11 марта прошел брифинг замруководителя Смоленского УФАС России

1 марта в Смоленске состоялся брифинг, который провела Наталья Анатольевна Мишенькина, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области. Разговор шел о миссии, целях и достижениях ФАС России за 15 лет существования Службы.

11 марта прошел брифинг замруководителя Смоленского УФАС России
11 марта Наталья Мишенькина провела брифинг, посвященный 15-летию ФАС
 

 

 
 

Федеральная антимонопольная служба создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 30 июня 2004 года.

Как подчеркнула в начале брифинга заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области, Управление – неотъемлемая составная часть ФАС. На протяжении 15 лет на Смоленщине обеспечивалось  выполнение целей и задач, поставленных Правительством Российской Федерации и руководством самой Службы для всех субъектов страны. Поэтому на брифинге в первую очередь шла речь о миссии, целях и достижениях всей Службы, обеспечивающей единство подходов и требований в каждом из регионов.

Государственная антимонопольная политика является одним из важнейших механизмов, обеспечивающих достижение всех социально-экономических целей общества. Конкуренция способствует развитию экономики, стимулирует научно-технический прогресс, способствует рациональному использованию ресурсов, повышает качество и, соответственно, конкурентоспособность товаров. ФАС России – федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководителем Службы назначен Игорь Юрьевич Артемьев, который успешно возглавляет Службу по настоящее время.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.

Как напомнила Наталья Анатольевна Мишенькина: «ФАС России в числе прочего осуществляет контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации. С 1 января 2015 года ФАС России были переданы функции Рособоронзаказа. Указом Президента РФ 21 июля 2015 года ФАС России переданы функции в сфере тарифного регулирования».

 

Своей миссией ФАС видит обеспечение свободы конкуренции и эффективную защиту предпринимательства ради будущего России.

Свободная конкуренция между участниками рынков стимулирует развитие новых технологий и поиск наиболее эффективных способов производства. Это приводит к повышению конкурентоспособности товаров, сбалансированности их качества и цены, расширению выбора для потребителя.

Исходя из этого, усилия ФАС России направлены на предотвращение и пресечение ограничивающих конкуренцию действий со стороны хозяйствующих субъектов, субъектов естественных монополий и органов власти. Кстати, как отметила Наталья Анатольевна, в Смоленской области есть достаточно значимые успехи, о которых недавно шла речь на уровне региона:  на заседании Совета по экономике и инвестициям при Администрации Смоленской области рассматривались вопросы состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг региона за 2018 год.  В минувшем году сотрудниками регионального Департамента экономического развития был проведен мониторинг состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг области, в рамках которого опрошены около 500 предпринимателей и свыше 3,5 тысячи жителей региона. Ежегодное проведение такого мониторинга – один из важнейших элементов реализации Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации. Его результаты становятся основой для планирования мероприятий по совершенствованию конкурентной среды.

Порядка 80% респондентов удовлетворены условиями ведения предпринимательской деятельности в Смоленской области. В ходе опроса бизнесменам также предлагали оценить состояние административных барьеров, оказывающих влияние на ведение текущей деятельности или открытие нового предприятия. Согласно полученным данным, большинство представителей делового сообщества – 73% – считают, что административные барьеры в регионе отсутствуют или снижаются.

 

Цели, которые стоят перед ФАС, в том числе и перед Управлением по Смоленской области, можно, по словам Натальи Мишенькиной, обозначить, как четыре главных направления:

1. Благоприятная конкурентная среда в сферах деятельности хозяйствующих субъектов, не являющихся естественными монополиями;

2. Равный доступ к товарам (работам, услугам) естественных монополий, и развитие конкуренции в потенциально конкурентных видах их деятельности;

3. Прекращение антиконкурентного вмешательства органов власти в функционирование рынков, высокая эффективность бюджетных расходов при размещении государственного и муниципального заказа;

4. Эффективная реализация государственной политики в области контроля иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В настоящее время антимонопольный контроль в регионах Российской Федерации осуществляют 84 территориальных подразделения Федеральной антимонопольной службы.

Антимонопольный контроль на территории Смоленской области осуществляет Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области.

 

Экскурс в историю

 

Каковы же достижения и краткие итоги ФАС России за 15 лет существования?

 

2004 год

 

Приняты Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, установлен фиксированный размер платы за технологическое присоединение для льготных категорий потребителей в размере 550 руб. (максимальная мощность до 15 кВт).

Подготовлен постатейный комментарий к закону «О рекламе».

 

2005 год

 

ФАС России впервые вошла в Рейтинг Всемирного обзора по конкуренции (38-е место).

Внедрены стандарты раскрытия информации при предоставлении потребительских кредитов.

Приняты поправки в законодательство, включающие антимонопольные требования в Земельный кодекс и Водный кодекс.

Запущен сайт ФАС России www.fas.gov.ru.

 

2006 год

 

Вступил в силу закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (94-ФЗ), создание открытой и прозрачной современной системы госзаказа в России.

Создано новое антимонопольное законодательство – вступил в силу т.н. «первый антимонопольный пакет», в рамках которого был принят закон «О защите конкуренции», предусмотрено прощение игроков рынка, добровольно устранивших нарушения антимонопольного законодательства.

Модернизировано рекламное законодательство в части принятия закона «О рекламе».

Установлен запрет на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии.

 

2007 год

 

Введены оборотные штрафы за нарушение антимонопольного законодательства.

Приняты поправки в рекламное законодательство, касающиеся установления требований к деятельности в сфере распространения наружной рекламы.

 

2008 год

 

Принят закон №57 об иностранных инвестициях в стратегические отрасли экономики РФ, содействующий привлечению иностранных инвестиций в РФ.

Законодательно установлено обязательное проведение аукционов на право заключения договоров аренды, безвозмездного пользования в отношении госимущества – ст. 17.1 Закона «О защите конкуренции».

Начало нового этапа в борьбе с картелями в России (образовано специальное Управление по борьбе с картелями ФАС России).

 

2009 год

 

Созданы условия для взаимодействия торговых сетей и поставщиков на недискриминационных принципах – вступил в силу Закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ».

 

Вступил в силу т.н. «второй антимонопольный пакет», который усилил полномочия антимонопольного органа, ввел уголовную ответственность за создание картелей.

Приняты поправки в рекламное законодательство, устанавливающие требования к деятельности в сфере телевизионной рекламы.

 

2010 год

 

Реализован комплекс мер по сдерживанию роста цен на продукты питания первой необходимости в связи с возникшим дефицитом товаров из-за неблагоприятных природно-климатических условий.

Размещена социальная реклама ФАС России на щитах и билбордах Москве и в регионах России.

Создана базовая кафедра ФАС России на базе НИУ «ВШЭ».

Начата работа с социальными медиа (открыты блог ФАС России в Twitter и группа в Facebook).

Открыта Общественная приемная ФАС России, куда могут обратиться все желающие за консультацией.

Принята миссия, девиз и этические принципы поведения служащих ФАС России.

 

2011 год

 

Усовершенствован закон по иностранным инвестициям №57-ФЗ путем его либерализации.

Издан учебник «Конкуренция и право».

Приняты поправки в законодательство о приватизации, в соответствии с которыми была существенно усовершенствована процедура продажи государственного и муниципального имущества.

Начал выпускаться электронный журнал ФАС России «Российское конкурентное право и экономика».

 

2012 год

 

Открыт учебно-методический центр ФАС в Казани, состоялся первый международный семинар в УМЦ.

Утверждена Дорожная карта «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольного законодательства».

Внедрены институты предупреждения и предостережения.

Установлены новые правила закупок для субъектов естественных монополий и госкомпаний (вступил в силу ФЗ №223-ФЗ).

Вступил в силу так называемый «Третий антимонопольный пакет», который определил понятие «картель», ввел уголовную ответственность по статье 178 Уголовного кодекса РФ за картельный сговор, определил правила признания цены монопольно высокой, сократил перечень запретов на соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов, расширил полномочия ФАС России.

Принята Дорожная карта развития конкуренции в РФ.

 

2013 год

 

Выпущены ролики с социальной рекламой ФАС России для телевидения. Организована трансляция в регионах России.

Принята Стратегия антимонопольного регулирования до 2024 г.

 

2014 год

 

Госдумой в первом чтении принят «Четвертый антимонопольный пакет», который существенно сократит административную нагрузку на бизнес.

Радикальные изменения в области госзакупок: вступление в силу Закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ).

 

2015 год

 

Функции Федеральной службы по оборонному заказу (Рособоронзаказ) по контролю в сфере государственного оборонного заказа перешли ФАС России.

Функции Федеральной службы по тарифам перешли ФАС России.

Президент РФ 8 марта 2015 года подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации», в соответствии с которым устанавливаются критерии и условия освобождения от уголовной ответственности лица и в 10 раз повышаются суммы крупного и особо крупного дохода, а также крупного и особо крупного ущерба, при наличии которых наступает уголовная ответственность по статье 178 Кодекса, а также отменяется уголовное преследование за неоднократное злоупотребление доминирующим положением.

 

2016 год

 

Вступил в силу т.н. «Четвертый антимонопольный пакет», которым расширен институт предостережений и предупреждений, определены и конкретизированы виды недобросовестной конкуренции, исключены возможности применения запрета на злоупотребление доминирующим положением в случае, если такие действия приводят только к ущемлению интересов лиц, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, ФАС России наделена полномочием по пересмотру решений территориальных антимонопольных органов. Упразднен реестр лиц, имеющих долю на товарном рынке свыше тридцати пяти процентов.

 

2017 год

 

Издан Указ Президента РФ от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» (вместе с «Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы».

Разъяснения ФАС России по определению размера убытков, причиненных в результате нарушения антимонопольного законодательства

Реформа контрольно-надзорной деятельности.

 

2018 год

 

Принято Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 № 2258-р «Об утверждении методических рекомендаций по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства».