Второй антимонопольный пакет

Ещё в 2008 году в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации и Протоколом совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 19.08.2008 Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготовила проекты федеральных законов, направленных на совершенствование антимонопольного законодательства: проект федерального закона «О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации»;
проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации»; проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
Законодательная инициатива ФАС России получила название «второй антимонопольный пакет».
Руководитель Федеральной антимонопольной службы И.Ю. Артемьев на вопросы журналистов о том, чего ждет его ведомство от поправок в антимонопольное законодательство, рассказал, что с принятием второго антимонопольного пакета будет уточнен, например, порядок предоставления государственных и муниципальных преференций. Это позволит сократить случаи, когда бюджетные средства или имущество раздаются чиновниками «своим» компаниям без проведения открытых процедур. Кроме того, впервые в качестве меры административной ответственности государственных и муниципальных служащих в законодательстве появится дисквалификация. Это означает, что за нарушение антимонопольного законодательства чиновнику может быть запрещено занимать свою должность в течение определенного времени, например от 6 месяцев до 3 лет. Это будет даже более действенная мера, чем оборотные штрафы, которые сейчас активно накладывает ФАС России и его территориальные органы на компании, нарушившие закон.
Появится новая редакция статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает уголовное наказание за нарушение антимонопольного законодательства. Ею будет установлена уголовная ответственность за недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем заключения ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий, а также неоднократного злоупотребления доминирующим положением. Злоупотребление может выражаться в установлении и поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок, если это повлекло причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству или извлечение дохода в крупном размере. При этом крупным ущербом будет признаваться ущерб, сумма которого превысит 1 млн. рублей, а доходом в крупном размере - доход в сумме свыше 5 млн. рублей. Неоднократным будет считаться совершение гражданином более двух таких действий в течение трех лет. И.Ю. Артемьев на Интернет-конференции, состоявшейся 20 марта 2009 года, уточнил: «За злоупотребление доминирующим положением будет использовано правило «трех звонков»: если ты трижды попадаешься на нарушении антимонопольного законодательства за три года, то ты тоже можешь по решению суда отправиться в тюрьму. Нашей целью является привести человека к судимости, чтобы он понимал, что он осужден обществом за преступление, а картель - это преступление».
ФАС России рассчитывает, что эта суровая мера наказания позволит сократить количество нарушений на рынке. Потому что одно дело, когда штрафуют компанию, и совсем другое, когда штраф или тюремное заключение грозит человеку лично. Это заставит чиновников и топ-менеджеров компаний внимательнее относиться к антимонопольному законодательству, и они лишний раз подумают, прежде чем нарушить закон.
«Весь второй антимонопольный пакет на 2/3 направлен, в первую очередь, для пресечения действий недобросовестных чиновников, - сказал И.Ю. Артемьев, - это не пакет, который ужесточает в отношении бизнеса ситуацию. Он ужесточает позиции государства, Правительства РФ и соответственно Федеральной антимонопольной службы в отношении к государственным чиновникам, которые нарушают принципы свободного предпринимательства чаще всего на коррупционной основе, уничтожают малый бизнес своими нормативными актами, незаконными государственными преференциями и т.д. Вот на что, собственно, ориентирован этот пакет»
Второй антимонопольный пакет уже принят Государственной Думой Российской Федерации в первом чтении. Руководитель ФАС России выражает надежду, что в 2009 году все поправки, содержащиеся во втором антимонопольном пакете, будут приняты, и все законы, а их несколько, будут поддержаны Федеральным Собранием РФ, подписаны Президентом РФ и вступят в силу.


Пресс-служба Смоленского УФАС России