Владимир Фомин: «20 лет работы ФАС показали эффективность антимонопольного законодательства в России»

Интервью руководителя Смоленского УФАС России Владимира Фомина для "Смолнарод" приуроченное к 20-летию ФАС России.

 

 

Руководитель смоленского Управления рассказал о главных направлениях работы антимонопольной службы

Гость редакции - Владимир Михайлович Фомин, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области, раскрыл нюансы работы важного, но сложного для понимания читателей, вопроса деятельности органа исполнительной власти РФ, стоящего на страже честной конкуренции.

Наша встреча состоялась за несколько дней до юбилейной даты – празднования 20-летия с момента появления в России такой структуры, как ФАС – Федеральной антимонопольной службы. Первое, что поразило представителя нашей редакции, неоднократно обращающейся к пресс-релизам УФАС по Смоленской области — это малая штатная численность службы, в разрезе глобальных решаемых задач, как на уровне региона, так и в федеральной повестке. Главное, что покорило журналиста нашего холдинга, — это априори не зависящий от местных элит подход УФАС в деле исполнения норм законодательства. Прекрасно, что нет места «местечковым» капризам олигархов. И есть надежда (если не на справедливость), то на законность. А это в региональных условиях – совсем немало.

В Смоленской области Управление ФАС возглавил в 2019 году Владимир Михайлович Фомин, который до этого более 13 лет работал следователем в УВД Тверской области. Службу он закончил в должности начальника отдела Следственной части Следственного управления УВД, а в антимонопольных органах работает с 2009 года.  В разговоре с нами он отметил, что опыт работы в органах МВД помогает «не обольщаться» в мотивации действий хозяйствующих субъектов, когда речь идёт об исполнении антимонопольного законодательства. Главный вопрос о том, «кому это выгодно», в системе ФАС, по его мнению, должен всегда решаться в пользу государства, в пользу свободного рынка, в пользу потребителей.      

- Владимир Михайлович, в этом году Служба отмечает 20-летие. Но ведь антимонопольные подразделения в Смоленской области работают едва ли не с конца прошлого века?

- Мы, в Смоленской области, являемся территориальным управлением Федеральной антимонопольной службы, которая за время своего существования претерпела много изменений и переименований. Изначально она была создана во времена процесса распада Советского Союза, когда на его бывших территориях появились конкурентные, рыночные отношения, сменив систему плановой экономики. Тогда, с появлением конкуренции, и возникла задача создания соответствующего ведомства. В принципе, история антимонопольного регулирования в России берет начало с 14 июля 1990 года, когда был утверждён Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП России). В марте 1997 года его переименовали в Государственный антимонопольный комитет (ГАК России). В 1998 году ГАК России преобразовали в Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России). И, наконец, 9 марта 2004 года, – 20 лет назад - министерство упразднили, взамен образовав Федеральную антимонопольную службу (ФАС России). Одновременно все территориальные подразделения в субъектах получили статус УФАС. Сама антимонопольная служба в стране, по сути, исторически насчитывает более 34 лет, но в ее современном наименовании – ФАС - мы отмечаем 20-летие. Если говорить об истории смоленского управления, то первое территориальное подразделение было создано в январе 1993 года.

- Антимонопольная служба. О ней все знают, все слышали, но многие так и не понимают до конца, чем конкретно занимается ФАС и Управления ФАС в субъектах. У вас много направлений работы. Давайте назовем хотя бы самые основные.

- Безусловно, главное – это антимонопольное регулирование, контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. Соответствующее законодательство в России касается прежде всего взаимоотношений хозяйствующих субъектов. Также, один из постулатов в рамках закона 135-ФЗ «О защите конкуренции», — это контроль за деятельностью организаций, которые занимают доминирующее положение. Примеры доминанта (монополиста) даже в нашей области - ПАО «Россетти», которое в силу закона доминирует на рынке сетевой передачи электроэнергии, также есть и такие признанные монополисты — как РЖД, «Почта России», «Ростелеком» ... Это не исчерпывающий список естественных монополий. Сам по себе факт доминирования какого-либо хозяйствующего субъекта на определенном рынке не является незаконным, действующее законодательство, в принципе, не запрещает их существование. Важно, чтобы такие «доминанты» не злоупотребляли своим положением, не завышали цены, действовали в рамках закона, и антимонопольные органы осуществляют контроль за их поведением. В качестве примера в Смоленской области возьмём, например, акционерное общество «Спецавтохозяйство», которое обеспечивает обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта в статусе регионального оператора. Это признанный монополист на региональном рынке по обращению с ТКО, но он должен подчиняться публичным условиям, которые устанавливаются государством. Мы контролируем деятельность этого предприятия. Скажу честно: сложно с ним работать, но мы это делаем.

Еще одним важным направлением деятельности антимонопольной службы является антикартельная деятельность. В общем виде картель – это соглашение конкурентов, направленное на поддержание, повышение цен, раздел товарного рынка.  Территориальные управления, и Смоленское УФАС России не исключение, чаще всего сталкиваются и рассматривают дела по картелям на торгах. Типичными видами поведения участников картеля на торгах являются следующие: это когда участники договариваются между собой, и кто-то один из них минимально снижает цену и становится победителем таких торгов, остальные участие непосредственно в торгах не принимают; другой широко распространенный случай – так называемый «таран». В этом случае два участника сговора – чьи заявки не соответствуют установленным требованиям и впоследствии будут отклонены, резко понижают цену на торгах, в связи с чем у добросовестных участников пропадает интерес к результатам торгов, а третий участник сговора забирает контракт по цене, близкой к максимальной. К слову, в производстве Управления в настоящее время находятся два материала по картелях, о результатах рассмотрения которых говорить преждевременно.

Особенностью антимонопольного регулирования в России является то, что в его рамках осуществляется ещё и контроль за органами власти. Есть статья, вернее, даже не одна - их фактически три, так или иначе связанных с органами власти. Если коротко резюмировать, что такое ФАС и её подразделения УФАС, то: Федеральная антимонопольная служба — орган исполнительной власти РФ. Задача - обеспечивать честную конкуренцию бизнеса; контролировать, чтобы действия любой компании не нарушали права другого бизнеса и потребителей, когда на рынке появляется монополия — доминирующая организация в отрасли. Служба следит, чтобы монополист не завышал цены, заботился о качестве продукта и сервисе. ФАС и её территориальные подразделения проверяют ценовую политику бизнеса, контролируют госзакупки, выявляют сговоры между компаниями, следят за вертикальными соглашениями, проверяют рекламу на законность.

-  По сути, за два десятилетия у территориальной службы задач стало только больше. Но штат сотрудников не вырос?

- В ретроспективе, с 2006 года, штатное расписание, увы, только уменьшалось. Когда я, например, пришёл работать в антимонопольную службу, в рамках закона о контрактной системе количество жалоб в адрес нашей службы росло ежегодно на 30, на 40, на 50% ежегодно. Но одновременно с этим почему-то стало уменьшаться количество сотрудников территориальных управлений. Когда был принят закон 94-ФЗ, в территориальных управлениях в 2006 году была добавлена численность сотрудников, как раз, в связи с этим новым направлением. В Смоленской области тогда штат вырос до 25 человек, в Тверской – до 32. Но сейчас в УФАС по Смоленской области работают 15 человек. Есть отдел, который занимается закупками, торгами, и есть отдел, который как раз занимается антимонопольным законодательством. А ещё - надо отслеживать деятельность, связанную с исполнением Закона «О рекламе». Есть в Управлении бухгалтер, кадровик и секретарь. Нас на данный момент – 15 человек всего, при этом сотрудников, которые непосредственно занимаются контрольной деятельностью – ещё меньше. Но мы справляемся, хотя нагрузка большая и каждый год она только растет.

- Важный момент: УФАС участвует в сфере проведения аукционов и конкурсов, в контрактной системе…

-  С нашей стороны – это исключительно контроль за госзакупками, и он возник не так давно, по большому счёту. Сейчас действует 44-ФЗ. До него в 2005 году был принят и начал действовать с 2006 года 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд», регламентирующий порядок размещения заказов на поставки товаров, услуг и работ для государственных нужд, заключение контрактов и их закрытие. А до этого был ещё Указ президента от 1997 года, регулирующий эту сферу, — это было ещё до того, как я пришел на службу. Указ был только для федеральных государственных нужд. И, собственно говоря, в то время как такового отдельного контроля за тем, как проводились закупки не было, он осуществлялся исключительно через общее антимонопольное законодательство, через статью 17 Закона о защите конкуренции, которая устанавливает антимонопольные требования к проведению торгов. То есть, сейчас контроль за закупками мы осуществляем, как с точки зрения полномочий, которые дает нам непосредственно законодательство о контрактной системе, так и с точки зрения антимонопольного законодательства. Сегодня при рассмотрении жалоб мы можем, например, прийти к выводу, что закон 44-ФЗ не нарушен, но это не отменяет того, что данная закупка или условия проведения данной закупки могут нарушать антимонопольное законодательство, потому что — это два разных закона, это отдельное правовое регулирование. Два закона! Надо отметить, когда мы рассматриваем закупки с точки зрения возможного нарушения антимонопольного законодательства, в том числе с участием органов власти, (15, 16 и 17-я статьи) – это гораздо большие нарушения и штрафы, чем с точки зрения отдельно взятого 44-ФЗ или 94-ФЗ.

Хотелось бы также развеять постоянно культивируемый миф вокруг закупок, о том, что благодаря торгам, особенно аукционам – поставщики могут поставлять или использовать в ходе выполнения работ не самый качественный товар. Требования к товарам, работам, услугам, к их качеству устанавливает заказчик. Конкурсы и аукциона – это способ определения тех поставщиков, подрядчиков, которые поставят товар, выполнят работы на определенных заказчиком условиях; да – по наименьшей цене, но на тех же условиях качества, которые были определены заказчиком заранее. Закон позволяет на этапе исполнения контракта поставить товар с улучшенными характеристиками, но никак не с ухудшенными. И на заказчика возложена обязанность контролировать исполнение контракта, в том числе и в той части, чтобы в ходе выполнения работ подрядчиком использовались материал надлежащего качества. Безусловно, торги – не панацея от злоупотреблений при определении лица, который должен исполнить контракта, но это способ снизить риск таких злоупотреблений. Также жизнь показывает, что и закупка у единственного поставщика – когда заказчик утверждает, что это позволяет отобрать наиболее квалифицированного исполнителя по контракту, далеко не гарантия качественного исполнения контракта.

- У нас, в Смоленской области, всё ли в порядке в деле проведения госзакупок?

-   Когда-то работал следователем в системе УВД, и у меня сформировалось весьма критичное отношение к деятельности многих чиновников. Но. Наша задача ограничивается только тем, чтобы контролировать исполнение законов, а не интерпретировать происходящее. Это, как раз показательно в ретроспективе жизни «СмоленскАвтодор»: все видели, как там часто менялись люди в руководстве, и был повод задуматься о законности процедур, в том числе с точки зрения ФАС… Но, повторюсь, мы не занимаемся интерпретациями, а выполняем свою работу. Процедуру любой госзакупки законодательство регулирует, и её механизм можно разделить на три большие группы. Это - само планирование (собственно говоря), далее - процедура осуществления закупки, и в итоге - исполнение. Вот наш контроль здесь ограничивается процедурой осуществления закупки. То есть, наше участие начинается с момента, когда разместили извещение - насколько соответствует документация тем требованиям, которые устанавливаются законом или постановлением Правительства, не установлены ли требования к товарам таким образом, что он соответствует товару одного производителя, правильно ли установлены требования к участникам закупки, правильно ли отобраны участники закупок, в том числе, правильно ли определен победитель закупки. В плановом порядке мы осуществляем контроль за федеральными заказчиками. Что касается закупок заказчиков Смоленской области, заказчиков муниципального уровня, то мы осуществляем такой контроль во внеплановом порядке - посредством рассмотрения жалоб

В целом, по госзакупкам, сама процедура, извещение в период подачи заявок, работа комиссии по подбору участников закупки и заключения контракта — это наш блок. В то же время в сфере исполнения госконтракта мы рассматриваем дела об административных правонарушениях, если это связано, к примеру, с незаконным увеличением объёма, изменением цены несвоевременным завершением исполнения контракта.  

- Много ли жалоб поступает в УФАС по Смоленской области?

- Количество подаваемых жалоб на закупки имеет твердую тенденцию на их увеличение, и, как правило, зависит от количества объявляемых в определенный период времени закупок. Но есть ещё момент, который в последний год повлиял на общую ситуацию. В связи с началом СВО был принят закон, который ввёл определённые ограничения в части контроля нашего антимонопольного законодательства, и дал право заказчикам как федеральным, так и в субъектах, самостоятельно определять случаи закупок у единственного поставщика. Суть и идея послабления в законодательстве была связана с преодолениями санкций и мысли о том, что закупки могут быть связаны с необходимостью проведения определенных мероприятий. При этом, к примеру, на одной из конференций с участием прокуроров, коллега озвучил информацию, что в субъекте, в котором он работает, количество таких закупок у единственного поставщика составило 5, а в соседнем регионе – порядка 1000! Очевидно, что под общей темой СВО закупки у единственного поставщика не всегда осуществлялись исходя из целей, для которых эти нормы принимались. Это в какой-то мере повлияло и на количество жалоб, на рост таких жалоб – такой рост существенно замедлился. Вместе с тем, с начала 2024 года у субъектов и муниципалов право на заключение контрактов у единственного поставщика фактически аннулировано, Правительство Российской Федерации должно установить правила и случаи осуществления таких закупок.

В завершение расскажу об одном деле, которое Управление рассмотрело в прошлом году, и которое прошло первую проверку в Суде по интеллектуальным правам. В последнее время все чаще и чаще возникают споры вокруг прав на интеллектуальную собственность. Лицо, зарегистрировавшее в качестве такой интеллектуальной собственности, к примеру, товарный знак, имеет исключительное право на использование такого знака. В случае незаконного использования другим лицом такого товарного знака собственник вправе получить от нарушителя компенсацию. В то же время в тех случаях, когда средство индивидуализации юридического лица, товара уже используется и является известным, то действия лица, которое зарегистрирует на себя такое средство индивидуализации, может быть признано недобросовестной конкуренцией. Рассмотренное нашим Управлением дело как раз было из этой категории – лицо зарегистрировало на себя в качестве товарного знака наименование индонезийского БАДа, который на территории России распространялся другими лицами и был известен определенной категории потребителей. Наш ответчик, зарегистрировав товарный знак, не выпустив товар под таким знаком, фактически стал заниматься «сутяжничеством» (так в судебных актах зачастую характеризуют такое поведение) – стал в судебном порядке требовать от других лиц компенсацию за незаконное использование товарного знака, подал более чем 50 исков, в большинстве случаев суд рассмотрел заявления и удовлетворил их, в некоторых случаях – на весьма приличную сумму, от миллиона и выше. В рамках дела пришлось получать доказательства, в том числе и из иностранной юрисдикции – нотариально заверенные переводы документов. Как я уже сказал, СИП согласился с выводами Управления о том, что такое поведение является недобросовестной конкуренцией на рынке БАД.

 

За кадром

По мнению руководителя УФАС по Смоленской области Владимира Фомина, на сегодняшний день не главное рассказать всему миру, как и в чём нарушают антимонопольное законодательство областные и местные власти, иногда не имеющие даже базовых знаний в этой теме. Главное – понимать, что антимонопольное законодательство сегодня – краеугольный камень как минимум 20-летнего развития РФ. И органы ФАС, УФАС, — это не просто надзорные и карательные структуры, но, в первую очередь – помощники и союзники в борьбе с местными «не узаконенными монополистами», и с незаконно трактуемым «административным ресурсом». Хотя вопрос о «профессиональных жалобщиках», мы с руководителями УФАС решили рассмотреть и обсудить отдельно, не к юбилею Службы. Ведь в 20-летней истории УФАС – жалобы, это только один из текущих сиюминутных вопросов. А миссия Службы - обеспечить свободу конкуренции и эффективную защита предпринимательства ради будущего России.