Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке курьерских услуг по доставке неконвертованных счетов (квитанций, извещений)

 

 

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке 

курьерских услуг по доставке неконвертованных счетов

(квитанций, извещений)

 

 

  I. Общие положения  

Основанием для проведения анализа рынка послужило поступившее в Смоленское УФАС России обращение  ХС № 1, в котором указывается на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в части расторжения ХС № 2 в лице филиала в одностороннем порядке договора на доставку неконвертованных счетов (квитанций, извещений) получателям коммунальных услуг, заключенного с ХС № 1 и возбуждение Смоленским УФАС России дела № 04-01/26-2011 по признакам нарушения антимонопольного законодательства.  

          Исследование состояния конкурентной среды на рынке курьерских услуг по доставке неконвертованных счетов (квитанций, извещений) проводилось на основании пункта 3.25 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.12.2007  № 447 и пунктов 3.5, 3.6.3 и 3.6.4  Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 17.01.2007  № 5 и в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции») и Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010  № 220 (далее – Порядок).

Целью анализа конкурентной среды на рынке курьерских услуг по доставке неконвертованных счетов (квитанций, извещений) является изучение ситуации, сложившейся на рынке и наличие признаков доминирующего положения хозяйствующего субъекта – ХС № 2 в лице филиала.

В качестве источников исходной информации о рынке курьерских услуг по доставке неконвертованных счетов (квитанций, извещений) использовались:

- сведения ХС № 2 в лице филиала по  оказанию услуг по доставке неконвертованных счетов-квитанций до потребителей коммунальных и других услуг;

- данные опроса хозяйствующих субъектов, зарегистрированных на территории Смоленской области и оказывающих курьерские услуги;

- государственные стандарты, технические условия и другие нормативные документы: Федеральный закон от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой  связи» (далее – Закон «О почтовой  связи»);  постановление Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий (далее – Постановление Правительства № 87); Общероссийский классификатор видов экономической деятельности «ОК 029-2007 (далее – Общероссийский классификатор ОК 029-2007) и Общероссийский классификатор продукции по  видам экономической деятельности «ОК 034-2007» (далее – Общероссийский классификатор ОК 034-2007), принятые и введенные в действие постановлением Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007  № 329-ст;

- данные ранее проведенных другими  антимонопольными органами исследований состояния конкуренции на рынке на рынке курьерских услуг по доставке неконвертованных счетов (квитанций, извещений);

- обращения юридических лиц в антимонопольный орган;

-  информация из сети Интернет.

 

II. Временной интервал исследования  рынка

В результате исследования изучались  характеристики товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, проведен ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке.

Для целей исследования состояния конкурентной среды на рынке курьерских услуг по доставке неконвертованных счетов-квитанций определен временной интервал:  2010 год и 2011 год (с 01.01.2010 по 31.12.2010 и с 01.01.2011 по 31.12.2011).

 

 III. Продуктовые границы товарного рынка

         В Общероссийском классификаторе ОК 029-2007 такой вид экономической деятельности как курьерские услуги представлен в разделе I и подразделе IA «Транспорт и связь», классе 64 «Связь», подклассе 64.1 «Почтовая и курьерская деятельность» и группе 64.12 «Курьерская деятельность, кроме деятельности национальной почты»  (код ОКВЭД - 64.12).

         В Общероссийском классификаторе ОК 034-2007 курьерские услуги классифицированы в разделе I  и подразделе  I A «Услуги транспорта», классе 64 «Услуги почты и электросвязи», подклассе 64.1 «Услуги почты и курьерской связи»,  группе  64.12 и подгруппе 64.12.1 «Услуги курьерские, кроме услуг национальной почты», вид 64.12.11 «Услуги по курьерской доставке различными видами транспорта», категории 64.12.11.110 «Услуги по курьерской внутренней и международной доставке различными видами транспорта писем, документов, пакетов, посылок и т.п.», подкатегории 64.12.11.111 «Услуги по курьерской внутренней доставке различными видами транспорта писем, документов, пакетов, посылок и т.п.» (код ОКПД 64.12.11.111).

Согласно Закону «О почтовой  связи», услуги почтовой связи – это действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств. Согласно статье 16 Закона «О почтовой  связи», услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. В соответствии со статьей 17 Закона «О почтовой  связи», операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом «О связи». Перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи, утвержден Постановлением Правительства № 87.

В настоящее время почтовые предприятия России обладают хозяйственной и коммерческой самостоятельностью, что порождает и высокий уровень конкуренции. Почтовая сеть, созданная в предыдущие периоды и охватывающая практически все населенные пункты страны, сохранена. Появились новые услуги: курьерская доставка почтовых отправлений, пенсий и пособий, посылок, периодических печатных изданий, выходящая за рамки исключительных прав национального оператора почтовой связи, которые могут оказывать кроме почтовых учреждений и другие хозяйствующие субъекты.

В соответствии с пунктом 3.4 Порядка, предварительное определение товара может проводится на основе договоров, заключенных в отношении товара.

ХС № 2 в лице филиала осуществляет доставку счетов, квитанций по ценам (минимально разрешенный тариф на оказание услуг по доставке неконвертованных счетов (квитанций, извещений), установленным приказом ХС № 2:

- с 1 февраля 2011 года  № 7-п  от 18.01.2011 «Об установлении тарифов на услуги по доставке физическим лицам неконвертованных счетов (извещений, квитанций) при заключении комплексных договоров с предприятиями коммунального хозяйства на услуги по приему коммунальных платежей и доставке физическим лицам неконвертованных счетов (извещений, квитанций)» в следующих размерах:

 

Населенные пункты с численностью населения

от 100 тыс. до 1 млн.чел.

от 20 до 100 тыс.чел.

до 20 тыс.чел.

Тариф без учета НДС, руб.

1,65

1,80

2,80

ХС № 2 в лице филиала в 2010 году заключены 38 договоров, в 2011 году – 45 договоров  (2 из которых расторгнуты) на оказание услуг по доставке счетов (квитанций, извещений) на оплату коммунальных услуг и других услуг по месту жительства абонентов  с поставщиками услуг (Заказчики), например:

 ХС № 30 (договор № 671-02/1928 от 01.11.2010) – услуги кабельного телевидения;

ХС № 4 (договор № 671-02/1976 от 25.11.2010) - услуги по вывозу и размещению отходов на мусорных полигонах;

ХС № 5 (договор № 671-02/1805 от 15.10.2010) - газоснабжение;

ХС № 6 (договор № 671-02/2117 от 17.11.2010) - электроснабжение;

ХС № 7 (договор № 671-02/2110 от 15.12.2010) – электроснабжение.

ХС № 2 в лице филиала, согласно вышеуказанным договорам, обязуется по заданию Заказчика организовать работу по доставке абонентам Заказчика, полученных от него платежных документов на оплату электрической энергии, услуг газоснабжения,  жилищно-коммунальных услуг.

Таким образом, ХС № 2 в лице филиала, согласно заключенным договорам, оказывает услуги по доставке неконвертованных счетов (квитанций, извещений). 

У приобретателей услуг по доставке неконвертованных счетов (квитанций, извещений) потребителям коммунальных и других услуг отсутствует возможность заменить указанные услуги другими услугами, так как службам, оказывающим коммунальные услуги, необходимо доставить счета (квитанции, извещения) потребителям в такие сроки, чтобы потребители коммунальных услуг произвели оплату в установленные сроки.

Учитывая изложенное, продуктовыми границами рассматриваемого рынка являются курьерские услуги по доставке неконвертованных счетов (квитанций, извещений).

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

         IV.  Географические границы  товарного рынка

Географические границы товарного рынка услуг по доставке неконвертованных счетов (квитанций, извещений) определяют территорию, на которой покупатели имеют экономическую возможность приобрести рассматриваемый товар и не имеют таковой за пределами этой территории. Процедура определения географических границ товарного рынка включает определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка (пункт 4.1 Порядка проведения анализа).

ХС № 2 в лице филиала оказывает услуги по доставке неконвертованных счетов (извещений, квитанций) абонентам Заказчиков (населению) на оплату газа, энергоресурсов, жилищно-коммунальных услуг, проживающим во всех муниципальных образованиях и городских округах Смоленской области.

Определение географических границ товарного рынка, согласно  пункту 4.5 Порядка, осуществлялось методом установления фактических районов оказания услуг (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), оказывающих услуги на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

В целях проведения данного исследования географические границы исследуемого рынка предварительно определены как административные границы Смоленской области.

На исследуемом рынке приобретателями услуг по доставке неконвертованных счетов (квитанций, извещений) являются хозяйствующие субъекты, оказывающие коммунальные услуги (водоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение, газоснабжение), предоставление услуг телефонной связи, кабельного телевидения, сети Интернет, пользования домофоном и т. п. на территории Смоленской области, в том числе:

ХС № 7 – на территории, которую обслуживают ОСП «Вяземский почтамт», ОСП «Сафоновский почтамт», ОСП «Рославльский почтамт»;

ХС № 6, ХС № 5, ХС № 8 , ХС № 9, ХС № 10– на территории всей Смоленской области;

ХС № 4 – на территории города Смоленска;

ХС № 11, ХС № 12, ХС № 13, ХС № 14, ХС № 15 – на территории, которую обслуживает ОСП «Вяземский почтамт»;

ХС № 16, ХС № 17 – на территории, которую обслуживает ОСП Монастырщинский почтамт;

ХС № 18, ХС № 19 – на территории, которую обслуживает ОСП Гагаринский почтамт;

ХС № 20, ХСЧ № 21, ХС № 22, ХС № 23, ХС № 24, ХС № 25, ХС № 26, ХС № 27 –  на территории, которую обслуживает ОСП Сафоновский почтамт;

ХС № 4, ХС № 27, ХС № 28, ХС № 30 и др. – на территории, которую обслуживает ОСП Смоленский почтамт;

ХС № 29 – на территории, которую обслуживает ОСП Сычевский почтамт.

Продавцами на исследуемом рынке являются хозяйствующие субъекты, которые оказывают  услуги курьерской связи по доставке неконвертованных счетов (квитанций, извещений). Основным продавцом является ХС № 2 в лице филиала через свои обособленные структурные подразделения (почтамты) на всей территории  Смоленской области.

Таким образом, географические границы  курьерских услуг по доставке неконвертованных счетов (квитанций, извещений) расширяются до административных границ территории  Смоленской области.

 

V. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

         На исследуемом товарном рынке курьерских услуг по доставке неконвертованных счетов (квитанций, извещений) потребителям в географических границах административных границ территории Смоленской области в 2010 году действовал один хозяйствующий субъект – ХС № 2 (адрес: <…>) в лице филиала (адрес: <…>). В 2011 году на исследуемом рынке действовали два хозяйствующих субъекта: ХС № 2 в лице филиала  и  ХС № 3 (адрес: <…>).

<…><…><…>

Из информации на сайтах в сети Интернет, размещаемой хозяйствующими субъектами, зарегистрированными на территории Смоленской области и оказывающими курьерские услуги, а также непосредственно из информации, представленной в Смоленское УФАС России, было выявлено, что в исследуемом периоде стоимость доставки одного счета-квитанции по договорам, заключенным  ХС № 2 в лице филиала с хозяйствующими субъектами,  в  2011 году составляла от 1,15 до    2,20 руб., у  ХС № 3 - от  15 до 20 руб.  У других хозяйствующих субъектов,  предлагающих курьерские услуги, стоимость одной доставки (конверта) по городу Смоленску   составляла от 100 до 250 руб.

Таким образом, для приобретателей указанных услуг более привлекательным будет являться заключение договоров на доставку неконвертованных счетов (квитанций, извещений) с ХС № 2 в лице филиала, в связи с чем, договоры по доставке счетов-квитанций были заключены, в основном, с ХС № 2 в лице филиала.

На исследуемом рынке приобретателями услуг по доставке неконвертованных счетов (квитанций, извещений) являются хозяйствующие субъекты, оказывающие коммунальные и другие услуги: ХС № 27, ХС № 30, ХС № 4, ХС № 5, ХС № 6, ХС № 7, ХС № 8 в лице   Смоленского филиала, а также ХС № 1 (до 01.09.2011) и др.

ХС № 31 оказывает услуги по агентским договорам, заключенным с хозяйствующими субъектами, оказывающими жилищно-коммунальные услуги (осуществляют работы по начислению, сбору, перечислению платежей населения по оплате за коммунальные услуги, предоставляют гражданам произведенные начисления в виде единых счетов-квитанций для оплаты за жилищно-коммунальные). Доставка документа «Счет-квитанция» потребителям, проживающим в жилых домах, находящихся на обслуживании ХС № 31, осуществляется физическими лицами на основании заключенных договоров гражданско-правового характера. Доставку документов иного образца ХС № 31не производит. Поступающие от населения денежные средства за  жилищно-коммунальные услуги перечисляются ежедневно ХС № 31 на расчетные счета хозяйствующим субъектам, оказывающим жилищно-коммунальные услуги, за вычетом вознаграждения (в размере 1,25% от поступивших платежей населения). ХС № 31 курьерскими услугами по доставке счетов-квитанций сторонних организаций не пользуется и курьерские услуги само не оказывает.

 

VI. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов

В целях определения общего объёма рынка и долей хозяйствующих субъектов на данном рынке использовалась информация хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по доставке неконвертованных счетов (квитанций, извещений) в исследуемом периоде в географических границах административных границ  территории Смоленской области.

Данные об объемах выручки за оказанные услуги по доставке неконвертованных счетов квитанций потребителям и долях хозяйствующих субъектов на исследуемом рынке  приведены в следующей таблице:

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

2010 год

2011 год

Объем выручки, руб.

Доля, %

Объем выручки, руб.

Доля, %

1

ХС № 2

<…>

100

<…>

98,9

2

ХС № 3

-

-

<…>

1,1

 

ИТОГО

<…>

100

<…>

100

Доля ХС № 2 в лице филиала на исследуемом рынке в 2010 году составляла 100%,  в 2011 году – 98,9%.

        

VII. Определение уровня концентрации

Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

  • коэффициент рыночной концентрации (CR3), рассчитываемый как  сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;
  • индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана(HHI), рассчитанный как сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженный в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

Расчетные показатели уровня концентрации рынка услуг по доставке неконвертованных счетов-квитанций потребителям:

Показатели рыночной концентрации

Период 2010  год

Период 2011 год

Коэффициент рыночной концентрации                              CR3

100%

100%

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана     HHI

10000

9782,42

 

Расчетные показатели концентрации анализируемого рынка свидетельствуют о том, что в 2010 году и  2011 году рынок услуг по доставке некорвертованных счетов (квитанций, извещений) потребителям относился к рынку с высококонцентрированной структурой (70%3<=100%; p="">

 

VIII. Барьеры входа на товарный рынок

К барьерам, затрудняющим и ограничивающим хозяйствующим субъектам начало деятельности на исследуемом товарном рынке, относится то, что почтовая сеть, созданная в предыдущие периоды и охватывающая практически все населенные пункты страны, сохранена. В настоящее время почтовые предприятия России обладают хозяйственной и коммерческой самостоятельностью. Сложившиеся длительные договорные отношения, по доставке неконвертованных счетов (квитанций, извещений) потребителям, почтовых предприятий России с хозяйствующими субъектами, оказывающими коммунальные и другие услуги, препятствуют заключению договоров на оказание данной услуги с другими службами, оказывающими курьерские услуги.

Оказывая услуги почтовой связи по основному виду деятельности и имея длительные хозяйственные связи с предприятиями области, предприятия почтовой связи  ХС № 2 в лице филиала имеют возможность попутно оказывать услуги курьерской доставки неконвертованных счетов (квитанций, извещений) потребителям коммунальных и других услуг, что позволяет оказывать услуги курьерской доставки по ценам более низким по сравнению с ценами, которые установлены  другими хозяйствующими субъектами, оказывающими курьерские услуги, и которые, по их  экономическим расчетам, не могут себе позволить снижение цен.

 

 

XI. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

На рынке курьерских услуг по доставке неконвертованных счетов (квитанций, извещений) потребителям в географических границах административных границ территории Смоленской области осуществляют деятельность два хозяйствующих субъекта.

         Расчетные показатели концентрации анализируемого рынка свидетельствуют о том, что в 2010 и 2011 годах рынок курьерских услуг по доставке неконвертованных счетов (квитанций, извещений) потребителям  относился к рынку с высококонцентрированной структурой (70%3<100%; .="" p="">

Доля ХС № 2 в лице филиала на исследуемом рынке в 2010 году составляла 100%,  в 2011 году – 98,9%.

         На основании пункта 1 части 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке курьерских услуг по доставке неконвертованных счетов (квитанций, извещений)  в географических границах административных границ  территории Смоленской области, в период 2010 - 2011 годы, установлены признаки наличия доминирующего положения ХС № 2 (адрес: <…>) в лице филиала (адрес: <…>). 

<…><…>