Смоленские антимонопольщики обсудили методы борьбы с недобросовестной конкуренцией

Смоленские антимонопольщики обсудили методы борьбы с недобросовестной конкуренцией

Новости 21 декабря 2017

Смоленские антимонопольщики обсудили методы борьбы с недобросовестной конкуренцией

19 декабря 2017 года в Управлении Федеральной антимонопольной службы состоялся брифинг на тему «Недобросовестная конкуренция: формы проявления, методы борьбы и ответственность».

 

Российское антимонопольное законодательство запрещает недобросовестную конкуренцию и рассматривает ее как одну из форм деятельности, оказывающую негативное влияние на конкуренцию и направленную на ограничение конкуренции на товарных рынках. В настоящее время в Российской Федерации сформирована правовая база, позволяющая антимонопольным органам пресекать недобросовестную конкуренцию в административном порядке.

Правовыми основаниями для защиты антимонопольными органами интересов хозяйствующих субъектов от недобросовестной конкуренции являются пункт 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, который устанавливает, что защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом, а также положения Закона, относящие пресечение недобросовестной конкуренции к задачам антимонопольных органов и предоставляющие антимонопольным органам соответствующие полномочия.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» является основным законодательным актом, на основании которого антимонопольный орган осуществляет защиту от недобросовестной конкуренции. 

В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Согласно пункту 1 статьи 10bis «Недобросовестная конкуренция» Конвенции по охране промышленной собственности, заключенной в г. Париже 20 марта 1883 г., актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В том числе,  согласно указанной международной правовой норме подлежат запрету:

1) все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента;

2) ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента;

3) указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.

Согласно пункту 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»,   право выбора судебного или административного порядка защиты своего нарушенного или оспариваемого права принадлежит субъекту спорных правоотношений. Закон не содержит указаний на то, что защита гражданских прав в административном порядке (путем рассмотрения антимонопольным органом дел о нарушениях антимонопольного законодательства) исключается при наличии возможности обратиться в арбитражный суд или, наоборот, является обязательным условием обращения лиц, чьи права нарушены, в суд. В случае если в ходе судебного разбирательства установлено, что лицо за защитой своих нарушенных прав обратилось одновременно и в антимонопольный орган, и в арбитражный суд, судам рекомендуется на основании части 5 статьи 158 АПК РФ отложить судебное разбирательство до принятия решения антимонопольным органом.

Основания для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дел о нарушении антимонопольного законодательства либо выдачи предупреждений о прекращении действий по недобросовестной конкуренции, предусмотрены статьёй 39 Закона «О защите конкуренции», в силу которой основанием, в первую очередь,   является, конечно, инициатива конкретного хозяйствующего субъекта и его обращение в антимонопольный орган, а также поступление материалов из государственных органов, обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного  законодательства либо выявления таких признаков в сообщениях средств массовой информации.

Признание действий лица актом недобросовестной конкуренции как способ защиты права предусмотрено положениями статьи 4 и главы 2.1 Закона «О защите конкуренции». Для признания в действиях какого-либо лица факта нарушения антимонопольного законодательства в части совершения недобросовестной конкуренции, необходимо установить, что такие действия:

- совершались хозяйствующим субъектом – конкурентом;

- были направлены на получение им преимуществ в предпринимательской деятельности;

- противоречили положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

- причинили или были способны причинить убытки другому хозяйствующему субъекту конкуренту, либо нанести ущерб его деловой репутации.

В отсутствие заявлений конкретных лиц установить круг хозяйствующих субъектов, которым могут быть причинены убытки действиями предполагаемого нарушителя, а также нанести ущерб его деловой репутации, затруднительно.

Главой 2.1 Закона «О защите конкуренции» установлен запрет на недобросовестную конкуренцию, в частности, запрещается недобросовестная конкуренция путём: 

- дискредитации, то есть распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации (статья 14.1 Закона),

- введения в заблуждение, при этом запрещается вводить в заблуждение любых лиц  - потребителей, контрагентов и  (или)  конкурентов (статья 14.2 Закона),

- некорректного сравнения хозяйствующего субъекта и (или) его товара с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, в том числе,   путём использования слов "лучший", "первый", "номер один", "самый", "только", "единственный" и т.п. (статья 14.3 Закона),

- приобретения и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ или услуг (статья 14.4 Закона); 

- незаконного использования результатов интеллектуальной деятельности, за исключением средств индивидуализации, принадлежащих хозяйствующему субъекту-конкуренту (статья 14.5 Закона), 

 - совершения  хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами (статья 14.6 Закона),

- незаконного получения, использования или разглашения информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну (статья 14.7 Закона),

- использования иных форм недобросовестной конкуренции (статья 14.8 Закона).

Конкуренты, осуществляя соперничество друг с другом, прибегают к использованию различных средств и методов, в том числе и противоправных. Нечестные методы конкурентной борьбы становятся все более привычным для хозяйствующих субъектов, которые игнорируют требования действующего законодательства, в связи с чем,  пресечение недобросовестной конкуренции является одним из важнейших направлений антимонопольного регулирования.

В случае выявления факта нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган возбуждает дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства либо выдает предупреждение.

Антимонопольный орган вправе выдавать предупреждения следующего содержания:

- о прекращении действий (бездействия);

- об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;

- об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения и о принятии мер по устранению последствий.

Основаниями для выдачи предупреждения согласно действующей редакции являются нарушения запретов, установленных статьями 14.1, 14.2, 14.3, 14.7 и 14.8 Закона «О защите конкуренции». Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении запретов, предусмотренных указанными статьями Закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства (часть 8 статьи 39.1 Закона).

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается, и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Но принятие таких мер реагирования, как выдача предупреждений, не относится к тем случаям, когда факты нарушения антимонопольного законодательства установлены по факту нарушения запретов, установленных  статьями 14.4, 14,5 и 14,6 Закона. В данном случае дела возбуждаются без выдачи предупреждений и на основания решения  Комиссии по рассмотрению выдаётся предписание об устранении выявленного нарушения и, соответственно, по установленному факту нарушения антимонопольного законодательства, возбуждается административное делопроизводство.

Административная ответственность за совершение недобросовестной конкуренции предусмотрена статьёй 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения:

1. Недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

2. Недобросовестная конкуренция, выразившаяся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

Следует отметить, что частью 2.5 статьи 19.5 КоАП, предусмотрена  административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении недобросовестной конкуренции в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Всего в 2017 году по выявленным фактам недобросовестной конкуренции Смоленским УФАС России было:

- выдано 8 предупреждений (3 исполнено и 5 находятся в стадии исполнения):

*ООО «Сильные машины» (статья 14.2 Закона),

*ООО «Альянс» (статья 14.1 Закона),

*ООО «Окна Максиформ» (статья 14.2 Закона),

*ЗАО ХК «Балтвент» (статья 14.2 Закона),

*ООО «СмолКом» (статья 14.2 Закона),

*ООО ТД «Вася-Василёк» (статья 14.2 Закона),

*ООО «Бифлекси-Запад» (статья 14.2 Закона),

*ООО «Бифлекси-Запад» (статья 14.3 Закона);

- возбуждено 4 дела о нарушении антимонопольного законодательства (2 рассмотрено и 2 находятся в стадии рассмотрения):

*ООО «Сильные машины» (часть 1 статьи 14.4 Закона), выдано предписание, которое не исполнено в установленный срок, в связи с чем возбуждено дело об административном правонарушении по части 2.5 статьи 19.5 КоАП и наложен штраф в размере 100,0 тыс.руб. Предписание было исполнено, но уже после возбуждения дела об административном правонарушении. Постановление находится в стадии исполнения.

*ООО «Промконсервы» (пункт 1 статьи 14.6 Закона), выдано предписание о перечислении в бюджет дохода в размере 172,54 тыс.руб, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства (нарушения устранены до рассмотрения дела). Предписание о перечислении в бюджет дохода исполнено в установленный срок.

*ООО «Торговая компания «БЕЛАЗ» (часть 1 статьи 14.4 и пункт 1 статьи 14.6 Закона) – дело находится в стадии рассмотрения,

*ЗАО ХК «Балтвент» (часть 1 статьи 14.4 и пункт 1 статьи 14.6 Закона) – дело находится в стадии рассмотрения.

В отношении ООО «Алди» рассмотрено 1 дело, возбужденное в 2016 году по статье 14.5 Закона, нарушения устранены до принятия решения, предписание не выдавалось.

По фактам совершения недобросовестной конкуренции в 2017 году возбуждено 4 дела об административных правонарушениях: 

- ООО «Сильные машины» (в соответствии с частью 2 статьи 14.33 КоАП наложен штраф в размере 100,0 тыс.руб., предоставлена рассрочка по уплате),

- должностное лицо ООО «Сильные машины» (в соответствии с частью 2 статьи 14.33 КоАП наложен штраф в размере 20, тыс.руб., штраф уплачен),

- ООО «Алди» (в соответствии с частью 2 статьи 14.33 КоАП наложен штраф в размере 132,3 тыс.руб., штраф уплачен),

- должностное лицо ООО «Алди» (в соответствии с частью 2 статьи 14.33 КоАП наложен штраф в размере 20, тыс.руб., штраф уплачен).