Решение по делу № 54/13-РЗ о признании ненадлежащей рекламы финансовых услуг «Захочу – Перехвачу»

Номер дела: 54/13-РЗ
Дата публикации: 31 октября 2013, 12:10

 

РЕШЕНИЕ  ПО ДЕЛУ № 54/13-РЗ   

29 октября 2013 г.                                                                                                     г. Смоленск

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: <…>

рассмотрев дело № 54/13-РЗ по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения рекламы финансовых услуг по предоставлению займа, в которой отсутствует наименование лица, оказывающего эти услуги, в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – Индивидуального предпринимателя <…>,

УСТАНОВИЛА:

В результате осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства о рекламе при распространении наружной рекламы, должностными лицами Смоленского УФАС России 18.09.2013 было выявлено, что в городе Смоленске, на площади Победы, напротив здания ОАО «Смоленская областная типография им. Смирнова В.И.» на рекламной конструкции (тумба) с четырех сторон размещается информация следующего содержания:

– «Захочу- Перехвачу  ЗАЙМ до 50ооорОформление займа

    по телефону 8-800-500-75-77 ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ»

– «Захочу- Перехвачу  ЗАЙМ до 50ооорЗа 15 минут

   8-800-500-75-77  www.захочу-перехвачу.рф»

– «Захочу- Перехвачу  ВОЗЬМИТЕ ДЕНЬГИ,КОГДА ОНИ НУЖНЫ

            www.захочу-перехвачу.рф»

        – «Захочу- Перехвачу   ПОЛУЧИТЬ ДЕНЬГИ МОЖНО ЗА 15МИН».

Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон «О рекламе»): «Реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама».

Указанная информация является рекламой, так как предназначена для неопределенного круга лиц – размещается на улице города и круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации, направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к получению займа.

В тексте указанной рекламы присутствует информация об оказании финансовой услуги, а именно займа.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»): «Финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц».

Согласно пункту 6 статьи 4 Закона «О защите конкуренции»: «финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, организатор торговли, клиринговая организация, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг».

Федеральный закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее – Закон 151-ФЗ) устанавливает правовые основы осуществления микрофинансовой деятельности, определяет порядок регулирования деятельности микрофинансовых организаций, устанавливает размер, порядок и условия предоставления микрозаймов, порядок приобретения статуса и осуществления деятельности микрофинансовых организаций, а также права и обязанности Центрального банка Российской Федерации.

Согласно пунктам 2 и 3 Закона 151-ФЗ, микрофинансовая организация - юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, а микрозаем - заем, предоставляемый займодавцем заемщику на условиях, предусмотренных договором займа, в сумме, не превышающей один миллион рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона «О рекламе»: «Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество)».

Заем, указанный в рекламе, предоставляет микрофинансовая организация ООО «Чистая монета» (местонахождение 214036, г. Смоленск, ул. Попова, д. 74). Согласно сведениям из Государственного реестра микрофинансовых организаций, который ведет Служба Банка России по финансовым рынкам, общество с ограниченной ответственностью «Чистая монета» было зарегистрировано 13.11.201 под регистрационным номером записи 2120167002347 и ему присвоен основной регистрационный номер 1126732011779.

В распространяемой рекламе финансовых услуг отсутствует наименование лица, оказывающего услуги по предоставлению займа (микрозайма), а именно ООО «Чистая монета», что указывает на признаки нарушения части 1 статьи 28 Закона «О рекламе».

В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона «О рекламе»: «Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее».

В распространяемой рекламе финансовых услуг, связанных с предоставлением займа, содержится условие, ограничивающее сумму выдачи займа «от 1000 до 50000 руб.» и влияют на его стоимость. Согласно информации, представленной ООО «Чистая монета» и содержащейся на Интернетсайте www.захочу-перехвачу.рф, на стоимость кредита (займа) влияет сумма займа и процентная ставка по займу – в зависимости от суммы займа процентная ставка составляет от 0,7% до 2% в день («Первый займ» – сумма займа от 1000 руб. до 10000 руб., процентная ставка - 2% в день; «Доверительный» – сумма займа до 15000 руб., процентная ставка – 2% в день; «Пенсионный» –  сумма займа от 1000 до 5000 руб., процентная ставка – 1% в день; «Студенческий» – сумма займа до 10000 руб., процентная ставка – 1,5% в день; «Надежный» – сумма займа до 25000 руб., процентная ставка – 0,9% в день; «Надежный Premium» - сумма займа от 10000 руб. до 50000 руб., процентная ставка – 0,7% в день).

Таким образом, в распространяемой рекламе финансовых услуг содержатся не все условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, что указывает на признаки нарушения части 3 статьи 28 Закона «О рекламе».

В соответствии с положениями части 7 статьи 5 Закона «О рекламе»: «Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы».

Отсутствие в тексте вышеуказанной рекламы существенной информации о лице, оказывающем финансовые услуги по предоставлению займа, и всех условиях, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее, искажает смысл рекламной информации и тем самым вводит в заблуждение потребителей рекламы, что указывает на признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».

Ответственность за нарушение части 8 статьи 28 Закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 статьи 38 данного Закона, несет рекламопроизводитель, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Согласно статье 3 Закона «О рекламе»: «рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму».

В ответ на определение Смоленского УФАС России о возбуждении дела     № 54/13-РЗ по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.10.2013, Индивидуальный предприниматель <…> 28.10.2013 представил копию договора от 04.06.2013 № 03, заключенного ООО «Чистая монета» с Индивидуальным предпринимателем <…> на изготовление и размещение наружной рекламы, согласно которому (пункт 1.1) исполнитель обязуется изготовить и разместить рекламный материал на афишной тумбе, в городе Смоленске, на площади Победы, напротив здания ОАО «Смоленская областная типография им. Смирнова В.И.», а заказчик принять работы и оплатить их. Обязательства сторон изложены в разделе 2 данного договора. Согласно пункту 2.1.1 исполнитель обязуется изготовить и разместить рекламный материал с эмблемой заказчика, указанной в приложении № 1 к договору на афишной тумбе в городе Смоленске, на площади Победы напротив здания ОАО «Смоленская областная типография им. Смирнова В.И.». В соответствии с пунктом 5.3 договора, исполнитель несет полную ответственность за соответствие информации, указанной в макете и в рекламных материалах законодательству Российской Федерации о рекламе, а также действующему законодательству Российской Федерации. На основании пункта 5.4 договора исполнитель несет ответственность за изготовление и размещение рекламных материалов в нарушение норм действующего законодательства.

Таким образом, Индивидуальный предприниматель <…> является рекламопроизводителем указанной выше рекламы.

На рассмотрении дела № 54/13-РЗ представитель Индивидуального предпринимателя <…> признала факт нарушения и пояснила, что рекламная конструкция (афишная тумба) в городе Смоленске, на площади Победы, напротив здания ОАО «Смоленская областная типография им. Смирнова В.И.», демонтирована до рассмотрения дела по существу, о чем свидетельствуют представленные фотографии.

Комиссия, рассмотрев представленные документы, пришла к выводу, что нарушение законодательства о рекламе устранено до рассмотрения дела по существу.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей размещаемую на рекламной конструкции (тумбе), установленной в городе Смоленске на площади Победы напротив здания ОАО «Смоленская областная типография им. Смирнова, рекламу финансовых услуг по предоставлению займа в точках выдачи займов «Захочу – Перехвачу», в тексте которой отсутствует часть существенной информации о лице, оказывающем финансовые услуги по предоставлению займа, и всех условиях, определяющих фактическую стоимость займа для заемщика и влияющих на нее, что искажает смысл рекламной информации и тем самым вводит в заблуждение потребителей рекламы, поскольку в ней нарушены требования частей 1 и 3 статьи 28 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Не выдавать Индивидуальному предпринимателю <…> предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе, в связи с добровольным устранением нарушения до рассмотрения дела по существу.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Смоленского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 1 ноября 2013 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

stdClass Object ( [vid] => 11072 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 54/13-РЗ о признании ненадлежащей рекламы финансовых услуг «Захочу – Перехвачу» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 11071 [type] => solution [language] => ru [created] => 1391694039 [changed] => 1391694039 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1391694039 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ  ПО ДЕЛУ № 54/13-РЗ   

29 октября 2013 г.                                                                                                     г. Смоленск

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: <…>

рассмотрев дело № 54/13-РЗ по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения рекламы финансовых услуг по предоставлению займа, в которой отсутствует наименование лица, оказывающего эти услуги, в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – Индивидуального предпринимателя <…>,

УСТАНОВИЛА:

В результате осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства о рекламе при распространении наружной рекламы, должностными лицами Смоленского УФАС России 18.09.2013 было выявлено, что в городе Смоленске, на площади Победы, напротив здания ОАО «Смоленская областная типография им. Смирнова В.И.» на рекламной конструкции (тумба) с четырех сторон размещается информация следующего содержания:

– «Захочу- Перехвачу  ЗАЙМ до 50ооорОформление займа

    по телефону 8-800-500-75-77 ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ»

– «Захочу- Перехвачу  ЗАЙМ до 50ооорЗа 15 минут

   8-800-500-75-77  www.захочу-перехвачу.рф»

– «Захочу- Перехвачу  ВОЗЬМИТЕ ДЕНЬГИ,КОГДА ОНИ НУЖНЫ

            www.захочу-перехвачу.рф»

        – «Захочу- Перехвачу   ПОЛУЧИТЬ ДЕНЬГИ МОЖНО ЗА 15МИН».

Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон «О рекламе»): «Реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама».

Указанная информация является рекламой, так как предназначена для неопределенного круга лиц – размещается на улице города и круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации, направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к получению займа.

В тексте указанной рекламы присутствует информация об оказании финансовой услуги, а именно займа.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»): «Финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц».

Согласно пункту 6 статьи 4 Закона «О защите конкуренции»: «финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, организатор торговли, клиринговая организация, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг».

Федеральный закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее – Закон 151-ФЗ) устанавливает правовые основы осуществления микрофинансовой деятельности, определяет порядок регулирования деятельности микрофинансовых организаций, устанавливает размер, порядок и условия предоставления микрозаймов, порядок приобретения статуса и осуществления деятельности микрофинансовых организаций, а также права и обязанности Центрального банка Российской Федерации.

Согласно пунктам 2 и 3 Закона 151-ФЗ, микрофинансовая организация - юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, а микрозаем - заем, предоставляемый займодавцем заемщику на условиях, предусмотренных договором займа, в сумме, не превышающей один миллион рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона «О рекламе»: «Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество)».

Заем, указанный в рекламе, предоставляет микрофинансовая организация ООО «Чистая монета» (местонахождение 214036, г. Смоленск, ул. Попова, д. 74). Согласно сведениям из Государственного реестра микрофинансовых организаций, который ведет Служба Банка России по финансовым рынкам, общество с ограниченной ответственностью «Чистая монета» было зарегистрировано 13.11.201 под регистрационным номером записи 2120167002347 и ему присвоен основной регистрационный номер 1126732011779.

В распространяемой рекламе финансовых услуг отсутствует наименование лица, оказывающего услуги по предоставлению займа (микрозайма), а именно ООО «Чистая монета», что указывает на признаки нарушения части 1 статьи 28 Закона «О рекламе».

В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона «О рекламе»: «Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее».

В распространяемой рекламе финансовых услуг, связанных с предоставлением займа, содержится условие, ограничивающее сумму выдачи займа «от 1000 до 50000 руб.» и влияют на его стоимость. Согласно информации, представленной ООО «Чистая монета» и содержащейся на Интернетсайте www.захочу-перехвачу.рф, на стоимость кредита (займа) влияет сумма займа и процентная ставка по займу – в зависимости от суммы займа процентная ставка составляет от 0,7% до 2% в день («Первый займ» – сумма займа от 1000 руб. до 10000 руб., процентная ставка - 2% в день; «Доверительный» – сумма займа до 15000 руб., процентная ставка – 2% в день; «Пенсионный» –  сумма займа от 1000 до 5000 руб., процентная ставка – 1% в день; «Студенческий» – сумма займа до 10000 руб., процентная ставка – 1,5% в день; «Надежный» – сумма займа до 25000 руб., процентная ставка – 0,9% в день; «Надежный Premium» - сумма займа от 10000 руб. до 50000 руб., процентная ставка – 0,7% в день).

Таким образом, в распространяемой рекламе финансовых услуг содержатся не все условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, что указывает на признаки нарушения части 3 статьи 28 Закона «О рекламе».

В соответствии с положениями части 7 статьи 5 Закона «О рекламе»: «Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы».

Отсутствие в тексте вышеуказанной рекламы существенной информации о лице, оказывающем финансовые услуги по предоставлению займа, и всех условиях, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее, искажает смысл рекламной информации и тем самым вводит в заблуждение потребителей рекламы, что указывает на признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».

Ответственность за нарушение части 8 статьи 28 Закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 статьи 38 данного Закона, несет рекламопроизводитель, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Согласно статье 3 Закона «О рекламе»: «рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму».

В ответ на определение Смоленского УФАС России о возбуждении дела     № 54/13-РЗ по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.10.2013, Индивидуальный предприниматель <…> 28.10.2013 представил копию договора от 04.06.2013 № 03, заключенного ООО «Чистая монета» с Индивидуальным предпринимателем <…> на изготовление и размещение наружной рекламы, согласно которому (пункт 1.1) исполнитель обязуется изготовить и разместить рекламный материал на афишной тумбе, в городе Смоленске, на площади Победы, напротив здания ОАО «Смоленская областная типография им. Смирнова В.И.», а заказчик принять работы и оплатить их. Обязательства сторон изложены в разделе 2 данного договора. Согласно пункту 2.1.1 исполнитель обязуется изготовить и разместить рекламный материал с эмблемой заказчика, указанной в приложении № 1 к договору на афишной тумбе в городе Смоленске, на площади Победы напротив здания ОАО «Смоленская областная типография им. Смирнова В.И.». В соответствии с пунктом 5.3 договора, исполнитель несет полную ответственность за соответствие информации, указанной в макете и в рекламных материалах законодательству Российской Федерации о рекламе, а также действующему законодательству Российской Федерации. На основании пункта 5.4 договора исполнитель несет ответственность за изготовление и размещение рекламных материалов в нарушение норм действующего законодательства.

Таким образом, Индивидуальный предприниматель <…> является рекламопроизводителем указанной выше рекламы.

На рассмотрении дела № 54/13-РЗ представитель Индивидуального предпринимателя <…> признала факт нарушения и пояснила, что рекламная конструкция (афишная тумба) в городе Смоленске, на площади Победы, напротив здания ОАО «Смоленская областная типография им. Смирнова В.И.», демонтирована до рассмотрения дела по существу, о чем свидетельствуют представленные фотографии.

Комиссия, рассмотрев представленные документы, пришла к выводу, что нарушение законодательства о рекламе устранено до рассмотрения дела по существу.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей размещаемую на рекламной конструкции (тумбе), установленной в городе Смоленске на площади Победы напротив здания ОАО «Смоленская областная типография им. Смирнова, рекламу финансовых услуг по предоставлению займа в точках выдачи займов «Захочу – Перехвачу», в тексте которой отсутствует часть существенной информации о лице, оказывающем финансовые услуги по предоставлению займа, и всех условиях, определяющих фактическую стоимость займа для заемщика и влияющих на нее, что искажает смысл рекламной информации и тем самым вводит в заблуждение потребителей рекламы, поскольку в ней нарушены требования частей 1 и 3 статьи 28 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Не выдавать Индивидуальному предпринимателю <…> предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе, в связи с добровольным устранением нарушения до рассмотрения дела по существу.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Смоленского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 1 ноября 2013 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ  ПО ДЕЛУ № 54/13-РЗ   

29 октября 2013 г.                                                                                                     г. Смоленск

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: <…>

рассмотрев дело № 54/13-РЗ по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения рекламы финансовых услуг по предоставлению займа, в которой отсутствует наименование лица, оказывающего эти услуги, в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – Индивидуального предпринимателя <…>,

УСТАНОВИЛА:

В результате осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства о рекламе при распространении наружной рекламы, должностными лицами Смоленского УФАС России 18.09.2013 было выявлено, что в городе Смоленске, на площади Победы, напротив здания ОАО «Смоленская областная типография им. Смирнова В.И.» на рекламной конструкции (тумба) с четырех сторон размещается информация следующего содержания:

– «Захочу- Перехвачу  ЗАЙМ до 50ооорОформление займа

    по телефону 8-800-500-75-77 ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ»

– «Захочу- Перехвачу  ЗАЙМ до 50ооорЗа 15 минут

   8-800-500-75-77  www.захочу-перехвачу.рф»

– «Захочу- Перехвачу  ВОЗЬМИТЕ ДЕНЬГИ,КОГДА ОНИ НУЖНЫ

            www.захочу-перехвачу.рф»

        – «Захочу- Перехвачу   ПОЛУЧИТЬ ДЕНЬГИ МОЖНО ЗА 15МИН».

Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон «О рекламе»): «Реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама».

Указанная информация является рекламой, так как предназначена для неопределенного круга лиц – размещается на улице города и круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации, направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к получению займа.

В тексте указанной рекламы присутствует информация об оказании финансовой услуги, а именно займа.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»): «Финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц».

Согласно пункту 6 статьи 4 Закона «О защите конкуренции»: «финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, организатор торговли, клиринговая организация, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг».

Федеральный закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее – Закон 151-ФЗ) устанавливает правовые основы осуществления микрофинансовой деятельности, определяет порядок регулирования деятельности микрофинансовых организаций, устанавливает размер, порядок и условия предоставления микрозаймов, порядок приобретения статуса и осуществления деятельности микрофинансовых организаций, а также права и обязанности Центрального банка Российской Федерации.

Согласно пунктам 2 и 3 Закона 151-ФЗ, микрофинансовая организация - юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, а микрозаем - заем, предоставляемый займодавцем заемщику на условиях, предусмотренных договором займа, в сумме, не превышающей один миллион рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона «О рекламе»: «Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество)».

Заем, указанный в рекламе, предоставляет микрофинансовая организация ООО «Чистая монета» (местонахождение 214036, г. Смоленск, ул. Попова, д. 74). Согласно сведениям из Государственного реестра микрофинансовых организаций, который ведет Служба Банка России по финансовым рынкам, общество с ограниченной ответственностью «Чистая монета» было зарегистрировано 13.11.201 под регистрационным номером записи 2120167002347 и ему присвоен основной регистрационный номер 1126732011779.

В распространяемой рекламе финансовых услуг отсутствует наименование лица, оказывающего услуги по предоставлению займа (микрозайма), а именно ООО «Чистая монета», что указывает на признаки нарушения части 1 статьи 28 Закона «О рекламе».

В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона «О рекламе»: «Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее».

В распространяемой рекламе финансовых услуг, связанных с предоставлением займа, содержится условие, ограничивающее сумму выдачи займа «от 1000 до 50000 руб.» и влияют на его стоимость. Согласно информации, представленной ООО «Чистая монета» и содержащейся на Интернетсайте www.захочу-перехвачу.рф, на стоимость кредита (займа) влияет сумма займа и процентная ставка по займу – в зависимости от суммы займа процентная ставка составляет от 0,7% до 2% в день («Первый займ» – сумма займа от 1000 руб. до 10000 руб., процентная ставка - 2% в день; «Доверительный» – сумма займа до 15000 руб., процентная ставка – 2% в день; «Пенсионный» –  сумма займа от 1000 до 5000 руб., процентная ставка – 1% в день; «Студенческий» – сумма займа до 10000 руб., процентная ставка – 1,5% в день; «Надежный» – сумма займа до 25000 руб., процентная ставка – 0,9% в день; «Надежный Premium» - сумма займа от 10000 руб. до 50000 руб., процентная ставка – 0,7% в день).

Таким образом, в распространяемой рекламе финансовых услуг содержатся не все условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, что указывает на признаки нарушения части 3 статьи 28 Закона «О рекламе».

В соответствии с положениями части 7 статьи 5 Закона «О рекламе»: «Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы».

Отсутствие в тексте вышеуказанной рекламы существенной информации о лице, оказывающем финансовые услуги по предоставлению займа, и всех условиях, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее, искажает смысл рекламной информации и тем самым вводит в заблуждение потребителей рекламы, что указывает на признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».

Ответственность за нарушение части 8 статьи 28 Закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 статьи 38 данного Закона, несет рекламопроизводитель, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Согласно статье 3 Закона «О рекламе»: «рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму».

В ответ на определение Смоленского УФАС России о возбуждении дела     № 54/13-РЗ по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.10.2013, Индивидуальный предприниматель <…> 28.10.2013 представил копию договора от 04.06.2013 № 03, заключенного ООО «Чистая монета» с Индивидуальным предпринимателем <…> на изготовление и размещение наружной рекламы, согласно которому (пункт 1.1) исполнитель обязуется изготовить и разместить рекламный материал на афишной тумбе, в городе Смоленске, на площади Победы, напротив здания ОАО «Смоленская областная типография им. Смирнова В.И.», а заказчик принять работы и оплатить их. Обязательства сторон изложены в разделе 2 данного договора. Согласно пункту 2.1.1 исполнитель обязуется изготовить и разместить рекламный материал с эмблемой заказчика, указанной в приложении № 1 к договору на афишной тумбе в городе Смоленске, на площади Победы напротив здания ОАО «Смоленская областная типография им. Смирнова В.И.». В соответствии с пунктом 5.3 договора, исполнитель несет полную ответственность за соответствие информации, указанной в макете и в рекламных материалах законодательству Российской Федерации о рекламе, а также действующему законодательству Российской Федерации. На основании пункта 5.4 договора исполнитель несет ответственность за изготовление и размещение рекламных материалов в нарушение норм действующего законодательства.

Таким образом, Индивидуальный предприниматель <…> является рекламопроизводителем указанной выше рекламы.

На рассмотрении дела № 54/13-РЗ представитель Индивидуального предпринимателя <…> признала факт нарушения и пояснила, что рекламная конструкция (афишная тумба) в городе Смоленске, на площади Победы, напротив здания ОАО «Смоленская областная типография им. Смирнова В.И.», демонтирована до рассмотрения дела по существу, о чем свидетельствуют представленные фотографии.

Комиссия, рассмотрев представленные документы, пришла к выводу, что нарушение законодательства о рекламе устранено до рассмотрения дела по существу.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей размещаемую на рекламной конструкции (тумбе), установленной в городе Смоленске на площади Победы напротив здания ОАО «Смоленская областная типография им. Смирнова, рекламу финансовых услуг по предоставлению займа в точках выдачи займов «Захочу – Перехвачу», в тексте которой отсутствует часть существенной информации о лице, оказывающем финансовые услуги по предоставлению займа, и всех условиях, определяющих фактическую стоимость займа для заемщика и влияющих на нее, что искажает смысл рекламной информации и тем самым вводит в заблуждение потребителей рекламы, поскольку в ней нарушены требования частей 1 и 3 статьи 28 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Не выдавать Индивидуальному предпринимателю <…> предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе, в связи с добровольным устранением нарушения до рассмотрения дела по существу.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Смоленского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 1 ноября 2013 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 54/13-РЗ [format] => [safe_value] => 54/13-РЗ ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-10-31 08:10:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-10-29 07:38:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1391694039 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:1;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Смоленское УФАС России )