Интервью на тему: Весомые поводы обратиться в Смоленское УФАС России

И. о. руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области Наталья Анатольевна Мишенькина рассказала об административном обжаловании в сфере строительства:

 

«Сегодня бизнес-сообщество региона вправе обжаловать в Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области порядок осуществления процедур, включенных в утвержденные Правительством РФ исчерпывающие перечни в сферах жилищного строительства, строительства объектов водоснабжения и водоотведения, электросетевого хозяйства с уровнем напряжения ниже 35 кВ, капитального строительства нежилого назначения, сетей теплоснабжения.

 

Кто может быть заявителем

 

Заявителями жалоб могут быть юридические лица или индивидуальные предприниматели, являющиеся субъектами градостроительных отношений, права или законные интересы которых нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур.

Возможность обращения физических лиц в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в антимонопольный орган не предусмотрена.

Неправомерные действия органов власти физическими лицами могут быть обжалованы в порядке Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Поступившие в Смоленское УФАС России жалобы рассматриваются в рамках ст.18.1 Закона «О защите конкуренции», предусматривающей сокращенную ускоренную процедуру рассмотрения  таких жалоб.

Статьей 23 Закона предусмотрена выдача предписаний в случае установления факта нарушения законодательства. Кроме того,  Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен новой статьей - 14.9.1 «Нарушение порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства».

 В рамках статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции», могут быть обжалованы акты и (или) действия (бездействие): органов власти; иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, должностных лиц указанных органов или организаций (далее - уполномоченный орган).

При осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, (за исключением процедур, осуществляемых государственным органом, уполномоченным на осуществление государственной регистрации прав на имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации), в части:

- нарушения установленных сроков осуществления процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства;

- предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

 Перечень расширен 

Смоленское УФАС России обращает внимание, что при обжаловании действий (бездействия): территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии; организаций водопроводно-канализационного хозяйства (организаций, осуществляющих  холодное водоснабжение и (или) водоотведение); организаций, осуществляющих горячее водоснабжение; газораспределительных организаций, теплоснабжающих организаций (организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей), перечень оснований для обращения в антимонопольный орган расширен.

    Юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся субъектами градостроительных отношений, могут подать жалобу в Смоленское УФАС России на действия (бездействия) сетевых организаций в следующих случаях:

- незаконный отказ в приеме документов, заявлений; предъявление к лицу, подавшему жалобу, документам и информации требований, не установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъекта РФ;

- нарушение установленных сроков осуществления процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства;

- предъявление требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

Установленный в Законе «О защите конкуренции» перечень оснований для обращения с жалобой в порядке статьи 18.1 указанного закона является исчерпывающим.

В порядке статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции» не обжалуются незаконный отказ уполномоченными в сфере градостроительных отношений органами власти в приеме документов и заявлений, а также предъявление ими к заявителю, документам и информации требований, не предусмотренных нормативными правовыми актами.

Сроки подачи и рассмотрения  

Обжалование актов и (или) действий (бездействия) органа власти и (или) сетевой организации допускается не позднее чем в течение трех месяцев со дня принятия акта и (или) совершения действия (бездействия).

 Жалоба на акты и (или) действия (бездействие) органов власти, организаций, осуществляющих функции органов власти и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей подается в письменной форме.

 Жалоба может быть направлена в Смоленское УФАС России посредством почтовой или факсимильной связи, электронной почты либо иным способом.

Жалоба подписывается заявителем или его представителем. К жалобе, поданной представителем заявителя, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий полномочия представителя заявителя на подписание жалобы документ.

В определенных случаях жалоба может быть возвращена заявителю (ч.9 ст.18.1 Закона о защите конкуренции).

 Решение о возвращении жалобы может быть принято в течение трех рабочих дней со дня ее поступления.

В случае принятия жалобы к рассмотрению Смоленское УФАС России размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления на официальном сайте информацию о поступлении жалобы и ее содержание, направляет заявителю, в уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей  уведомление о поступлении жалобы и дату рассмотрения жалобы по существу.

Жалобы от строителей, проектировщиков и других предпринимателей, работающих в сфере строительства, рассматриваются Комиссией антимонопольного органа по «короткой» процедуре, предусмотренной ст. 18.1 Закона «О защите конкуренции». Срок рассмотрения обращения по такой процедуре составляет 7 дней.

 Если при рассмотрении жалобы Комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен еще на 7 дней.

  

 

 

Альтернатива судебному обжалованию        

Комиссия по итогам рассмотрения жалобы может выдать уполномоченному органу, организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений. За нарушение порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, предусмотрена административная ответственность. Процедура административного обжалования фактически является альтернативой судебному обжалованию, позволяет оптимизировать существующий регуляторный механизм в сфере строительства и значительно снизить бюрократические барьеры в отрасли.

 В целях снижения административных барьеров на строительном рынке региона, Смоленское УФАС России рекомендует уполномоченным органам власти и организациям, осуществляющим эксплуатацию инженерных сетей, усилить контроль за соблюдением сроков и иных требований градостроительного законодательства при осуществлении процедур, включенных в «исчерпывающие перечни».

 

Справка «МК»: 

В рамках правительственного плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию градостроительной деятельности в целях избавления строительной отрасли от административных барьеров были внесены соответствующие изменения в Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». С 10 января 2016 года Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы приступили  к рассмотрению жалоб участников строительного рынка на действия органов власти либо осуществляющие функции указанных органов организации (органы), должностных лиц указанных органов или организаций (далее уполномоченный орган) и организации, осуществляющие эксплуатацию сетей.

Антимонопольная служба  рассматривает жалобы на нарушения, которые могли быть допущены при осуществлении процедур, включенных в исчерпывающие перечни в сферах строительства, утвержденные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Исчерпывающие перечни закрепляют функции, которые должны выполнять в сфере строительства органы власти, и услуги, которые должны оказывать сетевые организации.

 В сфере жилищного строительства исчерпывающий перечень административных процедур утвержден постановлением  Правительства № 403 от 30 апреля 2014 года  и включает 134 процедуры, необходимые на всех этапах реализации проекта жилищного строительства, в том числе процедуры, связанные с получением прав на земельный участок и градостроительной подготовкой земельного участка; заключением договоров о подключении к сетям инженерно- технического обеспечения, архитектурно-строительным проектированием; осуществлением строительства и реконструкции; получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, заключением договоров энерго-, тепло-, водо-, газоснабжения и водоотведения.  В 2017 году вступили в силу новые перечни в сфере строительства объектов водо- и электроснабжения, в сфере строительства нежилых объектов, теплосетей.

 

Файлы для скачивания

8487933c9f4fff007b34a61103f728d8.jpg
Тип файла: jpg
Размер файла: 0.07 МБ
f660f9885a92faea7003d2f133ede380.jpg
Тип файла: jpg
Размер файла: 0.21 МБ