Решение по делу № 04-01/01-2013 о нарушении антимонопольного законодательства Администрацией Шумячского городского поселения и Шумячским поселенческим муниципальным унитарным предприятием «Информационно-расчетный центр»

Номер дела: 04-01/01-2013
Дата публикации: 8 мая 2013, 14:22

 

РЕШЕНИЕ

 

г. Смоленск

Резолютивная часть решения оглашена 19 апреля 2013 года

В полном объеме решение изготовлено 8 мая 2013 года

 

Комиссия по рассмотрению дела № 04-01/01-2013 о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>

рассмотрев дело № 04-01/01-2013 по признакам нарушения Администрацией Шумячского городского поселения и Шумячским поселенческим муниципальным унитарным предприятием «Информационно-расчетный центр» статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (далее – Смоленское УФАС России) поступило заявление от индивидуальных предпринимателей Захарова А.П. и Михаленковой Г.А. (далее – Заявители), касающееся неправомерного установления различной платы за предоставление торгового места для разных арендаторов на ярмарке, проводимой в помещении здания «Модуль», расположенного по адресу: Смоленская обл., п. Шумячи, ул. Советская, д. 66.

Из представленных по запросам Смоленского УФАС России документов следовало, что Администрация Шумячского городского поселения (далее – Администрация) издаёт постановления об организации и проведении сезонных ярмарок в п. Шумячи Смоленской области, проводимых в здании «Модуль» и прилегающих к нему земельных участках.

Согласно данным постановлениям Администрация, как организатор ярмарки, организовывает сезонные ярмарки для продажи сельскохозяйственной продукции, производимой в личных подсобных хозяйствах граждан, а также промышленных и продовольственных товаров, утверждает план мероприятий по организации ярмарки, размер платы за предоставление одного торгового места, схему размещения участников ярмарки, порядок предоставления торговых мест. Всю хозяйственную деятельность по организации и проведению ярмарки (заключение договоров на предоставление торговых мест и осуществление сбора платы за предоставление торговых мест на ярмарке) Администрация поручает Шумячскому поселенческому муниципальному унитарному предприятию «Информационно-расчетный центр» (далее – ШМУП «Информационно-расчетный центр» или Предприятие).

Из утверждённых Администрацией размеров платы за предоставление одного торгового места на ярмарке следует, что для участников ярмарки установлен различный размер платы за предоставление одного торгового места, который устанавливается и зависит от вида осуществляемой участниками ярмарки торговли.

Администрация письмами от 23.11.2012 № 459, от 23.12.2012  № 549, от 27.02.2013 № 269 сообщила Смоленскому УФАС России, что на ярмарке создано 193 торговых места, из них 60 оборудованных (в здании «Модуль») и 133 необорудованных (на открытых площадках). За предоставление указанных торговых мест взимается плата в соответствии с утвержденным Администрацией размером платы, основанном на расчете ШМУП «Информационно-расчетный центр» себестоимости одного торгового места на ярмарке, в которую включены общехозяйственные и административные расходы Предприятия, связанные с оказанием услуг по обеспечению торговли. 

В связи с тем, что земельные участки и здание «Модуль», где осуществляется торговля, находятся в пользовании Предприятия на основании заключённых с Администрацией муниципального образования «Шумячский район» договоров аренды земельных участков от 19.01.2012 №617, от 23.01.2012 № 619 и постановления Главы муниципального образования Шумячское городское поселение от 23.06.2006 № 30 о передаче здания «Модуль» в хозяйственное ведение Предприятия. При этом Администрация наделила Предприятие полномочиями администратора ярмарки.

ШМУП «Информационно-расчетный центр» от своего имени заключает с участниками ярмарки договоры на предоставление торгового места на ярмарке, предоставляет торговое место и взимает плату за предоставленное торговое место, согласно своему расчёту платы за торговое место на ярмарке, утверждённому Администрацией.

Заявители не согласны с установлением такого размера платы за торговое место, при этом сообщили, что осуществляют продажу продуктов питания на ярмарке, проводимой в здании «Модуль». На данной ярмарке также осуществляется продажа промышленных товаров. Размер платы установлен различный для всех участников ярмарки и зависит от вида продаваемого товара. Заявителем не понятно, почему в одном здании и при оказании одинаковых услуг, оказываемых Предприятием (электричество, уборка, потребление воды и т.д.) цена за торговое место различна. Заявителем также не понятно, с чего складывается стоимость торгового места. Указывают, что места предоставляются не оборудованные, а плата взимается как за оборудованные.

Представители Ответчика (Предприятия) не согласились с изложенными доводами Заявителей и пояснили, что ярмарка в п. Шумячи организована в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ) и постановления Администрации Смоленской области от 25.08.2010 № 498  «Об утверждении Порядка организации на территории Смоленской области ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них и Требований к организации продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарках на территории Смоленской области». Согласно этим нормативным актам Предприятие имеет право определять и взимать плату за предоставление оборудованных мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке, а также за оказание услуг, связанных с обеспечением торговли (уборка территории, вывоз мусора, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и другие услуги), в размере необходимом для компенсации затрат на организацию ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней.

Ярмарка является универсальной, работает ежедневно кроме понедельника, площадь в здании «Модуль» разделена на промышленную и продовольственную зоны. Размер платы за предоставление торговых мест в этих зонах устанавливается различным, так как в размер платы за предоставление одного торгового места для торговли продовольственными товарами включаются дополнительные расходы на труд уборщицы, приобретение моющих и дезинфицирующих средств для обработки торговых прилавков в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, вывоз мусора (большая часть мусора представляет собой отходы от продажи продовольственных товаров), потребление воды и электроэнергии.

Рассмотрение дела дважды откладывалось для получения дополнительных материалов и сведений (определение от 06.02.2013 и 15.03.2013) и 19.04.2013 рассмотрение дела было продолжено.

 

Комиссия, исследовав материалы и документы по делу о нарушении антимонопольного законодательства, позиции лиц, участвующих в деле, установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции данный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно статье 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, и в частности к экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар.

Исходя из содержания приведенной нормы, указанные запреты ориентированы на органы публичной власти и распространяются на акты и действия указанных органов в сфере публичных правоотношений. Данные запреты преследуют цель предотвращения негативного влияния органов власти на конкурентную среду с помощью административных, властных методов воздействия, в том числе путем заключения соглашений с хозяйствующим субъектом.

Предприятие на организованной Администрацией ярмарке, проводимой в здании «Модуль» и прилегающих к нему земельных участках, предоставляет 60 оборудованных (в здании «Модуль») и 133 необорудованных (на открытых площадках) мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) путём заключения с участниками ярмарки договоров на предоставление торгового места (л.д. 30-35).

Предприятие, рассчитав себестоимость торговых мест (здание «Модуль» - 101,79 руб./день, открытые площадки – 72,36 руб./день) и дифференцировав её по виду осуществляемой участниками ярмарки торговли, определила размер платы за торговое место на ярмарке, который утвердила Администрация.

Как следует из доводов Ответчиков размер платы за предоставление торгового места на ярмарке является необходимой  платой участниками ярмарки для компенсации затрат Предприятия на организацию и проведение ярмарки. Установление разной платы за торговое место от вида торговли обусловлено дополнительными затратами Предприятия, связанными с оказанием услуг по обеспечению торговли различным товаром. Для оказания услуг по обеспечению торговли участникам ярмарки, реализующих продовольственные товары, оказывается большее количество и объем услуг (уборка, дезинфекция, электричество и т.д.), чем участникам ярмарки, реализующим промышленные товары.

Однако Ответчиками не представлено никаких доказательств обоснованности установления различной платы за предоставление торговых мест на открытых площадках, где участники ярмарки находятся в одинаковых условиях и осуществляют торговлю промышленными товарами.

 

Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации (далее - торговая деятельность) определяются Законом об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ (часть 1 статьи 1 Закона об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ).

В соответствии с частями 1, 6 статьи 11 Закона об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ организация ярмарок и продажа товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются. Требования к организации продажи товаров и выполнения работ, оказания услуг на ярмарках устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательством в области охраны окружающей среды, и других установленных федеральными законами требований.

Постановлением Администрации Смоленской области от 25.08.2010 №498  «Об утверждении Порядка организации на территории Смоленской области ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них и Требований к организации продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарках на территории Смоленской области», утверждены Порядок организации на территории Смоленской области ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них (далее – Порядок) и Требования к организации продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарках на территории Смоленской области (далее – Требования).

В соответствии с пунктом 2.3 Порядка организатор ярмарки:

- разрабатывает и утверждает план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней, определяет режим работы ярмарки, порядок организации ярмарки и порядок предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней;

- определяет ассортимент товаров, подлежащих реализации на ярмарке;

- опубликовывает в средствах массовой информации и размещает на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информацию о плане мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней;

- проводит работу по привлечению участников ярмарки;

- рассматривает поступившие заявки участников ярмарки;

- оформляет и выдает продавцу личную нагрудную карточку;

- размещает при входе на ярмарку информацию с указанием названия ярмарки, режима ее работы, наименования организатора ярмарки;

- разрабатывает и утверждает схему размещения участников ярмарки с учетом функционального зонирования территории ярмарки, обеспечения необходимых условий для организации торговли, свободного прохода покупателей и доступа к местам торговли, соблюдая требования пожарной безопасности, охраны общественного порядка, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей;

- определяет места стоянок автомобильного транспорта, осуществляющего доставку товаров на ярмарку;

- содействует проведению проверок контролирующими и надзорными органами;

- обеспечивает при необходимости участников ярмарки измерительными приборами, соответствующими метрологическим правилам и нормам;

- обеспечивает надлежащее санитарное и противопожарное состояние территории, на которой проводится ярмарка;

- проводит работу по обеспечению охраны общественного порядка в месте проведения ярмарки;

- обеспечивает оснащение мест проведения ярмарки контейнерами для сбора мусора и туалетами, своевременную уборку прилегающей территории и вывоз мусора после завершения ярмарки.

Согласно пункту 1.2 Правил организатор ярмарки заключает с продавцом на ярмарке договор о предоставлении места для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Пунктом 2.7 Правил установлено, что размер платы за предоставление оборудованных мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке, а также за оказание услуг, связанных с обеспечением торговли (уборка территории, вывоз мусора, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и другие услуги), определяется организатором ярмарки с учетом необходимости компенсации затрат на организацию ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней.

В соответствии с пунктом 1 Требований продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) на ярмарке (в том числе товаров, подлежащих продаже на ярмарках соответствующих типов и включению в соответствующий перечень) осуществляется с оборудованных мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) (в том числе павильонов, киосков, палаток, торговых автоматов, тележек, автолавок, автофургонов, лотков, прилавков), при необходимости оснащенных специализированным холодильным оборудованием (при продаже товаров, требующих определенных условий хранения), весоизмерительным или другим измерительным оборудованием, прошедшим метрологическую поверку, а также с применением передвижных средств развозной и разносной торговли.

Из смысла положений указанных правовых норм следует, что именно организатор ярмарки разрабатывает, утверждает и публикует план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров на ней, определяет режим работы ярмарки, порядок ее организации и предоставления торговых мест путём заключения договоров с участниками ярмарки.

Плата организатором ярмарки взимается только за оборудованные торговые места и за оказанные услуги по обеспечению торговли, которая определяется организатором ярмарки с учётом компенсации затрат на её проведение, то есть без извлечения прибыли.

Таким образом, размер платы за оборудованное торговое место на ярмарке зависит от состава оборудованного торгового места вне зависимости от вида реализуемых товаров с этого места, а размер платы за оказание услуг по обеспечению торговли зависит от периодичности и объёма оказываемых организатором ярмарки услуг.

Предприятие, не являясь по определению законодательства организатором ярмарки, но фактически исполняла все его обязанности по проведению ярмарки, в нарушение установленного законодателем порядка организации ярмарок определила различный размер платы за одинаково оборудованные (прилавком) торговые места в здании «Модуль», необоснованно дифференцировав его по виду реализуемого участниками ярмарки товара.

Также установлено, что Предприятие при проведении ярмарки на открытых площадках, где отсутствуют оборудованные торговые места и участникам ярмарки оказываются одинаковые услуги для осуществление торговли, в нарушение законодательства об организации ярмарок не только установило различную плату за предоставление такого торгового места, но и взимало плату, превышающую необходимые затраты Предприятия для компенсации затрат на организацию ярмарки на открытых площадках (л.д. 13).

Все вышеуказанные действия Предприятия были согласованы с Администрацией.

Пунктом 2 статьи 16 Закона о защите конкуренции установлен запрет на соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар.

Комиссией Смоленского УФАС России рассмотрение дела № 04-01/01-2013 было отложено для получения от Ответчиков дополнительных документов и информации.

Из представленных Администрацией и Предприятием дополнительных документов и объяснений следует, что постановлением Администрации от 20.03.2013 № 75 было отменено своё постановление Администрации от 18.02.2013 № 49 «Об организации весенней ярмарки». Постановлением Администрации от 22.03.2013 № 77 орган местного значения разрешил ШП МУП «Информационно-расчетный центр» организовать и провести в городском поселении универсальную ярмарку, по адресу: Смоленская область, Шумячский район, п. Шумячи, ул. Советская, д. 66, в здании «Модуль» и на открытых площадках.

Предприятием на основании выданного Администрацией вышеуказанного разрешения издан приказ от 27.03.2013 № 8 «Об организации и проведении универсальной ярмарки», провело все мероприятия, предусмотренные пунктом 2.3 Порядка и заключило с участниками ярмарки договоры о предоставлении места для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Согласно приказу ШП МУП «Информационно-расчетный центр» от 27.03.2013 № 9 размер платы за предоставление оборудованных мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке установлен одинаковым для всех участников ярмарки и компенсирующим затраты Предприятия на организацию ярмарки (л.д. 161).

Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренными в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Уставом Предприятия предусмотрено, что оно может заниматься видами деятельности, не запрещенными законодательством.

Пунктом 1.2 Правил установлено, что организатором ярмарки может быть орган государственной власти Смоленской области, орган местного самоуправления муниципального образования Смоленской области, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Указанные действия Администрации и Предприятия привели к тому, что Администрация сложила с себя полномочия организатора ярмарки и не участвует в её проведении. Организаторам ярмарки является ШП МУП «Информационно-расчетный центр», данная деятельность не противоречит законодательству и уставу Предприятия.    

Таким образом, стороны соглашения (Администрация и ШП МУП «Информационно-расчетный центр») добровольно отказались от участия в нём, устранив этим нарушение антимонопольного законодательства, предусмотренное статьёй 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-2 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Смоленского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать соглашение между Администрацией Шумячского городского поселения и Шумячским поселенческим муниципальным унитарным предприятием «Информационно-расчетный центр» об организации сезонных ярмарок в п. Шумячи, проводимых в помещении здания «Модуль» и прилегающих к нему земельных участках, приведшее к необоснованному установлению для участников ярмарки различной платы за предоставление торгового места на ярмарке, недопустимым в соответствии со статьёй 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Предписание о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения, запрещенного статьёй 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Администрации Шумячского городского поселения и Шумячскому поселенческому муниципальному унитарному предприятию «Информационно-расчетный центр» не выдавать в связи с добровольным устранением указанными лицами нарушения антимонопольного законодательства, рассмотрение дела № 04-01/01-2013 прекратить.

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

stdClass Object ( [vid] => 10307 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 04-01/01-2013 о нарушении антимонопольного законодательства Администрацией Шумячского городского поселения и Шумячским поселенческим муниципальным унитарным предприятием «Информационно-расчетный центр» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10307 [type] => solution [language] => ru [created] => 1368009007 [changed] => 1370526978 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370526978 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

 

г. Смоленск

Резолютивная часть решения оглашена 19 апреля 2013 года

В полном объеме решение изготовлено 8 мая 2013 года

 

Комиссия по рассмотрению дела № 04-01/01-2013 о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>

рассмотрев дело № 04-01/01-2013 по признакам нарушения Администрацией Шумячского городского поселения и Шумячским поселенческим муниципальным унитарным предприятием «Информационно-расчетный центр» статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (далее – Смоленское УФАС России) поступило заявление от индивидуальных предпринимателей Захарова А.П. и Михаленковой Г.А. (далее – Заявители), касающееся неправомерного установления различной платы за предоставление торгового места для разных арендаторов на ярмарке, проводимой в помещении здания «Модуль», расположенного по адресу: Смоленская обл., п. Шумячи, ул. Советская, д. 66.

Из представленных по запросам Смоленского УФАС России документов следовало, что Администрация Шумячского городского поселения (далее – Администрация) издаёт постановления об организации и проведении сезонных ярмарок в п. Шумячи Смоленской области, проводимых в здании «Модуль» и прилегающих к нему земельных участках.

Согласно данным постановлениям Администрация, как организатор ярмарки, организовывает сезонные ярмарки для продажи сельскохозяйственной продукции, производимой в личных подсобных хозяйствах граждан, а также промышленных и продовольственных товаров, утверждает план мероприятий по организации ярмарки, размер платы за предоставление одного торгового места, схему размещения участников ярмарки, порядок предоставления торговых мест. Всю хозяйственную деятельность по организации и проведению ярмарки (заключение договоров на предоставление торговых мест и осуществление сбора платы за предоставление торговых мест на ярмарке) Администрация поручает Шумячскому поселенческому муниципальному унитарному предприятию «Информационно-расчетный центр» (далее – ШМУП «Информационно-расчетный центр» или Предприятие).

Из утверждённых Администрацией размеров платы за предоставление одного торгового места на ярмарке следует, что для участников ярмарки установлен различный размер платы за предоставление одного торгового места, который устанавливается и зависит от вида осуществляемой участниками ярмарки торговли.

Администрация письмами от 23.11.2012 № 459, от 23.12.2012  № 549, от 27.02.2013 № 269 сообщила Смоленскому УФАС России, что на ярмарке создано 193 торговых места, из них 60 оборудованных (в здании «Модуль») и 133 необорудованных (на открытых площадках). За предоставление указанных торговых мест взимается плата в соответствии с утвержденным Администрацией размером платы, основанном на расчете ШМУП «Информационно-расчетный центр» себестоимости одного торгового места на ярмарке, в которую включены общехозяйственные и административные расходы Предприятия, связанные с оказанием услуг по обеспечению торговли. 

В связи с тем, что земельные участки и здание «Модуль», где осуществляется торговля, находятся в пользовании Предприятия на основании заключённых с Администрацией муниципального образования «Шумячский район» договоров аренды земельных участков от 19.01.2012 №617, от 23.01.2012 № 619 и постановления Главы муниципального образования Шумячское городское поселение от 23.06.2006 № 30 о передаче здания «Модуль» в хозяйственное ведение Предприятия. При этом Администрация наделила Предприятие полномочиями администратора ярмарки.

ШМУП «Информационно-расчетный центр» от своего имени заключает с участниками ярмарки договоры на предоставление торгового места на ярмарке, предоставляет торговое место и взимает плату за предоставленное торговое место, согласно своему расчёту платы за торговое место на ярмарке, утверждённому Администрацией.

Заявители не согласны с установлением такого размера платы за торговое место, при этом сообщили, что осуществляют продажу продуктов питания на ярмарке, проводимой в здании «Модуль». На данной ярмарке также осуществляется продажа промышленных товаров. Размер платы установлен различный для всех участников ярмарки и зависит от вида продаваемого товара. Заявителем не понятно, почему в одном здании и при оказании одинаковых услуг, оказываемых Предприятием (электричество, уборка, потребление воды и т.д.) цена за торговое место различна. Заявителем также не понятно, с чего складывается стоимость торгового места. Указывают, что места предоставляются не оборудованные, а плата взимается как за оборудованные.

Представители Ответчика (Предприятия) не согласились с изложенными доводами Заявителей и пояснили, что ярмарка в п. Шумячи организована в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ) и постановления Администрации Смоленской области от 25.08.2010 № 498  «Об утверждении Порядка организации на территории Смоленской области ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них и Требований к организации продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарках на территории Смоленской области». Согласно этим нормативным актам Предприятие имеет право определять и взимать плату за предоставление оборудованных мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке, а также за оказание услуг, связанных с обеспечением торговли (уборка территории, вывоз мусора, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и другие услуги), в размере необходимом для компенсации затрат на организацию ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней.

Ярмарка является универсальной, работает ежедневно кроме понедельника, площадь в здании «Модуль» разделена на промышленную и продовольственную зоны. Размер платы за предоставление торговых мест в этих зонах устанавливается различным, так как в размер платы за предоставление одного торгового места для торговли продовольственными товарами включаются дополнительные расходы на труд уборщицы, приобретение моющих и дезинфицирующих средств для обработки торговых прилавков в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, вывоз мусора (большая часть мусора представляет собой отходы от продажи продовольственных товаров), потребление воды и электроэнергии.

Рассмотрение дела дважды откладывалось для получения дополнительных материалов и сведений (определение от 06.02.2013 и 15.03.2013) и 19.04.2013 рассмотрение дела было продолжено.

 

Комиссия, исследовав материалы и документы по делу о нарушении антимонопольного законодательства, позиции лиц, участвующих в деле, установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции данный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно статье 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, и в частности к экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар.

Исходя из содержания приведенной нормы, указанные запреты ориентированы на органы публичной власти и распространяются на акты и действия указанных органов в сфере публичных правоотношений. Данные запреты преследуют цель предотвращения негативного влияния органов власти на конкурентную среду с помощью административных, властных методов воздействия, в том числе путем заключения соглашений с хозяйствующим субъектом.

Предприятие на организованной Администрацией ярмарке, проводимой в здании «Модуль» и прилегающих к нему земельных участках, предоставляет 60 оборудованных (в здании «Модуль») и 133 необорудованных (на открытых площадках) мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) путём заключения с участниками ярмарки договоров на предоставление торгового места (л.д. 30-35).

Предприятие, рассчитав себестоимость торговых мест (здание «Модуль» - 101,79 руб./день, открытые площадки – 72,36 руб./день) и дифференцировав её по виду осуществляемой участниками ярмарки торговли, определила размер платы за торговое место на ярмарке, который утвердила Администрация.

Как следует из доводов Ответчиков размер платы за предоставление торгового места на ярмарке является необходимой  платой участниками ярмарки для компенсации затрат Предприятия на организацию и проведение ярмарки. Установление разной платы за торговое место от вида торговли обусловлено дополнительными затратами Предприятия, связанными с оказанием услуг по обеспечению торговли различным товаром. Для оказания услуг по обеспечению торговли участникам ярмарки, реализующих продовольственные товары, оказывается большее количество и объем услуг (уборка, дезинфекция, электричество и т.д.), чем участникам ярмарки, реализующим промышленные товары.

Однако Ответчиками не представлено никаких доказательств обоснованности установления различной платы за предоставление торговых мест на открытых площадках, где участники ярмарки находятся в одинаковых условиях и осуществляют торговлю промышленными товарами.

 

Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации (далее - торговая деятельность) определяются Законом об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ (часть 1 статьи 1 Закона об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ).

В соответствии с частями 1, 6 статьи 11 Закона об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ организация ярмарок и продажа товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются. Требования к организации продажи товаров и выполнения работ, оказания услуг на ярмарках устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательством в области охраны окружающей среды, и других установленных федеральными законами требований.

Постановлением Администрации Смоленской области от 25.08.2010 №498  «Об утверждении Порядка организации на территории Смоленской области ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них и Требований к организации продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарках на территории Смоленской области», утверждены Порядок организации на территории Смоленской области ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них (далее – Порядок) и Требования к организации продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарках на территории Смоленской области (далее – Требования).

В соответствии с пунктом 2.3 Порядка организатор ярмарки:

- разрабатывает и утверждает план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней, определяет режим работы ярмарки, порядок организации ярмарки и порядок предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней;

- определяет ассортимент товаров, подлежащих реализации на ярмарке;

- опубликовывает в средствах массовой информации и размещает на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информацию о плане мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней;

- проводит работу по привлечению участников ярмарки;

- рассматривает поступившие заявки участников ярмарки;

- оформляет и выдает продавцу личную нагрудную карточку;

- размещает при входе на ярмарку информацию с указанием названия ярмарки, режима ее работы, наименования организатора ярмарки;

- разрабатывает и утверждает схему размещения участников ярмарки с учетом функционального зонирования территории ярмарки, обеспечения необходимых условий для организации торговли, свободного прохода покупателей и доступа к местам торговли, соблюдая требования пожарной безопасности, охраны общественного порядка, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей;

- определяет места стоянок автомобильного транспорта, осуществляющего доставку товаров на ярмарку;

- содействует проведению проверок контролирующими и надзорными органами;

- обеспечивает при необходимости участников ярмарки измерительными приборами, соответствующими метрологическим правилам и нормам;

- обеспечивает надлежащее санитарное и противопожарное состояние территории, на которой проводится ярмарка;

- проводит работу по обеспечению охраны общественного порядка в месте проведения ярмарки;

- обеспечивает оснащение мест проведения ярмарки контейнерами для сбора мусора и туалетами, своевременную уборку прилегающей территории и вывоз мусора после завершения ярмарки.

Согласно пункту 1.2 Правил организатор ярмарки заключает с продавцом на ярмарке договор о предоставлении места для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Пунктом 2.7 Правил установлено, что размер платы за предоставление оборудованных мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке, а также за оказание услуг, связанных с обеспечением торговли (уборка территории, вывоз мусора, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и другие услуги), определяется организатором ярмарки с учетом необходимости компенсации затрат на организацию ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней.

В соответствии с пунктом 1 Требований продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) на ярмарке (в том числе товаров, подлежащих продаже на ярмарках соответствующих типов и включению в соответствующий перечень) осуществляется с оборудованных мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) (в том числе павильонов, киосков, палаток, торговых автоматов, тележек, автолавок, автофургонов, лотков, прилавков), при необходимости оснащенных специализированным холодильным оборудованием (при продаже товаров, требующих определенных условий хранения), весоизмерительным или другим измерительным оборудованием, прошедшим метрологическую поверку, а также с применением передвижных средств развозной и разносной торговли.

Из смысла положений указанных правовых норм следует, что именно организатор ярмарки разрабатывает, утверждает и публикует план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров на ней, определяет режим работы ярмарки, порядок ее организации и предоставления торговых мест путём заключения договоров с участниками ярмарки.

Плата организатором ярмарки взимается только за оборудованные торговые места и за оказанные услуги по обеспечению торговли, которая определяется организатором ярмарки с учётом компенсации затрат на её проведение, то есть без извлечения прибыли.

Таким образом, размер платы за оборудованное торговое место на ярмарке зависит от состава оборудованного торгового места вне зависимости от вида реализуемых товаров с этого места, а размер платы за оказание услуг по обеспечению торговли зависит от периодичности и объёма оказываемых организатором ярмарки услуг.

Предприятие, не являясь по определению законодательства организатором ярмарки, но фактически исполняла все его обязанности по проведению ярмарки, в нарушение установленного законодателем порядка организации ярмарок определила различный размер платы за одинаково оборудованные (прилавком) торговые места в здании «Модуль», необоснованно дифференцировав его по виду реализуемого участниками ярмарки товара.

Также установлено, что Предприятие при проведении ярмарки на открытых площадках, где отсутствуют оборудованные торговые места и участникам ярмарки оказываются одинаковые услуги для осуществление торговли, в нарушение законодательства об организации ярмарок не только установило различную плату за предоставление такого торгового места, но и взимало плату, превышающую необходимые затраты Предприятия для компенсации затрат на организацию ярмарки на открытых площадках (л.д. 13).

Все вышеуказанные действия Предприятия были согласованы с Администрацией.

Пунктом 2 статьи 16 Закона о защите конкуренции установлен запрет на соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар.

Комиссией Смоленского УФАС России рассмотрение дела № 04-01/01-2013 было отложено для получения от Ответчиков дополнительных документов и информации.

Из представленных Администрацией и Предприятием дополнительных документов и объяснений следует, что постановлением Администрации от 20.03.2013 № 75 было отменено своё постановление Администрации от 18.02.2013 № 49 «Об организации весенней ярмарки». Постановлением Администрации от 22.03.2013 № 77 орган местного значения разрешил ШП МУП «Информационно-расчетный центр» организовать и провести в городском поселении универсальную ярмарку, по адресу: Смоленская область, Шумячский район, п. Шумячи, ул. Советская, д. 66, в здании «Модуль» и на открытых площадках.

Предприятием на основании выданного Администрацией вышеуказанного разрешения издан приказ от 27.03.2013 № 8 «Об организации и проведении универсальной ярмарки», провело все мероприятия, предусмотренные пунктом 2.3 Порядка и заключило с участниками ярмарки договоры о предоставлении места для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Согласно приказу ШП МУП «Информационно-расчетный центр» от 27.03.2013 № 9 размер платы за предоставление оборудованных мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке установлен одинаковым для всех участников ярмарки и компенсирующим затраты Предприятия на организацию ярмарки (л.д. 161).

Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренными в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Уставом Предприятия предусмотрено, что оно может заниматься видами деятельности, не запрещенными законодательством.

Пунктом 1.2 Правил установлено, что организатором ярмарки может быть орган государственной власти Смоленской области, орган местного самоуправления муниципального образования Смоленской области, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Указанные действия Администрации и Предприятия привели к тому, что Администрация сложила с себя полномочия организатора ярмарки и не участвует в её проведении. Организаторам ярмарки является ШП МУП «Информационно-расчетный центр», данная деятельность не противоречит законодательству и уставу Предприятия.    

Таким образом, стороны соглашения (Администрация и ШП МУП «Информационно-расчетный центр») добровольно отказались от участия в нём, устранив этим нарушение антимонопольного законодательства, предусмотренное статьёй 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-2 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Смоленского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать соглашение между Администрацией Шумячского городского поселения и Шумячским поселенческим муниципальным унитарным предприятием «Информационно-расчетный центр» об организации сезонных ярмарок в п. Шумячи, проводимых в помещении здания «Модуль» и прилегающих к нему земельных участках, приведшее к необоснованному установлению для участников ярмарки различной платы за предоставление торгового места на ярмарке, недопустимым в соответствии со статьёй 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Предписание о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения, запрещенного статьёй 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Администрации Шумячского городского поселения и Шумячскому поселенческому муниципальному унитарному предприятию «Информационно-расчетный центр» не выдавать в связи с добровольным устранением указанными лицами нарушения антимонопольного законодательства, рассмотрение дела № 04-01/01-2013 прекратить.

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

 

г. Смоленск

Резолютивная часть решения оглашена 19 апреля 2013 года

В полном объеме решение изготовлено 8 мая 2013 года

 

Комиссия по рассмотрению дела № 04-01/01-2013 о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>

рассмотрев дело № 04-01/01-2013 по признакам нарушения Администрацией Шумячского городского поселения и Шумячским поселенческим муниципальным унитарным предприятием «Информационно-расчетный центр» статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (далее – Смоленское УФАС России) поступило заявление от индивидуальных предпринимателей Захарова А.П. и Михаленковой Г.А. (далее – Заявители), касающееся неправомерного установления различной платы за предоставление торгового места для разных арендаторов на ярмарке, проводимой в помещении здания «Модуль», расположенного по адресу: Смоленская обл., п. Шумячи, ул. Советская, д. 66.

Из представленных по запросам Смоленского УФАС России документов следовало, что Администрация Шумячского городского поселения (далее – Администрация) издаёт постановления об организации и проведении сезонных ярмарок в п. Шумячи Смоленской области, проводимых в здании «Модуль» и прилегающих к нему земельных участках.

Согласно данным постановлениям Администрация, как организатор ярмарки, организовывает сезонные ярмарки для продажи сельскохозяйственной продукции, производимой в личных подсобных хозяйствах граждан, а также промышленных и продовольственных товаров, утверждает план мероприятий по организации ярмарки, размер платы за предоставление одного торгового места, схему размещения участников ярмарки, порядок предоставления торговых мест. Всю хозяйственную деятельность по организации и проведению ярмарки (заключение договоров на предоставление торговых мест и осуществление сбора платы за предоставление торговых мест на ярмарке) Администрация поручает Шумячскому поселенческому муниципальному унитарному предприятию «Информационно-расчетный центр» (далее – ШМУП «Информационно-расчетный центр» или Предприятие).

Из утверждённых Администрацией размеров платы за предоставление одного торгового места на ярмарке следует, что для участников ярмарки установлен различный размер платы за предоставление одного торгового места, который устанавливается и зависит от вида осуществляемой участниками ярмарки торговли.

Администрация письмами от 23.11.2012 № 459, от 23.12.2012  № 549, от 27.02.2013 № 269 сообщила Смоленскому УФАС России, что на ярмарке создано 193 торговых места, из них 60 оборудованных (в здании «Модуль») и 133 необорудованных (на открытых площадках). За предоставление указанных торговых мест взимается плата в соответствии с утвержденным Администрацией размером платы, основанном на расчете ШМУП «Информационно-расчетный центр» себестоимости одного торгового места на ярмарке, в которую включены общехозяйственные и административные расходы Предприятия, связанные с оказанием услуг по обеспечению торговли. 

В связи с тем, что земельные участки и здание «Модуль», где осуществляется торговля, находятся в пользовании Предприятия на основании заключённых с Администрацией муниципального образования «Шумячский район» договоров аренды земельных участков от 19.01.2012 №617, от 23.01.2012 № 619 и постановления Главы муниципального образования Шумячское городское поселение от 23.06.2006 № 30 о передаче здания «Модуль» в хозяйственное ведение Предприятия. При этом Администрация наделила Предприятие полномочиями администратора ярмарки.

ШМУП «Информационно-расчетный центр» от своего имени заключает с участниками ярмарки договоры на предоставление торгового места на ярмарке, предоставляет торговое место и взимает плату за предоставленное торговое место, согласно своему расчёту платы за торговое место на ярмарке, утверждённому Администрацией.

Заявители не согласны с установлением такого размера платы за торговое место, при этом сообщили, что осуществляют продажу продуктов питания на ярмарке, проводимой в здании «Модуль». На данной ярмарке также осуществляется продажа промышленных товаров. Размер платы установлен различный для всех участников ярмарки и зависит от вида продаваемого товара. Заявителем не понятно, почему в одном здании и при оказании одинаковых услуг, оказываемых Предприятием (электричество, уборка, потребление воды и т.д.) цена за торговое место различна. Заявителем также не понятно, с чего складывается стоимость торгового места. Указывают, что места предоставляются не оборудованные, а плата взимается как за оборудованные.

Представители Ответчика (Предприятия) не согласились с изложенными доводами Заявителей и пояснили, что ярмарка в п. Шумячи организована в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ) и постановления Администрации Смоленской области от 25.08.2010 № 498  «Об утверждении Порядка организации на территории Смоленской области ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них и Требований к организации продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарках на территории Смоленской области». Согласно этим нормативным актам Предприятие имеет право определять и взимать плату за предоставление оборудованных мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке, а также за оказание услуг, связанных с обеспечением торговли (уборка территории, вывоз мусора, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и другие услуги), в размере необходимом для компенсации затрат на организацию ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней.

Ярмарка является универсальной, работает ежедневно кроме понедельника, площадь в здании «Модуль» разделена на промышленную и продовольственную зоны. Размер платы за предоставление торговых мест в этих зонах устанавливается различным, так как в размер платы за предоставление одного торгового места для торговли продовольственными товарами включаются дополнительные расходы на труд уборщицы, приобретение моющих и дезинфицирующих средств для обработки торговых прилавков в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, вывоз мусора (большая часть мусора представляет собой отходы от продажи продовольственных товаров), потребление воды и электроэнергии.

Рассмотрение дела дважды откладывалось для получения дополнительных материалов и сведений (определение от 06.02.2013 и 15.03.2013) и 19.04.2013 рассмотрение дела было продолжено.

 

Комиссия, исследовав материалы и документы по делу о нарушении антимонопольного законодательства, позиции лиц, участвующих в деле, установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции данный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно статье 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, и в частности к экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар.

Исходя из содержания приведенной нормы, указанные запреты ориентированы на органы публичной власти и распространяются на акты и действия указанных органов в сфере публичных правоотношений. Данные запреты преследуют цель предотвращения негативного влияния органов власти на конкурентную среду с помощью административных, властных методов воздействия, в том числе путем заключения соглашений с хозяйствующим субъектом.

Предприятие на организованной Администрацией ярмарке, проводимой в здании «Модуль» и прилегающих к нему земельных участках, предоставляет 60 оборудованных (в здании «Модуль») и 133 необорудованных (на открытых площадках) мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) путём заключения с участниками ярмарки договоров на предоставление торгового места (л.д. 30-35).

Предприятие, рассчитав себестоимость торговых мест (здание «Модуль» - 101,79 руб./день, открытые площадки – 72,36 руб./день) и дифференцировав её по виду осуществляемой участниками ярмарки торговли, определила размер платы за торговое место на ярмарке, который утвердила Администрация.

Как следует из доводов Ответчиков размер платы за предоставление торгового места на ярмарке является необходимой  платой участниками ярмарки для компенсации затрат Предприятия на организацию и проведение ярмарки. Установление разной платы за торговое место от вида торговли обусловлено дополнительными затратами Предприятия, связанными с оказанием услуг по обеспечению торговли различным товаром. Для оказания услуг по обеспечению торговли участникам ярмарки, реализующих продовольственные товары, оказывается большее количество и объем услуг (уборка, дезинфекция, электричество и т.д.), чем участникам ярмарки, реализующим промышленные товары.

Однако Ответчиками не представлено никаких доказательств обоснованности установления различной платы за предоставление торговых мест на открытых площадках, где участники ярмарки находятся в одинаковых условиях и осуществляют торговлю промышленными товарами.

 

Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации (далее - торговая деятельность) определяются Законом об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ (часть 1 статьи 1 Закона об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ).

В соответствии с частями 1, 6 статьи 11 Закона об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ организация ярмарок и продажа товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются. Требования к организации продажи товаров и выполнения работ, оказания услуг на ярмарках устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательством в области охраны окружающей среды, и других установленных федеральными законами требований.

Постановлением Администрации Смоленской области от 25.08.2010 №498  «Об утверждении Порядка организации на территории Смоленской области ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них и Требований к организации продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарках на территории Смоленской области», утверждены Порядок организации на территории Смоленской области ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них (далее – Порядок) и Требования к организации продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарках на территории Смоленской области (далее – Требования).

В соответствии с пунктом 2.3 Порядка организатор ярмарки:

- разрабатывает и утверждает план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней, определяет режим работы ярмарки, порядок организации ярмарки и порядок предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней;

- определяет ассортимент товаров, подлежащих реализации на ярмарке;

- опубликовывает в средствах массовой информации и размещает на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информацию о плане мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней;

- проводит работу по привлечению участников ярмарки;

- рассматривает поступившие заявки участников ярмарки;

- оформляет и выдает продавцу личную нагрудную карточку;

- размещает при входе на ярмарку информацию с указанием названия ярмарки, режима ее работы, наименования организатора ярмарки;

- разрабатывает и утверждает схему размещения участников ярмарки с учетом функционального зонирования территории ярмарки, обеспечения необходимых условий для организации торговли, свободного прохода покупателей и доступа к местам торговли, соблюдая требования пожарной безопасности, охраны общественного порядка, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей;

- определяет места стоянок автомобильного транспорта, осуществляющего доставку товаров на ярмарку;

- содействует проведению проверок контролирующими и надзорными органами;

- обеспечивает при необходимости участников ярмарки измерительными приборами, соответствующими метрологическим правилам и нормам;

- обеспечивает надлежащее санитарное и противопожарное состояние территории, на которой проводится ярмарка;

- проводит работу по обеспечению охраны общественного порядка в месте проведения ярмарки;

- обеспечивает оснащение мест проведения ярмарки контейнерами для сбора мусора и туалетами, своевременную уборку прилегающей территории и вывоз мусора после завершения ярмарки.

Согласно пункту 1.2 Правил организатор ярмарки заключает с продавцом на ярмарке договор о предоставлении места для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Пунктом 2.7 Правил установлено, что размер платы за предоставление оборудованных мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке, а также за оказание услуг, связанных с обеспечением торговли (уборка территории, вывоз мусора, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и другие услуги), определяется организатором ярмарки с учетом необходимости компенсации затрат на организацию ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней.

В соответствии с пунктом 1 Требований продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) на ярмарке (в том числе товаров, подлежащих продаже на ярмарках соответствующих типов и включению в соответствующий перечень) осуществляется с оборудованных мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) (в том числе павильонов, киосков, палаток, торговых автоматов, тележек, автолавок, автофургонов, лотков, прилавков), при необходимости оснащенных специализированным холодильным оборудованием (при продаже товаров, требующих определенных условий хранения), весоизмерительным или другим измерительным оборудованием, прошедшим метрологическую поверку, а также с применением передвижных средств развозной и разносной торговли.

Из смысла положений указанных правовых норм следует, что именно организатор ярмарки разрабатывает, утверждает и публикует план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров на ней, определяет режим работы ярмарки, порядок ее организации и предоставления торговых мест путём заключения договоров с участниками ярмарки.

Плата организатором ярмарки взимается только за оборудованные торговые места и за оказанные услуги по обеспечению торговли, которая определяется организатором ярмарки с учётом компенсации затрат на её проведение, то есть без извлечения прибыли.

Таким образом, размер платы за оборудованное торговое место на ярмарке зависит от состава оборудованного торгового места вне зависимости от вида реализуемых товаров с этого места, а размер платы за оказание услуг по обеспечению торговли зависит от периодичности и объёма оказываемых организатором ярмарки услуг.

Предприятие, не являясь по определению законодательства организатором ярмарки, но фактически исполняла все его обязанности по проведению ярмарки, в нарушение установленного законодателем порядка организации ярмарок определила различный размер платы за одинаково оборудованные (прилавком) торговые места в здании «Модуль», необоснованно дифференцировав его по виду реализуемого участниками ярмарки товара.

Также установлено, что Предприятие при проведении ярмарки на открытых площадках, где отсутствуют оборудованные торговые места и участникам ярмарки оказываются одинаковые услуги для осуществление торговли, в нарушение законодательства об организации ярмарок не только установило различную плату за предоставление такого торгового места, но и взимало плату, превышающую необходимые затраты Предприятия для компенсации затрат на организацию ярмарки на открытых площадках (л.д. 13).

Все вышеуказанные действия Предприятия были согласованы с Администрацией.

Пунктом 2 статьи 16 Закона о защите конкуренции установлен запрет на соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар.

Комиссией Смоленского УФАС России рассмотрение дела № 04-01/01-2013 было отложено для получения от Ответчиков дополнительных документов и информации.

Из представленных Администрацией и Предприятием дополнительных документов и объяснений следует, что постановлением Администрации от 20.03.2013 № 75 было отменено своё постановление Администрации от 18.02.2013 № 49 «Об организации весенней ярмарки». Постановлением Администрации от 22.03.2013 № 77 орган местного значения разрешил ШП МУП «Информационно-расчетный центр» организовать и провести в городском поселении универсальную ярмарку, по адресу: Смоленская область, Шумячский район, п. Шумячи, ул. Советская, д. 66, в здании «Модуль» и на открытых площадках.

Предприятием на основании выданного Администрацией вышеуказанного разрешения издан приказ от 27.03.2013 № 8 «Об организации и проведении универсальной ярмарки», провело все мероприятия, предусмотренные пунктом 2.3 Порядка и заключило с участниками ярмарки договоры о предоставлении места для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Согласно приказу ШП МУП «Информационно-расчетный центр» от 27.03.2013 № 9 размер платы за предоставление оборудованных мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке установлен одинаковым для всех участников ярмарки и компенсирующим затраты Предприятия на организацию ярмарки (л.д. 161).

Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренными в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Уставом Предприятия предусмотрено, что оно может заниматься видами деятельности, не запрещенными законодательством.

Пунктом 1.2 Правил установлено, что организатором ярмарки может быть орган государственной власти Смоленской области, орган местного самоуправления муниципального образования Смоленской области, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Указанные действия Администрации и Предприятия привели к тому, что Администрация сложила с себя полномочия организатора ярмарки и не участвует в её проведении. Организаторам ярмарки является ШП МУП «Информационно-расчетный центр», данная деятельность не противоречит законодательству и уставу Предприятия.    

Таким образом, стороны соглашения (Администрация и ШП МУП «Информационно-расчетный центр») добровольно отказались от участия в нём, устранив этим нарушение антимонопольного законодательства, предусмотренное статьёй 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-2 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Смоленского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать соглашение между Администрацией Шумячского городского поселения и Шумячским поселенческим муниципальным унитарным предприятием «Информационно-расчетный центр» об организации сезонных ярмарок в п. Шумячи, проводимых в помещении здания «Модуль» и прилегающих к нему земельных участках, приведшее к необоснованному установлению для участников ярмарки различной платы за предоставление торгового места на ярмарке, недопустимым в соответствии со статьёй 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Предписание о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения, запрещенного статьёй 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Администрации Шумячского городского поселения и Шумячскому поселенческому муниципальному унитарному предприятию «Информационно-расчетный центр» не выдавать в связи с добровольным устранением указанными лицами нарушения антимонопольного законодательства, рассмотрение дела № 04-01/01-2013 прекратить.

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-01/01-2013 [format] => [safe_value] => 04-01/01-2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 48 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 48 [vid] => 6 [name] => Регулирование торговой деятельности [description] =>
[format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-05-08 10:22:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-05-08 06:20:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1368009007 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:1;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Смоленское УФАС России )