УФАС информирует: антимонопольный контроль за предоставлением государственных и муниципальных преференций

В целях формирования единой правоприменительной практики, Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области доводит до сведения  территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления  и иных осуществляющих  функции указанных органов органы или организации (далее – органы власти), имеющих намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию

официальную позицию ФАС России по применению антимонопольными органами положений главы 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

 

Одной из государственных функций ФАС России и ее территориальных органов является дача согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции.

По смыслу главы 5 Закона о защите конкуренции принятие решения о возможности предоставления преференции конкретному хозяйствующему субъекту возложено на органы власти. При этом данное право органов власти ограничено требованиями Закона о защите конкуренции о недопустимости устранения или недопущения конкуренции в результате предоставления преференции.

 Проверка достоверности сведений и документов, представленных хозяйствующими субъектами, в отношении которых у органа власти имеется намерение предоставить преференцию, является обязанностью данного органа власти.

Антимонопольный орган по результатам рассмотрения заявления о даче согласия на предоставление преференции, может принять мотивированное решение о даче согласия на предоставление  преференции, о даче согласия на предоставление  преференции и введении ограничений, либо об отказе в  согласии на предоставление  преференции.

В  случае, если решение о даче согласия на предоставление преференции дано с введением соответствующих ограничений, заявитель обязан представить документы, подтверждающие соблюдение установленных ограничений, перечень которых устанавливается антимонопольным органом, в месячный срок с даты предоставления преференции.

По результатам рассмотрения заявлений о даче согласия на предоставление преференции в 2012 году Смоленским УФАС России принято 167 решений о даче согласия,  3 о даче согласия и введении ограничений и только в 2 случаях было отказано в согласовании предоставления преференции.

В 1 полугодии 2013 года Смоленским УФАС России принято 90 решений о даче согласия,  6  о даче согласия и введении ограничений и  в 3 случаях было отказано в согласовании предоставления преференции.

В практике антимонопольного управления нередки случаи рассмотрения заявлений о даче согласия на предоставление преференции в виде предоставления хозяйствующим субъектам в аренду объектов недвижимости. Рынок коммерческой недвижимости является одним из самых востребованных.

Применительно к субъектам малого и среднего предпринимательства органы власти должны помнить о том, что в соответствии с Федеральным законом от  22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», одной из мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является реализация их преимущественного права на приобретение имущества, при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности,  по цене, равной его рыночной стоимости.

           В силу статьи 20 Закона о защите конкуренции, преференция предоставляется конкретному хозяйствующему субъекту (получателю преференции) и  исключительно в целях, указанных  в статье 19 Закона о защите конкуренции.

      Преференция может использоваться исключительно лицом, которому она предоставлена.

При принятии решений органами власти  о даче согласия на предоставление преференций  необходимо оценить соответствуют ли мероприятия, осуществляемые хозяйствующими субъектами (в отношении которых органами власти имеются намерения предоставить преференцию) в процессе их хозяйственной деятельности целям предоставления преференции.

Ниже приведен примерный перечень федеральных нормативных правовых актов, применяемых при определении соответствия преференций законодательно установленным целям их предоставления.

1) обеспечение жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - Закон Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях";

2) развитие образования и науки - Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании",  Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике";

3) проведение научных исследований - Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике";

4) защита окружающей среды - Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";

5) сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - Федеральный закон от 25.07.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";

6) развитие культуры, искусства и сохранение культурных ценностей - Закон Российской Федерации от 09.10.1992 № 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре";

7) развитие физической культуры и спорта - Федеральный закон от 4.12.2007 № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";

8) обеспечение обороноспособности страны и безопасности государства - Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ "Об обороне", Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ "О безопасности";

9) производство сельскохозяйственной продукции - Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства";

10) социальная защита населения - Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Федеральный закон  от 02.08.1995 № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи";

11) охрана труда – Трудовой кодекс Российской Федерации и соответствующее отраслевое законодательство;

12) охрана здоровья граждан – Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";

13) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства - Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";

13.1) поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций - Федеральный закон  от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

В совокупности с указанными федеральными нормативными правовыми актами необходимо также учитывать положения нормативных правовых актов соответствующего субъекта Российской Федерации и правовых актов органов местного самоуправления, принятых в рамках установленных нормативными правовыми актами соответствующих полномочий.

Наиболее актуальным  примером правоприменения предоставления преференций,  является предоставление преференций в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 13 ч. 1 ст. 19 Закона о защите конкуренции).

Пункт 5 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее – Закон о развитии предпринимательства) определяет понятие поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства как деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Региональные (муниципальные) программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства утверждаются нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления) и подлежат официальному опубликованию в средствах массовой информации и сети «Интернет».

Таким образом,  наличие программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства, определяющей условия и порядок оказания поддержки хозяйствующим субъектам, является необходимым условием при предоставлении государственной или муниципальной преференции.

При предоставлении государственной или муниципальной преференции субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с указанными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства согласие антимонопольного органа не требуется.

При отсутствии соответствующих программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства предоставление преференций с предварительного согласия антимонопольных органов таким хозяйствующим субъектам возможно в иных целях, установленных частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

В целях повышения эффективности контроля за предоставлением и использованием преференций, а также для обеспечения соответствия преференций целям, указанным в части 1 статьи 19 указанного  Федерального закона, и  уменьшения их негативного влияния на конкуренцию, Смоленское УФАС России  обращает внимание органов власти и хозяйствующих субъектов на  то, что ходатайства органов власти о даче согласия на предоставление преференций  направленные в Смоленское УФАС России без учета  данных разъяснений,  рассматриваться не будут.