Решение по делу № 49/13-РЗ о признании ненадлежащей рекламы медицинских услуг ООО "Центр ЭКО"

Номер дела: 49/13-РЗ
Дата публикации: 11 октября 2013, 11:12

РЕШЕНИЕ  ПО ДЕЛУ №  49/13-РЗ 

 

8 октября 2013 года                                                                             г.  Смоленск               

 

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: <…>

рассмотрев дело № 49/13-РЗ по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения наружной рекламы медицинских услуг Центра ЭКО,

в отсутствие представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО «Центр ЭКО» (местонахождение: 214031, г. Смоленск, ул. Генерала Паскевича, д. 19), извещенного о времени и месте рассмотрения дела в установленном порядке,

УСТАНОВИЛА:

В результате осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении наружной рекламы, должностными лицами Смоленского УФАС России 26.07.2013, 16.08.2013,  25.07.2013 и 28.08.2013 было выявлено, что на настенных панно, установленных на стене торгового центра «Европа» по адресу: г. Смоленск, ул. Крупской, дом № 43 и на стене торгового комплекса «Центрум» по адресу: ул. Николаева, д. 12А, размещалась рекламная информация следующего содержания:   

«Центр ЭКО  Смоленск  Лечение бесплодия (ЭКО)  Ведение беременности

УЗИ всех органов  Терапевт  Генетик  Уролог Маммолог  Все виды анализов ул. Генерала Паскевича, 19  Тел.30-31-41,  30-31-42».

Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон «О рекламе»): «Реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама».

Указанная информация является рекламой, так как предназначена для неопределенного круга лиц - размещается на улицах города и круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации, направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к Центру ЭКО и медицинским услугам, способствует продвижению медицинских услуг на рынке.

В соответствии с пунктами 4, 6, 7 и 8 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»:

«медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;

профилактика - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания;

диагностика - комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий;

лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни».

В соответствии с Отраслевым стандартом "Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении", утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2001 № 12, медицинская услуга - это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.

Согласно «Номенклатуре медицинских услуг», утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 1664н, ультразвуковое исследование органов (УЗИ) и анализы крови, мочи, кожи, волос и др. (все виды анализов) являются медицинскими услугами.

На основании с пунктов 1 и 2 статьи 55 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»:

«1. Вспомогательные репродуктивные технологии представляют собой методы лечения бесплодия, при применении которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне материнского организма (в том числе с использованием донорских и (или) криоконсервированных половых клеток, тканей репродуктивных органов и эмбрионов, а также суррогатного материнства).

2. Порядок использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказания и ограничения к их применению утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.»

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.08.2012 № 107н «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению» утверждены порядок использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказания и ограничения к их применению и перечень противопоказаний к проведению базовой программы вспомогательных репродуктивных технологий.

Таким образом, указанная реклама Центра ЭКО о лечении бесплодия (ЭКО – экстрокорпоральное оплодотворение),  УЗИ всех органов и всех видов анализов, является рекламой медицинских услуг.

В соответствии с частью 7 статьи 24 Закона «О рекламе»: «Реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов  площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства)».

В размещаемой рекламе медицинских услуг отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию или необходимости получения консультации специалистов, что указывает на признаки нарушения требований части 7 статьи 24 Закона «О рекламе».

Ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 Закона «О рекламе», на основании части 6 статьи 38 данного Закона, несет рекламодатель. Согласно статье 3 Закона «О рекламе»: «рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо».

Деятельность в Центре ЭКО, на основании соответствующих лицензий, осуществляет общество с ограниченной ответственностью «Центр ЭКО» (местонахождение 214031, г. Смоленск, ул. Генерала Паскевича, д. 19). Реклама размещена на основании  договора от 14.05.2013, заключенного ООО «Центр ЭКО» (Заказчик) с индивидуальным предпринимателем Сычевым Павлом Вячеславовичем (Исполнитель). Согласно пункту 2.2 данного договора, изготовление и/или размещение рекламных материалов осуществляется на основании заявок Заказчика, которые оформляются в виде двухсторонних дополнительных соглашений к договору. В дополнительном соглашении указываются условия, сроки, стоимость изготовления и/или размещения рекламных материалов Заказчика и сроки оплаты услуг Исполнителя. На основании пункта 3.3.1 договора, Заказчик обязуется представлять Исполнителю достоверную информацию и исходные материалы, необходимые для исполнения обязательств по договору;  на основании  пункта 3.3.2  - предоставлять Исполнителю рекламные материалы в соответствии с заявками и в порядке, предусмотренном договором. Размещение рекламных материалов Исполнителем, согласно пункту 5.1 договора, осуществляется на основании Заявок Заказчика.

Таким образом, рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО «Центр  ЭКО».

В соответствии с пунктом 3.1.6 договора, заключенного ООО «Центр ЭКО» с индивидуальным предпринимателем <…>: «Исполнитель обязуется в срок не позднее 2 (двух) рабочих дней с даты получения оригинал-макета рекламного материала от Заказчика проверить его на соответствие техническим требованиям, а также требованиям законодательства «О рекламе» и в случае наличия замечаний сообщить Заказчику о необходимости внесения в предоставленные оригинал-макеты изменений».  Однако индивидуальным предпринимателем этого сделано не было. В ответ на запрос Смоленского УФАС России от 07.10.2013 № 3945/05 индивидуальный предприниматель <…> пояснил, что нарушение Закона «О рекламе» при размещении рекламы ООО «Центр ЭКО» были допущены непосредственно изготовителем рекламы – индивидуальным предпринимателем <…>.

            Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей размещаемую на настенных панно, установленных в г. Смоленске на стене торгового центра «Европа» по адресу: ул. Крупской, дом № 43 и на стене торгового комплекса «Центрум» по адресу: ул. Николаева, д. 12А, рекламу медицинских услуг Центра ЭКО (лечение бесплодия (ЭКО), УЗИ всех органов, все виды анализов), в которой отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию или необходимости получения консультации специалистов, что является нарушением требований части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

        2. Выдать ООО «Центр ЭКО» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

       3. Оснований для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО «Центр ЭКО» не усматривается.

 

Решение изготовлено в полном объеме  11 октября 2013 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

8 октября 2013 года                                                                                        г.  Смоленск

 

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: <…>

 

на основании своего решения от 10.10.2013 по делу № 49/13-РЗ о признании ненадлежащей наружной рекламы ООО «Центр ЭКО» об оказании медицинских услуг, размещаемую на настенных панно, установленных в          г. Смоленске на стене торгового центра «Европа» по адресу: ул. Крупской, д. 43 и на стене торгового комплекса «Центрум» по адресу: ул. Николаева, д. 12А, рекламу медицинских услуг Центра ЭКО (лечение бесплодия (ЭКО), УЗИ всех органов, все виды анализов), в которой отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию или необходимость получения консультации специалистов, что является нарушением требований части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1 и 3 статьи 36 Закона «О рекламе», пунктами 44 и 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1.    ООО «Центр ЭКО» (местонахождение: 214031, г. Смоленск, ул. Генерала  Паскевича, д. 19) в двадцатидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: в текст размещаемой на настенных панно, установленных в          г. Смоленске на стене торгового центра «Европа» по адресу: ул. Крупской, д. 43 и на стене торгового комплекса «Центрум» по адресу: ул. Николаева, д. 12А, рекламы медицинских услуг Центра ЭКО, добавить предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию или необходимости получения консультации специалистов либо прекратить размещение ненадлежащей рекламы ООО «ЦентрЭКО».

2.    ООО «Центр ЭКО» представить в Смоленское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 08.11.2013.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, Смоленское УФАС России вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наложить на юридических лиц штраф в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

stdClass Object ( [vid] => 11075 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 49/13-РЗ о признании ненадлежащей рекламы медицинских услуг ООО "Центр ЭКО" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 11074 [type] => solution [language] => ru [created] => 1391694456 [changed] => 1391694456 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1391694456 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ  ПО ДЕЛУ №  49/13-РЗ 

 

8 октября 2013 года                                                                             г.  Смоленск               

 

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: <…>

рассмотрев дело № 49/13-РЗ по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения наружной рекламы медицинских услуг Центра ЭКО,

в отсутствие представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО «Центр ЭКО» (местонахождение: 214031, г. Смоленск, ул. Генерала Паскевича, д. 19), извещенного о времени и месте рассмотрения дела в установленном порядке,

УСТАНОВИЛА:

В результате осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении наружной рекламы, должностными лицами Смоленского УФАС России 26.07.2013, 16.08.2013,  25.07.2013 и 28.08.2013 было выявлено, что на настенных панно, установленных на стене торгового центра «Европа» по адресу: г. Смоленск, ул. Крупской, дом № 43 и на стене торгового комплекса «Центрум» по адресу: ул. Николаева, д. 12А, размещалась рекламная информация следующего содержания:   

«Центр ЭКО  Смоленск  Лечение бесплодия (ЭКО)  Ведение беременности

УЗИ всех органов  Терапевт  Генетик  Уролог Маммолог  Все виды анализов ул. Генерала Паскевича, 19  Тел.30-31-41,  30-31-42».

Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон «О рекламе»): «Реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама».

Указанная информация является рекламой, так как предназначена для неопределенного круга лиц - размещается на улицах города и круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации, направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к Центру ЭКО и медицинским услугам, способствует продвижению медицинских услуг на рынке.

В соответствии с пунктами 4, 6, 7 и 8 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»:

«медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;

профилактика - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания;

диагностика - комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий;

лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни».

В соответствии с Отраслевым стандартом "Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении", утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2001 № 12, медицинская услуга - это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.

Согласно «Номенклатуре медицинских услуг», утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 1664н, ультразвуковое исследование органов (УЗИ) и анализы крови, мочи, кожи, волос и др. (все виды анализов) являются медицинскими услугами.

На основании с пунктов 1 и 2 статьи 55 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»:

«1. Вспомогательные репродуктивные технологии представляют собой методы лечения бесплодия, при применении которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне материнского организма (в том числе с использованием донорских и (или) криоконсервированных половых клеток, тканей репродуктивных органов и эмбрионов, а также суррогатного материнства).

2. Порядок использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказания и ограничения к их применению утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.»

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.08.2012 № 107н «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению» утверждены порядок использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказания и ограничения к их применению и перечень противопоказаний к проведению базовой программы вспомогательных репродуктивных технологий.

Таким образом, указанная реклама Центра ЭКО о лечении бесплодия (ЭКО – экстрокорпоральное оплодотворение),  УЗИ всех органов и всех видов анализов, является рекламой медицинских услуг.

В соответствии с частью 7 статьи 24 Закона «О рекламе»: «Реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов  площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства)».

В размещаемой рекламе медицинских услуг отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию или необходимости получения консультации специалистов, что указывает на признаки нарушения требований части 7 статьи 24 Закона «О рекламе».

Ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 Закона «О рекламе», на основании части 6 статьи 38 данного Закона, несет рекламодатель. Согласно статье 3 Закона «О рекламе»: «рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо».

Деятельность в Центре ЭКО, на основании соответствующих лицензий, осуществляет общество с ограниченной ответственностью «Центр ЭКО» (местонахождение 214031, г. Смоленск, ул. Генерала Паскевича, д. 19). Реклама размещена на основании  договора от 14.05.2013, заключенного ООО «Центр ЭКО» (Заказчик) с индивидуальным предпринимателем Сычевым Павлом Вячеславовичем (Исполнитель). Согласно пункту 2.2 данного договора, изготовление и/или размещение рекламных материалов осуществляется на основании заявок Заказчика, которые оформляются в виде двухсторонних дополнительных соглашений к договору. В дополнительном соглашении указываются условия, сроки, стоимость изготовления и/или размещения рекламных материалов Заказчика и сроки оплаты услуг Исполнителя. На основании пункта 3.3.1 договора, Заказчик обязуется представлять Исполнителю достоверную информацию и исходные материалы, необходимые для исполнения обязательств по договору;  на основании  пункта 3.3.2  - предоставлять Исполнителю рекламные материалы в соответствии с заявками и в порядке, предусмотренном договором. Размещение рекламных материалов Исполнителем, согласно пункту 5.1 договора, осуществляется на основании Заявок Заказчика.

Таким образом, рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО «Центр  ЭКО».

В соответствии с пунктом 3.1.6 договора, заключенного ООО «Центр ЭКО» с индивидуальным предпринимателем <…>: «Исполнитель обязуется в срок не позднее 2 (двух) рабочих дней с даты получения оригинал-макета рекламного материала от Заказчика проверить его на соответствие техническим требованиям, а также требованиям законодательства «О рекламе» и в случае наличия замечаний сообщить Заказчику о необходимости внесения в предоставленные оригинал-макеты изменений».  Однако индивидуальным предпринимателем этого сделано не было. В ответ на запрос Смоленского УФАС России от 07.10.2013 № 3945/05 индивидуальный предприниматель <…> пояснил, что нарушение Закона «О рекламе» при размещении рекламы ООО «Центр ЭКО» были допущены непосредственно изготовителем рекламы – индивидуальным предпринимателем <…>.

            Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей размещаемую на настенных панно, установленных в г. Смоленске на стене торгового центра «Европа» по адресу: ул. Крупской, дом № 43 и на стене торгового комплекса «Центрум» по адресу: ул. Николаева, д. 12А, рекламу медицинских услуг Центра ЭКО (лечение бесплодия (ЭКО), УЗИ всех органов, все виды анализов), в которой отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию или необходимости получения консультации специалистов, что является нарушением требований части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

        2. Выдать ООО «Центр ЭКО» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

       3. Оснований для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО «Центр ЭКО» не усматривается.

 

Решение изготовлено в полном объеме  11 октября 2013 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

8 октября 2013 года                                                                                        г.  Смоленск

 

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: <…>

 

на основании своего решения от 10.10.2013 по делу № 49/13-РЗ о признании ненадлежащей наружной рекламы ООО «Центр ЭКО» об оказании медицинских услуг, размещаемую на настенных панно, установленных в          г. Смоленске на стене торгового центра «Европа» по адресу: ул. Крупской, д. 43 и на стене торгового комплекса «Центрум» по адресу: ул. Николаева, д. 12А, рекламу медицинских услуг Центра ЭКО (лечение бесплодия (ЭКО), УЗИ всех органов, все виды анализов), в которой отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию или необходимость получения консультации специалистов, что является нарушением требований части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1 и 3 статьи 36 Закона «О рекламе», пунктами 44 и 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1.    ООО «Центр ЭКО» (местонахождение: 214031, г. Смоленск, ул. Генерала  Паскевича, д. 19) в двадцатидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: в текст размещаемой на настенных панно, установленных в          г. Смоленске на стене торгового центра «Европа» по адресу: ул. Крупской, д. 43 и на стене торгового комплекса «Центрум» по адресу: ул. Николаева, д. 12А, рекламы медицинских услуг Центра ЭКО, добавить предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию или необходимости получения консультации специалистов либо прекратить размещение ненадлежащей рекламы ООО «ЦентрЭКО».

2.    ООО «Центр ЭКО» представить в Смоленское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 08.11.2013.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, Смоленское УФАС России вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наложить на юридических лиц штраф в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ  ПО ДЕЛУ №  49/13-РЗ 

 

8 октября 2013 года                                                                             г.  Смоленск               

 

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: <…>

рассмотрев дело № 49/13-РЗ по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения наружной рекламы медицинских услуг Центра ЭКО,

в отсутствие представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО «Центр ЭКО» (местонахождение: 214031, г. Смоленск, ул. Генерала Паскевича, д. 19), извещенного о времени и месте рассмотрения дела в установленном порядке,

УСТАНОВИЛА:

В результате осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении наружной рекламы, должностными лицами Смоленского УФАС России 26.07.2013, 16.08.2013,  25.07.2013 и 28.08.2013 было выявлено, что на настенных панно, установленных на стене торгового центра «Европа» по адресу: г. Смоленск, ул. Крупской, дом № 43 и на стене торгового комплекса «Центрум» по адресу: ул. Николаева, д. 12А, размещалась рекламная информация следующего содержания:   

«Центр ЭКО  Смоленск  Лечение бесплодия (ЭКО)  Ведение беременности

УЗИ всех органов  Терапевт  Генетик  Уролог Маммолог  Все виды анализов ул. Генерала Паскевича, 19  Тел.30-31-41,  30-31-42».

Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон «О рекламе»): «Реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама».

Указанная информация является рекламой, так как предназначена для неопределенного круга лиц - размещается на улицах города и круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации, направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к Центру ЭКО и медицинским услугам, способствует продвижению медицинских услуг на рынке.

В соответствии с пунктами 4, 6, 7 и 8 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»:

«медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;

профилактика - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания;

диагностика - комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий;

лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни».

В соответствии с Отраслевым стандартом "Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении", утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2001 № 12, медицинская услуга - это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.

Согласно «Номенклатуре медицинских услуг», утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 1664н, ультразвуковое исследование органов (УЗИ) и анализы крови, мочи, кожи, волос и др. (все виды анализов) являются медицинскими услугами.

На основании с пунктов 1 и 2 статьи 55 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»:

«1. Вспомогательные репродуктивные технологии представляют собой методы лечения бесплодия, при применении которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне материнского организма (в том числе с использованием донорских и (или) криоконсервированных половых клеток, тканей репродуктивных органов и эмбрионов, а также суррогатного материнства).

2. Порядок использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказания и ограничения к их применению утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.»

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.08.2012 № 107н «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению» утверждены порядок использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказания и ограничения к их применению и перечень противопоказаний к проведению базовой программы вспомогательных репродуктивных технологий.

Таким образом, указанная реклама Центра ЭКО о лечении бесплодия (ЭКО – экстрокорпоральное оплодотворение),  УЗИ всех органов и всех видов анализов, является рекламой медицинских услуг.

В соответствии с частью 7 статьи 24 Закона «О рекламе»: «Реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов  площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства)».

В размещаемой рекламе медицинских услуг отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию или необходимости получения консультации специалистов, что указывает на признаки нарушения требований части 7 статьи 24 Закона «О рекламе».

Ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 Закона «О рекламе», на основании части 6 статьи 38 данного Закона, несет рекламодатель. Согласно статье 3 Закона «О рекламе»: «рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо».

Деятельность в Центре ЭКО, на основании соответствующих лицензий, осуществляет общество с ограниченной ответственностью «Центр ЭКО» (местонахождение 214031, г. Смоленск, ул. Генерала Паскевича, д. 19). Реклама размещена на основании  договора от 14.05.2013, заключенного ООО «Центр ЭКО» (Заказчик) с индивидуальным предпринимателем Сычевым Павлом Вячеславовичем (Исполнитель). Согласно пункту 2.2 данного договора, изготовление и/или размещение рекламных материалов осуществляется на основании заявок Заказчика, которые оформляются в виде двухсторонних дополнительных соглашений к договору. В дополнительном соглашении указываются условия, сроки, стоимость изготовления и/или размещения рекламных материалов Заказчика и сроки оплаты услуг Исполнителя. На основании пункта 3.3.1 договора, Заказчик обязуется представлять Исполнителю достоверную информацию и исходные материалы, необходимые для исполнения обязательств по договору;  на основании  пункта 3.3.2  - предоставлять Исполнителю рекламные материалы в соответствии с заявками и в порядке, предусмотренном договором. Размещение рекламных материалов Исполнителем, согласно пункту 5.1 договора, осуществляется на основании Заявок Заказчика.

Таким образом, рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО «Центр  ЭКО».

В соответствии с пунктом 3.1.6 договора, заключенного ООО «Центр ЭКО» с индивидуальным предпринимателем <…>: «Исполнитель обязуется в срок не позднее 2 (двух) рабочих дней с даты получения оригинал-макета рекламного материала от Заказчика проверить его на соответствие техническим требованиям, а также требованиям законодательства «О рекламе» и в случае наличия замечаний сообщить Заказчику о необходимости внесения в предоставленные оригинал-макеты изменений».  Однако индивидуальным предпринимателем этого сделано не было. В ответ на запрос Смоленского УФАС России от 07.10.2013 № 3945/05 индивидуальный предприниматель <…> пояснил, что нарушение Закона «О рекламе» при размещении рекламы ООО «Центр ЭКО» были допущены непосредственно изготовителем рекламы – индивидуальным предпринимателем <…>.

            Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей размещаемую на настенных панно, установленных в г. Смоленске на стене торгового центра «Европа» по адресу: ул. Крупской, дом № 43 и на стене торгового комплекса «Центрум» по адресу: ул. Николаева, д. 12А, рекламу медицинских услуг Центра ЭКО (лечение бесплодия (ЭКО), УЗИ всех органов, все виды анализов), в которой отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию или необходимости получения консультации специалистов, что является нарушением требований части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

        2. Выдать ООО «Центр ЭКО» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

       3. Оснований для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО «Центр ЭКО» не усматривается.

 

Решение изготовлено в полном объеме  11 октября 2013 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

8 октября 2013 года                                                                                        г.  Смоленск

 

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: <…>

 

на основании своего решения от 10.10.2013 по делу № 49/13-РЗ о признании ненадлежащей наружной рекламы ООО «Центр ЭКО» об оказании медицинских услуг, размещаемую на настенных панно, установленных в          г. Смоленске на стене торгового центра «Европа» по адресу: ул. Крупской, д. 43 и на стене торгового комплекса «Центрум» по адресу: ул. Николаева, д. 12А, рекламу медицинских услуг Центра ЭКО (лечение бесплодия (ЭКО), УЗИ всех органов, все виды анализов), в которой отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию или необходимость получения консультации специалистов, что является нарушением требований части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1 и 3 статьи 36 Закона «О рекламе», пунктами 44 и 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1.    ООО «Центр ЭКО» (местонахождение: 214031, г. Смоленск, ул. Генерала  Паскевича, д. 19) в двадцатидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: в текст размещаемой на настенных панно, установленных в          г. Смоленске на стене торгового центра «Европа» по адресу: ул. Крупской, д. 43 и на стене торгового комплекса «Центрум» по адресу: ул. Николаева, д. 12А, рекламы медицинских услуг Центра ЭКО, добавить предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию или необходимости получения консультации специалистов либо прекратить размещение ненадлежащей рекламы ООО «ЦентрЭКО».

2.    ООО «Центр ЭКО» представить в Смоленское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 08.11.2013.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, Смоленское УФАС России вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наложить на юридических лиц штраф в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 49/13-РЗ [format] => [safe_value] => 49/13-РЗ ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-10-11 07:12:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-10-08 11:45:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1391694456 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:1;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Смоленское УФАС России )