О пресс-конференции в Смоленском УФАС России


13 августа 2009 года в 11-00 ч. в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области состоялась пресс-конференция, посвященная «второму антимонопольному пакету», в которой приняли участие представители средств массовой информации области.
Руководитель Смоленского УФАС России Нина Александровна Акжитова рассказала о том, что Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев 20 июля 2009 года подписал ряд поправок в федеральные законы. В принятых поправках можно выделить три направления. Это внесение изменений в Федеральный закон от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а также принятие в новой редакции 178 статьи Уголовного Кодекса РФ.
Нина Александровна дала общую характеристику изменений и дополнений в указанные Закона. Что касается закона О защите конкуренции, то он поменялся на треть. Поправки вступят в действие с 23 августа 2009г. Есть целый ряд положительных изменений для бизнеса. Например, значительно расширился перечень целей, для достижения которых могут быть предоставлены государственные и муниципальные преференции.
Существенные изменения коснулись контроля за экономической концентрацией. Если раньше под антимонопольный контроль подпадали сделки от 3 млрд. рублей, то сейчас порог поднят до 7 млрд. рублей (за исключением слияния и присоединения коммерческих организаций). Это говорит о том, что от контроля уходит средний бизнес и у предпринимателей появляется больше свободы в осуществлении своих планов.
В новом законе конкретизированы условия и порядок заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.
Определен срок исковой давности за нарушение антимонопольного законодательства. Теперь дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства.
Важным изменением в полномочиях антимонопольных органов можно считать то, что теперь антимонопольный орган вправе выдавать предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не только органам исполнительной власти и органам местного самоуправления, но и законодательным органам власти.
Изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях вступят в силу с 23 августа текущего года.
Новшества коснулись ответственности должностных лиц органов власти и органов местного самоуправления, а так же должностных лиц организаций, осуществляющих функции органов власти.
Внесены изменения и в статью 178 Уголовного кодекса РФ. Теперь данная статья содержит очень жесткую санкцию за ограничение конкуренции. Введена уголовная ответственность за антиконкурентные действия: ценовые сговоры, неоднократное злоупотребление доминирующим положением. Злоупотребления могут выражаться в установлении монопольно высоких или монопольно низких цен, в ограничении доступа на рынок другим хозяйствующим субъектам. Если раньше руководители компаний знали, что за нарушение антимонопольного законодательства могут быть наложены штрафы, которые компания оплатит из денег акционеров, то теперь они могут получить до 6 лет лишения свободы. Ужесточение наказания за нарушение закона о конкуренции коснулось и чиновников. Теперь за свои действия, которые создают преференции «своим компаниям» за определенную мзду, они могут угодить в тюрьму. Это беспрецедентная мера. Такого в российском законодательстве ещё не было.
Руководитель Управления подчеркнула, что «второй антимонопольный пакет» носит антикоррупционный характер. Уже менее чем через месяц Россия будет жить по новому антимонопольному законодательству, которое будет способствовать развитию добросовестной конкуренции и служить в целях развития предпринимательства.
Также Нина Александровна рассказала об основных итогах деятельности Управления в 1-м полугодии 2009 года.
Количество обращений граждан, представителей бизнеса осталось примерно на том же уровне, что и за тот же период прошлого года.
В 1 полугодии 2009 года в Смоленское УФАС России поступило 94 обращения (жалобы) о нарушении антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства о размещении заказов (за аналогичный период прошлого года таких обращений было 93).
Всего выявлено 279 фактов нарушений законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на антимонопольные органы. Причем большая часть из них выявлена по собственной инициативе Смоленского УФАС России по результатам проведенных проверок. За отчетный период было проведено 116 проверок соблюдения антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства о размещении заказов.
По выявленным фактам нарушений возбуждено:
41 дело о нарушении антимонопольного законодательства;
38 дел о нарушении законодательства о рекламе;
38 дел об административных правонарушениях.
Всего выдано 84 предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и законодательства в сфере размещения заказов. Из общего количества 15 предписаний выдано органам власти в связи с изданием актов, совершением действий, ограничивающих конкуренцию.
Рассмотрено 143 уведомления о заключении соглашений хозяйствующими субъектами.

Более подробно о сути поправок в антимонопольное законодательство рассказал начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Владимир Петрович Епейкин. Он остановился на вопросах, касающихся ответственности за нарушение законодательства, контроль за соблюдением которого осуществляют антимонопольные органы. Владимир Петрович подчеркнул, что изменения в КоАП РФ и УК РФ направлены не столько на ужесточение ответственности за нарушение антимонопольного законодательства и Закона о размещении заказов, сколько на более действенное и справедливое, в зависимости от степени отрицательных последствий для конкуренции, наказание за совершенное правонарушение. В.П. Епейкин также рассказал о существенных изменениях в ст. 17.1 и ст. 53 Закона о защите конкуренции, в большей степени касающиеся малого и среднего бизнеса.

После выступления представителей Смоленского УФАС России журналисты задали интересующие их вопросы. Большая часть вопросов касалась цен на рынке нефтепродуктов, а также на основные продукты питания. Представители СМИ также задали вопрос, касающийся цен на лекарственные средства. Руководитель Управления довела до представителей прессы информацию о том, что в рамках мониторинга розничных цен на лекарственные средства Управлением были выявлены два хозяйствующих субъекта, превысивших предельные розничные надбавки на лекарства. В отношении данных субъектов возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства (нарушение порядка ценообразования).