В смоленском УФАС рассказали о борьбе с незаконной рекламной смс-рассылкой

На пресс-конференции в УФАС по Смоленской области сообщили, что в настоящее время участились случаи обращений смолян в антимонопольные органы о поступлении нежелательной рекламы путём СМС-сообщений.

Начальник отдела контроля товарных рынков и рекламы Нина Малашенкова сразу же отметила, что в соответствии с законом «О рекламе» распространение рекламы допускается только с согласия абонента. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.

— Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Для установления нарушения антимонопольному органу необходимо обладать достаточными доказательствами, такими как заявление абонента о получении им рекламы с указанием номера телефона, на который поступило СМС-сообщение, а также номера телефона или буквенного обозначения, с которого поступила реклама, номер СМС-центра, изображение рекламы, поступившей абоненту (фотография, скан-копия СМС-сообщения и т.п.), подтверждение факта поступления рекламы абоненту (например, детализация услуг связи от оператора, содержащая указание на факт соответствующего соединения), информация об отсутствии согласия абонента на получение такой рекламы, сведения о лицах, распространивших указанную рекламу.

Детализацию услуг связи от оператора может запросить и антимонопольный орган, но только с письменным разрешением абонента на получение необходимых сведений от оператора связи, оказывающего абоненту услуги связи, о факте поступления нежелательного СМС-сообщения и о лице, его направившем. Такое согласие абоненту необходимо направить оператору связи, с предоставлением копии в антимонопольный орган.

Есть и более короткий путь по защите своих прав от незаконной рекламной смс-рассылки.

- В настоящее время разработана программа-приложение для мобильных телефонов, работающих на программе Android, позволяющая гражданам при получении нежелательного смс-сообщения с рекламой автоматически отправлять заявление о данном факте в ФАС России (программа РосСпам). При этом к такому заявлению в автоматическом режиме присоединяется изображение СМС-сообщения, а также фотография (скан-копия) согласия гражданина на получение информации о его телефонных соединениях. В указанном заявлении также содержится почтовый адрес гражданина, а также информация об операторе связи, оказывающем гражданину услуги связи. В случае отсутствия в приложении к заявлению гражданина детализации от оператора связи об оказанных услугах, гражданину необходимо опять же либо самому взять у оператора детализацию своих сообщений, либо дать письменное разрешение на данный запрос.

Нина Анатольевна также рассказала, что на установление конкретного рекламораспространителя по незаконной рассылке требуется, как правило, не так мало времени.

Но кроме обращения в антимонопольный орган с жалобой на рассылку есть и ещё способы избавления от нежелательной информации.

- Абонент может обратиться непосредственно к своему оператору связи с просьбой заблокировать нежелательные СМС-сообщения с рекламой. У всех операторов сотовой связи действует программа «Антиспам». При этом, оператор связи обязан прекратить рассылку по телефонной связи бесплатно.

Правда, это касается только рассылки с коротких номеров или с буквенным обозначением. А вот текстовые сообщения с использованием длинных номеров, не соответствующей российской системе и плану нумерации, не подпадают под указанное понятие рассылки.