• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Смоляне стали заложниками квитанции

Сотрудники УФАС рассмотрели жалобы жителей областного центра, которые касались платы за техобслуживание газовых плит.
УФАС заинтересовался монополистом после многочисленных обращений смолян.УФАС заинтересовался монополистом после многочисленных обращений смолян.Фото: Ольга ЕФРЕМОВА

По результатам проверки выяснилось, что АО «Газпром газораспределение Смоленск» не только неправомерно повысило тариф за услугу с 1 июля 2016 года, но и вовсе с нарушениями установленного порядка заключало договоры с ее потребителями.

В чем претензии?

Подробности резонансного дела, где пострадавшими стали более 60 тысяч жителей только областного центра, рассказал заместитель руководителя – начальник отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России Андрей Романов.

- Смоленское УФАС России рассмотрело дело, которое ущемляет интересы неопределенного круга лиц. Речь идет о нарушении АО «Газпром газораспределение Смоленск» Федерального закона «О защите конкуренции». В частности, у монополиста было выявлено «Злоупотребление доминирующим положением». На нарушение организации наше внимание обратили члены Смоленской региональной общественной организации «Ассоциации Председателей Советов многоквартирных домов Смоленской области» (это группа жителей областного центра, которые отстаивают интересы собственников жилья, - прим авт.) и председатель совета одного из домов Колодни, - рассказал Андрей Александрович.

Суть нарушения сводится к тому, что «с 1 июля 2016 года АО «Газпром газораспределение Смоленск» в одностороннем порядке увеличило цену за ТО внутриквартирного газового оборудования». Комиссия Смоленского УФАС России проверила документы и выявила, что такое повышение было незаконным. В числе пострадавших не только жители города, но и Смоленской области.

- Во время рассмотрения дела выяснилось, что отношения между монополистом и потребителями по данной услуге регулируются правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410, на которое Газпром и обращал внимание в платежных документах. Согласно данным правилам ценообразование по договору определяется самим монополистом: делается это по определенной методике (по услуге ТО внутриквартирного газового оборудования смоляне платят АО «Газпром газораспределение Смоленск» абонентскую плату, которая распределяется равными долями на 36 месяцев за услугу, которая может быть выполнена раз в три года), - пояснил Андрей Романов. - Мы выяснили, что с 2015 года Газпром устанавливал плату внутренним приказом, который впоследствии был вывешен на их сайте, но в 2016-м появился другой, согласно которому стоимость услуги выросла на 12,1 процент с 1 июля 2016 года. Такое изменение могло осуществляться исключительно с начала календарного года, т.е. с 1 января 2017-го.

Предписание

Представитель УФАС отметил, что с 5 января 2016 года у ведомства изменился спектр влияния на организации. В частности, теперь они контролируют действия монополиста, которые влияют на интересы предпринимателей либо неопределенного круга потребителей.

- Мы выдали предписание и обязали Газпром через сайт проинформировать потребителей, что они допустили нарушение, - отметил собеседник издания.

Заместитель руководителя – начальник отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России заверил, что впоследствии будут возбуждены дела в отношении юридического и должностного лица. За выявленное правонарушение юрлицо может получить штраф от 300 тысяч до 1 млн рублей в зависимости от отягчающих и смягчающих обстоятельств, должностное – от 15 до 20 тыс рублей.

А пока смоляне могут письменно обратиться к монополисту за перерасчетом по услуге.

Потребители были лишены права выбора

- Также в рамках дела было выявлено еще одно нарушение. Установлено, что в феврале 2015 года АО «Газпром газораспределение Смоленск» направили потребителям квитанции, в которых было указано, что на официальном сайте размещена публичная оферта для ознакомления. И если человек оплатит по этой квитанции за услугу «ТО внутриквартирного газового оборудования», значит он принимает все условия публичной оферты. Но согласно закону этот способ заключения договора свидетельствует о нарушении Правил № 410. Кроме того, потребители были лишены права выбора. По сути их поставили перед фактом, - отметил Андрей Романов. - В январе этого года публичной оферты уже не было на сайте. Таким образом, Газпром устранил нарушение добровольно, но люди не имеют до сих пор договора на эти услуги в письменном виде, который защищал бы их права.

 

Не исключено, что в ближайшее время, сотрудники компании будут на бумаге перезаключать договора, отметил собеседник.

 

Как стало известно «КП-Смоленск», пока идут разбирательства, смоляне, ссылаясь на решение Смоленского УФАС России, могут в судебном порядке отстоять свои интересы в отношении с монополистом.