• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг такси

Сфера деятельности: Транспорт и связь

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

по результатам анализа состояния конкурентной среды

на рынке услуг такси

 

25.07.2013                                                                 Смоленское УФАС России

 

I. Общие положения

       Основанием для проведения анализа рынка послужило поступившее 26.04.2013 в Смоленское УФАС России  письмо ХС № 1 о том, что услуги  такси оно больше не оказывает и просит исключить из Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее – Реестр).

        Приказом Смоленского УФАС  России  от 30.05.1996 № 26 ХС № 1 включено в Реестр. В соответствии с пунктом 3.16 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 17.01.2007  № 6, основанием для начала действий по исключению из Реестра, является аналитический отчет.

Исследование состояния конкурентной среды на рынке услуг такси проводилось на основании Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон «О защите конкуренции») и  Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок).

Целью проведения анализа является оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг такси и установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта.

В качестве источников исходной информации о рынках услуг такси использовались:

- сведения Департамента Смоленской области по промышленности, транспорту и дорожному хозяйству;

- сведения организаций, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси;

- государственные стандарты, технические условия и другие нормативные документы:

Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – «Устав автомобильного транспорта»);

Федеральный закон от 10.12.1995 № 196 – ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон «О безопасности дорожного движения»);

Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112 (далее – «Правила перевозок пассажиров»);

Постановление Администрации Смоленской области от 31.08.2011 № 516 «Об организации осуществлении я деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси на территории Смоленской области»;

Закон Смоленской области от 21.02.2012 № 3-з «О порядке осуществления регионального государственного контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, требований, предусмотренных частями 1.4 и 16 статьи 9 Федерального закона» О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также правилами перевозок пассажиров и багажа легковым такси, на территории Смоленской области;

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности «ОК 029-2001 (далее – Общероссийский классификатор ОК 029-2001), принятый и введенный в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001      № 454-ст;

Общероссийский классификатор продукции по  видам экономической деятельности «ОК 034-2007» (далее – Общероссийский классификатор ОК 034-2007), принятый и введенный в действие Постановлением Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007              № 329-ст.

 

II. Временной интервал исследования

Учитывая, что исследование ограничивается изучением характеристик рынка услуг такси, которые сложились до момента проведения исследования, анализ носит ретроспективный характер.

Временным интервалом исследования рынка услуг такси является 2012 год (с 01.01.2012 по 31.12.2012), состояние рынка в динамике оценивалось по периодам 1 год.

 

III. Продуктовые границы товарного  рынка

В соответствии с пунктом 4  статьи 4  Закона «О защите конкуренции»  товарный рынок – сфера обращения товара «в том числе иностранного производства»,  который не может быть заменен другим товаром,  или взаимозаменяемых товаров,  в границах которой (в том числе географических)  исходя из экономической,  технической или иной возможности или целесообразности приобретатель может приобрести товар,  и такая возможность или целесообразность отсутствует за ее пределами.

В рамках данного исследования под товаром понимается услуга по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

Статьей 4  «Устава автомобильного транспорта» определены следующие виды сообщения транспортом,  городское,  пригородное,  междугороднее,  международное. В рамках данного исследования рассматриваются перевозки пассажиров и багажа в городском сообщении города Смоленска.

Городской пассажирский транспорт города Смоленска включает в себя несколько видов транспорта: автобусный, таксомоторный, трамвай, троллейбус.

Трамвай является уличным рельсовым видом транспорта с общим обособленным путевым полотном наземного исполнения. Трамвай экономичный по эксплуатационным затратам и экологически чистый вид транспорта. Однако его маневренность по сравнению с другими уличными видами транспорта низкая, неисправности вызывают пробки и заторы, он создает шум.

Троллейбус – безрельсовый вид транспорта с энергообеспечением от подвесной контактной сети. Троллейбусы недороги в эксплуатации, просты и надежны, экологически чисты, обладают высокими динамическими качествами. Однако сооружение контактной сети требует определенных затрат, она загромождает улицы и ухудшает их вид, связь  с контактной сетью ограничивает маневренность и не позволяет осуществлять работу подвижного состава с разными режимами движения.

Автобус – безрельсовый уличный вид транспорта с автономным энергоснабжением, обладающим высокой маневренностью и не требующий сооружения специальных путевых устройств. Автобус обеспечивает возможность легкого изменения маршрутной сети в соответствии с колебаниями пассажиропотоков и организации маршрутов в новых районах жилой застройки.  Главные недостатки автобусного транспорта связаны со сложностью автономного двигателя внутреннего сгорания со значительными эксплуатационными затратами, относительно небольшой вместимостью транспортных средств, загрязнением окружающей среды, высоким уровнем шума.

Городской транспорт: трамвай, троллейбус и  автобус (маршрутное такси) работают по определенному графику и  маршруту.

Легковые такси предназначены для индивидуальных и мелкогрупповых перевозок пассажиров. Легковой автомобиль создает удобства для человека и в ряде случаев имеет существенные преимущества перед другими видами транспорта: комфорт, скорость, индивидуальный подход к запросам клиента, возможность доставить пассажира по любому маршруту и в места, куда не проложены маршруты городского транспорта.  

В соответствии со статьей 5  «Устава автомобильного транспорта», перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:  регулярные перевозки,  перевозки по заказам,  перевозки легковыми такси.

В соответствии с пунктом 3 «Правил перевозок пассажиров»,  регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям.

Согласно статье 27«Устава автомобильного транспорта», перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме, а перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме (статья 31«Устава автомобильного транспорта»).

Перевозки легковыми такси отличаются от регулярных перевозок тем, что перевозки осуществляются не по заранее утвержденному маршруту, а  по маршруту предложенному пассажиром на основании публичного договора, заключенного в устной форме.

Товарные границы рынка определяются также исходя из характеристики и свойств товара (услуги),  в том числе устанавливаемые в соответствии с Общероссийским классификаторам по видам экономической деятельности (ОКВЭД).

Товар,  исследуемый на данном товарном рынке,  определен  в Общероссийском классификаторе ОК 034-2007 в разделе Е и подразделе ЕА  «Услуги транспорта, складского хозяйства и связи», классе 60 «Услуги сухопутного транспорт а и транспортирования по трубопроводам», подклассе 60.2  «Услуги сухопутного транспорта прочие», группе 60.22 и подгруппе 60.22.1  «Услуги  такси и услуги по аренде легковых автомобилей с водителем», виде 60.22.11 «Услуги такси» (код ОКПД 60.22.11).

 Согласно Общероссийскому классификатору 029-2001, услуги такси классифицированы  в разделе I  и подразделе  IА «Транспорт и связь»,        классе 60 «Деятельность сухопутного транспорта»,  подклассе 60.2 «Деятельность прочего сухопутного транспорта»,  группе  60.22  «Деятельность такси» (ОКВЭД 60.22).

Учитывая изложенное, товар - услуги такси (перевозка пассажиров и багажа легковым такси) не имеет взаимозаменяемых товаров, в целях проведения данного исследования продуктовыми границами товарного рынка будет являться услуга такси.

 

IV. Географические границы товарных рынков

Географические границы товарных рынков определяются исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретателя приобрести товар на данной территории

Определение географических границ товарного рынка осуществлялся методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

Предварительно географические границы товарного рынка определены, как административные границы городского округа город Смоленск Смоленской области с учетом того, что ХС № 1 занимало доминирующее положение на рынке услуг такси в географических границах города Смоленска.

Границы рынка услуг по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси являются пункты отправления. Наем автомобилей такси может производиться на стоянках, наем свободного такси в пути следования и предварительный заказ или вызов такси к месту отправления. При определении географических границ исследуемого рынка учитывается, то, что пассажиру необходимо перемещаться из пунктов отправления, находящихся в городе.

Географическими границами рынка услуг такси будут являться административные границы городского округа город Смоленск Смоленской области.

 

V. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны выполнять требования статьи 20 Закона «О безопасности дорожного движения»). В соответствии с постановлением Администрации Смоленской области от 31.08.2011 № 516 «Об организации осуществлении я деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси на территории Смоленской области», юридические лица и индивидуальные предприниматели, для осуществления перевозки пассажиров и багажа легковым такси должны получить разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Смоленской области в уполномоченном органе – Департаменте Смоленской области по промышленности, транспорту и дорожному хозяйству на каждый автомобиль, используемый для перевозки пассажиров и багажа.

Согласно информации, представленной Департаментом Смоленской области по промышленности, транспорту и дорожному хозяйству по состоянию на 01.01.2013  разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории города Смоленска имели 160 хозяйствующих субъектов (23 из них в 2013 году прекратили свою деятельность). Перевозку пассажиров и багажа легковыми такси в 2012 году осуществляли  137 хозяйствующих субъектов, из них: 5 юридических лиц (в    т. ч. 2 из них начали осуществлять  деятельность со  второго полугодия 2012 года) и 133 индивидуальных предпринимателей (в т. ч. 6 из них  начали осуществлять  деятельность со  второго полугодия 2012 года, а 118 индивидуальных предпринимателей имели разрешение на одно легковое такси в 2012 году, на которых осуществляли перевозку пассажиров и багажа. Список хозяйствующих субъектов, осуществлявших перевозку пассажиров и багажа на легковых такси в 2012 году прилагается.

 

VI. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Оценка объема рынка услуг такси осуществляется на основании объема выручки (руб.), полученной хозяйствующими субъектами от перевозки пассажиров и багажа за 2012 год и количества легковых автомобилей, используемых хозяйствующим субъектом для перевозки пассажиров и багажа полностью 2012 год.

Данные об объемах выручки (руб.), полученной хозяйствующими субъектами от перевозки пассажиров и багажа за 2012 год, количества легковых автомобилей хозяйствующих субъектов и долях хозяйствующих субъектов на исследуемом рынке  приведены в следующей таблице:

№ п/п

Наименование хозяйствующих субъектов

Объем выручки, руб.

Доля, %

Количество автомобилей 

Доля, %

1

ХС № 2

<…>

<…>

<…>

<…>

2

ХС № 3

<…>

<…>

<…>

<…>

3

ХС № 4

<…>

<…>

<…>

<…>

4

ХС № 5

<…>

<…>

<…>

<…>

5

ХС № 6

<…>

<…>

<…>

<…>

6

ХС № 7

<…>

<…>

<…>

<…>

7

ХС № 8

<…>

<…>

<…>

<…>

8

ХС № 9

<…>

<…>

<…>

<…>

9

Прочие, имеющие по 1 автомобилю

<…>

<…>

<…>

<…>

 

ИТОГО:

<…>

100,00

<…>

100,00

 

Доля ХС № 3 на исследуемом товарном  рынке по объему полученной выручки за 2012 го составляла <…>%, а по количеству использованных автомобилей – <…>%. Положение ХС № 3 на исследуемом  рынке дает ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара и затруднять доступ на эти товарные рынки другим хозяйствующим субъектам.

На основании пункта 1 части 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» в 2012 году ХС № 3 занимало доминирующее положение на рынке услуг такси в географических границах административных границ городского округа город Смоленск Смоленской области с долей более 50%.

Согласно пункта 1.2 Порядка при проведении анализа состояния конкуренции на товарном рынке для формирования реестра хозяйствующих субъектов, ведение которого предусмотрено пунктом 8 части 1 статьи 23 Закона «О защите конкуренции», определение уровня концентрации товарного рынка, определение барьеров входа на товарный рынок и оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке могут не проводится.