О ценах на нефтепродукты в регионе

 

 

   Федеральная антимонопольная служба, используя в полном объеме все имеющиеся у  антимонопольных органов полномочия, уделяет особое внимание мерам по недопущению и пресечению злоупотреблений хозяйствующих субъектов доминирующим положением, выявлению антиконкурентных соглашений и согласованных действий, а также других проявлений, направленных на дестабилизацию ситуации на товарных рынках Российской Федерации.

    На этом фоне требуется обеспечить стабильность на товарных рынках, в особенности на рынке нефтепродуктов в Российской Федерации.

            В целях предупреждения и предотвращения необоснованного роста цен и, при необходимости принятия эффективных мер антимонопольного реагирования,         ФАС России  обязал территориальные органы проводить на регулярной основе с 2007 года  еженедельный мониторинг оптовых цен, а также ежедневный мониторинг розничных цен бензинов автомобильных марок  АИ-92, АИ-95 и дизельного топлива, реализуемых с АЗС, расположенных на территории Смоленской области.                    

               Специфика нашего региона в том, что предприятия-поставщики моторного топлива находятся за пределами Смоленской области. Нефтепродукты завозятся, в основном, железнодорожным транспортом. Их реализацией в области занимается более 100 хозяйствующих субъектов. Самыми крупными продавцами являются ОАО «НК Роснефть-Смоленскнефтепродукт» и Смоленский филиал  ООО «Лукойл-Центрнефтепродукт», которые входят в группу лиц с крупными  вертикально интегрированными компаниями «Роснефть» и «Лукойл» соответственно. Развитая логистика ОАО «НК Роснефть-Смоленскнефтепродукт» и  ООО «Лукойл-Центрнефтепродукт» (далее – Компании) позволяет Компаниям приобретать нефтепродукты с биржевых торгов, у крупных оптовых поставщиков, а также напрямую непосредственно с заводов – производителей, расположенных за пределами региона и ввозить их на территорию Смоленской области для дальнейшей реализации на оптовом, мелкооптовом и розничном рынках нефтепродуктов области. В свою очередь имеющиеся в эксплуатации нефтебазы, с помощью которых можно хранить запасы топлива и планировать свою деятельность по перспективным планам реализации, а также развитая сеть автозаправочных станций на территории Смоленской области, оснащенных современным оборудованием, позволяет данным Компаниям влиять на конкурентную среду рынка нефтепродуктов на территории Смоленской области.

             Согласно результатам проведенного мониторинга цен на моторное топливо установлено,  что рост розничных цен на бензины и дизельное топливо на автозаправочных станциях, расположенных на территории  региона,  в ноябре 2011 года произошел на основании роста отпускных цен  предприятий-поставщиков на моторное топливо и роста  цен на товарной бирже, то есть, за счет увеличения  закупочных цен.

              На сегодняшний день к розничным продавцам бензина и дизельного топлива Смоленское УФАС России претензий не имеет. В течение первой декады декабря 2011 года  розничные цены на бензин марки АИ-92, АИ-95, летнего и зимнего дизельного топлива не менялись. Оптовые цены на бензин марки АИ- 92, АИ-95 и дизельного топлива в этот период оставались без изменения.

               Для сравнения: розничные цены на бензины в Смоленской области по сравнению с соседними областями и по стране в целом, цены на топливо в нашей области остаются одними из самых низких.

               Стабильность на региональном рынке целиком и полностью зависит от государственной политики и поэтому, по мнению федеральной антимонопольной службы России (далее – ФАС России), существует  необходимость в нормативном регулировании взаимоотношений, возникающих на рынке нефти и нефтепродуктов.   ФАС России разработало законопроект «Об обороте нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации». Законопроект, в частности, формулирует  целый ряд радикальных мер, которые  способствуют созданию  реальных конкурентных условий на внутреннем рынке. Если говорить о конкретных изменениях, касающихся роста цен на топливо, то необходимо отметить основополагающие требования:

-изменение акцизной политики, которая предусматривает пропорциональное снижение акцизов на топливо при росте мировых нефтяных цен, ФАС России рекомендует  отказаться от запланированного правительством  повышения акцизов на 2013 и 2014 годы, так как одной из причин роста цен на топливо в 2011 году послужило введение акциза. Что, даже без учета инфляции, привело к 6-8% подорожанию горючего. Поэтому ФАС России предлагает не делать очередного повышения акцизов, а индексировать их с учетом темпов инфляции, умноженных на коэффициент 0,9;

-повышение прозрачности как биржевого, так и внебиржевого сегментов рынка, в результате проведения проверок трех биржевых площадок, на двух из них ФАС  России выявила признаки нарушения антимонопольного законодательства и возбудила дела;

-введение квот для независимых нефтяных компаний. ФАС России предлагает ряд требований структурного и поведенческого характера, которые будут способствовать созданию реальных конкурентных условий на внутреннем рынке. Независимые АЗС должны покупать топливо на тех же условиях, что и сбытовые компании – владельцы АЗС, которые входят в состав ВИНК. Следует отметить, что обязательным становится введение раздельного учета затрат и доходов по основным видам деятельности. Это позволит уйти от трансфертного ценообразования и формировать справедливые цены внутреннего рынка.

            В результате принятия вышеназванного закона, по мнению ФАС России, на внутреннем рынке нефтепродуктов ситуация с топливными ценами должна стабилизироваться.