Решение по делу № 04-01/14-2013 в отношении ОАО "РЖД" об отсутствии нарушения Закона "О защите конкуренции" и прекращении рассмотрения

Номер дела: 04-01/14-2013
Дата публикации: 2 декабря 2013, 16:21

РЕШЕНИЕ

 

г. Смоленск

Резолютивная часть решения оглашена 12 ноября 2013 года

В полном объеме решение изготовлено 26 ноября 2013 года

 

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела № 04-01/14-2013 о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>

при участии:

- от Заявителя (ООО «ЖД Партнер») <…>;

- от Ответчика (ОАО «РЖД») <…>,

рассмотрев дело № 04-01/14-2013 по признакам нарушения ОАО «РЖД» (107174, Москва, ул. Новая Басманная, д. 2)  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (далее – Смоленское УФАС России) поступило заявление ООО «ЖД Партнер» (далее – Заявитель), касающееся запрета ОАО «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД», Ответчик) выезда локомотива Заявителя на железнодорожные пути общего пользования станции Новосмоленская Московской железной дороги.

Из заявления и представленных документов следует, что ООО «ЖД Партнер» принадлежат железнодорожные пути необщего пользования протяженностью 467,4 метров. Данные пути примыкают к станции Новосмоленская Московской железной дороги.

Между ОАО «РЖД» и ООО «ЖД Партнер» заключен договор от 18.05.2012 №13/107 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования Заявителя (далее - Договор эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования).

В соответствии с названным договором Заявитель собственным локомотивом осуществляет подачу вагонов контрагентам (ООО «Сталь Ресурс-Смоленск», ООО «Минвтормет», ЗАО «Стройкомплект-Эмаль», ЗАО «Монолит», ИП Ковалева О.В., КПУП «Мозырьский ДСК», ИП Голубовский А.Ю., ООО «ДСК») согласно заключённым соглашениям между ОАО «РЖД», ООО «ЖД Партнер» и указанными контрагентами.

Для реализации заключённых соглашений и выполнения обязательств по Договору эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования предусмотрен выход локомотива Заявителя с железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожные пути общего пользования станции Новосмоленская Московской железной дороги.

02.03.2013 представителями ОАО «РЖД» проведена проверка технического состояния локомотива Заявителя. В ходе проведения проверки были выявлены со стороны Заявителя нарушения требований правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, о чем был составлен Акт о проведении проверки локомотивов промышленных предприятий от 02.03.2013 и вручён представителю Заявителя.

Согласно выданному акту локомотиву Заявителя (тепловоз ТГМ-40 №0262) запрещался выход на железнодорожные пути общего пользования станции Новосмоленская Московской железной дороги до предоставления Заявителем на станцию акта об устранении неисправностей и выявленных замечаний, составленного совместно с представителями локомотивного ремонтного или эксплуатационного депо ОАО «РЖД» и предприятия прошедшего сертификацию производственного процесса технического обслуживания и ремонта локомотивов. 

Ответчик, начиная с 04.03.2013, направил контрагентам ООО «ЖД Партнер» уведомления о временном прекращении оказания услуг ООО «ЖД Партнер» по причине запрета выезда локомотива общества на станционные пути из-за технической неисправности, одновременно сообщив им, что данная услуга будет оказываться локомотивом ОАО «РЖД».

Письмом от 06.03.2013 ООО «ЖД Партнер» обратилось к ОАО «РЖД» с просьбой разобраться в сложившейся ситуации, указав, что локомотив технически исправен, а препятствование выезда локомотива на пути общего пользования ведёт к возникновению убытков у Общества и его контрагентов.

Письмом от 18.03.2013 ОАО «РЖД» подтвердило правильность проведенной проверки и запрета выхода локомотива Заявителя (тепловоз ТГМ-40 №0262) на пути общего пользования.      

Заявитель считает, что такими действиями Ответчик злоупотребляет доминирующим положением и нарушает часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. 

На рассмотрении дела представитель Заявителя сообщил, что запрет выхода локомотива на пути общего пользования направлен на препятствование экономической деятельности Общества по оказанию услуг контрагентам согласно заключенным соглашениям. По мнению Заявителя проверка локомотива осуществлена в отсутствие соответствующих полномочий у ОАО «РЖД».

Представитель Ответчика не согласился с изложенными доводами представителя Заявителя и пояснил, что все действия по запрету выезда локомотива Заявителя на пути общего пользования были направлены на обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на путях общего пользования. Действия уполномоченных лиц ОАО «РЖД» по остановке локомотива, имеющего явные неисправности, и последующее требование прекратить его эксплуатацию на путях общего пользования до их устранения не могло нарушить прав ООО «ЖД Партнер», поскольку производились в полном соответствии с действующими нормативными правовыми актами. При этом действия Заявителя носили противоправный характер, и нарушали права ОАО «РЖД» как собственника инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Рассмотрение дела откладывалось для получения дополнительных материалов и сведений (определения от 31.07.2013 и от 02.10.2013) и 12.11.2013 рассмотрение дела было продолжено.

 

Комиссия, исследовав материалы и документы по делу о нарушении антимонопольного законодательства, выслушав позиции лиц, участвующих в деле, установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица,  организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно пункту 10 статьи 4 Закона о защите конкуренции под монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц, в том числе создание дискриминационных условий (пункт 8).

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных в данной норме последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Следовательно, для выявления в действиях хозяйствующего субъекта состава данного правонарушения необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение и совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением.

Дискриминационные условия в соответствии с пунктом 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции представляют собой условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) услуги по железнодорожным перевозкам отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (часть 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции).

Таким образом, ОАО «РЖД» является хозяйствующим субъектом занимающим доминирующее положение на рынке железнодорожных перевозок и в своей деятельности не вправе совершать на данном товарном рынке действия (бездействия), направленные на дискриминацию доступа на товарный рынок.

 

Комиссия Смоленского УФАС России установила, что между ОАО «РЖД» и ООО «ЖД Партнер» заключен Договор эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования.

Согласно условиям данного договора тепловоз ТГМ–40 № 0262 ООО «ЖД Партнер» имеет право выезда на пути общего пользования, находящиеся в собственности ОАО «РЖД», в связи с чем ООО «ЖД Партнер» является участником перевозочного процесса.  

Указанные отношения сторон должны регулируются специальными нормами транспортного законодательства.

Так, согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – Устав) Устав регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее - железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.

В силу статьи 64 Устава взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.

Согласно пункту 1.12 приказа МПС РФ от 18.06.2003 № 26 «Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования» выход локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава на железнодорожные пути общего пользования железнодорожных станций с железнодорожных путей необщего пользования, включая допуск локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава к следованию в поездах по железнодорожным путям общего пользования, и выхода вышеназванного подвижного состава на железнодорожные пути необщего пользования с железнодорожных путей общего пользования (далее - подача локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава), осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее – Закон о железнодорожном транспорте), Устава, иными нормативными правовыми актами, определяющими требования к обеспечению безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

В соответствии с частью 2 статьи 20 Закона о железнодорожном транспорте владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Согласно положениям части 1 статьи 17 Закона о железнодорожном транспорте предназначенные для перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа по железнодорожным путям общего пользования железнодорожный подвижной состав и контейнеры независимо от их принадлежности должны удовлетворять обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.12.2010 № 286 утверждены Правила технической эксплуатации железных дорого Российской Федерации (далее – ПТЭ), которые обязательны для выполнения всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы (оказывающие услуги) для пользователей услугами железнодорожного транспорта, связанные с организацией и (или) осуществлением перевозочного процесса, а также работы (услуги), связанные с ремонтом железнодорожного подвижного состава и технических средств, используемых на железнодорожном транспорте, охраной объектов железнодорожного транспорта и грузов, и их работниками (далее - работники железнодорожного транспорта) (пункт 3 ПТЭ).

В соответствии с пунктом 8 ПТЭ техническая эксплуатация железнодорожного подвижного состава осуществляется в соответствии с приложением № 5 к ПТЭ.

Согласно пункту 1 приложения № 5 к ПТЭ железнодорожный подвижной состав должен своевременно проходить планово-предупредительные виды ремонта, техническое обслуживание и содержаться в эксплуатации в исправном техническом состоянии, обеспечивающем безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и выполнение требований по охране труда и пожарной безопасности.

Ответственными за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава, являются владельцы железнодорожного подвижного состава, работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие.

Пунктом 2 приложения № 5 к ПТЭ установлено, что на инфраструктуре, железнодорожных путях необщего пользования не допускается использование железнодорожного подвижного состава и его составных частей, иных технических средств, не соответствующих требованиям норм и правил.

Контроль за соблюдением указанных требований осуществляет, соответственно, владелец инфраструктуры, владелец железнодорожных путей необщего пользования.

В соответствии частью 1 статьи 2 Закона о железнодорожном транспорте инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура) - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции. Владелец инфраструктуры - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании договора.

Согласно Федеральному закону от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» и Уставу ОАО «РЖД», утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 № 585, владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования является ОАО «РЖД», которое обязано обеспечивать безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта на принадлежащей ему инфраструктуре.

Под обеспечением безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта согласно статье 2 Закона о железнодорожном транспорте понимается система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, а также физическими лицами и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.

В целях реализации системы контроля по обеспечению безопасности движения поездов, в том числе при производстве маневровой работы локомотивами промышленных предприятий на железнодорожных путях общего пользования, в ОАО «РЖД» сформирован ревизорский аппарат (распоряжение ОАО «РЖД» от 06.08.2012 № 1568р), уполномоченный на организацию и проведение проверок состояния железнодорожного подвижного состава и соблюдение сторонними организациями, осуществляющими деятельность в сфере перевозок на путях общего пользования, требований законодательства.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Смоленского УФАС России было установлено, что 02.03.2013 во исполнение оперативного приказа главного ревизора по безопасности движения Московской железной дороги от 02.03.2013 № 8/327 была проведена комиссионная проверка технического состояния выехавшего на пути общего пользования тепловоза ТГМ-40 №0262, принадлежащего ООО «ЖД Партнер».

Комиссионной проверкой установлено, что техническое состояние тепловоза не соответствует требованиям ПТЭ, а именно, тепловоз ТГМ-40 №0262 имел ряд неисправностей, непосредственно перечисленных в пункте 24 приложения №5 к ПТЭ (неисправность прибора для подачи звукового сигнала; неисправность или отключение хотя бы одного тягового электродвигателя; неисправность системы подачи песка и т.д.), о чём составлен Акт от 02.03.2013 (л.д. 75-77).

В Акте о проведении проверки локомотивов промышленных предприятий от 02.03.2013 были перечислены выявленные технические неисправности и указано на запрет выхода тепловоза на железнодорожные пути общего пользования станции Новосмоленская Московской железной дороги до предоставления Заявителем на станцию акта об устранении неисправностей и замечаний, составленного совместно с представителями локомотивного ремонтного или эксплуатационного депо ОАО «РЖД» и предприятия, прошедшего сертификацию производственного процесса технического обслуживания и ремонта локомотивов.

На заседании Комиссии Заявителем не оспаривались отраженные в акте технические неисправности, выявленные комиссионной проверкой.

В силу пункта 24 приложения № 5 к ПТЭ не допускается выпускать локомотивы, мотор-вагонный железнодорожный подвижной состав и специальный самоходный подвижной состав, если имеется хотя бы одна из неисправностей, перечисленных в данном пункте.

Таким образом, тепловоз ТГМ-40 № 0262 на момент проверки не соответствовал требованиям вышеуказанных нормативных правовых актов, вследствие чего не мог использоваться ни на инфраструктуре Ответчика, ни на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих Заявителю.

При таких обстоятельствах действия ОАО «РЖД» по запрету выхода тепловоза ООО «ЖД Партнер» (тепловоз ТГМ-40 № 0262) на железнодорожные пути общего пользования станции Новосмоленская Московской железной дороги до устранения неисправностей, выявленных проведённой 02.03.2013 уполномоченными должностными лицами Ответчика проверкой, производились в полном соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

Установленный факт использования ООО «ЖД Партнер» тепловоза ТГМ-40 № 0262, не отвечающим требованиям ПТЭ, подтверждает, что негативные последствия для экономической деятельности Заявителя наступили не из-за действий ОАО «РЖД», а из-за неправомерных действий самого Заявителя, использовавшего железнодорожный подвижной состав, не соответствующий требованиям норм и правил эксплуатации.    

Оценив представленные доказательства и пояснения лиц участвующих в деле, Комиссия Смоленского УФАС России пришла к выводу о том, что в данном случае ОАО «РЖД» нельзя признать нарушившим положения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, и о том, что выданный Ответчиком Заявителю акт о запрете эксплуатации тепловоза ТГМ-40 № 0262 на путях общего пользования до устранения выявленных неисправностей, является организационно-правовой мерой в смысле статьи 2 Закона о железнодорожном транспорте, направленной на обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-2 статьи 41, частями 1-2 статьи 48, части 1статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Смоленского УФАС России

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях открытого акционерного общества «Российские железные дороги» по запрету выезда тепловоза ТГМ-40 №0262, принадлежащего ООО «ЖД Партнер» на станцию Новосмоленская Московской железной дороги отсутствие нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Прекратить рассмотрение дела № 04-01/14-2013, возбужденное в отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

 

 

 

 

stdClass Object ( [vid] => 10856 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 04-01/14-2013 в отношении ОАО "РЖД" об отсутствии нарушения Закона "О защите конкуренции" и прекращении рассмотрения [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10855 [type] => solution [language] => ru [created] => 1385992887 [changed] => 1385992887 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1385992887 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

 

г. Смоленск

Резолютивная часть решения оглашена 12 ноября 2013 года

В полном объеме решение изготовлено 26 ноября 2013 года

 

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела № 04-01/14-2013 о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>

при участии:

- от Заявителя (ООО «ЖД Партнер») <…>;

- от Ответчика (ОАО «РЖД») <…>,

рассмотрев дело № 04-01/14-2013 по признакам нарушения ОАО «РЖД» (107174, Москва, ул. Новая Басманная, д. 2)  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (далее – Смоленское УФАС России) поступило заявление ООО «ЖД Партнер» (далее – Заявитель), касающееся запрета ОАО «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД», Ответчик) выезда локомотива Заявителя на железнодорожные пути общего пользования станции Новосмоленская Московской железной дороги.

Из заявления и представленных документов следует, что ООО «ЖД Партнер» принадлежат железнодорожные пути необщего пользования протяженностью 467,4 метров. Данные пути примыкают к станции Новосмоленская Московской железной дороги.

Между ОАО «РЖД» и ООО «ЖД Партнер» заключен договор от 18.05.2012 №13/107 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования Заявителя (далее - Договор эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования).

В соответствии с названным договором Заявитель собственным локомотивом осуществляет подачу вагонов контрагентам (ООО «Сталь Ресурс-Смоленск», ООО «Минвтормет», ЗАО «Стройкомплект-Эмаль», ЗАО «Монолит», ИП Ковалева О.В., КПУП «Мозырьский ДСК», ИП Голубовский А.Ю., ООО «ДСК») согласно заключённым соглашениям между ОАО «РЖД», ООО «ЖД Партнер» и указанными контрагентами.

Для реализации заключённых соглашений и выполнения обязательств по Договору эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования предусмотрен выход локомотива Заявителя с железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожные пути общего пользования станции Новосмоленская Московской железной дороги.

02.03.2013 представителями ОАО «РЖД» проведена проверка технического состояния локомотива Заявителя. В ходе проведения проверки были выявлены со стороны Заявителя нарушения требований правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, о чем был составлен Акт о проведении проверки локомотивов промышленных предприятий от 02.03.2013 и вручён представителю Заявителя.

Согласно выданному акту локомотиву Заявителя (тепловоз ТГМ-40 №0262) запрещался выход на железнодорожные пути общего пользования станции Новосмоленская Московской железной дороги до предоставления Заявителем на станцию акта об устранении неисправностей и выявленных замечаний, составленного совместно с представителями локомотивного ремонтного или эксплуатационного депо ОАО «РЖД» и предприятия прошедшего сертификацию производственного процесса технического обслуживания и ремонта локомотивов. 

Ответчик, начиная с 04.03.2013, направил контрагентам ООО «ЖД Партнер» уведомления о временном прекращении оказания услуг ООО «ЖД Партнер» по причине запрета выезда локомотива общества на станционные пути из-за технической неисправности, одновременно сообщив им, что данная услуга будет оказываться локомотивом ОАО «РЖД».

Письмом от 06.03.2013 ООО «ЖД Партнер» обратилось к ОАО «РЖД» с просьбой разобраться в сложившейся ситуации, указав, что локомотив технически исправен, а препятствование выезда локомотива на пути общего пользования ведёт к возникновению убытков у Общества и его контрагентов.

Письмом от 18.03.2013 ОАО «РЖД» подтвердило правильность проведенной проверки и запрета выхода локомотива Заявителя (тепловоз ТГМ-40 №0262) на пути общего пользования.      

Заявитель считает, что такими действиями Ответчик злоупотребляет доминирующим положением и нарушает часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. 

На рассмотрении дела представитель Заявителя сообщил, что запрет выхода локомотива на пути общего пользования направлен на препятствование экономической деятельности Общества по оказанию услуг контрагентам согласно заключенным соглашениям. По мнению Заявителя проверка локомотива осуществлена в отсутствие соответствующих полномочий у ОАО «РЖД».

Представитель Ответчика не согласился с изложенными доводами представителя Заявителя и пояснил, что все действия по запрету выезда локомотива Заявителя на пути общего пользования были направлены на обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на путях общего пользования. Действия уполномоченных лиц ОАО «РЖД» по остановке локомотива, имеющего явные неисправности, и последующее требование прекратить его эксплуатацию на путях общего пользования до их устранения не могло нарушить прав ООО «ЖД Партнер», поскольку производились в полном соответствии с действующими нормативными правовыми актами. При этом действия Заявителя носили противоправный характер, и нарушали права ОАО «РЖД» как собственника инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Рассмотрение дела откладывалось для получения дополнительных материалов и сведений (определения от 31.07.2013 и от 02.10.2013) и 12.11.2013 рассмотрение дела было продолжено.

 

Комиссия, исследовав материалы и документы по делу о нарушении антимонопольного законодательства, выслушав позиции лиц, участвующих в деле, установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица,  организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно пункту 10 статьи 4 Закона о защите конкуренции под монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц, в том числе создание дискриминационных условий (пункт 8).

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных в данной норме последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Следовательно, для выявления в действиях хозяйствующего субъекта состава данного правонарушения необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение и совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением.

Дискриминационные условия в соответствии с пунктом 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции представляют собой условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) услуги по железнодорожным перевозкам отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (часть 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции).

Таким образом, ОАО «РЖД» является хозяйствующим субъектом занимающим доминирующее положение на рынке железнодорожных перевозок и в своей деятельности не вправе совершать на данном товарном рынке действия (бездействия), направленные на дискриминацию доступа на товарный рынок.

 

Комиссия Смоленского УФАС России установила, что между ОАО «РЖД» и ООО «ЖД Партнер» заключен Договор эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования.

Согласно условиям данного договора тепловоз ТГМ–40 № 0262 ООО «ЖД Партнер» имеет право выезда на пути общего пользования, находящиеся в собственности ОАО «РЖД», в связи с чем ООО «ЖД Партнер» является участником перевозочного процесса.  

Указанные отношения сторон должны регулируются специальными нормами транспортного законодательства.

Так, согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – Устав) Устав регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее - железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.

В силу статьи 64 Устава взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.

Согласно пункту 1.12 приказа МПС РФ от 18.06.2003 № 26 «Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования» выход локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава на железнодорожные пути общего пользования железнодорожных станций с железнодорожных путей необщего пользования, включая допуск локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава к следованию в поездах по железнодорожным путям общего пользования, и выхода вышеназванного подвижного состава на железнодорожные пути необщего пользования с железнодорожных путей общего пользования (далее - подача локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава), осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее – Закон о железнодорожном транспорте), Устава, иными нормативными правовыми актами, определяющими требования к обеспечению безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

В соответствии с частью 2 статьи 20 Закона о железнодорожном транспорте владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Согласно положениям части 1 статьи 17 Закона о железнодорожном транспорте предназначенные для перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа по железнодорожным путям общего пользования железнодорожный подвижной состав и контейнеры независимо от их принадлежности должны удовлетворять обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.12.2010 № 286 утверждены Правила технической эксплуатации железных дорого Российской Федерации (далее – ПТЭ), которые обязательны для выполнения всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы (оказывающие услуги) для пользователей услугами железнодорожного транспорта, связанные с организацией и (или) осуществлением перевозочного процесса, а также работы (услуги), связанные с ремонтом железнодорожного подвижного состава и технических средств, используемых на железнодорожном транспорте, охраной объектов железнодорожного транспорта и грузов, и их работниками (далее - работники железнодорожного транспорта) (пункт 3 ПТЭ).

В соответствии с пунктом 8 ПТЭ техническая эксплуатация железнодорожного подвижного состава осуществляется в соответствии с приложением № 5 к ПТЭ.

Согласно пункту 1 приложения № 5 к ПТЭ железнодорожный подвижной состав должен своевременно проходить планово-предупредительные виды ремонта, техническое обслуживание и содержаться в эксплуатации в исправном техническом состоянии, обеспечивающем безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и выполнение требований по охране труда и пожарной безопасности.

Ответственными за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава, являются владельцы железнодорожного подвижного состава, работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие.

Пунктом 2 приложения № 5 к ПТЭ установлено, что на инфраструктуре, железнодорожных путях необщего пользования не допускается использование железнодорожного подвижного состава и его составных частей, иных технических средств, не соответствующих требованиям норм и правил.

Контроль за соблюдением указанных требований осуществляет, соответственно, владелец инфраструктуры, владелец железнодорожных путей необщего пользования.

В соответствии частью 1 статьи 2 Закона о железнодорожном транспорте инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура) - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции. Владелец инфраструктуры - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании договора.

Согласно Федеральному закону от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» и Уставу ОАО «РЖД», утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 № 585, владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования является ОАО «РЖД», которое обязано обеспечивать безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта на принадлежащей ему инфраструктуре.

Под обеспечением безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта согласно статье 2 Закона о железнодорожном транспорте понимается система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, а также физическими лицами и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.

В целях реализации системы контроля по обеспечению безопасности движения поездов, в том числе при производстве маневровой работы локомотивами промышленных предприятий на железнодорожных путях общего пользования, в ОАО «РЖД» сформирован ревизорский аппарат (распоряжение ОАО «РЖД» от 06.08.2012 № 1568р), уполномоченный на организацию и проведение проверок состояния железнодорожного подвижного состава и соблюдение сторонними организациями, осуществляющими деятельность в сфере перевозок на путях общего пользования, требований законодательства.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Смоленского УФАС России было установлено, что 02.03.2013 во исполнение оперативного приказа главного ревизора по безопасности движения Московской железной дороги от 02.03.2013 № 8/327 была проведена комиссионная проверка технического состояния выехавшего на пути общего пользования тепловоза ТГМ-40 №0262, принадлежащего ООО «ЖД Партнер».

Комиссионной проверкой установлено, что техническое состояние тепловоза не соответствует требованиям ПТЭ, а именно, тепловоз ТГМ-40 №0262 имел ряд неисправностей, непосредственно перечисленных в пункте 24 приложения №5 к ПТЭ (неисправность прибора для подачи звукового сигнала; неисправность или отключение хотя бы одного тягового электродвигателя; неисправность системы подачи песка и т.д.), о чём составлен Акт от 02.03.2013 (л.д. 75-77).

В Акте о проведении проверки локомотивов промышленных предприятий от 02.03.2013 были перечислены выявленные технические неисправности и указано на запрет выхода тепловоза на железнодорожные пути общего пользования станции Новосмоленская Московской железной дороги до предоставления Заявителем на станцию акта об устранении неисправностей и замечаний, составленного совместно с представителями локомотивного ремонтного или эксплуатационного депо ОАО «РЖД» и предприятия, прошедшего сертификацию производственного процесса технического обслуживания и ремонта локомотивов.

На заседании Комиссии Заявителем не оспаривались отраженные в акте технические неисправности, выявленные комиссионной проверкой.

В силу пункта 24 приложения № 5 к ПТЭ не допускается выпускать локомотивы, мотор-вагонный железнодорожный подвижной состав и специальный самоходный подвижной состав, если имеется хотя бы одна из неисправностей, перечисленных в данном пункте.

Таким образом, тепловоз ТГМ-40 № 0262 на момент проверки не соответствовал требованиям вышеуказанных нормативных правовых актов, вследствие чего не мог использоваться ни на инфраструктуре Ответчика, ни на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих Заявителю.

При таких обстоятельствах действия ОАО «РЖД» по запрету выхода тепловоза ООО «ЖД Партнер» (тепловоз ТГМ-40 № 0262) на железнодорожные пути общего пользования станции Новосмоленская Московской железной дороги до устранения неисправностей, выявленных проведённой 02.03.2013 уполномоченными должностными лицами Ответчика проверкой, производились в полном соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

Установленный факт использования ООО «ЖД Партнер» тепловоза ТГМ-40 № 0262, не отвечающим требованиям ПТЭ, подтверждает, что негативные последствия для экономической деятельности Заявителя наступили не из-за действий ОАО «РЖД», а из-за неправомерных действий самого Заявителя, использовавшего железнодорожный подвижной состав, не соответствующий требованиям норм и правил эксплуатации.    

Оценив представленные доказательства и пояснения лиц участвующих в деле, Комиссия Смоленского УФАС России пришла к выводу о том, что в данном случае ОАО «РЖД» нельзя признать нарушившим положения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, и о том, что выданный Ответчиком Заявителю акт о запрете эксплуатации тепловоза ТГМ-40 № 0262 на путях общего пользования до устранения выявленных неисправностей, является организационно-правовой мерой в смысле статьи 2 Закона о железнодорожном транспорте, направленной на обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-2 статьи 41, частями 1-2 статьи 48, части 1статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Смоленского УФАС России

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях открытого акционерного общества «Российские железные дороги» по запрету выезда тепловоза ТГМ-40 №0262, принадлежащего ООО «ЖД Партнер» на станцию Новосмоленская Московской железной дороги отсутствие нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Прекратить рассмотрение дела № 04-01/14-2013, возбужденное в отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

 

 

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

 

г. Смоленск

Резолютивная часть решения оглашена 12 ноября 2013 года

В полном объеме решение изготовлено 26 ноября 2013 года

 

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела № 04-01/14-2013 о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>

при участии:

- от Заявителя (ООО «ЖД Партнер») <…>;

- от Ответчика (ОАО «РЖД») <…>,

рассмотрев дело № 04-01/14-2013 по признакам нарушения ОАО «РЖД» (107174, Москва, ул. Новая Басманная, д. 2)  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (далее – Смоленское УФАС России) поступило заявление ООО «ЖД Партнер» (далее – Заявитель), касающееся запрета ОАО «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД», Ответчик) выезда локомотива Заявителя на железнодорожные пути общего пользования станции Новосмоленская Московской железной дороги.

Из заявления и представленных документов следует, что ООО «ЖД Партнер» принадлежат железнодорожные пути необщего пользования протяженностью 467,4 метров. Данные пути примыкают к станции Новосмоленская Московской железной дороги.

Между ОАО «РЖД» и ООО «ЖД Партнер» заключен договор от 18.05.2012 №13/107 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования Заявителя (далее - Договор эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования).

В соответствии с названным договором Заявитель собственным локомотивом осуществляет подачу вагонов контрагентам (ООО «Сталь Ресурс-Смоленск», ООО «Минвтормет», ЗАО «Стройкомплект-Эмаль», ЗАО «Монолит», ИП Ковалева О.В., КПУП «Мозырьский ДСК», ИП Голубовский А.Ю., ООО «ДСК») согласно заключённым соглашениям между ОАО «РЖД», ООО «ЖД Партнер» и указанными контрагентами.

Для реализации заключённых соглашений и выполнения обязательств по Договору эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования предусмотрен выход локомотива Заявителя с железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожные пути общего пользования станции Новосмоленская Московской железной дороги.

02.03.2013 представителями ОАО «РЖД» проведена проверка технического состояния локомотива Заявителя. В ходе проведения проверки были выявлены со стороны Заявителя нарушения требований правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, о чем был составлен Акт о проведении проверки локомотивов промышленных предприятий от 02.03.2013 и вручён представителю Заявителя.

Согласно выданному акту локомотиву Заявителя (тепловоз ТГМ-40 №0262) запрещался выход на железнодорожные пути общего пользования станции Новосмоленская Московской железной дороги до предоставления Заявителем на станцию акта об устранении неисправностей и выявленных замечаний, составленного совместно с представителями локомотивного ремонтного или эксплуатационного депо ОАО «РЖД» и предприятия прошедшего сертификацию производственного процесса технического обслуживания и ремонта локомотивов. 

Ответчик, начиная с 04.03.2013, направил контрагентам ООО «ЖД Партнер» уведомления о временном прекращении оказания услуг ООО «ЖД Партнер» по причине запрета выезда локомотива общества на станционные пути из-за технической неисправности, одновременно сообщив им, что данная услуга будет оказываться локомотивом ОАО «РЖД».

Письмом от 06.03.2013 ООО «ЖД Партнер» обратилось к ОАО «РЖД» с просьбой разобраться в сложившейся ситуации, указав, что локомотив технически исправен, а препятствование выезда локомотива на пути общего пользования ведёт к возникновению убытков у Общества и его контрагентов.

Письмом от 18.03.2013 ОАО «РЖД» подтвердило правильность проведенной проверки и запрета выхода локомотива Заявителя (тепловоз ТГМ-40 №0262) на пути общего пользования.      

Заявитель считает, что такими действиями Ответчик злоупотребляет доминирующим положением и нарушает часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. 

На рассмотрении дела представитель Заявителя сообщил, что запрет выхода локомотива на пути общего пользования направлен на препятствование экономической деятельности Общества по оказанию услуг контрагентам согласно заключенным соглашениям. По мнению Заявителя проверка локомотива осуществлена в отсутствие соответствующих полномочий у ОАО «РЖД».

Представитель Ответчика не согласился с изложенными доводами представителя Заявителя и пояснил, что все действия по запрету выезда локомотива Заявителя на пути общего пользования были направлены на обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на путях общего пользования. Действия уполномоченных лиц ОАО «РЖД» по остановке локомотива, имеющего явные неисправности, и последующее требование прекратить его эксплуатацию на путях общего пользования до их устранения не могло нарушить прав ООО «ЖД Партнер», поскольку производились в полном соответствии с действующими нормативными правовыми актами. При этом действия Заявителя носили противоправный характер, и нарушали права ОАО «РЖД» как собственника инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Рассмотрение дела откладывалось для получения дополнительных материалов и сведений (определения от 31.07.2013 и от 02.10.2013) и 12.11.2013 рассмотрение дела было продолжено.

 

Комиссия, исследовав материалы и документы по делу о нарушении антимонопольного законодательства, выслушав позиции лиц, участвующих в деле, установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица,  организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно пункту 10 статьи 4 Закона о защите конкуренции под монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц, в том числе создание дискриминационных условий (пункт 8).

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных в данной норме последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Следовательно, для выявления в действиях хозяйствующего субъекта состава данного правонарушения необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение и совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением.

Дискриминационные условия в соответствии с пунктом 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции представляют собой условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) услуги по железнодорожным перевозкам отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (часть 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции).

Таким образом, ОАО «РЖД» является хозяйствующим субъектом занимающим доминирующее положение на рынке железнодорожных перевозок и в своей деятельности не вправе совершать на данном товарном рынке действия (бездействия), направленные на дискриминацию доступа на товарный рынок.

 

Комиссия Смоленского УФАС России установила, что между ОАО «РЖД» и ООО «ЖД Партнер» заключен Договор эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования.

Согласно условиям данного договора тепловоз ТГМ–40 № 0262 ООО «ЖД Партнер» имеет право выезда на пути общего пользования, находящиеся в собственности ОАО «РЖД», в связи с чем ООО «ЖД Партнер» является участником перевозочного процесса.  

Указанные отношения сторон должны регулируются специальными нормами транспортного законодательства.

Так, согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – Устав) Устав регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее - железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.

В силу статьи 64 Устава взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.

Согласно пункту 1.12 приказа МПС РФ от 18.06.2003 № 26 «Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования» выход локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава на железнодорожные пути общего пользования железнодорожных станций с железнодорожных путей необщего пользования, включая допуск локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава к следованию в поездах по железнодорожным путям общего пользования, и выхода вышеназванного подвижного состава на железнодорожные пути необщего пользования с железнодорожных путей общего пользования (далее - подача локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава), осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее – Закон о железнодорожном транспорте), Устава, иными нормативными правовыми актами, определяющими требования к обеспечению безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

В соответствии с частью 2 статьи 20 Закона о железнодорожном транспорте владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Согласно положениям части 1 статьи 17 Закона о железнодорожном транспорте предназначенные для перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа по железнодорожным путям общего пользования железнодорожный подвижной состав и контейнеры независимо от их принадлежности должны удовлетворять обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.12.2010 № 286 утверждены Правила технической эксплуатации железных дорого Российской Федерации (далее – ПТЭ), которые обязательны для выполнения всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы (оказывающие услуги) для пользователей услугами железнодорожного транспорта, связанные с организацией и (или) осуществлением перевозочного процесса, а также работы (услуги), связанные с ремонтом железнодорожного подвижного состава и технических средств, используемых на железнодорожном транспорте, охраной объектов железнодорожного транспорта и грузов, и их работниками (далее - работники железнодорожного транспорта) (пункт 3 ПТЭ).

В соответствии с пунктом 8 ПТЭ техническая эксплуатация железнодорожного подвижного состава осуществляется в соответствии с приложением № 5 к ПТЭ.

Согласно пункту 1 приложения № 5 к ПТЭ железнодорожный подвижной состав должен своевременно проходить планово-предупредительные виды ремонта, техническое обслуживание и содержаться в эксплуатации в исправном техническом состоянии, обеспечивающем безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и выполнение требований по охране труда и пожарной безопасности.

Ответственными за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава, являются владельцы железнодорожного подвижного состава, работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие.

Пунктом 2 приложения № 5 к ПТЭ установлено, что на инфраструктуре, железнодорожных путях необщего пользования не допускается использование железнодорожного подвижного состава и его составных частей, иных технических средств, не соответствующих требованиям норм и правил.

Контроль за соблюдением указанных требований осуществляет, соответственно, владелец инфраструктуры, владелец железнодорожных путей необщего пользования.

В соответствии частью 1 статьи 2 Закона о железнодорожном транспорте инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура) - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции. Владелец инфраструктуры - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании договора.

Согласно Федеральному закону от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» и Уставу ОАО «РЖД», утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 № 585, владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования является ОАО «РЖД», которое обязано обеспечивать безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта на принадлежащей ему инфраструктуре.

Под обеспечением безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта согласно статье 2 Закона о железнодорожном транспорте понимается система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, а также физическими лицами и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.

В целях реализации системы контроля по обеспечению безопасности движения поездов, в том числе при производстве маневровой работы локомотивами промышленных предприятий на железнодорожных путях общего пользования, в ОАО «РЖД» сформирован ревизорский аппарат (распоряжение ОАО «РЖД» от 06.08.2012 № 1568р), уполномоченный на организацию и проведение проверок состояния железнодорожного подвижного состава и соблюдение сторонними организациями, осуществляющими деятельность в сфере перевозок на путях общего пользования, требований законодательства.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Смоленского УФАС России было установлено, что 02.03.2013 во исполнение оперативного приказа главного ревизора по безопасности движения Московской железной дороги от 02.03.2013 № 8/327 была проведена комиссионная проверка технического состояния выехавшего на пути общего пользования тепловоза ТГМ-40 №0262, принадлежащего ООО «ЖД Партнер».

Комиссионной проверкой установлено, что техническое состояние тепловоза не соответствует требованиям ПТЭ, а именно, тепловоз ТГМ-40 №0262 имел ряд неисправностей, непосредственно перечисленных в пункте 24 приложения №5 к ПТЭ (неисправность прибора для подачи звукового сигнала; неисправность или отключение хотя бы одного тягового электродвигателя; неисправность системы подачи песка и т.д.), о чём составлен Акт от 02.03.2013 (л.д. 75-77).

В Акте о проведении проверки локомотивов промышленных предприятий от 02.03.2013 были перечислены выявленные технические неисправности и указано на запрет выхода тепловоза на железнодорожные пути общего пользования станции Новосмоленская Московской железной дороги до предоставления Заявителем на станцию акта об устранении неисправностей и замечаний, составленного совместно с представителями локомотивного ремонтного или эксплуатационного депо ОАО «РЖД» и предприятия, прошедшего сертификацию производственного процесса технического обслуживания и ремонта локомотивов.

На заседании Комиссии Заявителем не оспаривались отраженные в акте технические неисправности, выявленные комиссионной проверкой.

В силу пункта 24 приложения № 5 к ПТЭ не допускается выпускать локомотивы, мотор-вагонный железнодорожный подвижной состав и специальный самоходный подвижной состав, если имеется хотя бы одна из неисправностей, перечисленных в данном пункте.

Таким образом, тепловоз ТГМ-40 № 0262 на момент проверки не соответствовал требованиям вышеуказанных нормативных правовых актов, вследствие чего не мог использоваться ни на инфраструктуре Ответчика, ни на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих Заявителю.

При таких обстоятельствах действия ОАО «РЖД» по запрету выхода тепловоза ООО «ЖД Партнер» (тепловоз ТГМ-40 № 0262) на железнодорожные пути общего пользования станции Новосмоленская Московской железной дороги до устранения неисправностей, выявленных проведённой 02.03.2013 уполномоченными должностными лицами Ответчика проверкой, производились в полном соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

Установленный факт использования ООО «ЖД Партнер» тепловоза ТГМ-40 № 0262, не отвечающим требованиям ПТЭ, подтверждает, что негативные последствия для экономической деятельности Заявителя наступили не из-за действий ОАО «РЖД», а из-за неправомерных действий самого Заявителя, использовавшего железнодорожный подвижной состав, не соответствующий требованиям норм и правил эксплуатации.    

Оценив представленные доказательства и пояснения лиц участвующих в деле, Комиссия Смоленского УФАС России пришла к выводу о том, что в данном случае ОАО «РЖД» нельзя признать нарушившим положения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, и о том, что выданный Ответчиком Заявителю акт о запрете эксплуатации тепловоза ТГМ-40 № 0262 на путях общего пользования до устранения выявленных неисправностей, является организационно-правовой мерой в смысле статьи 2 Закона о железнодорожном транспорте, направленной на обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-2 статьи 41, частями 1-2 статьи 48, части 1статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Смоленского УФАС России

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях открытого акционерного общества «Российские железные дороги» по запрету выезда тепловоза ТГМ-40 №0262, принадлежащего ООО «ЖД Партнер» на станцию Новосмоленская Московской железной дороги отсутствие нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Прекратить рассмотрение дела № 04-01/14-2013, возбужденное в отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

 

 

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-01/14-2013 [format] => [safe_value] => 04-01/14-2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 46 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 46 [vid] => 6 [name] => Транспорт и связь [description] =>
[format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-12-02 12:21:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-12-02 08:02:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1385992887 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:1;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Смоленское УФАС России )