Аналитический отчет по результатам анализа конкурентной среды на товарном рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории муниципального образования «Велижский район»

Аналитический отчет по результатам анализа конкурентной среды

на товарном рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского  назначения  и сопутствующими  товарами на территории муниципального образования «Велижский район» Смоленской области

 

I. Общие положения

           Исследование состояния конкурентной среды на рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского  назначения  и сопутствующими  товарами на территории муниципального образования  «Велижский район» Смоленской области проводилось на основании пунктов 8 и 10 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»), постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 № 896, в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010  № 220 (далее – Порядок) и на основании пункта 3.4 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 17.01.2007  № 6.

Целью анализа конкурентной среды на рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского  назначения  и сопутствующими  товарами в муниципальном образовании «Велижский  район» Смоленской области является изучение ситуации, сложившейся на товарном рынке и установление доминирующего положения хозяйствующих субъектов на исследуемом товарном рынке.

В качестве источников исходной информации о товарном рынке розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского  назначения  и сопутствующими  товарами использовались:

- сведения из реестра лицензий  на фармацевтическую деятельность;

  - сведения хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по  розничной торговле лекарственными препаратами, изделиями медицинского  назначения  и сопутствующими  товарами на территории муниципального образования «Велижский район» Смоленской области;

   - государственные стандарты, технические условия и другие нормативные документы:

Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Закон «Об обращении лекарственных средств»),

Федеральный  закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании),

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323 «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации,

Положение о лицензировании фармацевтической деятельности (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1081 (далее – Положение о лицензировании),

Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 51304-2009 «Услуги торговли. Общие требования», утвержденный приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 769-ст (далее – ГОСТ Р 51304-2009),

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности «ОК 029-2001 (далее – Общероссийский классификатор ОК 029-2001), принятый и введенный в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст,

Общероссийский классификатор продукции по  видам экономической деятельности «ОК 034-2007» (далее – Общероссийский классификатор ОК 034-2007), принятый и введенный в действие Постановлением Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007  № 329-ст,

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.07.2010 № 553н (далее – приказ Минздравсоцразвития № 553н),

- информация из сети Интернет.  

 

II. Временной интервал исследования товарного рынка

В связи с тем, что критерием формирования Реестра является фактическая доля хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке, анализ ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента его проведения (ретроспективный анализ). Временной интервал исследования определен периодом 1 год  – 2012 г. (с 01.01.2012 по 31.12.2012).

 

            III. Продуктовые границы товарного рынка

Предварительное определение товара произведено на основе нормативных правовых актов, регулирующих фармацевтическую деятельность.

В соответствии с пунктом 33 статьи 4 Закона «Об обращении лекарственных средств» фармацевтическая деятельность включает в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.

В соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Согласно части 1 статьи 52 Закона об обращении лекарственных средств, фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

При этом, согласно пункту 35 статьи 4 Закона об обращении лекарственных средств, под аптечной организацией понимается организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.

Приказом Минздравсоцразвития № 553н утверждены следующие виды аптечных организаций:

-   аптека готовых лекарственных форм;

-   аптека производственная;

-   аптека производственная с правом изготовления асептических лекарственных препаратов.

-   аптечный пункт;

-   аптечный киоск.

Частью 1 статьи 55 Закона об обращении лекарственных средств установлено, что розничная торговля лекарственными препаратами осуществляется аптечными организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, а также медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации.

Таким образом, нормативными правовыми актами определен закрытый перечень хозяйствующих субъектов, имеющих право осуществлять розничную торговлю лекарственными препаратами.

При выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, установлено следующее.

Лекарственные препараты по функциональному назначению,  потребительским свойствам, качественным характеристикам, условиям реализации не имеют товаров-заменителей. При этом покупатель имеет возможность приобрести лекарственные препараты только у хозяйствующего субъекта, имеющего лицензию на фармацевтическую деятельность, и не имеет возможности приобрести лекарственные препараты у хозяйствующих субъектов, не имеющих такой лицензии.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 7 статьи 55 Закона об обращении лекарственных средств, аптечные организации и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, наряду с лекарственными препаратами имеют право приобретать и продавать изделия медицинского назначения, дезинфицирующие средства, предметы и средства личной гигиены, посуду для медицинских целей, предметы и средства, предназначенные для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста трех лет, очковую оптику и средства ухода за ней, минеральные воды, продукты лечебного, детского и диетического питания, биологически активные добавки, парфюмерные и косметические средства, медицинские и санитарно-просветительные печатные издания, предназначенные для пропаганды здорового образа жизни (далее – изделия медицинского назначения и сопутствующие товары).

При этом услуга розничной торговли изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами, оказываемая покупателям хозяйствующими субъектами, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность (далее – аптеками), связана с услугой розничной торговли лекарственными препаратами, например:

-    приобретение лекарственных препаратов для приема внутрь обусловливает покупку минеральной воды и посуды для медицинских целей (пеналов, мерных емкостей);

-    приобретение лекарственных препаратов для парентерального применения обусловливает покупку изделий медицинского назначения (шприцов инъекционных, ваты, лейкопластырей, дезинфицирующих средств);

-    приобретение предметов для ухода за больными обусловливает покупку санитарно-гигиенических изделий (перчаток) и дезинфицирующих средств.

Кроме того, парфюмерные и косметические средства определенных производителей продаются в розницу преимущественно в аптеках.

В соответствии с пунктами 4.2 и 4.3 ГОСТа Р 51304-2009, услуги розничной торговли включают в себя реализацию товаров, оказание помощи покупателю в приобретении (покупке) товаров, информационно-консультационные (консалтинговые) услуги, дополнительные услуги по созданию удобств покупателям в приобретении (покупке) товаров. При этом процесс оказания услуг розничной торговли  состоит из следующих основных этапов: выявление спроса и формирование ассортимента товаров, приемка товаров, обеспечение хранения товаров, предпродажная подготовка товаров, выкладка товаров, предложение товаров покупателю (показ, демонстрация, примерка, взвешивание), организация расчета с покупателем, отпуск товара покупателю. 

Розничная торговля товарами, разрешенными к продаже в аптеках, предполагает аккумулирование предложения множества разных видов товаров различных производителей и создание определенных условий (сервиса) для покупателей по выбору и приобретению товаров.

Таким образом, деятельность аптек рассматривается как предоставление услуг розничной торговли, с одной стороны, покупателям (населению), а с другой стороны – оптовым поставщикам товаров.

Потребность и практика покупателей приобретать в аптеках разные виды товаров за одну покупку определяет продуктовые границы товарного рынка как совокупность всех товаров, разрешенных к продаже в аптеках.

Широта ассортимента влияет на привлекательность аптеки для потребителей, а в условиях усиления государственного регулирования цен на лекарственные средства позволяет аптекам сохранять уровень рентабельности, усиливает финансовую устойчивость, возможность привлечения заемного капитала, формирования скидочных систем для привлечения потребителей  и иных маркетинговых стратегий.

Таким образом, розничная торговля в аптеках представляет собой услугу по продаже широкой номенклатуры товаров, которые можно отнести к «транзакционно-комплементарным товарам», то есть таким, приобретение которых в одной организации существенно снижает транзакционные издержки потребителей.

Величина суммарного товарооборота аптеки (объем продажи товаров и оказания услуг населению) определяет ее рыночную силу и преимущества перед конкурентами как в привлечении покупателей, так и во взаимоотношениях с оптовиками и кредиторами.

Согласно Общероссийскому классификатору ОК 029-2001 деятельность по розничной торговле фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами относится к  разделу G и подразделу GA «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования», классу 52 «Розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт изделий и предметов личного пользования», подклассу 52.3  «Розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами» (ОКВЭД 52.3).

Согласно  Общероссийскому классификатору ОК 034-2007 услуги по розничной торговле лекарственными препаратами, изделиями медицинского  назначения и сопутствующими  товарами классифицированы в разделе G и подразделе GA «Услуги по оптовой и розничной торговле; услуги по ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования», классу 52 «Услуги по розничной торговле, кроме услуг по торговле автотранспортными средствами и мотоциклами; услуги по ремонту изделий и предметов личного пользования», подклассу 52.3  «Услуги по розничной торговле фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами» (ОКПД 52.3).

В связи с изложенным продуктовыми границами исследуемого товарного рынка являются услуги розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами.

 

IV. Географические границы товарного рынка

Определение географических границ товарного рынка осуществлялось методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

Оценивая условия обращения товара, установлено, что хозяйствующие субъекты, занимающиеся розничной торговлей лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами, осуществляют торговлю в  аптечных организациях, которые размещаются в  определенных муниципальных районах и городских округах. Хозяйствующие субъекты имеют аптечные организации не в каждом муниципальном образовании, а в большинстве случаев только в одном муниципальном образовании.

Потребители предпочитают приобретать лекарственные средства в аптечных организациях, расположенных в месте проживания (на территории города или муниципального образования), так как даже отсутствующий в данный момент в аптеке лекарственный препарат, можно заказать и его доставят в аптеку по месту нахождения покупателя. Покупателю будет невыгодно нести расходы, в т. ч. транспортные, связанные с поиском и приобретением лекарств на другой территории.  

Для целей анализа конкурентной среды рынка услуг розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами определены административные границы муниципального образования  «Велижский район» Смоленской области.

 

V. Состав хозяйствующих субъектов действующих на товарном рынке

Покупателями на данном рынке являются физические лица. В связи с тем, что количество покупателей превышает 15 человек, хозяйственные связи покупателей с продавцами не выявляются (пункт 5.5 Порядка).

Продавцами на данном рынке являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности (розничная торговля).

В соответствии с информацией, имеющейся в Смоленском УФАС России, выявлено, что на территории муниципального образования «Велижский район» Смоленской области  деятельность по розничной торговле фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами в 2012 году осуществляли 4 хозяйствующих субъекта.

 

VI. Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке

Расчет объема товарного рынка производится в стоимостном выражении (в тыс. руб. с НДС) по показателю объема суммарной выручки хозяйствующих субъектов, действовавших на рассматриваемом товарном рынке в установленных географических границах отдельно за каждый год в пределах установленного временного интервала. При этом, в объем суммарной выручки включаются только доходы, полученные хозяйствующими субъектами от реализации лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров, включая доходы от участия хозяйствующих субъектов в программах лекарственного обеспечения населения.

Данные по товарообороту каждого хозяйствующего субъекта и его доля в общем товарообороте муниципального образования  «Велижский район» Смоленской области  за  2012 год на исследуемом товарном рынке приведены в следующей таблице:

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Объем товарооборота             за 2012 г., тыс. руб.

Доля в общем объеме товарооборота, %

1

Велижское райпо

<…>

15,77

2

ХС № 2

<…>

5,19

3

ХС № 3

<…>

23,75

4

ИП Староверова И.В.

<…>

55,29

 

ИТОГО:

<…>

100,00

Таким образом, на рынке услуг розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами в географических границах муниципального образования «Велижский район» Смоленской области в 2012 году доля индивидуального предпринимателя Староверовой И.В. составляла 55,29%. Положение на исследуемом товарном рынке индивидуального предпринимателя Староверовой И. В. дает возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара и устранять с этого рынка других хозяйствующих субъектов, так доля на рынке Велижского райпо в 2012 году уменьшилась на 34,7 % по сравнению с 2011 годом, Велижское райпо закрыло один аптечный пункт.

На основании пункта 1 части 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции»,  индивидуальный предприниматель Староверова И.В. в 2012 году занимала доминирующее положение на рынке услуг розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами в географических границах муниципального образования «Велижский район» Смоленской области.

 

VII. Уровень концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

-   коэффициент рыночной концентрации (CR), рассчитываемый как  сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;

- индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI), рассчитанный как сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженный в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

Показатели рыночной концентрации за 2012 год на рынке услуг розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами в географических границах муниципального образования «Велижский район» Смоленской области приведены в следующей таблице:

Показатели рыночной концентрации

2012 год

Муниципальное образование «Велижский район»

 

Коэффициент рыночной концентрации                                 CR3

94,81%

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана      HHI

3896,26

 

Расчетные показатели концентрации анализируемого рынка свидетельствуют о том, что в анализируемом периоде рынок услуг розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами в географических границах муниципального образования «Велижский район» Смоленской области относился к рынку с высоким уровнем концентрации (70%<CR3<100%, 2000< HHI <10000).

VIII. Барьеры входа на товарный рынок

            По мнению хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами, существуют административные и экономические барьеры.

            Административные барьеры: соблюдение обязательных лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности; соблюдение требований законодательства о государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных, обеспечение минимального ассортимента лекарственных препаратов, согласно перечню в соответствии с требованиями законодательства.

            Экономические барьеры: преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка из-за уже имеющихся помещений, соответствующих требованиям лицензирования, для розничной реализации и хранения лекарственных средств,

 

  IX. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.

На рынке услуг розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами на территории Велижского района Смоленской области осуществляли деятельность 4 хозяйствующих субъекта через пять аптечных организаций.       

Расчетные показатели уровня концентрации исследуемого рынка свидетельствуют о том, что в анализируемом периоде рынок услуг розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами в географических границах муниципального образования «Велижский район» Смоленской области относился к рынку с высоким уровнем концентрации (70%<CR3<100%, 2000< HHI <10000).

На основании пункта 1 части 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции»  индивидуальный предприниматель Староверова И.В. в 2012 году занимала доминирующее положение на рынке услуг розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами в географических границах муниципального образования «Велижский район» Смоленской области с долей 55,29%.

Исходя из результатов проведенного исследования товарного рынка, в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее – Реестр), целесообразно внести следующие изменения:

- исключить из Реестра информацию о следующем хозяйствующем субъекте:

 - Велижское районное потребительское общество (местонахождение: 216290, Смоленская обл., г. Велиж, ул. Кропоткина, д. 16) на товарном рынке услуг розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами ОКВЭД 52.3, ОКП 930000 - медикаменты химико-фармацевтическая продукция и продукция медицинского назначения, в географических границах муниципального образования «Велижский район» Смоленской области;

- включить в Реестр информацию  о следующем хозяйствующем субъекте:

индивидуальный предприниматель Староверова Ирина Викторовна на товарном  рынке услуг розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами ОКПД 52.3, ОКВЭД 52.3, ОКУН 081706 – услуги  аптечных подразделений в географических границах муниципального образования «Велижского района» Смоленской области.

.