара, работы или услуги, то при проведении такого аукциона цена контракта не снижается. И применение к участникам такого электронного аукциона антидемпинговых мер действующими нормами закона № 44-ФЗ не предусмотрено.

Что касается определения размера штрафа в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком обязательств, то Минфин России разъяснил, что для цены контракта в каждом из пунктов 3–6 и 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 1042, установлен нижний и верхний предел. При этом слово «включительно» относится только к верхнему пределу цены контракта. Если аукцион проводится на право заключения контракта, размер штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных таким контрактом обязательств устанавливается в соответствии с пунктом 5 Правил.

А вот доказывать добросовестность участника закупки, в рамках антидемпинговых мер, просто: «Минфин России разъяснил, что закон № 44-ФЗ не обязывает участника закупки предоставлять копии подтверждающих документов, указанных в ч. 3 ст. 37 закона № 44-ФЗ, а также не содержит специальных требований к форме и способу указания на наличие информации в реестре контрактов. Ведомство полагает, что при предоставлении сведений о надлежащем исполнении контрактов, содержащихся в реестре контрактов, участник закупки вправе представить информацию, позволяющую определить реестровую (реестровые) запись (записи) из реестра контрактов».

В тонкостях законодательства разбиралась Ольга МАРКОВА