Решение по жалобе № 208/13-ГЗ/Ж ООО «Тендер» на действия государственного заказчика – Смоленского областного государственного бюджетного учреждения ветеринарии «Новодугинская станция по борьбе с болезнями животных»

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов
Номер дела: 208/13-ГЗ/Ж
Дата публикации: 15 августа 2013, 17:01

РЕШЕНИЕ

по материалам дела №208/13-ГЗ Ж

12 августа 2013 года                                                                                                           г. Смоленск

 

Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов, в составе <…>

при участии представителей от государственного заказчика <…>, от уполномоченного органа <…>

заявитель – ООО «Тендер» был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения жалобы, но на заседание Комиссии его представитель не явился. Ходатайств о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей Общества в Управление не поступало;

в целях осуществления возложенных на Комиссию Смоленского УФАС России по контролю в сфере  размещения заказов (приказ Смоленского УФАС России от 15.08.2012 № 113) функций по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и во исполнение положений ст. 60 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), рассмотрев поступившую жалобу ООО «Тендер» (вх. №259/03 от 05.08.2013) на действия государственного заказчика – Смоленского областного государственного бюджетного учреждения ветеринарии «Новодугинская станция по борьбе с болезнями животных», уполномоченного органа – Главного управления государственного заказа Смоленской области при проведении запроса котировок на право заключить гражданско-правовой договор на поставку установки для утилизации биоотходов (крематора), осуществление монтажа, пуско-наладки, а также обучение (инструктаж) персонала работе с оборудованием для нужд СОГБУВ «Новодугинская ветстанция» (извещение № 0163200000313003642),

УСТАНОВИЛА:

В жалобе ООО «Тендер» (далее – Заявитель, Общество), озвученной в ходе заседания Комиссии Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов членом комиссии <…>, указано на нарушение котировочной комиссией, государственным заказчиком и уполномоченным органом законодательства в сфере размещения заказов.

18.07.2013 извещение № 0163200000313003642 о проведении запроса котировок было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru.

ООО «Тендер» в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов и положений извещения о проведении запроса котировок подготовило и направило 29.07.2013 котировочную заявку по указанному в извещении о проведении запроса котировок электронному адресу: ozk@admin.smolensk.ru.

Котировочная заявка Общества, оформленная в электронном виде и заверенная действительной электронной цифровой подписью (далее – ЭЦП) уполномоченного лица <…>, была направлена по вышеуказанному адресу до окончания срока подачи котировочных заявок (30.07.2013 до 18-00 (время московское)).

В соответствии с ч. 2 ст. 46 Закона о размещении заказов, в случае подачи котировочной заявки в форме электронного документа заказчик, уполномоченный орган в тот же день обязаны направить в письменной форме или в форме электронного документа участнику размещения заказа, подавшему такую заявку, подтверждение получения такой заявки.

Однако, в нарушение вышеуказанной правовой нормы, 29.07.2013 ни государственный заказчик, ни уполномоченный орган не направили Обществу в письменной форме или в форме электронного документа подтверждения получения его заявки. Данные действия государственного заказчика, уполномоченного органа нарушают ч. 2 ст. 46 Закона о размещении заказов.

Ознакомившись, с размещенным 31.07.2013 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru, протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок № 0163200000313003642, заявитель не обнаружил сведений о поданной им котировочной заявке.

В соответствии с ч. 2 ст. 46 Закона о размещении заказов, котировочная заявка подается участником размещения заказа заказчику, уполномоченному органу в письменной форме или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок.

Положениями Закона о размещении заказов не предусмотрено право  заказчика, уполномоченного органа отказать в приеме котировочной заявки в форме электронного документа.

Данное обстоятельство подтверждается Письмом Минэкономразвития РФ № Д22-1025 от 19.10.2009, решениями УФАС по Новосибирской области.

По мнению ООО «Тендер», все вопросы, связанные с организацией надежного и работоспособного способа приема заявок в форме электронных документов от участников размещения заказа является обязанностью заказчика. Положения извещения о проведении запроса котировок о том, что «подача котировочной заявки посредством факсимильной связи, в виде электронного сообщения по электронной почте не допускается» нарушает право участников размещения заказа на равный доступ к участию в размещении заказа и препятствует обеспечению единства экономического пространства на территории РФ при размещении заказов, а как следствие – эффективному использованию средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, что является, согласно статье 1 Закона о размещении заказов, одной из преимущественных его целей.

Извещением о проведении запроса котировок установлено, что котировочная заявка может быть подана участником размещения заказа в форме электронного документа исключительно с помощью автоматизированной информационной системы размещения государственного заказа Смоленской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - АИС ГЗ) по адресу - http://goszakaz.admin.smolensk.ru.

Следовательно, участники размещения заказа для участия в данном запросе котировок должны пройти регистрацию на указанной площадке и приобрести ЭЦП у определенных (аккредитованных) Администрацией Смоленской области удостоверяющих центров. По мнению заявителя, указанные действия заказчика и уполномоченного органа создают преимущества организациям, имеющим ЭЦП конкретных удостоверяющих центров.

Кроме того, как считает заявитель, подача заявки через указанную в извещении корпоративную систему позволяет направить заявку в течение одного - двух часов, в то время, в случае направления такой заявки обычным способом (посредством электронной почты) на это потребуется около 10-20 минут.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149-ФЗ), электронный документ – это документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.

Статья 43 Закона о размещении заказов не предусматривает право заказчика и уполномоченного органа устанавливать ограничения на порядок подачи котировочных заявок (как в бумажном, так и в электронном виде).

Согласно ч. 3 ст. 47 Закона о размещении заказов, котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается.

Файл с котировочной заявкой был подписан ЭЦП директора Общества.

Таким образом, заявка направлена в полном соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере размещения заказов. Заказчик и уполномоченный орган, не приняв данную заявку к рассмотрению, нарушили права и законные интересы заявителя, связанные с его участием в размещении заказа, искусственно создав невозможность участия заявителя в запросе котировок.

В связи с чем, Общество просит Комиссию Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов отменить протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок от 31.07.2013, принять к рассмотрению заявку заявителя.

Представители уполномоченного органа <…> по сути жалобы пояснили следующее.

18.07.2013 в соответствии с нормами ч. 1 ст. 45 Закона о размещении заказов, извещение о проведении запроса котировок размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru.

30.07.2013 на электронную почту Главного управления государственного заказа Смоленской области поступило электронное сообщение от ООО «Тендер» с приложением котировочной заявки на участие в запросе котировок. При открытии данного электронного сообщения с помощью текстового редактора MS Word 2007 электронная цифровая подпись директора Общества на котировочной заявке отсутствовала.

07.08.2013 в адрес заявителя было направлено письмо, в котором сообщалось о невозможности приема и регистрации котировочной заявки в связи с нарушением порядка ее подачи, установленного извещением о проведении запроса котировок. Далее в письме указывалось о возможности подачи заявки (согласно п. 13 извещения  о проведении запроса котировок) в форме электронного документа с помощью автоматизированной информационной системы размещения государственного заказа Смоленской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по адресу http://goszakaz.admin.smolensk.ru.

В соответствии с положениями п. 11.1 ст. 2 Закона № 149-ФЗ, электронный документ – это документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.

В целях заключения гражданско-правовых договоров или оформления иных правоотношений, в которых участвуют лица, обменивающиеся электронными сообщениями, обмен электронными сообщениями, каждое из которых подписано электронной подписью или иным аналогом собственноручной подписи отправителя такого сообщения, в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон, рассматривается как обмен документами (ч. 4 ст. 11 Закона № 149-ФЗ).

Согласно требованиям п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее – Закон № 63-ФЗ), под электронной подписью понимается информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.

Положениями ст. 5 Закона № 63-ФЗ определены виды электронных подписей, а именно: простая электронная подпись и усиленная электронная подпись. Различаются усиленная неквалифицированная электронная подпись и усиленная квалифицированная электронная подпись.

При этом согласно частям 3, 4 ст. 5 Закона № 63-ФЗ, только усиленная неквалифицированная электронная подпись и усиленная квалифицированная электронная подпись позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ и обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания.

Положения п. 12 ст. 2, ч. 1 ст. 3 Закона № 63-ФЗ устанавливают возможность использования электронных подписей в корпоративной информационной системе в порядке, установленном оператором этой системы или соглашением между участниками электронного взаимодействия в ней.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона № 63-ФЗ, сертификаты ключей проверки электронных подписей создает и выдает лицам, обратившимся за их получением (заявителям), удостоверяющий центр. Квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи подлежит созданию с использованием средств аккредитованного удостоверяющего центра.

В пункте 13 извещения о проведении запроса котировок установлено место подачи электронной заявки, что предусмотрено п. 9 ст. 43 Закона о размещении заказов.

Согласно п. 14 извещения, подача котировочной заявки в форме электронного документа осуществляется в соответствии с инструкциями, опубликованными в АИС ГЗ «Помощь».

В указанном разделе АИС ГЗ размещен Регламент организации подачи котировочной заявки в форме электронного документа при размещении заказа путем проведения запроса котировок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков Смоленской области. В п. 8.5 данного Регламента определено, что участники, принимающие участие в запросе котировок, должны выполнить совокупность действий, необходимых для получения допуска к АИС ГЗ и совершению действий в ней, в соответствии с документами, опубликованными в открытой части АИС ГЗ в разделе «Помощь», подразделе «Участники размещения заказа (поставщики)».

ООО «Тендер» указанные действия не совершило, а направило свою котировочную заявку в форме электронного документа по электронной почте, чем нарушило порядок подачи котировочных заявок, предусмотренный корпоративной системой, указанной в извещении о проведении запроса котировок (АИС ГЗ Смоленской области).

В связи с вышеизложенным, представители ответчика просят Комиссию Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в удовлетворении требований, изложенных в жалобе Общества, отказать.

В ходе рассмотрения жалобы ООО «Тендер» на действия государственного заказчика – Смоленского областного государственного бюджетного учреждения ветеринарии «Новодугинская станция по борьбе с болезнями животных», уполномоченного органа – Главного управления государственного заказа Смоленской области при проведении запроса котировок на право заключить гражданско-правовой договор на поставку установки для утилизации биоотходов (крематора), осуществление монтажа, пуско-наладки, а также обучение (инструктаж) персонала работе с оборудованием для нужд СОГБУВ «Новодугинская ветстанция» (извещение № 0163200000313003642), и проведенной в соответствии с ч. 5 ст.  17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки соблюдения законодательства в сфере размещения заказов при размещении заказа, являющегося предметом рассмотрения жалобы, Комиссией Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов установлено, что размещение вышеуказанного заказа было осуществлено путем проведения запроса  котировок (начальная (максимальная) цена договора 454 500 руб.), что соответствует требованиям Закона о размещении заказов.

Извещение №0163200000313003642 о проведении запроса котировок 18.07.2013 было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru.

Пунктом 13 извещения о проведении запроса котировок установлено, что участник размещения заказа вправе подать котировочную заявку в форме электронного документа с помощью АИС ГЗ Смоленской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://goszakaz.admin.smolensk.ru.

Согласно п. 3 ст. 43 Закона о размещении заказов, запрос котировок должен содержать ряд сведений, включая форму котировочной заявки, в том числе подаваемой в форме электронного документа.

Комиссией Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов установлено, что заказчиком, уполномоченным органом во исполнение данной правовой нормы, установлена форма котировочной заявки, которая предусматривает наличие такого реквизита участника размещения заказа или уполномоченного им лица как его подпись.

В силу ч. 2 ст. 46 Закона о размещении заказов котировочная заявка подается участником размещения заказа заказчику, уполномоченному органу в письменной форме или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок.

В связи с этим, положения Закона о размещении заказов предусматривают две возможные формы подачи участником размещения заказа котировочной заявки и не определяют право заказчика по своему усмотрению ограничить подачу участником размещения заказа заявки в определенной (одной) форме.

Следовательно, Заявитель имел право подать котировочную заявку в форме электронного документа.

Государственный заказчик, уполномоченный орган не ограничили данное право участника размещения заказа, о чем указано в пункте 13 извещения о проведении запроса котировок.

Таким образом, п. 13 извещения о проведении запроса котировок не ущемляет права участника размещения заказа в подаче котировочной заявки в форме электронного документа, а устанавливает место подачи котировочной заявки, что предусмотрено п.  9 ст.  43 Закона о размещении заказов.

Комиссией Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов установлено, что согласно п. 14 извещения о проведении запроса котировок подача котировочной заявки в форме электронного документа осуществляется в соответствии с инструкциями, опубликованными в АИС ГЗ в разделе «Помощь», что соответствует требованиям п. 12 ст. 2, ч. 1 ст. 3 Закона № 63-ФЗ, согласно которым устанавливается возможность использования электронных подписей в корпоративной информационной системе в порядке, установленном оператором этой системы или соглашением между участниками электронного взаимодействия в ней.

В разделе «Помощь» размещены: Регламент организации подачи котировочной заявки в форме электронного документа при размещении заказа путем проведения запроса котировок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков Смоленской области с использованием автоматизированной информационной системы размещения государственного заказа Смоленской области в сети «Интернет» (далее – Регламент №1), Руководство пользователя – участника размещения заказа (поставщика) (далее – Руководство), Регламент применения электронной подписи в автоматизированной информационной системе размещения государственного заказа Смоленской области (далее - Регламент №2).

В соответствии с п. 7 и п. 8 ст. 2 Закона № 63-ФЗ соответственно:

- удостоверяющий центр - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие функции по созданию и выдаче сертификатов ключей проверки электронных подписей, а также иные функции, предусмотренные данным законом;

- аккредитация удостоверяющего центра - признание уполномоченным федеральным органом соответствия удостоверяющего центра требованиям данного закона.

Согласно Регламента № 1, в корпоративной системе АИС ГЗ, в качестве удостоверяющего центра выступают: Смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Центр информационно - коммуникационных технологий», а также иные организации, перечисленные в разделе «Удостоверяющие центры» открытой части АИС ГЗ, предоставляющие пользователям АИС ГЗ услуги, связанные с использованием электронной подписи, а также организации, входящие в состав единой сферы доверия Закона № 63-ФЗ.

Таким образом, вышеуказанным Регламентом предусматривается возможность использования ЭП, выданными иными удостоверяющими центрами, аккредитованными (признанными) уполномоченным федеральным органом.

Под регистрацией в системе (согласно разделу 4 Руководства), подразумевается заполнение формы электронного заявления с персональными идентификационными данными физического лица, выступающим в роли полномочного представителя юридического лица или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя.

После прохождения участником процедуры регистрации в АИС ГЗ, администратор АИС ГЗ подтверждает участнику его персональные идентификационные данные, что позволяет осуществлять вход в закрытую часть АИС ГЗ и подать котировочную заявку в форме электронного документа (раздел 4 Регламента №1).

При этом согласно ч. 3.4 раздела 3 Регламента №1, подтверждение регистрации администратором АИС ГЗ и рассмотрение представленного соглашения об использовании неквалифицированной ЭП по форме Приложения №1 (в случае использования Участником неквалифицированной ЭП согласно требованиям Закона № 63-ФЗ), осуществляется в срок не более одного рабочего дня.

Разделом 7 Регламента № 1 предусмотрено, что подача котировочной заявки в форме электронного документа, а также регистрация участника в АИС ГЗ производится без взимания платы.

Кроме того, участники размещения заказа для участия во всех проводимых государственными заказчиками Смоленской области запросов котировок проходят процедуру регистрации на сайте АИС ГЗ Смоленской области только один раз, т.е. повторной регистрации для участия в конкретном запросе котировок в дальнейшем не требуется.

В связи с чем, Комиссией Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов каких-либо технических препятствий для регистрации на сайте АИС ГЗ Смоленской области для принятия участия в запросе котировок не установлено.

Из вышесказанного следует, что в извещении о проведении запроса котировок содержится информация (находящейся в открытом доступе в сети «Интернет») о том, каким образом производится подача котировочных заявок в форме электронного документа.

На основании вышеизложенного, Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов пришла к выводу об отсутствии в действиях государственного заказчика, уполномоченного органа нарушений законодательства в сфере размещения заказов в части установления в п. 13 извещения о проведении запроса котировок требования о подаче котировочных заявок в форме электронного документа с помощью автоматизированной информационной системы размещения государственного заказа Смоленской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу - http://goszakaz.admin.smolensk.ru.

Участники, принимающие участие в запросе котировок, при подаче заявки в форме электронного документа, должны выполнить совокупность действий, необходимых для получения допуска к АИС ГЗ и совершению действий в АИС ГЗ, в соответствии с документами, опубликованными в открытой части АИС ГЗ в разделе «Помощь», подразделе «Участники размещения заказа (поставщики)».

ООО «Тендер» вышеуказанные действия не совершило, а направило свою котировочную заявку в форме электронного документа в виде электронного сообщения по электронной почте (ozk@admin.smolensk.ru), чем нарушило вышеописанный порядок подачи котировочных заявок, предусмотренный корпоративной информационной системой, указанной в извещении о проведении запроса котировок (АИС ГЗ Смоленской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://goszakaz.admin.smolensk.ru).

Таким образом, котировочная заявка Общества была подана в ненадлежащее место, следовательно, уполномоченный орган имел право рассматривать ее как входящую корреспонденцию Главного управления государственного заказа Смоленской области, в частности не регистрировать ее в журнале приема котировочных заявок и не уведомлять отправителя о получении котировочной заявки в виде электронного документа.

В связи с чем, нарушений в действиях уполномоченного органа в части не принятия документа Общества в электронной форме в качестве его котировочной заявки, не выявлено.

В результате камеральной проверки Комиссия установила следующее.

Для участия в размещения заказа путем проведения запроса котировок от участников размещения заказа было подано 3 котировочных заявки: ООО «ВИТ-Консалтинг» (предложение о цене договора 205 000 руб.; ООО «Ижевский котельный завод - металлические конструкции» (предложение о цене договора 398 000 руб.); ООО «АгроКем» (предложение о цене договора 293 000 руб.).

Заявки участников размещения заказа ООО «ВИТ-Консалтинг», ООО «Ижевский котельный завод - металлические конструкции» обоснованно признаны котировочной комиссией соответствующими требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок.

Участник размещения заказа ООО «АгроКем» указал в своей котировочной заявке характеристики товара, не соответствующие значениям, установленным п. 4 извещения о проведении запроса котировок (Приложение № 1 к извещению), именно: в заявке указаны следующие характеристики поставляемого оборудования;

 - «Наружные размеры» 1,02х1,25х1,70 м (заказчику требовались размеры 1,02х1,21х1,65 м);

- «Вес» 1350 кг (заказчику требовался 1150 кг);

- «Температурные свойства прокладки» 17300С (требовалось 16500С) и прочее.

Таким образом, данная заявка обоснованно отклонена котировочной комиссией на основании ч. 3 ст. 47 Закона о размещении заказов, так как она не соответствует требованиям извещения о проведении запроса котировок.

Таким образом, изучив все материалы по жалобе, выслушав представителей ответчика, руководствуясь ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Тендер» на действия государственного заказчика – Смоленского областного государственного бюджетного учреждения ветеринарии «Новодугинская станция по борьбе с болезнями животных», уполномоченного органа – Главного управления государственного заказа Смоленской области при проведении запроса котировок на право заключить гражданско-правовой договор на поставку установки для утилизации биоотходов (крематора), осуществление монтажа, пуско-наладки, а также обучение (инструктаж) персонала работе с оборудованием для нужд СОГБУВ «Новодугинская ветстанция» (извещение № 0163200000313003642), необоснованной.

stdClass Object ( [vid] => 11032 [uid] => 5 [title] => Решение по жалобе № 208/13-ГЗ/Ж ООО «Тендер» на действия государственного заказчика – Смоленского областного государственного бюджетного учреждения ветеринарии «Новодугинская станция по борьбе с болезнями животных» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 11031 [type] => solution [language] => ru [created] => 1391182450 [changed] => 1391182450 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1391182450 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по материалам дела №208/13-ГЗ Ж

12 августа 2013 года                                                                                                           г. Смоленск

 

Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов, в составе <…>

при участии представителей от государственного заказчика <…>, от уполномоченного органа <…>

заявитель – ООО «Тендер» был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения жалобы, но на заседание Комиссии его представитель не явился. Ходатайств о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей Общества в Управление не поступало;

в целях осуществления возложенных на Комиссию Смоленского УФАС России по контролю в сфере  размещения заказов (приказ Смоленского УФАС России от 15.08.2012 № 113) функций по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и во исполнение положений ст. 60 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), рассмотрев поступившую жалобу ООО «Тендер» (вх. №259/03 от 05.08.2013) на действия государственного заказчика – Смоленского областного государственного бюджетного учреждения ветеринарии «Новодугинская станция по борьбе с болезнями животных», уполномоченного органа – Главного управления государственного заказа Смоленской области при проведении запроса котировок на право заключить гражданско-правовой договор на поставку установки для утилизации биоотходов (крематора), осуществление монтажа, пуско-наладки, а также обучение (инструктаж) персонала работе с оборудованием для нужд СОГБУВ «Новодугинская ветстанция» (извещение № 0163200000313003642),

УСТАНОВИЛА:

В жалобе ООО «Тендер» (далее – Заявитель, Общество), озвученной в ходе заседания Комиссии Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов членом комиссии <…>, указано на нарушение котировочной комиссией, государственным заказчиком и уполномоченным органом законодательства в сфере размещения заказов.

18.07.2013 извещение № 0163200000313003642 о проведении запроса котировок было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru.

ООО «Тендер» в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов и положений извещения о проведении запроса котировок подготовило и направило 29.07.2013 котировочную заявку по указанному в извещении о проведении запроса котировок электронному адресу: ozk@admin.smolensk.ru.

Котировочная заявка Общества, оформленная в электронном виде и заверенная действительной электронной цифровой подписью (далее – ЭЦП) уполномоченного лица <…>, была направлена по вышеуказанному адресу до окончания срока подачи котировочных заявок (30.07.2013 до 18-00 (время московское)).

В соответствии с ч. 2 ст. 46 Закона о размещении заказов, в случае подачи котировочной заявки в форме электронного документа заказчик, уполномоченный орган в тот же день обязаны направить в письменной форме или в форме электронного документа участнику размещения заказа, подавшему такую заявку, подтверждение получения такой заявки.

Однако, в нарушение вышеуказанной правовой нормы, 29.07.2013 ни государственный заказчик, ни уполномоченный орган не направили Обществу в письменной форме или в форме электронного документа подтверждения получения его заявки. Данные действия государственного заказчика, уполномоченного органа нарушают ч. 2 ст. 46 Закона о размещении заказов.

Ознакомившись, с размещенным 31.07.2013 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru, протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок № 0163200000313003642, заявитель не обнаружил сведений о поданной им котировочной заявке.

В соответствии с ч. 2 ст. 46 Закона о размещении заказов, котировочная заявка подается участником размещения заказа заказчику, уполномоченному органу в письменной форме или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок.

Положениями Закона о размещении заказов не предусмотрено право  заказчика, уполномоченного органа отказать в приеме котировочной заявки в форме электронного документа.

Данное обстоятельство подтверждается Письмом Минэкономразвития РФ № Д22-1025 от 19.10.2009, решениями УФАС по Новосибирской области.

По мнению ООО «Тендер», все вопросы, связанные с организацией надежного и работоспособного способа приема заявок в форме электронных документов от участников размещения заказа является обязанностью заказчика. Положения извещения о проведении запроса котировок о том, что «подача котировочной заявки посредством факсимильной связи, в виде электронного сообщения по электронной почте не допускается» нарушает право участников размещения заказа на равный доступ к участию в размещении заказа и препятствует обеспечению единства экономического пространства на территории РФ при размещении заказов, а как следствие – эффективному использованию средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, что является, согласно статье 1 Закона о размещении заказов, одной из преимущественных его целей.

Извещением о проведении запроса котировок установлено, что котировочная заявка может быть подана участником размещения заказа в форме электронного документа исключительно с помощью автоматизированной информационной системы размещения государственного заказа Смоленской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - АИС ГЗ) по адресу - http://goszakaz.admin.smolensk.ru.

Следовательно, участники размещения заказа для участия в данном запросе котировок должны пройти регистрацию на указанной площадке и приобрести ЭЦП у определенных (аккредитованных) Администрацией Смоленской области удостоверяющих центров. По мнению заявителя, указанные действия заказчика и уполномоченного органа создают преимущества организациям, имеющим ЭЦП конкретных удостоверяющих центров.

Кроме того, как считает заявитель, подача заявки через указанную в извещении корпоративную систему позволяет направить заявку в течение одного - двух часов, в то время, в случае направления такой заявки обычным способом (посредством электронной почты) на это потребуется около 10-20 минут.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149-ФЗ), электронный документ – это документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.

Статья 43 Закона о размещении заказов не предусматривает право заказчика и уполномоченного органа устанавливать ограничения на порядок подачи котировочных заявок (как в бумажном, так и в электронном виде).

Согласно ч. 3 ст. 47 Закона о размещении заказов, котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается.

Файл с котировочной заявкой был подписан ЭЦП директора Общества.

Таким образом, заявка направлена в полном соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере размещения заказов. Заказчик и уполномоченный орган, не приняв данную заявку к рассмотрению, нарушили права и законные интересы заявителя, связанные с его участием в размещении заказа, искусственно создав невозможность участия заявителя в запросе котировок.

В связи с чем, Общество просит Комиссию Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов отменить протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок от 31.07.2013, принять к рассмотрению заявку заявителя.

Представители уполномоченного органа <…> по сути жалобы пояснили следующее.

18.07.2013 в соответствии с нормами ч. 1 ст. 45 Закона о размещении заказов, извещение о проведении запроса котировок размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru.

30.07.2013 на электронную почту Главного управления государственного заказа Смоленской области поступило электронное сообщение от ООО «Тендер» с приложением котировочной заявки на участие в запросе котировок. При открытии данного электронного сообщения с помощью текстового редактора MS Word 2007 электронная цифровая подпись директора Общества на котировочной заявке отсутствовала.

07.08.2013 в адрес заявителя было направлено письмо, в котором сообщалось о невозможности приема и регистрации котировочной заявки в связи с нарушением порядка ее подачи, установленного извещением о проведении запроса котировок. Далее в письме указывалось о возможности подачи заявки (согласно п. 13 извещения  о проведении запроса котировок) в форме электронного документа с помощью автоматизированной информационной системы размещения государственного заказа Смоленской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по адресу http://goszakaz.admin.smolensk.ru.

В соответствии с положениями п. 11.1 ст. 2 Закона № 149-ФЗ, электронный документ – это документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.

В целях заключения гражданско-правовых договоров или оформления иных правоотношений, в которых участвуют лица, обменивающиеся электронными сообщениями, обмен электронными сообщениями, каждое из которых подписано электронной подписью или иным аналогом собственноручной подписи отправителя такого сообщения, в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон, рассматривается как обмен документами (ч. 4 ст. 11 Закона № 149-ФЗ).

Согласно требованиям п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее – Закон № 63-ФЗ), под электронной подписью понимается информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.

Положениями ст. 5 Закона № 63-ФЗ определены виды электронных подписей, а именно: простая электронная подпись и усиленная электронная подпись. Различаются усиленная неквалифицированная электронная подпись и усиленная квалифицированная электронная подпись.

При этом согласно частям 3, 4 ст. 5 Закона № 63-ФЗ, только усиленная неквалифицированная электронная подпись и усиленная квалифицированная электронная подпись позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ и обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания.

Положения п. 12 ст. 2, ч. 1 ст. 3 Закона № 63-ФЗ устанавливают возможность использования электронных подписей в корпоративной информационной системе в порядке, установленном оператором этой системы или соглашением между участниками электронного взаимодействия в ней.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона № 63-ФЗ, сертификаты ключей проверки электронных подписей создает и выдает лицам, обратившимся за их получением (заявителям), удостоверяющий центр. Квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи подлежит созданию с использованием средств аккредитованного удостоверяющего центра.

В пункте 13 извещения о проведении запроса котировок установлено место подачи электронной заявки, что предусмотрено п. 9 ст. 43 Закона о размещении заказов.

Согласно п. 14 извещения, подача котировочной заявки в форме электронного документа осуществляется в соответствии с инструкциями, опубликованными в АИС ГЗ «Помощь».

В указанном разделе АИС ГЗ размещен Регламент организации подачи котировочной заявки в форме электронного документа при размещении заказа путем проведения запроса котировок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков Смоленской области. В п. 8.5 данного Регламента определено, что участники, принимающие участие в запросе котировок, должны выполнить совокупность действий, необходимых для получения допуска к АИС ГЗ и совершению действий в ней, в соответствии с документами, опубликованными в открытой части АИС ГЗ в разделе «Помощь», подразделе «Участники размещения заказа (поставщики)».

ООО «Тендер» указанные действия не совершило, а направило свою котировочную заявку в форме электронного документа по электронной почте, чем нарушило порядок подачи котировочных заявок, предусмотренный корпоративной системой, указанной в извещении о проведении запроса котировок (АИС ГЗ Смоленской области).

В связи с вышеизложенным, представители ответчика просят Комиссию Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в удовлетворении требований, изложенных в жалобе Общества, отказать.

В ходе рассмотрения жалобы ООО «Тендер» на действия государственного заказчика – Смоленского областного государственного бюджетного учреждения ветеринарии «Новодугинская станция по борьбе с болезнями животных», уполномоченного органа – Главного управления государственного заказа Смоленской области при проведении запроса котировок на право заключить гражданско-правовой договор на поставку установки для утилизации биоотходов (крематора), осуществление монтажа, пуско-наладки, а также обучение (инструктаж) персонала работе с оборудованием для нужд СОГБУВ «Новодугинская ветстанция» (извещение № 0163200000313003642), и проведенной в соответствии с ч. 5 ст.  17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки соблюдения законодательства в сфере размещения заказов при размещении заказа, являющегося предметом рассмотрения жалобы, Комиссией Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов установлено, что размещение вышеуказанного заказа было осуществлено путем проведения запроса  котировок (начальная (максимальная) цена договора 454 500 руб.), что соответствует требованиям Закона о размещении заказов.

Извещение №0163200000313003642 о проведении запроса котировок 18.07.2013 было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru.

Пунктом 13 извещения о проведении запроса котировок установлено, что участник размещения заказа вправе подать котировочную заявку в форме электронного документа с помощью АИС ГЗ Смоленской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://goszakaz.admin.smolensk.ru.

Согласно п. 3 ст. 43 Закона о размещении заказов, запрос котировок должен содержать ряд сведений, включая форму котировочной заявки, в том числе подаваемой в форме электронного документа.

Комиссией Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов установлено, что заказчиком, уполномоченным органом во исполнение данной правовой нормы, установлена форма котировочной заявки, которая предусматривает наличие такого реквизита участника размещения заказа или уполномоченного им лица как его подпись.

В силу ч. 2 ст. 46 Закона о размещении заказов котировочная заявка подается участником размещения заказа заказчику, уполномоченному органу в письменной форме или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок.

В связи с этим, положения Закона о размещении заказов предусматривают две возможные формы подачи участником размещения заказа котировочной заявки и не определяют право заказчика по своему усмотрению ограничить подачу участником размещения заказа заявки в определенной (одной) форме.

Следовательно, Заявитель имел право подать котировочную заявку в форме электронного документа.

Государственный заказчик, уполномоченный орган не ограничили данное право участника размещения заказа, о чем указано в пункте 13 извещения о проведении запроса котировок.

Таким образом, п. 13 извещения о проведении запроса котировок не ущемляет права участника размещения заказа в подаче котировочной заявки в форме электронного документа, а устанавливает место подачи котировочной заявки, что предусмотрено п.  9 ст.  43 Закона о размещении заказов.

Комиссией Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов установлено, что согласно п. 14 извещения о проведении запроса котировок подача котировочной заявки в форме электронного документа осуществляется в соответствии с инструкциями, опубликованными в АИС ГЗ в разделе «Помощь», что соответствует требованиям п. 12 ст. 2, ч. 1 ст. 3 Закона № 63-ФЗ, согласно которым устанавливается возможность использования электронных подписей в корпоративной информационной системе в порядке, установленном оператором этой системы или соглашением между участниками электронного взаимодействия в ней.

В разделе «Помощь» размещены: Регламент организации подачи котировочной заявки в форме электронного документа при размещении заказа путем проведения запроса котировок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков Смоленской области с использованием автоматизированной информационной системы размещения государственного заказа Смоленской области в сети «Интернет» (далее – Регламент №1), Руководство пользователя – участника размещения заказа (поставщика) (далее – Руководство), Регламент применения электронной подписи в автоматизированной информационной системе размещения государственного заказа Смоленской области (далее - Регламент №2).

В соответствии с п. 7 и п. 8 ст. 2 Закона № 63-ФЗ соответственно:

- удостоверяющий центр - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие функции по созданию и выдаче сертификатов ключей проверки электронных подписей, а также иные функции, предусмотренные данным законом;

- аккредитация удостоверяющего центра - признание уполномоченным федеральным органом соответствия удостоверяющего центра требованиям данного закона.

Согласно Регламента № 1, в корпоративной системе АИС ГЗ, в качестве удостоверяющего центра выступают: Смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Центр информационно - коммуникационных технологий», а также иные организации, перечисленные в разделе «Удостоверяющие центры» открытой части АИС ГЗ, предоставляющие пользователям АИС ГЗ услуги, связанные с использованием электронной подписи, а также организации, входящие в состав единой сферы доверия Закона № 63-ФЗ.

Таким образом, вышеуказанным Регламентом предусматривается возможность использования ЭП, выданными иными удостоверяющими центрами, аккредитованными (признанными) уполномоченным федеральным органом.

Под регистрацией в системе (согласно разделу 4 Руководства), подразумевается заполнение формы электронного заявления с персональными идентификационными данными физического лица, выступающим в роли полномочного представителя юридического лица или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя.

После прохождения участником процедуры регистрации в АИС ГЗ, администратор АИС ГЗ подтверждает участнику его персональные идентификационные данные, что позволяет осуществлять вход в закрытую часть АИС ГЗ и подать котировочную заявку в форме электронного документа (раздел 4 Регламента №1).

При этом согласно ч. 3.4 раздела 3 Регламента №1, подтверждение регистрации администратором АИС ГЗ и рассмотрение представленного соглашения об использовании неквалифицированной ЭП по форме Приложения №1 (в случае использования Участником неквалифицированной ЭП согласно требованиям Закона № 63-ФЗ), осуществляется в срок не более одного рабочего дня.

Разделом 7 Регламента № 1 предусмотрено, что подача котировочной заявки в форме электронного документа, а также регистрация участника в АИС ГЗ производится без взимания платы.

Кроме того, участники размещения заказа для участия во всех проводимых государственными заказчиками Смоленской области запросов котировок проходят процедуру регистрации на сайте АИС ГЗ Смоленской области только один раз, т.е. повторной регистрации для участия в конкретном запросе котировок в дальнейшем не требуется.

В связи с чем, Комиссией Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов каких-либо технических препятствий для регистрации на сайте АИС ГЗ Смоленской области для принятия участия в запросе котировок не установлено.

Из вышесказанного следует, что в извещении о проведении запроса котировок содержится информация (находящейся в открытом доступе в сети «Интернет») о том, каким образом производится подача котировочных заявок в форме электронного документа.

На основании вышеизложенного, Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов пришла к выводу об отсутствии в действиях государственного заказчика, уполномоченного органа нарушений законодательства в сфере размещения заказов в части установления в п. 13 извещения о проведении запроса котировок требования о подаче котировочных заявок в форме электронного документа с помощью автоматизированной информационной системы размещения государственного заказа Смоленской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу - http://goszakaz.admin.smolensk.ru.

Участники, принимающие участие в запросе котировок, при подаче заявки в форме электронного документа, должны выполнить совокупность действий, необходимых для получения допуска к АИС ГЗ и совершению действий в АИС ГЗ, в соответствии с документами, опубликованными в открытой части АИС ГЗ в разделе «Помощь», подразделе «Участники размещения заказа (поставщики)».

ООО «Тендер» вышеуказанные действия не совершило, а направило свою котировочную заявку в форме электронного документа в виде электронного сообщения по электронной почте (ozk@admin.smolensk.ru), чем нарушило вышеописанный порядок подачи котировочных заявок, предусмотренный корпоративной информационной системой, указанной в извещении о проведении запроса котировок (АИС ГЗ Смоленской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://goszakaz.admin.smolensk.ru).

Таким образом, котировочная заявка Общества была подана в ненадлежащее место, следовательно, уполномоченный орган имел право рассматривать ее как входящую корреспонденцию Главного управления государственного заказа Смоленской области, в частности не регистрировать ее в журнале приема котировочных заявок и не уведомлять отправителя о получении котировочной заявки в виде электронного документа.

В связи с чем, нарушений в действиях уполномоченного органа в части не принятия документа Общества в электронной форме в качестве его котировочной заявки, не выявлено.

В результате камеральной проверки Комиссия установила следующее.

Для участия в размещения заказа путем проведения запроса котировок от участников размещения заказа было подано 3 котировочных заявки: ООО «ВИТ-Консалтинг» (предложение о цене договора 205 000 руб.; ООО «Ижевский котельный завод - металлические конструкции» (предложение о цене договора 398 000 руб.); ООО «АгроКем» (предложение о цене договора 293 000 руб.).

Заявки участников размещения заказа ООО «ВИТ-Консалтинг», ООО «Ижевский котельный завод - металлические конструкции» обоснованно признаны котировочной комиссией соответствующими требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок.

Участник размещения заказа ООО «АгроКем» указал в своей котировочной заявке характеристики товара, не соответствующие значениям, установленным п. 4 извещения о проведении запроса котировок (Приложение № 1 к извещению), именно: в заявке указаны следующие характеристики поставляемого оборудования;

 - «Наружные размеры» 1,02х1,25х1,70 м (заказчику требовались размеры 1,02х1,21х1,65 м);

- «Вес» 1350 кг (заказчику требовался 1150 кг);

- «Температурные свойства прокладки» 17300С (требовалось 16500С) и прочее.

Таким образом, данная заявка обоснованно отклонена котировочной комиссией на основании ч. 3 ст. 47 Закона о размещении заказов, так как она не соответствует требованиям извещения о проведении запроса котировок.

Таким образом, изучив все материалы по жалобе, выслушав представителей ответчика, руководствуясь ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Тендер» на действия государственного заказчика – Смоленского областного государственного бюджетного учреждения ветеринарии «Новодугинская станция по борьбе с болезнями животных», уполномоченного органа – Главного управления государственного заказа Смоленской области при проведении запроса котировок на право заключить гражданско-правовой договор на поставку установки для утилизации биоотходов (крематора), осуществление монтажа, пуско-наладки, а также обучение (инструктаж) персонала работе с оборудованием для нужд СОГБУВ «Новодугинская ветстанция» (извещение № 0163200000313003642), необоснованной.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по материалам дела №208/13-ГЗ Ж

12 августа 2013 года                                                                                                           г. Смоленск

 

Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов, в составе <…>

при участии представителей от государственного заказчика <…>, от уполномоченного органа <…>

заявитель – ООО «Тендер» был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения жалобы, но на заседание Комиссии его представитель не явился. Ходатайств о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей Общества в Управление не поступало;

в целях осуществления возложенных на Комиссию Смоленского УФАС России по контролю в сфере  размещения заказов (приказ Смоленского УФАС России от 15.08.2012 № 113) функций по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и во исполнение положений ст. 60 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), рассмотрев поступившую жалобу ООО «Тендер» (вх. №259/03 от 05.08.2013) на действия государственного заказчика – Смоленского областного государственного бюджетного учреждения ветеринарии «Новодугинская станция по борьбе с болезнями животных», уполномоченного органа – Главного управления государственного заказа Смоленской области при проведении запроса котировок на право заключить гражданско-правовой договор на поставку установки для утилизации биоотходов (крематора), осуществление монтажа, пуско-наладки, а также обучение (инструктаж) персонала работе с оборудованием для нужд СОГБУВ «Новодугинская ветстанция» (извещение № 0163200000313003642),

УСТАНОВИЛА:

В жалобе ООО «Тендер» (далее – Заявитель, Общество), озвученной в ходе заседания Комиссии Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов членом комиссии <…>, указано на нарушение котировочной комиссией, государственным заказчиком и уполномоченным органом законодательства в сфере размещения заказов.

18.07.2013 извещение № 0163200000313003642 о проведении запроса котировок было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru.

ООО «Тендер» в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов и положений извещения о проведении запроса котировок подготовило и направило 29.07.2013 котировочную заявку по указанному в извещении о проведении запроса котировок электронному адресу: ozk@admin.smolensk.ru.

Котировочная заявка Общества, оформленная в электронном виде и заверенная действительной электронной цифровой подписью (далее – ЭЦП) уполномоченного лица <…>, была направлена по вышеуказанному адресу до окончания срока подачи котировочных заявок (30.07.2013 до 18-00 (время московское)).

В соответствии с ч. 2 ст. 46 Закона о размещении заказов, в случае подачи котировочной заявки в форме электронного документа заказчик, уполномоченный орган в тот же день обязаны направить в письменной форме или в форме электронного документа участнику размещения заказа, подавшему такую заявку, подтверждение получения такой заявки.

Однако, в нарушение вышеуказанной правовой нормы, 29.07.2013 ни государственный заказчик, ни уполномоченный орган не направили Обществу в письменной форме или в форме электронного документа подтверждения получения его заявки. Данные действия государственного заказчика, уполномоченного органа нарушают ч. 2 ст. 46 Закона о размещении заказов.

Ознакомившись, с размещенным 31.07.2013 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru, протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок № 0163200000313003642, заявитель не обнаружил сведений о поданной им котировочной заявке.

В соответствии с ч. 2 ст. 46 Закона о размещении заказов, котировочная заявка подается участником размещения заказа заказчику, уполномоченному органу в письменной форме или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок.

Положениями Закона о размещении заказов не предусмотрено право  заказчика, уполномоченного органа отказать в приеме котировочной заявки в форме электронного документа.

Данное обстоятельство подтверждается Письмом Минэкономразвития РФ № Д22-1025 от 19.10.2009, решениями УФАС по Новосибирской области.

По мнению ООО «Тендер», все вопросы, связанные с организацией надежного и работоспособного способа приема заявок в форме электронных документов от участников размещения заказа является обязанностью заказчика. Положения извещения о проведении запроса котировок о том, что «подача котировочной заявки посредством факсимильной связи, в виде электронного сообщения по электронной почте не допускается» нарушает право участников размещения заказа на равный доступ к участию в размещении заказа и препятствует обеспечению единства экономического пространства на территории РФ при размещении заказов, а как следствие – эффективному использованию средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, что является, согласно статье 1 Закона о размещении заказов, одной из преимущественных его целей.

Извещением о проведении запроса котировок установлено, что котировочная заявка может быть подана участником размещения заказа в форме электронного документа исключительно с помощью автоматизированной информационной системы размещения государственного заказа Смоленской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - АИС ГЗ) по адресу - http://goszakaz.admin.smolensk.ru.

Следовательно, участники размещения заказа для участия в данном запросе котировок должны пройти регистрацию на указанной площадке и приобрести ЭЦП у определенных (аккредитованных) Администрацией Смоленской области удостоверяющих центров. По мнению заявителя, указанные действия заказчика и уполномоченного органа создают преимущества организациям, имеющим ЭЦП конкретных удостоверяющих центров.

Кроме того, как считает заявитель, подача заявки через указанную в извещении корпоративную систему позволяет направить заявку в течение одного - двух часов, в то время, в случае направления такой заявки обычным способом (посредством электронной почты) на это потребуется около 10-20 минут.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149-ФЗ), электронный документ – это документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.

Статья 43 Закона о размещении заказов не предусматривает право заказчика и уполномоченного органа устанавливать ограничения на порядок подачи котировочных заявок (как в бумажном, так и в электронном виде).

Согласно ч. 3 ст. 47 Закона о размещении заказов, котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается.

Файл с котировочной заявкой был подписан ЭЦП директора Общества.

Таким образом, заявка направлена в полном соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере размещения заказов. Заказчик и уполномоченный орган, не приняв данную заявку к рассмотрению, нарушили права и законные интересы заявителя, связанные с его участием в размещении заказа, искусственно создав невозможность участия заявителя в запросе котировок.

В связи с чем, Общество просит Комиссию Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов отменить протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок от 31.07.2013, принять к рассмотрению заявку заявителя.

Представители уполномоченного органа <…> по сути жалобы пояснили следующее.

18.07.2013 в соответствии с нормами ч. 1 ст. 45 Закона о размещении заказов, извещение о проведении запроса котировок размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru.

30.07.2013 на электронную почту Главного управления государственного заказа Смоленской области поступило электронное сообщение от ООО «Тендер» с приложением котировочной заявки на участие в запросе котировок. При открытии данного электронного сообщения с помощью текстового редактора MS Word 2007 электронная цифровая подпись директора Общества на котировочной заявке отсутствовала.

07.08.2013 в адрес заявителя было направлено письмо, в котором сообщалось о невозможности приема и регистрации котировочной заявки в связи с нарушением порядка ее подачи, установленного извещением о проведении запроса котировок. Далее в письме указывалось о возможности подачи заявки (согласно п. 13 извещения  о проведении запроса котировок) в форме электронного документа с помощью автоматизированной информационной системы размещения государственного заказа Смоленской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по адресу http://goszakaz.admin.smolensk.ru.

В соответствии с положениями п. 11.1 ст. 2 Закона № 149-ФЗ, электронный документ – это документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.

В целях заключения гражданско-правовых договоров или оформления иных правоотношений, в которых участвуют лица, обменивающиеся электронными сообщениями, обмен электронными сообщениями, каждое из которых подписано электронной подписью или иным аналогом собственноручной подписи отправителя такого сообщения, в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон, рассматривается как обмен документами (ч. 4 ст. 11 Закона № 149-ФЗ).

Согласно требованиям п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее – Закон № 63-ФЗ), под электронной подписью понимается информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.

Положениями ст. 5 Закона № 63-ФЗ определены виды электронных подписей, а именно: простая электронная подпись и усиленная электронная подпись. Различаются усиленная неквалифицированная электронная подпись и усиленная квалифицированная электронная подпись.

При этом согласно частям 3, 4 ст. 5 Закона № 63-ФЗ, только усиленная неквалифицированная электронная подпись и усиленная квалифицированная электронная подпись позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ и обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания.

Положения п. 12 ст. 2, ч. 1 ст. 3 Закона № 63-ФЗ устанавливают возможность использования электронных подписей в корпоративной информационной системе в порядке, установленном оператором этой системы или соглашением между участниками электронного взаимодействия в ней.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона № 63-ФЗ, сертификаты ключей проверки электронных подписей создает и выдает лицам, обратившимся за их получением (заявителям), удостоверяющий центр. Квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи подлежит созданию с использованием средств аккредитованного удостоверяющего центра.

В пункте 13 извещения о проведении запроса котировок установлено место подачи электронной заявки, что предусмотрено п. 9 ст. 43 Закона о размещении заказов.

Согласно п. 14 извещения, подача котировочной заявки в форме электронного документа осуществляется в соответствии с инструкциями, опубликованными в АИС ГЗ «Помощь».

В указанном разделе АИС ГЗ размещен Регламент организации подачи котировочной заявки в форме электронного документа при размещении заказа путем проведения запроса котировок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков Смоленской области. В п. 8.5 данного Регламента определено, что участники, принимающие участие в запросе котировок, должны выполнить совокупность действий, необходимых для получения допуска к АИС ГЗ и совершению действий в ней, в соответствии с документами, опубликованными в открытой части АИС ГЗ в разделе «Помощь», подразделе «Участники размещения заказа (поставщики)».

ООО «Тендер» указанные действия не совершило, а направило свою котировочную заявку в форме электронного документа по электронной почте, чем нарушило порядок подачи котировочных заявок, предусмотренный корпоративной системой, указанной в извещении о проведении запроса котировок (АИС ГЗ Смоленской области).

В связи с вышеизложенным, представители ответчика просят Комиссию Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в удовлетворении требований, изложенных в жалобе Общества, отказать.

В ходе рассмотрения жалобы ООО «Тендер» на действия государственного заказчика – Смоленского областного государственного бюджетного учреждения ветеринарии «Новодугинская станция по борьбе с болезнями животных», уполномоченного органа – Главного управления государственного заказа Смоленской области при проведении запроса котировок на право заключить гражданско-правовой договор на поставку установки для утилизации биоотходов (крематора), осуществление монтажа, пуско-наладки, а также обучение (инструктаж) персонала работе с оборудованием для нужд СОГБУВ «Новодугинская ветстанция» (извещение № 0163200000313003642), и проведенной в соответствии с ч. 5 ст.  17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки соблюдения законодательства в сфере размещения заказов при размещении заказа, являющегося предметом рассмотрения жалобы, Комиссией Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов установлено, что размещение вышеуказанного заказа было осуществлено путем проведения запроса  котировок (начальная (максимальная) цена договора 454 500 руб.), что соответствует требованиям Закона о размещении заказов.

Извещение №0163200000313003642 о проведении запроса котировок 18.07.2013 было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru.

Пунктом 13 извещения о проведении запроса котировок установлено, что участник размещения заказа вправе подать котировочную заявку в форме электронного документа с помощью АИС ГЗ Смоленской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://goszakaz.admin.smolensk.ru.

Согласно п. 3 ст. 43 Закона о размещении заказов, запрос котировок должен содержать ряд сведений, включая форму котировочной заявки, в том числе подаваемой в форме электронного документа.

Комиссией Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов установлено, что заказчиком, уполномоченным органом во исполнение данной правовой нормы, установлена форма котировочной заявки, которая предусматривает наличие такого реквизита участника размещения заказа или уполномоченного им лица как его подпись.

В силу ч. 2 ст. 46 Закона о размещении заказов котировочная заявка подается участником размещения заказа заказчику, уполномоченному органу в письменной форме или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок.

В связи с этим, положения Закона о размещении заказов предусматривают две возможные формы подачи участником размещения заказа котировочной заявки и не определяют право заказчика по своему усмотрению ограничить подачу участником размещения заказа заявки в определенной (одной) форме.

Следовательно, Заявитель имел право подать котировочную заявку в форме электронного документа.

Государственный заказчик, уполномоченный орган не ограничили данное право участника размещения заказа, о чем указано в пункте 13 извещения о проведении запроса котировок.

Таким образом, п. 13 извещения о проведении запроса котировок не ущемляет права участника размещения заказа в подаче котировочной заявки в форме электронного документа, а устанавливает место подачи котировочной заявки, что предусмотрено п.  9 ст.  43 Закона о размещении заказов.

Комиссией Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов установлено, что согласно п. 14 извещения о проведении запроса котировок подача котировочной заявки в форме электронного документа осуществляется в соответствии с инструкциями, опубликованными в АИС ГЗ в разделе «Помощь», что соответствует требованиям п. 12 ст. 2, ч. 1 ст. 3 Закона № 63-ФЗ, согласно которым устанавливается возможность использования электронных подписей в корпоративной информационной системе в порядке, установленном оператором этой системы или соглашением между участниками электронного взаимодействия в ней.

В разделе «Помощь» размещены: Регламент организации подачи котировочной заявки в форме электронного документа при размещении заказа путем проведения запроса котировок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков Смоленской области с использованием автоматизированной информационной системы размещения государственного заказа Смоленской области в сети «Интернет» (далее – Регламент №1), Руководство пользователя – участника размещения заказа (поставщика) (далее – Руководство), Регламент применения электронной подписи в автоматизированной информационной системе размещения государственного заказа Смоленской области (далее - Регламент №2).

В соответствии с п. 7 и п. 8 ст. 2 Закона № 63-ФЗ соответственно:

- удостоверяющий центр - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие функции по созданию и выдаче сертификатов ключей проверки электронных подписей, а также иные функции, предусмотренные данным законом;

- аккредитация удостоверяющего центра - признание уполномоченным федеральным органом соответствия удостоверяющего центра требованиям данного закона.

Согласно Регламента № 1, в корпоративной системе АИС ГЗ, в качестве удостоверяющего центра выступают: Смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Центр информационно - коммуникационных технологий», а также иные организации, перечисленные в разделе «Удостоверяющие центры» открытой части АИС ГЗ, предоставляющие пользователям АИС ГЗ услуги, связанные с использованием электронной подписи, а также организации, входящие в состав единой сферы доверия Закона № 63-ФЗ.

Таким образом, вышеуказанным Регламентом предусматривается возможность использования ЭП, выданными иными удостоверяющими центрами, аккредитованными (признанными) уполномоченным федеральным органом.

Под регистрацией в системе (согласно разделу 4 Руководства), подразумевается заполнение формы электронного заявления с персональными идентификационными данными физического лица, выступающим в роли полномочного представителя юридического лица или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя.

После прохождения участником процедуры регистрации в АИС ГЗ, администратор АИС ГЗ подтверждает участнику его персональные идентификационные данные, что позволяет осуществлять вход в закрытую часть АИС ГЗ и подать котировочную заявку в форме электронного документа (раздел 4 Регламента №1).

При этом согласно ч. 3.4 раздела 3 Регламента №1, подтверждение регистрации администратором АИС ГЗ и рассмотрение представленного соглашения об использовании неквалифицированной ЭП по форме Приложения №1 (в случае использования Участником неквалифицированной ЭП согласно требованиям Закона № 63-ФЗ), осуществляется в срок не более одного рабочего дня.

Разделом 7 Регламента № 1 предусмотрено, что подача котировочной заявки в форме электронного документа, а также регистрация участника в АИС ГЗ производится без взимания платы.

Кроме того, участники размещения заказа для участия во всех проводимых государственными заказчиками Смоленской области запросов котировок проходят процедуру регистрации на сайте АИС ГЗ Смоленской области только один раз, т.е. повторной регистрации для участия в конкретном запросе котировок в дальнейшем не требуется.

В связи с чем, Комиссией Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов каких-либо технических препятствий для регистрации на сайте АИС ГЗ Смоленской области для принятия участия в запросе котировок не установлено.

Из вышесказанного следует, что в извещении о проведении запроса котировок содержится информация (находящейся в открытом доступе в сети «Интернет») о том, каким образом производится подача котировочных заявок в форме электронного документа.

На основании вышеизложенного, Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов пришла к выводу об отсутствии в действиях государственного заказчика, уполномоченного органа нарушений законодательства в сфере размещения заказов в части установления в п. 13 извещения о проведении запроса котировок требования о подаче котировочных заявок в форме электронного документа с помощью автоматизированной информационной системы размещения государственного заказа Смоленской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу - http://goszakaz.admin.smolensk.ru.

Участники, принимающие участие в запросе котировок, при подаче заявки в форме электронного документа, должны выполнить совокупность действий, необходимых для получения допуска к АИС ГЗ и совершению действий в АИС ГЗ, в соответствии с документами, опубликованными в открытой части АИС ГЗ в разделе «Помощь», подразделе «Участники размещения заказа (поставщики)».

ООО «Тендер» вышеуказанные действия не совершило, а направило свою котировочную заявку в форме электронного документа в виде электронного сообщения по электронной почте (ozk@admin.smolensk.ru), чем нарушило вышеописанный порядок подачи котировочных заявок, предусмотренный корпоративной информационной системой, указанной в извещении о проведении запроса котировок (АИС ГЗ Смоленской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://goszakaz.admin.smolensk.ru).

Таким образом, котировочная заявка Общества была подана в ненадлежащее место, следовательно, уполномоченный орган имел право рассматривать ее как входящую корреспонденцию Главного управления государственного заказа Смоленской области, в частности не регистрировать ее в журнале приема котировочных заявок и не уведомлять отправителя о получении котировочной заявки в виде электронного документа.

В связи с чем, нарушений в действиях уполномоченного органа в части не принятия документа Общества в электронной форме в качестве его котировочной заявки, не выявлено.

В результате камеральной проверки Комиссия установила следующее.

Для участия в размещения заказа путем проведения запроса котировок от участников размещения заказа было подано 3 котировочных заявки: ООО «ВИТ-Консалтинг» (предложение о цене договора 205 000 руб.; ООО «Ижевский котельный завод - металлические конструкции» (предложение о цене договора 398 000 руб.); ООО «АгроКем» (предложение о цене договора 293 000 руб.).

Заявки участников размещения заказа ООО «ВИТ-Консалтинг», ООО «Ижевский котельный завод - металлические конструкции» обоснованно признаны котировочной комиссией соответствующими требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок.

Участник размещения заказа ООО «АгроКем» указал в своей котировочной заявке характеристики товара, не соответствующие значениям, установленным п. 4 извещения о проведении запроса котировок (Приложение № 1 к извещению), именно: в заявке указаны следующие характеристики поставляемого оборудования;

 - «Наружные размеры» 1,02х1,25х1,70 м (заказчику требовались размеры 1,02х1,21х1,65 м);

- «Вес» 1350 кг (заказчику требовался 1150 кг);

- «Температурные свойства прокладки» 17300С (требовалось 16500С) и прочее.

Таким образом, данная заявка обоснованно отклонена котировочной комиссией на основании ч. 3 ст. 47 Закона о размещении заказов, так как она не соответствует требованиям извещения о проведении запроса котировок.

Таким образом, изучив все материалы по жалобе, выслушав представителей ответчика, руководствуясь ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Тендер» на действия государственного заказчика – Смоленского областного государственного бюджетного учреждения ветеринарии «Новодугинская станция по борьбе с болезнями животных», уполномоченного органа – Главного управления государственного заказа Смоленской области при проведении запроса котировок на право заключить гражданско-правовой договор на поставку установки для утилизации биоотходов (крематора), осуществление монтажа, пуско-наладки, а также обучение (инструктаж) персонала работе с оборудованием для нужд СОГБУВ «Новодугинская ветстанция» (извещение № 0163200000313003642), необоснованной.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 208/13-ГЗ/Ж [format] => [safe_value] => 208/13-ГЗ/Ж ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 50 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 50 [vid] => 6 [name] => Контроль проведения торгов [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-08-15 13:01:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-08-12 11:32:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1391182450 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:1;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Смоленское УФАС России )