В Смоленском Управлении ФАС России прошла итоговая пресс-конференция

 

В минувшую пятницу в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области состоялась пресс-конференция по итогам деятельности в 2013 году и планах на 2014 год.

В начале встречи с представителями СМИ руководитель Смоленского УФАС России Акжитова Нина Александровна выступила с докладом по итогам деятельности Смоленского УФАС России в 2013 году и задачах на 2014 год.

Компетенция антимонопольных органов охватывает широкий круг вопросов, имеющих как непосредственное отношение к регулированию конкурентных отношений, так и оказывающих существенное влияние на формирование условий конкуренции на рынках Российской Федерации.

В своем выступлении Н.А. Акжитова сообщила, что в 2013 году в Управление поступило 122 заявления от юридических и физических лиц по признакам нарушения отдельными хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства (в 2012 г. – 137, снижение на 15 заявлений).

Из 122 заявлений, принятых Управлением к рассмотрению в 2013 году по признакам нарушения антимонопольного законодательства, в 99 случаях было отказано в возбуждении дел в связи с отсутствием наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства, что составило 81% от общего количества заявлений (в 2012 году – 74% от общего количества заявлений, принятых к рассмотрению).

Большинство заявлений касалось необоснованного отказа от заключения договоров, навязывания невыгодных условий договоров, нарушений порядка ценообразования хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынках электро-теплоэнергетики, жилищно-коммунального хозяйства.

В отношении нарушителей антимонопольного законодательства в 2013 году было возбуждено 48 дел (в 2012 г. – 55, снижение на 7 дел) по результатам рассмотрения которых были выданы предписания по устранению выявленных нарушений.

При этом, на нарушителей антимонопольного законодательства было наложено 1371,0 тыс. рублей штрафа, уплачено 7988,1 тысячи рублей.

Одним из направлений деятельности Смоленского УФАС России является предотвращение и пресечение любых проявлений недобросовестной конкуренции, пресечение распространения ненадлежащей рекламы, восстановление нарушенных условий добросовестной конкуренции.

По выявленным фактам недобросовестной конкуренции, выразившихся в распространении ложных, неточных и искаженных сведений, введение потребителей в заблуждение относительно качества и других характеристик товара, введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности в 2013 году Смоленским УФАС России было возбуждено 3 дела, по результатам рассмотрения которых были выданы предписания по устранению нарушений.

По фактам распространения ненадлежащей рекламы, вводящей в заблуждение потребителей, в 2013году было возбуждено всего 118 дел (в 2012 г. – 148, снижение на 30 дел). По всем рассмотренным делам нарушителям были выданы предписания по устранению нарушений законодательства о рекламе и наложены административные штрафы на сумму 252,0 тыс. рублей. Все предписания были исполнены, а сумма уплаченного штрафа составила 863,0 тыс. рублей.

В рамках выполнения контрольно-надзорных мероприятий Смоленское УФАС России обеспечивает выявление и пресечение актов и действий (бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции таких, как создание преимущественных условий для ведения бизнеса отдельным хозяйствующим субъектам, создание административных барьеров входа на рынки, необоснованное препятствование деятельности хозяйствующих субъектов, избирательное предоставление льгот и преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам.

Практика антиконкурентного вмешательства в функционирование товарных рынков в основном имеет место на уровне муниципальных образований. В 2013 году Управлением было проведено 18 проверок органов местного самоуправления, в результате которых было проверено 369 нормативно - правовых актов и выявлено 17 нормативно - правовых актов, не соответствующих нормам антимонопольного законодательства. Все нормативно - правовые акты приведены в соответствие с нормами антимонопольного законодательства.

В 2013г. в Управление поступило 40 заявлений на антиконкурентные действия органов власти.

В отношении органов власти в 2013 году было возбуждено 32 дела по фактам нарушения антимонопольного законодательства (ст.15,16,17,18,19-21 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции») (в 2012 г.- 32 дела). По результатам рассмотрения дел было выдано 29 предписаний, которые в основном исполнены в установленный срок.

Выявлялись и пресекались антиконкурентные акты и действия органов местного самоуправления в таких сферах деятельности, как:

-операции с недвижимостью, включая землю; -жилищно-коммунального хозяйства.

В рамках контроля процедур предоставления государственных и муниципальных преференций, Смоленским УФАС России в 2013году было рассмотрено 267 ходатайств о предоставлении государственных (муниципальных) преференций (в 2012 г.-173, рост в 1,54 раза), по результатам рассмотрения которых в 258 (96,86) случаях были приняты решения об их удовлетворении.

В целях недопущения создания преимущественных условий участия в конкурсах и аукционах на выполнение государственного или муниципального заказа, необоснованного ограничения доступа к участию в торгах, Смоленское УФАС России проводит плановые и внеплановые проверки, а также рассматривает жалобы и обращения на действия государственных и муниципальных заказчиков, уполномоченных органов, конкурсных, аукционных, котировочных комиссий, специализированных организаций.

В 2013году проводились выездные плановые и камеральные проверки в результате которых было проверено 563 проведенных конкурсов, аукционов, запросов котировок и было выявлено, что 372 процедуры торгов были проведены с нарушением закона о размещении заказов (66%). В целях устранения выявленных нарушений, было выдано 76 предписаний, 10 из которых были обжалованы в суд и только 1 было отменено, 3 предписания сейчас находятся на рассмотрении в судах различных инстанций. Остальные предписания были исполнены в установленный срок.

В истекшем году в Управление поступило 317 жалоб на действия заказчиков, уполномоченных органов,         специализированных организаций, конкурсных, аукционных или котировочных комиссий при проведении торгов и запросов котировок (2012г.- 442, снижение на 125 жалоб - 28,3%), из них на размещение заказов для федеральных нужд 67 жалоб (21,1%), для нужд субъекта федерации 117 жалоб (36,9%) и для муниципальных нужд 133 жалобы (42,0%) от общего количества поступивших жалоб.

В отношении должностных лиц заказчиков, уполномоченных органов, членов конкурсных, аукционных и котировочных комиссий в 2013 году было возбуждено 117 административных дел. За нарушения законодательства в сфере размещения заказа наложено штрафа в сумме 1477,0 тысячи рублей (уплачено 728,0тыс.руб.).

Из приведенных данных Смоленского УФАС России по возбуждению и рассмотрению дел, по привлечению нарушителей к административной ответственности в виде наложения административных штрафов в 2013 году эти показатели ниже, чем были в 2012 году. Такая тенденция прослеживается и на уровне других территориальных органов ФАС России. Это подтверждает то, что как сказал руководитель службы И.Ю.Артемьев : «Из карающего органа власти ФАС становится органом предупредительным».

План деятельности ФАС России и её территориальных органов на 2013 - 2018 годы утвержден 18.06.2013г. и одобрен Правительством РФ.

7 основных ключевых целей:

  1. Защита и развитие конкуренции на товарных рынках
  2. Развитие единого цикла формирования размещения государственного заказа и исполнения государственных контрактов в рамках созданной федеральной контрактной системы
  3. Повышение эффективности проведения торгов
  4. Развитие конкуренции при осуществлении закупок
  5. Упрощение и оптимизация контроля за иностранными инвестициями в хозяйственные общества имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства
  6. Развитие международной интеграции
  7. Совершенствование взаимодействия антимонопольных органов с институтами гражданского общества.

 

Приоритетным направлением деятельности Смоленского УФАС России в 2014 году будет являться предотвращение и пресечение антиконкурентного вмешательства органов государственной власти и местного самоуправления и функционирование товарных рынков.

Деятельность Управления в рамках реализации данного направления будет сосредоточена на выявлении и предупреждении действий органов государственной власти и местного самоуправления, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции.

Одной из наиболее значимых задач, стоящих перед Смоленским УФАС России в 2014 году является контроль за обеспечением прозрачности и открытости государственных и муниципальных закупок. С 1 января 2014г. вступил в силу Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Эта задача является межведомственной и ее решение предполагает активное взаимодействие Смоленского антимонопольного ведомства с правоохранительными органами, с органами прокуратуры, с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, с органами государственной власти Субъекта Федерации и органами местного самоуправления.

Эффективная работа по обеспечению прозрачности и открытости государственных и муниципальных закупок позволит не только повысить результативность и экономичность расходования бюджетных средств, но и обеспечить добросовестную конкуренцию в этой сфере.

Сотрудничество антимонопольного управления с органами прокуратуры, с правоохранительными органами, с органами государственной власти и местного самоуправления будет способствовать созданию системы принципов и методов справедливой конкуренции в регионе.

Смоленское УФАС России намерено продолжить открытую для общественности и СМИ деятельность, направленную на обеспечение соблюдения конкурентного законодательства, законодательства о рекламе и закона о контрактной системе, продолжать защиту законных интересов граждан и хозяйствующих субъектов.

В ходе пресс-конференции представителей СМИ заинтересовали темы, связанные с деятельностью субъектов естественных монополий (топливно-энергетический комплекс, железнодорожные перевозки), субъектов сферы жилищно-коммунального хозяйства, сферы торговли, а также актуальные вопросы присоединения «дачников» к электросетям и создания Единого расчетно-кассового центра по оплате жилищно-коммунальных услуг. По каждой теме был дан соответствующий ответ и предложение о направлении заявлений и обращений по фактам нарушений антимонопольного законодательства в адрес Смоленского УФАС России.

 

 

 

 

Пресс-служба Смоленского УФАС России