В Смоленском УФАС России 3 августа 2016 года прошла пресс-конференция об итогах деятельности за первое полугодие 2016 года
В начале встречи с представителями региональных СМИ руководитель Смоленского УФАС России Акжитова Нина Александровна выступила с докладом об итогах деятельности Смоленского УФАС России в первом полугодии 2016 года.
Остановившись на том, что в 2016 году исполняется 25 лет со дня образования территориальных органов ФАС России, Нина Александровна обратила внимание, что приоритетными направлениями деятельности и законотворческими инициативами антимонопольной службы по прежнему является стремление снизить административную нагрузку на бизнес.
И самыми значимыми событиями 2016 года, конечно, являются вступившие в силу в начале января 2016 года изменения в Закон "О защите конкуренции", больше известные как «четвертый антимонопольный пакет», а также принятие ряда федеральных законов, которые получили свое название как «антикризисный» пакет, вступившие в силу с 1 июля 2016 года.
Все поправки ориентированы на бизнес. Они призваны сделать экономику более свободной в тех сферах, где существует конкуренция. В конечном итоге это должно обернуться благом для наших граждан.
В рамках выполнения контрольно-надзорных мероприятий Смоленское УФАС России обеспечивает выявление и пресечение актов и действий (бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции таких как создание преимущественных условий для ведения бизнеса отдельным хозяйствующим субъектам, создание административных барьеров входа на рынки, необоснованное препятствование деятельности хозяйствующих субъектов, избирательное предоставление льгот и преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам.
Практика антиконкурентного вмешательства в функционирование товарных рынков в основном имеет место на уровне муниципальных образований.
В 1-ом пол. 2016г. проверено 140 нормативно - правовых актов органов местного самоуправления и выявлено 11 (или 7,9%) нормативно - правовых актов не соответствующих нормам антимонопольного законодательства (2015г.- проверено 629 нормативно - правовых актов органов местного самоуправления и выявлено 7 (или 1%) с нарушением).
Все нормативно - правовые акты приведены в соответствие с нормами антимонопольного законодательства.
В 1-ом пол. 2016г. в Управление поступило 7 заявлений на антиконкурентные действия органов власти (в1-ом пол. 2015г. – 7) .
В отношении органов власти в 1-ом пол. 2016г. дела по фактам нарушения антимонопольного законодательства не возбуждались (в1-ом пол. 2015г. – 0).
В отношении органов власти в 1-ом пол. 2016г. Смоленским УФАС России было проведено 8 проверок, а в отношении предпринимателей на 2016 год не запланировано ни одной проверки.
Из приведенных данных Смоленского УФАС России по возбуждению и рассмотрению дел, по привлечению нарушителей к административной ответственности видно снижение этих показателей. Такая тенденция прослеживается и на уровне других территориальных органов ФАС России. Это подтверждает то, что сказал руководитель службы И.Ю.Артемьев:
«Из карающего органа власти ФАС становится органом предупредительным».
Так же руководитель Управления обратила внимание на то, что в этом году исполнилось 10 лет отправной точке, кардинально изменившей систему государственных и муниципальных закупок.
Помимо законодательного регулирования, значительную роль при закупках играет система контроля, призванная минимизировать риски ошибок и злоупотреблений и обеспечить высокую объективность и эффективность принимаемых в ходе осуществления закупок решений.
«Жалобы являются одним из наиболее действенных способов осуществления контроля за соблюдением процедур закупок. Жалобы совершенствуют практику контрактной системы, а процесс рассмотрения жалоб, в Смоленском УФАС России, превратился в механизм повышения квалификации Заказчиков на знание законодательства о закупках. Но это, конечно, требует неимоверно напряженной работы специалистов Управления» - добавила в своем выступлении руководитель Смоленского УФАС.
В 1-ом пол. 2016г. в Управление поступило 151 жалоба (в 1-ом пол. 2015 г. –87 рост-73,6%) . 30 жалоб или 20,0 % жалоб от рассмотренных признаны обоснованными.
На федеральных Заказчиков поступило 29 жалоб - или 19,2% от общего количества поступивших жалоб, – 24,0 % жалоб, от рассмотренных, признаны обоснованными.
На проведение закупок для нужд субъекта федерации поступило 73 жалобы, что составляет 48,3% от общего количества, обоснованными признаны - 9,6% жалоб.
На муниципальных Заказчиков поступило 49 жалоб или 32,5%, обоснованными признаны - 32,7 % жалоб.
Вместе с тем, жалобы, рассмотренные Смоленским УФАС России, обращают на себя внимание еще и тем, что Заказчиками используются все более «изощренные» приемы, при разработке документации о закупках. Например, чтобы «протащить» определенного подрядчика, организаторы торгов устанавливают в документации такие требования к товару или параметры показателей товара, так называемые «скрытые ловушки», которые может правильно указать в заявке только по подсказке определённая компания.
Так же заказчики часто по документации требуют от участников в заявках заполнять большое количество показателей, которые и сами – то и контролировать не будут.
Увеличилось количество поступающих жалоб от организаций, так называемых «профессиональных жалобщиков», непосредственно не участвующих в закупках. Среди таких постоянных заявителей особенно выделяются московские компании ООО «Стройиндустрия», ООО «Голос», ООО «Стройинвест» (г. УФА), которые обжалуют документацию почти всех аукционов проводимых не только в нашей области, но и в других регионах России. Но надо признать, что их жалобы зачастую являются обоснованными.
Смоленское УФАС России осуществляет также контроль за соблюдением требований Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», который вступил в силу с 01.01.2012.
Цель его принятия – упорядочение и регламентация закупок лицами, на которые не распространяются требования, предусмотренные законом №44-ФЗ, регулирующим закупки за счет средств федерального, регионального бюджетов и бюджетов местного самоуправления.
Надежда о наведении порядка в сфере осуществления закупок юридическими лицами, которые созданы государством, в которых имеется государственное и муниципальное участие, которые осуществляют регулируемые виды деятельности и составляют мощнейший пласт экономики страны до сегодняшнего времени остается только надеждой.
Складывающееся правоприменительная практика показывает, что данный закон создает лишь иллюзию какого-то упорядочения и регламентации закупок.
Кратко суть закона можно охарактеризовать одной фразой «грамотно разработай положение о закупках, пропиши в нем что угодно, размести это положение в Единой информационной системе и делай что хочешь».
Оператор по Закону № 223-ФЗ не является субъектом контроля, предписание ему нельзя выдавать, что позволяет ему диктовать любые правила.
С момента принятия данного закона и до настоящего времени отсутствует сколько-нибудь определенный законодательно порядок осуществления контроля за соблюдением данного Закона.
Статьей 6 Закона о закупках установлено, что контроль за соблюдением требований данного Федерального закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Доступные территориальным органам формы осуществления контроля за соблюдением Закона о закупках это рассмотрение жалоб на действия заказчиков, закупочных комиссий заказчиков (в случаях, установленных частью 10 статьи 3 Закона о закупках).
В 1-ом пол. 2016г. в адрес Смоленского УФАС России поступило 19 жалоб на нарушение процедуры торгов в рамках Закона о закупках, обоснованными признаны 6 жалоб, что составляет 31,6%. В аналогичном периоде прошлого года поступило 4 жалобы.
Вместе с тем в адрес Смоленского УФАС России поступают также обращения о наличии в действиях отдельных заказчиков, закупочных комиссий заказчиков нарушений Закона о закупках не установленных частью 10 статьи 3 Закона о закупках и данные обращения не являются жалобами, подаваемыми в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Направить мотивированный запрос о предоставлении необходимых документов и информации для их анализа, сославшись на какие либо нормы Закона о закупках или иных НПА не представляется возможным.
Единственным путем рассмотрения подобных обращений и законного получения необходимых документов и сведений от заказчиков, осуществляющих деятельность в рамках Закона о закупках, Смоленское УФАС России считает возбуждение дел об административных правонарушениях, проведение административных расследований и принятие по их итогам процессуальных решений в рамках КоАП РФ.
В условиях экономического кризиса государство старается расширить возможности доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам осуществляемым в соответствии с ФЗ №223-фз.
С 1 января 2016 года такие заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства. Годовой объем таких закупок должен быть не ниже 18% от совокупной годовой стоимости договоров. При этом из указанных процентов не менее 10% должны составлять прямые закупки, а на 8% можно привлекать малый бизнес на субподряд.
Кроме расширения перечня тех, кто должен осуществлять закупки у СМП и ССП законодательно изменили критерии отнесения юридического лица к таким субъектам. Исходя из законодательства средним считается бизнес, выручка которого не превышает 2 млрд. руб. в год, а для граждан такой бизнес конечно уже крупный.
На практике это будет означать, что в группу ССП попадает большое количество субъектов, а привлечение субподрядчиков из числа малых и средних предпринимателей сделает невозможным отследить, кто на самом деле выполнял те или иные работы или поставлял товар. Да и контролировать это некому. Все останется в красивой отчетности компаний.
В завершении пресс-конференции сотрудники Смоленского УФАС России ответили на интересующие журналистов вопросы.
Пресс-служба Смоленского УФАС России