Итоги деятельности Смоленского УФАС России за 2015 год

В соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным Приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15 Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, рекламы, контролю (надзору) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Смоленское УФАС России подвело итоги своей деятельности за 2015 год, который стал для антимонопольной службы юбилейным. 25 лет сотрудники ведомства стоят на страже антимонопольного законодательства и конкуренции.

В рамках контроля Федерального закона «О защите конкуренции» Смоленское УФАС России рассмотрело 166 заявлений о нарушении антимонопольного законодательства, в 134 случаях было отказано в возбуждении дел, в связи с отсутствием наличия признаков нарушения, что составило 80% от общего количества рассмотренных заявлений (в 2014 году – 85% от общего количества заявлений, принятых к рассмотрению).

Возбуждено 25 дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства, по которым комиссиями Управления были приняты решения о наличии нарушения антимонопольного законодательства (в 2014 году – по 19 делам), из них по 12 делам с прекращением производства в связи с добровольным устранением нарушения (в 2014 году – 7).

В отчетном периоде Управлением выдано 14 предписаний (в 2014 году – 14), из которых 9 было исполнено в текущем году (в 2014 году – 9), а 5 предписаний на 31.12.2015 находились в стадии исполнения.

Ярким примером дела, возбужденного по признакам нарушения Закона «О защите конкуренции» является дело, возбужденное по заявлению гражданки «Ч.», проживающей в г. Десногорск Смоленской области (далее – Заявитель). Заявителем было указано, что ей и другим собственникам помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющей организации МУП «Комбинат коммунальных предприятий» навязываются невыгодные условия договора управления многоквартирным домом, согласно которым они обязаны перечислять денежные средства за коммунальную услугу электроснабжения в ресурсоснабжающую организацию АО «АтомЭнергоСбыт» (одновременно является платёжным агентом и агентом, действующим от своего имени) без принятия такого решения на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома.

В ходе рассмотрения заявления было установлено, что для Заявителей управляющей многоквартирным домом организацией является МУП «Комбинат коммунальных предприятий». Согласно условиям договора управления многоквартирным домом МУП «Комбинат коммунальных предприятий» обязано предоставлять жилищно-коммунальные услуги (далее – ЖКУ) собственникам и пользователям помещений, которые должны вносить плату за предоставленные управляющей организацией услуги на расчётный счёт управляющей организации.

Каких-либо решений об изменении порядка внесения платы за ЖКУ собственники помещений многоквартирных домов, обслуживаемых МУП «Комбинат коммунальных предприятий», на общих собраниях не принимали.

МУП «Комбинат коммунальных предприятий» (Принципал) и АО «АтомЭнергоСбыт» (Агент) заключили агентский договор, согласно которому в отношении сбора денежных средств за электроснабжение Агент выступает в отношениях с потребителями коммунальной услуги от имени и за счёт Принципала.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела было установлено, что с июня 2014 года в адрес Заявителя и других собственников помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении МУП «Комбинат коммунальных предприятий», начали поступать ежемесячные платёжные документы на оплату электроснабжения, при предъявлении которых в кредитные организации и почтовые отделения деньги переводились непосредственно на расчётный счёт АО «АтомЭнергоСбыт».

Комиссия Смоленского УФАС России приняла решение о признании рассмотренного соглашения недопустимым в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции и выдала МУП «Комбинат коммунальных предприятий» и АО «АтомЭнергоСбыт» предписания о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

МУП «Комбинат коммунальных предприятий» и АО «АтомЭнергоСбыт» обжаловали в арбитражный суд выданные Смоленским УФАС России ненормативные акты. Решением Арбитражного суда Смоленской области от 14.10.2015 МУП «Комбинат коммунальных предприятий» и АО «АтомЭнергоСбыт» отказано в удовлетворении предъявленных требований. В настоящее время апелляционные жалобы указанных организаций находятся на рассмотрении в Двадцатом арбитражном апелляционном суде (окончательное решение суда по делу № А62-4863/2015 на конец отчётного периода не принято).

 

В 2015 году в Смоленское УФАС России поступило 234 жалобы в порядке, предусмотренном статьёй 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в 2014 году – 310). 74 жалобы возвращены заявителям без рассмотрения в связи с нарушением требований к их оформлению, истечением срока обжалования.

Комиссией Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок рассмотрено 153 жалобы, 88 из которых признаны необоснованными, 65 – обоснованными.

По результатам рассмотрения жалоб выдано 55 предписаний об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, из которых 54 предписания исполнено субъектами контроля в полном объеме, 1 предписание обжалуется в арбитражном суде.

Смоленским УФАС России рассмотрено 66 заявления о нарушении Закона «О рекламе». Возбуждено 48 дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, по результатам рассмотрения которых выдано 65 предписаний, все предписания исполнены.

Должностными лицами Смоленского УФАС России в 2015 году возбуждено 104 дела об административном правонарушении по фактам нарушения антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, о размещении заказов, о торговле. По факту рассмотрения указанных дел наложено штрафов на сумму 2787,3 тыс. рублей, из них в уплачено – 1996,8 тыс. рублей.

Дела по рекламе финансовых услуг продолжают являться актуальными в связи с тем, что в настоящее время распространяется очень много рекламы о предоставлении различными микрофинансовыми организациями денежных займов на небольшие сроки под очень высокие процентные ставки, и спрос на пользование такими денежными средствами увеличился. В целях привлечения большего числа клиентов, в рекламе высокие процентные ставки по займам и невыгодные для потребителей условия предоставления займа не указываются совсем, либо такая информация зачастую исполнена мелким нечитаемым шрифтом и размещена в рекламе таким образом, что её невозможно получить доступным и удобным способом, что тем самым вводит в заблуждение потребителей рекламы и является нарушением закона «О рекламе».

Смоленским УФАС России по собственной инициативе в отношении должностного лица ООО «МФО «Галактика-1» было возбуждено дело об административном правонарушении.

В результате рассмотрения материалов дела было установлено, что в городе Смоленске, ул. Кашена, установлен павильон «Деньга®», на внешних стенах которого на рекламных баннерах размещалась реклама следующего содержания: «ЗАХОДИ ЗА ДЕНЬГАМИ! ТОЛЬКО ПАСПОРТ ЗА 5 МИНУТ ДО 30 000 РУБЛЕЙ».

Указанный текст рекламы выполнен крупным шрифтом, а под ним - мелким шрифтом: «Проценты – денежные средства, которые Заемщик обязан уплатить Обществу за пользование займом. Проценты начисляются за каждый день пользования займом. Диапазон значений полной стоимости займа: от 547,5 % годовых до 6622,2 % годовых…». В рекламе была указана также информация о лице, оказывающем финансовые услуги, но только в одном случае – ООО «Резерв», а в другом – ООО «Галактика 1», и условия предоставления потребительских займов, не подвергающаяся прочтению невооруженным глазом, не воспринимаемая без применения специальных технических средств. Технические условия размещения рекламы (место размещения), расположенной не на уровне глаз, а приблизительно на высоте 20 – 30 см от тротуара, а также то обстоятельство, что информация, обязательная в силу закона, изображена таким образом, что не воспринимается потребителем, лишают возможности потребителей получить полный текст рекламы, делая доступным только текст, выполненный крупным шрифтом.

Формальное присутствие в рекламе сведений о наименовании лица, оказывающего финансовые услуги и условия предоставления займов, напечатанных таким образом, что не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, не может рассматриваться как их наличие.

В виду того, что привлекательная для потребителя информация: «ЗАХОДИ ЗА ДЕНЬГАМИ! ТОЛЬКО ПАСПОРТ; ЗА 5 МИНУТ; ДО 30 000 РУБЛЕЙ», является читаемой и доступной, а информация, которая обязательна в силу закона, выполнена так, что исключает факт её восприятия, следует сделать вывод, что в размещаемой рекламе на рекламных баннерах на павильоне «Деньга®» - сведения о наименовании лица, оказывающего финансовые услуги и условия предоставления займов, отсутствуют, следовательно, искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы, что является нарушением части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 Закона «О рекламе».

В рекламе «ЗАХОДИ ЗА ДЕНЬГАМИ! ТОЛЬКО ПАСПОРТ; ЗА 5 МИНУТ; ДО 30 000 РУБЛЕЙ» содержится только одно условие предоставления займа: «до 30 000 рублей», что является нарушением требований части 3 статьи 28 Закона «О рекламе», так как иные условия, влияющие на стоимость займа для заемщика, в рекламе не указаны, несмотря на то, что из условий предоставления ООО «МФО «Галактика 1» потребительских займов следует, что размер процентной ставки за один период зависит от суммы, срока займа и количества заключенных договоров.

Событие административного правонарушения выразилось в размещении на стенах павильона «Деньга®» ненадлежащей наружной рекламы финансовых услуг: «ЗАХОДИ ЗА ДЕНЬГАМИ! ТОЛЬКО ПАСПОРТ; ЗА 5 МИНУТ; ДО 30 000 РУБЛЕЙ…», в которой отсутствуют наименование лица, оказывающего финансовые услуги и все условия, определяющие фактическую стоимость займа для заемщика и влияющие на нее (процентная ставка, срок займа и количество заключенных договоров), что тем самым искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы и является нарушением части 7 статьи 5, частей 1 и 3 статьи 28 Закона «О рекламе».

По результатам рассмотрения дела об административном вынесено постановление о назначении административного наказания в соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения на должностное лицо (регионального менеджера) ООО «МФО «Галактика 1» административного штрафа. Постановление в судебном порядке не обжаловалось, штраф уплачен.