Будущее госзакупок за электронными торгами

Действовавшее до 1 января 2006 года законодательство в сфере государственного и муниципального заказа предоставляло практически неограниченные возможности для злоупотреблений путем размещения заказов у «нужных» субъектов. Да и саму информацию о размещаемом заказе получить было не просто.
Неэффективность и коррупционность системы госзаказа, существовавшей до 2006 года и нахождение нашей страны в рейтинге коррупции на 144 из 159 возможных мест, вызвали необходимость кардинального изменения сложившейся системы госзакупок.
Вступивший в силу с 1 января 2006 года Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» принципиально изменил ситуацию в госзаказе. В декабре прошлого года в Закон внесены существенные поправки, ряд которых уже вступили в силу.
На рассмотрении в Государственной Думе находится так называемый «второй антимонопольный пакет», в состав которого входит законопроект о внесении изменений в КоАП РФ, предусматривающий ужесточение ответственности за нарушение антимонопольного законодательства и законодательства о размещении заказов.
В условиях сегодняшнего финансового кризиса госзаказ становится едва ли не единственным залогом стабильности и условием выживания бизнеса. Поэтому конкуренция на госзаказ будет только возрастать. Увеличится и число тех, кто захочет на нем заработать.
В этом году на закупки и работы для государственных и муниципальных нужд Правительство Российской Федерации запланировало потратить 4 триллиона рублей. С учетом сложившейся экономической ситуации, дефицита бюджета, система госзаказа является мощным рычагом для экономии бюджетных ресурсов. Поэтому поправки в Закон о размещении заказов ужесточают требования как к участникам размещения заказа, так и к заказчикам.
Особые надежды Минэкономразвития и ФАС России возлагают на систему электронных торгов, которая должна заработать в 2010 году. Одно дело, когда при размещении заказа подано две-пять заявок, и совсем другое – когда подано сто и более заявок. В такой ситуации «договориться» уже сложнее. По оценкам специалистов ФАС России, экономия бюджетных средств при проведении электронных торгов может составить до 50 %, Когда система электронных торгов заработает на полную мощность, планируемая экономия может составить до 1 триллиона рублей в год.
Руководитель ФАС России И.Ю. Артемьев на Интернет-конференции, прошедшей 20 марта 2009 года в Центре информационных технологий компании «Гарант» рассказал о плюсах электронных торгов.
«Ручной аукцион», когда аукционисты поднимают таблички, очень опасен с точки зрения сговора. Сегодня сговоры наблюдаются достаточно часто, но не всегда возможно их доказать. Теперь государство предоставляет возможность с помощью системы электронных торгов просто, даже со своего домашнего компьютера, выставив, правда через банк специальную гарантию банка о том, что вы платежеспособны, и определенную небольшую сумму задатка, участвовать в торгах. Для этого необходимо лишь один раз заключить договор с электронной площадкой, и можно никуда не ехать. Такие площадки уже сейчас создает Правительство Москвы, Правительство Татарстана, Сбербанк. В ближайшее время будет проведен тендер на право обслуживать весь государственный заказ Российской Федерации и будет отобрано ориентировочно 5 площадок. Электронные площадки на всей территории России должны появиться к концу 2009 года и легитимно начать свою работу с начала следующего года.
Преследуется такая цель: один раз заключается договор с электронной площадкой и дается указание своему банку по реестру, по которому вы желаете участвовать в тендере, туда переводится задаток в размере 1-2 % от стоимости лотов. В случае победы у вас есть второй договор с банком о том, что он даст вам банковскую гарантию на сумму до 30 % от стоимости лота. Дальше вы получаете код доступа, и, сидя перед компьютером, можете торговаться. «Это означает действительно единое экономическое пространство для страны», - сказал И.Ю. Артемьев. В итоге, когда один участник из Смоленска, другой – из Казани, третий – из Владивостока и т.д., сговориться сложно.
Руководитель ФАС России считает, что электронная форма торгов с точки зрения разрушения картелей и экономии бюджетных средств для государства будет исключительно полезным нововведением. Россия в этом плане не только не уступает другим странам, но и идет впереди. Евросоюз, например, только два месяца назад принял решение об едином электронном аукционе для всех стран Евросоюза. А в нашей стране уже есть три своих электронных площадки.
Надеемся, что система электронных торгов будет способствовать развитию малого и среднего бизнеса в стране и искоренит коррупцию в госзаказе.



Руководитель
Смоленского УФАС России Н.А. Акжитова