• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по захоронению или запахиванию отходов на мусорном полигоне

Сфера деятельности: Транспорт и связь

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

по результатам анализа состояния конкурентной среды на

 рынке  услуг по захоронению или запахиванию отходов

на мусорном полигоне

 

  Исследование состояния конкурентной среды на рынке услуг по захоронению или запахиванию отходов на мусорном полигоне проводилось на основании пункта 3.1 Плана работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы, утвержденного приказом ФАС России 19.02.2012 № 773/12 и в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон «О защите конкуренции»), Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок) и Методическими рекомендациями по проведению анализа рынка услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов (письмо ФАС России от 27.03.2013 № АЦ/11598/13; далее – Методические рекомендации).

Целью анализа конкурентной среды на рынке услуг по захоронению или запахиванию отходов на мусорном полигоне является оценка состояния конкурентной среды и положения хозяйствующих субъектов на данном рынке, определение хозяйствующих субъектов, имеющих на рассматриваемых рынках долю более 35 процентов и внесение их в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, выявления барьеров входа на рынок (выхода с рынка) и проблем, влияющих на развитие конкуренции на рассматриваемых рынках, а также предупреждения и выявления нарушений антимонопольного законодательства.

В качестве источников исходной информации о рынке услуг по  захоронению или запахиванию отходов на мусорном полигоне использовались:

- сведения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Смоленской области;

- сведения Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии;

- сведения хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по захоронению или запахиванию отходов на мусорных полигонах города Смоленска и Смоленского района;

- государственные стандарты, технические условия и другие нормативно-правовые акты:

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон «Об охране окружающей среды»);

Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»);

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон «Об отходах производства и потребления»);

Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ  «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»);

ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введен в действие постановлением Госстандарта от 28.12.2001 № 607-ст (далее – ГОСТ 30772-2001);

Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 53692-2009 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов», утвержден и введен в действие приказом Ростехурегулирования от 15.12.2009 № 1092-ст (далее – ГОСТ Р 53692-2009);

Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 14050-2009 « Менеджмент окружающей среды. Словарь», утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2009 № 1273-ст (далее – ГОСТ 14050-2009);

Санитарные правила СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", утвержденные 30.05.2001 и  введенные в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации  от 30.05.2001 № 16 «О введении в действие санитарных правил» (далее - СанПиН 2.1.7.1038-01);

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.04.2003 и введенные в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 № 80 (далее - СанПиН 2.1.7.1322-03);

приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 786 «Об утверждении федерального  классификационного каталога отходов»;

приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от  15.06.2001 № 511 «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды»;

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности «ОК 029-2001 (далее – Общероссийский классификатор ОК 029-2001), принятый и введенный в действие постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст;

Общероссийский классификатор продукции по  видам экономической деятельности «ОК 034-2007» (далее – Общероссийский классификатор ОК 034-2007), принятый и введенный в действие Постановлением Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 № 329-ст;

- информация из сети Интернет;

- данные, ранее проведенных Смоленским УФАС России и другими антимонопольными органами, исследований состояния конкуренции на рынке услуг по захоронению отходов на мусорных полигонах.      

 

II. Временной интервал  исследования  рынка

Учитывая, что исследование ограничивается изучением характеристик на рынке услуг по захоронению или запахиванию отходов на мусорном полигоне, которые сложились до момента проведения исследования, анализ носит ретроспективный характер.

Для целей исследования состояния конкурентной среды на рынке услуг по захоронению отходов на мусорных полигонах определен период  – 2012 год (с 01.01.2012 по 31.12.2012).

 

             III. Продуктовые границы товарного рынка

            Согласно пункту 4 статьи 4 Закона «О защите конкуренции», товарный рынок – сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (и том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности или целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность, либо целесообразность отсутствует за его пределами.

Определение продуктовых границ рынка, в соответствии с Порядком, представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров (работ, услуг), обращающихся на одном и том же товарном рынке и включает в себя:

- предварительное определение товара,

- выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара,

- определение взаимозаменяемых товаров.

Предметом анализа явилась деятельность по оказанию услуг по захоронению или запахиванию  отходов на мусорных полигонах.

В соответствии с Общероссийским классификатором  ОК 029-2001 такой вид экономической деятельности,  как захоронение и запахивание отходов на мусорных полигонах, представлен в разделе О «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг», классе 90  подклассе 90.0 и группе  90.00 «Удаление  сточных вод, отходов и аналогичная деятельность», подгруппе 90.00.2  «Удаление  и  обработка твердых отходов»  -  эта группировка включает, в том числе, уничтожение отходов методом сжигания или другими способами: измельчение отходов, свалку отходов на земле или в воде, захоронение или запахивание отходов (код ОКВЭД  - 90.00.2).

В Общероссийском классификаторе ОК 034-2007 услуги по захоронению или запахиванию отходов представлены в разделе О и подразделе ОА «Услуги коммунальные, социальные и персональные прочие», классе 90 и подклассе 90.0 «Услуги по удалению сточных вод и отходов, улучшению санитарного состояния и аналогичные услуги»,  группе 90.02 «Услуги по сбору и обработке прочих отходов», подгруппе  90.02.1 «Услуги по сбору и обработке прочих отходов» 90.02.13 «Услуги по обработке отходов прочие» (эта группировка включает: - услуги по обработке отходов другими способами, кроме сжигания (например, вывоз на мусорные свалки, мусорные полигоны) не включает  услуги по обработке опасных отходов), категории 90.02.13.120 «Услуги по захоронению или запахиванию отходов» (код ОКПД -  90.02.13.120).

Закон «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

В статье 1 Закона «Об отходах производства и потребления» даны следующие основные понятия:

отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

             размещение отходов – хранение (содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования) и захоронение (изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду) отходов;

хранение отходов — содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;

обезвреживание отходов — обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду;

захоронение отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

  объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

В соответствии  с пунктом 2.2 СанПиН 2.1.7.1322-03, процессы обращения с отходами (жизненный цикл отходов) включают в себя следующие этапы: образование, накопление и временное хранение, первичная обработка (сортировка, дегидрация, нейтрализация, прессование, тарирование и др.) транспортировка, вторичная переработка (обезвреживание, утилизация, использование в качестве вторичного сырья), складирование, захоронение, сжигание.

Согласно примечанию к пункту 3.1.9  ГОСТа Р 53692 - 2009, к отходам производства относят остатки сырья, материалов, веществ, полуфабрикатов, изделий и иных продуктов, образовавшихся в процессе производства продукции, выработки энергии или выполнения работ (услуг) и утративших полностью или частично исходные потребительские свойства; образующиеся попутные вещества, не являющиеся целью производства и не находящие по своим характеристикам применения в технологическом процессе, в том числе бракованная продукция; вмещающие и вскрышные породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых; побочные и попутные продукты; улавливаемые при очистке отходящих технологических газов и сточных вод твердые вещества; сельскохозяйственные отходы.

Согласно примечанию к пункту 3.1.10 ГОСТа Р 53692 – 2009, к  отходам потребления относят все образующиеся в результате потребления и/или эксплуатации готовой продукции виды отходов, включая твердые бытовые отходы, медицинские и биологические отходы, упаковочные отходы, а также отходы, образующиеся при функционировании культурно-бытовых, учебных учреждений, организаций и предприятий торговли и общественного питания и других предприятий и организаций общественного назначения; остатки веществ, материалов, предметов, изделий, частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства в результате физического или морального износа в процессах потребления и (или) эксплуатации, а также получившие несовместимые с их дальнейшим использованием повреждения в результате нештатных ситуаций.

В пунктах 3.1.11; 3.1.12; 3.1.13 ГОСТа Р 53692 – 2009 даны определения твердым бытовым отходам,  инертным отходам и отходам I - IV классов опасности:

«Твердые бытовые отходы ТБО: отходы потребления, образующиеся у населения, в том числе при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений, содержании придомовых территорий и мест общего пользования, содержании в жилых помещениях домашних животных и птиц, а также устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода.

            Инертные отходы: отходы, существование  которых  не  оказывает воздействия на людей и окружающую среду (ГОСТ 30772-2001, статья 3.49)                                    

Примечания.

1. К инертным относятся также обезвреженные отходы.

2. К инертным относят упаковочные отходы из стекла, металла, дерева, бумаги, тканей, кожи и других материалов, непосредственно или после обезвреживания и другой обработки используемых в виде вторичных материальных ресурсов.

Отходы I - IV классов опасности: отходы чрезвычайно опасные (I), высокотоксичные (II), умеренно опасные (III) и малоопасные (IV), в состав которых входят вещества или компоненты, обладающие одним или несколькими опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, способностью к самовозгоранию, высокой реакционной способностью, канцерогенностью, наличием возбудителей инфекционных заболеваний или другими установленными документально опасными свойствами), и обращение с которыми представляет непосредственную или потенциальную опасность для жизни и здоровья человека и/или окружающей среды.»

Отходы (waste): вещества или предметы, от  которых  владелец  хочет или должен избавиться (статья 3.12, ГОСТа  Р  ИСО  14050-2009), последовательность  технологических процессов ликвидации конкретного отхода, определена как  технологический     цикл     отхода (пункт 3.1.15. ГОСТа Р 53692 – 2009). Пункт 5.1. ГОСТа Р 53692 – 2009 устанавливает девять этапов технологического цикла отходов (далее -  ЭТЦО), подлежащих ликвидации:

Появление отходов (1-й этап) имеет место в технологических и эксплуатационных процессах, а также в период ликвидации объектов, снятых с эксплуатации по истечении срока службы или по другим причинам, с образованием соответствующих отходов различных классов опасности.

Сбор и накопление отходов (2-й этап) в установленных местах должны проводиться на территории их владельца или на другой санкционированной территории.

Идентификация отходов (3-й этап) может быть визуальной и/или инструментальной по признакам, параметрам, показателям, критериям и требованиям, необходимым для подтверждения соответствия конкретного отхода и его свойств документированному описанию.

Примечания.

1. Идентификация предполагает присвоение отходу классификационного номера и кодирование его свойств, состояния в установленном порядке.

2. При отсутствии документированного описания конкретного отхода результаты идентификации могут стать основой последующей паспортизации его свойств и состояния.

Сортировка (4-й этап) проводится путем разделения и/или смешивания отходов, согласно определенным критериям, на качественно различающиеся составляющие. При необходимости проводят работы по первичному обезвреживанию отходов.

При паспортизации отходов (5-й этап) заполняют паспорта установленных форм и регистрируют их в соответствии с порядком, принятым в законодательстве по охране окружающей среды.

Упаковка и маркировка отходов (6-й этап) состоит в обеспечении установленными методами и средствами (с помощью укладки в тару или другие емкости, пакетирования, брикетирования с нанесением соответствующей маркировки) целостности и сохранности отходов в период помещения их в упаковку и тару, сортировки, погрузки, транспортирования, складирования, хранения в установленных местах. Особое внимание должно быть уделено упаковке и маркировке отходов I - IV классов опасности.

Транспортирование и складирование отходов (7-й этап) должно производиться в специально установленных (санкционированных) местах.

Примечание - Складирование включает размещение отходов для длительного хранения.

Хранение отходов (8-й этап) в зависимости от степени их опасности должно осуществляться под навесом, в контейнерах, шахтах и других санкционированных местах.

Избавление от отходов (9-й этап) производится путем их утилизации и/или удаления.

Первым подэтапом 9 ЭТЦО является утилизация обезвреженных (инертных) отходов. На подэтапе утилизации может быть произведена переработка бракованных или вышедших из употребления видов продукции, изделий, их составных частей и отходов от них путем разборки (разукрупнения), переплавки, использования других технологий с обеспечением рециркуляции (восстановления) органической и неорганической составляющих, металлов и металлосоединений, стеклопосуды и других изделий для повторного применения, а также с ликвидацией образующихся вновь отходов.

Вторым подэтапом 9 ЭТЦО является безопасное размещение отходов I - IV классов опасности на соответствующих полигонах или уничтожение, если захоронение отходов I - IV классов опасности угрожает здоровью и жизни людей, может нанести непоправимый вред окружающей среде. В современных условиях вопросы переработки и/или захоронения (уничтожения) чаще решают на основе экономически целесообразных механизмов при обеспечении безопасного обращения с отходами. При санкционированном захоронении отходов I - IV классов опасности и других отходов, не используемых в настоящее время, следует учитывать, что с появлением новых научно-технических и технологических решений отходы I - IV классов опасности смогут быть утилизированы, поэтому такие захоронения следует рассматривать как техногенные месторождения полезных ископаемых ("вторая геология").

По сведениям Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Смоленской области и Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии, на территории Смоленской области отсутствуют предприятия по обезвреживанию и переработке отходов, имеются  лишь хозяйствующие субъекты, которые производят сбор макулатуры, лома цветных и черных металлов,  автопокрышек, аккумуляторных батарей и транспортировку их в другие регионы для переработки.

Ввиду отсутствия на территории Смоленской области перерабатывающих ТБО  установок и  предприятий, перерабатывающих отдельные виды отходов, а  раздельный сбор отходов не предусмотрен в обслуживании жилищного фонда и обычной производственной деятельности, то услуги по захоронению или запахиванию отходов производства и потребления являются единственным доступным способом утилизации отходов.

            Согласно положениям части 3 статьи 22 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в местах централизованного обезвреживания, хранения и захоронения отходов должен осуществляться радиационный контроль.

            В соответствии с пунктом 2.1 СанПиН 2.1.7.1038-01,  полигоны твердых бытовых отходов  являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно - эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов.      

Требования к объектам размещения отходов изложены в статье 12 Закона «Об отходах производства и потребления». Гигиенические требования к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления установлены СанПиН 2.1.7.1322-03.

Согласно пункту 30 части 1 статьи 12 Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»: «деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I – IV классов опасности подлежит лицензированию».

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов», Министерство природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы на основании предоставляемой в установленном порядке индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, информации, включающей сведения о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания:

проводят работу по паспортизации опасных отходов;

организуют и ведут по единой для Российской Федерации системе с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственный кадастр отходов, включающий федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.    

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 786) – перечнем, образующихся в Российской Федерации отходов, которые систематизированы по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую природную  среду, каждому виду отходов присваивается индивидуальный код.

В соответствии со статьей 51 Закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обеззараживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Условия размещения отходов производства и потребления определенных классов опасности  вместе с ТБО на мусорных полигонах должны соответствовать требованиям пунктов 4.12 - 4.18 Сан ПиН 2.1.7.1322-03.

           Таким образом, услуги по захоронению отходов производства и потребления являются самостоятельным видом экономической деятельности и в условиях отсутствия перерабатывающих установок в Смоленской области не имеют заменителей.

Согласно условиям заключаемых договоров, исполнитель (организация, имеющая в пользовании полигон) принимает на себя обязательства оказать услуги утилизации (захоронения или запахивания) отходов производства и потребления. Исходя из условий договоров, а также имеющихся лицензий, отходы I и II классов опасности (токсичные, радиоактивные, пожароопасные, взрывоопасные, инфекционно-опасные) на полигон не принимаются.

Исходя из условий договоров, продуктовые границы рынка определены как услуги захоронения отходов производства и потребления за исключением отходов I и II классов опасности.

При утилизации отходов I и II классов опасности используют специальные технологии. Услуги утилизации отходов I и II классов опасности не являлись предметом настоящего исследования.

На основании изложенного, продуктовые границы исследуемого рынка определены как услуги по захоронению или запахиванию отходов производства и потребления за исключением отходов I и II классов опасности (коды ОКВЭД  - 90.00.2 и ОКПД -  90.02.13.120).

 

IV.             Географические границы товарного рынка

            Географические границы товарных рынков определяются исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретателя приобрести товар на данной территории.

При определении географических границ рынка с точки зрения экономической возможности покупателя, учитывается то, что на рассматриваемой территории находится лишь одно место захоронения твёрдых отходов в непосредственной близости  от города Смоленска – полигон «Кучино» (в Смоленской области, Смоленском районе,  с.п. Кощино, северо-восточнее д. Замятлино - на расстоянии 2,8 км).

Определение географических границ товарного рынка осуществлялся методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей) хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

            Таким образом, географическими границами рынка по захоронению или запахиванию  отходов на мусорных полигонах признаны административные границы городского округа города Смоленска и муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области.

 

V. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

Продавцом на исследуемом рынке в первом полугодии 2012 года являлся единственный хозяйствующий субъект – ООО «Смоленская Экологическая Компания» (214031, г. Смоленск, ул. Индустриальная, д. 5). Деятельность по захоронению или запахиванию отходов на полигоне «Кучино» ООО «Смоленская Экологическая Компания» осуществляло с 01.04.2010 по 14.06.2012.

Продавцом на исследуемом рынке в период с 15.06.2012 по 31.12.2012 являлся единственный хозяйствующий субъект - ОАО «Спецавтохозяйство» (214019, г. Смоленск, п. Тихвинка, д. 65Б). ОАО «Спецавтохозяйство» осуществляло и ранее (до 01.04.2010) деятельность по захоронению или запахиванию отходов на полигоне «Кучино», который находится в его собственности.

Потребителями услуг по захоронению или запахиванию отходов являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие вывоз отходов потребления из  жилого фонда и вывоз отходов производства, которые заключают договоры на захоронение отходов на полигоне с предприятием, которое принимает на себя обязательство по приему, размещению и дальнейшему захоронению отходов III – V  классов опасности.

 

VI. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов

Расчет общего объема рассматриваемого рынка, определенного в продуктовых и географических границах, и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется на основании объема товара.

Количественной характеристикой объема рынка услуг по захоронению или запахиванию  отходов (Vm) является общий объем отходов в натуральных показателях (тыс.куб.м и тоннах) и стоимостных показателях (цена услуги).

Доля ОАО «Спецавтохозяйство» на анализируемом рынке в период с 15.06.2012 по 31.12.2012 по объему захороненных отходов и по выручке от захоронения отходов составляла 100%.

Положение ОАО «Спецавтохозяйство» на рынке услуг по захоронению или запахиванию  отходов на полигоне дает возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на данном рынке, устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов и затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, так как оно единственное оказывает услуги в географических границах  административных  границ городского округа город Смоленск и муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области.

По результатам анализа состояния конкурентной среды было установлено, что, на основании пункта 1 части 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», ОАО «Спецавтохозяйство» (местонахождение: 214019,г. Смоленск, п.Тихвинка, д. 65Б) в период с 15.06.2012 по 31.12.2012  занимало доминирующее положение на рынке услуг по захоронению  или запахиванию отходов на мусорных полигонах в географических границах административных границ городского округа город Смоленск и административных границ муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области.

 

VII. Определение уровня концентрации

Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

-           коэффициент рыночной концентрации (CR3), рассчитываемый как  сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;

-           индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI), рассчитанный как сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженный в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

Расчетные показатели уровня концентрации рынка услуг по захоронению отходов на мусорных полигонах:

Показатели рыночной концентрации

2012 год

2013 год

Коэффициент рыночной концентрации                                  CR3

100%

100%

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана     HHI

10000

10000

 

Расчетные показатели концентрации анализируемого рынка свидетельствуют о том, что в исследуемом периоде рынок услуг по захоронению отходов на мусорных полигонах, относился к рынку с высококонцентрированной структурой (70%<CR3<=100%; 2000<HHI<=10000).

 

VIII. Барьеры входа на товарный рынок

Основными барьерами входа новых хозяйствующих субъектов на рынок по захоронению или запахиванию отходов служат административные и экономические  ограничения.

 Административные ограничения, вводимые органами государственной власти, местного самоуправления и государственными федеральными службами:

- наличие разрешений, выдаваемых органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, для создания объектов размещения отходов;

- определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- наличие санитарно - эпидемиологическое заключения о соответствии выбранного участка для устройства полигона под размещение отходов санитарным правилам, в соответствии с пунктом 2.2 СанПиН 2.1.7.1038-01;

- условия лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I – IV классов опасности;

 - обязанность собственников объектов размещения отходов проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией;

 - представление  не реже одного раза в пять лет характеристики объекта размещения отходов в орган Росприроднадзора для включения объекта размещения отходов  в Государственный реестр объектов размещения отходов;

- согласование списка отходов, принимаемых для захоронения на полигоне, с территориальным центром госсанэпиднадзора;

            - необходимость подавать заявление в органы местного самоуправления для утверждения тарифов на услуги по захоронению отходов на полигонах.

            Экономические ограничения:

  - значительные размеры первоначального капитала для создания предприятия, предоставляющего услуги по захоронению твёрдых отходов;

         - большие сроки окупаемости капитальных вложений для покупки специального оборудования, позволяющего осуществлять выгрузку отходов из контейнеров и его транспортировку к местам размещения и утилизации;

 - затраты на ремонт дорог, так как плохое состояние дорог к полигонам;

 - отсутствие доступа потенциальных участников к ресурсам, предложение которых ограничено;

 - преимущество хозяйствующего субъекта, действующего на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка в связи со сложившимися хозяйственными отношениями с приобретателями услуг и наличие в собственности полигона для захоронения отходов.

 Барьеры входа на исследуемый рынок труднопреодолимы и их наличие обуславливает монопольную структуру данного рынка, поскольку  обеспечение охраны окружающей среды не позволяет создавать несколько полигонов (свалок) вблизи населенных пунктов. Замена услуг захоронения отходов на сжигание отходов и переработку являются чрезвычайно затратными и экономически невыгодными. Более того, сжигание отходов оказывает существенное негативное влияние на окружающую среду.

 С учетом требований, предъявляемых к хозяйствующим субъектам, осуществляющим услуги по захоронению или запахиванию отходов, круг участников данного процесса ограничен.

 

XI. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

На рынке услуг по захоронению или запахиванию отходов на мусорных полигонах в географических границах административных границ городского округа город Смоленск и административных границ муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области в период с 15.06.2012 по 31.12.2012 действовал один хозяйствующий субъект - ОАО «Спецавтохозяйство», который планирует действовать на данном рынке и в 2013 году.

Расчетные показатели концентрации анализируемого рынка свидетельствуют о том, что в исследуемом периоде рынок услуг по захоронению или запахиванию отходов на мусорных полигонах относится к рынку с высококонцентрированной структурой (70%<CR3<=100%; 2000<HHI<=10000). Данный рынок является рынком с неразвитой конкуренцией. Существующие барьеры затрудняют вход хозяйствующих субъектов на исследуемый рынок.

Положение ОАО «Спецавтохозяйство» на рынке услуг по захоронению или запахиванию  отходов на полигоне дает возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на данном рынке, устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов и затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, так как оно единственное оказывает услуги в географических границах  административных  границ городского округа город Смоленск и муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области.

По результатам анализа состояния конкурентной среды было установлено, что, на основании пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  ОАО «Спецавтохозяйство» (местонахождение: 214019,  г. Смоленск, п. Тихвинка, д. 65Б) в период с 15.06.2012 по 31.12.2012  занимало доминирующее положение на рынке услуг по захоронению  или запахиванию отходов на мусорных полигонах в географических границах административных границ городского округа город Смоленск и административных границ муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области, с долей 100%.