Решение по делу № 48/13-РЗ о признании ненадлежащей рекламы ООО «Макс» по предоставлению финансовых услуг «Захочу – Перехвачу»

Номер дела: 48/13-РЗ
Дата публикации: 11 октября 2013, 15:01

РЕШЕНИЕ  ПО ДЕЛУ № 48/13-РЗ   

9 октября 2013 г.                                                                                                     г. Смоленск               

 

  

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: <…>

рассмотрев дело № 48/13-РЗ по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения рекламы финансовых услуг, в отсутствие представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе ООО «МАКС» (место регистрации юридического лица: 214006, г. Смоленск,  ул. Островского,   д. 7, кв. 159), извещенном о времени и месте рассмотрения дела в установленном порядке и представившим ходатайство 09.10.2013 о рассмотрении дела № 48/13-РЗ без участия ООО «МАКС»,

УСТАНОВИЛА:

В результате осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства о рекламе при распространении наружной рекламы, должностными лицами Смоленского УФАС России 22.07.2013, 14.08.2013 и 13.09.2013 было выявлено, что на улицах  города Смоленска совершали движение рейсовые автобусы по маршруту № 34 «улица Велижская – проспект Строителей» с номерами государственной регистрации «У769МН67RUS», «У770МН67RUS», «У771МН67RUS», «У772МН67RUS», «У773МН67RUS» и «У775МН67RUS»,  на которых размещалась рекламная информация следующего содержания:

«Захочу- Перехвачу Оформление по телефону

8-800-500-75-88 www.захочу-перехвачу.рф»

ЗАЙМ до 50000 рублей за 15 минут»

«Захочу- Перехвачу  ЗАЙМ до 50000 рублей за 15 минут

Оформление по телефону www.захочу-перехвачу.рф

8-800-500-75-88  ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ».

Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон «О рекламе»): «Реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама».

Указанная информация является рекламой, так как предназначена для неопределенного круга лиц – размещается на транспортных средствах (рейсовых автобусах),  которые перемещаются по улицам города и круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации, информация направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к получению займа.

В текстах указанной рекламы присутствует информация об оказании финансовой услуги, а именно займа.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»): «Финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц».

Согласно пункту 6 статьи 4 Закона «О защите конкуренции»: «финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, организатор торговли, клиринговая организация, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг».

Федеральный закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее – Закон 151-ФЗ) устанавливает правовые основы осуществления микрофинансовой деятельности, определяет порядок регулирования деятельности микрофинансовых организаций, устанавливает размер, порядок и условия предоставления микрозаймов, порядок приобретения статуса и осуществления деятельности микрофинансовых организаций, а также права и обязанности Центрального банка Российской Федерации.

Согласно пунктам 2 и 3 Закона 151-ФЗ, микрофинансовая организация - юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, а  микрозаем - заем, предоставляемый займодавцем заемщику на условиях, предусмотренных договором займа, в сумме, не превышающей один миллион рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона «О рекламе»: «Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество)».

Реклама на указанных автобусах размещалась на основании договора б/н от 14.06.2013, заключенного  ООО «МАКС» с ООО «Чистая монета» (местонахождение 214036, г. Смоленск, ул. Попова, д. 74), которое является микрофинансовой организацией и предоставляет заем. Согласно сведениям из Государственного реестра микрофинансовых организаций, который ведет Служба Банка России по финансовым рынкам с 01.09.2013,  общество с ограниченной ответственностью «Чистая монета» было зарегистрировано 13.11.2012.

В распространяемой рекламе финансовых услуг отсутствует наименование лица, оказывающего услуги по предоставлению займа (микрозайма), что указывает на признаки нарушения части 1 статьи 28 Закона «О рекламе».

В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона «О рекламе»: «Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее».

В распространяемой рекламе финансовых услуг, связанных с предоставлением займа, содержится условие, ограничивающее сумму выдачи «займ до 50000 руб.». Согласно информации, представленной ООО «Чистая линия», на стоимость кредита (займа) влияет сумма займа и процентная ставка по займу в зависимости от суммы займа и вида займа («Первый займ» – сумма займа от 1000 руб. до 10000 руб., процентная ставка - 2% в день;  «Доверительный» – сумма займа до 15000 руб., процентная ставка – 2% в день;  «Пенсионный» –  сумма займа от 1000 до 5000 руб., процентная ставка – 1% в день; «Студенческий» – сумма займа до 10000 руб., процентная ставка – 1,5% в день;   «Надежный» – сумма займа до 25000 руб., процентная ставка – 0,9% в день).

ООО «МАКС» 07.10.2013 в Смоленское УФАС России были представлены копии фотографий бортов автобусов ПАЗ-32054-07. На фотографиях видно, что на бортах (на дверце водителя и под номерным знаком заднего борта  изображена дополнительная информация,  выполненная очень мелким шрифтом (микротекст), содержащий наименование лица, оказывающего услуги по предоставлению займа и сведения о всех иных условиях, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, а именно: «Срок займа 7-21 день с возможной пролонгацией. Сумма займа от 1000 до 50000 р. Процентная ставка по займу от 0,7% до 2% за каждый день пользования денежными средствами. Займы предоставляются физическим лицам в возрасте от 20 до 70 лет, имеющими постоянное место работы. Для получения займа необходимо иметь при себе паспорт гражданина РФ. Финансовая компания ООО «Чистая монета» св-во в государственном реестре МФО № 2120167002347 от 13.11.12. Не является публичной офертой. Все условия предоставления микрозаймов уточнять у менеджеров операционно-расчетных касс.»

Формальное присутствие в рекламе сведений о наименовании лица, оказывающего услуги по предоставлению займа и сведений о всех иных условиях, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, напечатанных мелким нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и следовательно не может рассматриваться как их наличие. Таким образом, невозможность прочтения данных сведений, тем более, учитывая тот  факт, что они размещены на транспортных средствах, приравнивается к их отсутствию

Таким образом, в размещаемой рекламе указаны не все условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, что указывает на признаки нарушения части 3 статьи 28 Закона «О рекламе».

Согласно данным официального сайта администрации города Смоленска (www/smoladmin/ru), маршрут № 34 города Смоленска обслуживается транспортным предприятием ООО «МАКС».   На основании письма Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по Смоленской области от 07.08.2012 № 3230, поступившего в ответ на запрос Смоленского УФАС России от 24.07.2013 № 3004/05, рейсовые автобусы ПАЗ-32054-07 с номерами государственной регистрации «У769МН67RUS», «У770МН67RUS», «У771МН67RUS», «У772МН67RUS», «У773МН67RUS» и «У775МН67RUS» зарегистрированы на организацию ООО «МАКС». ООО «МАКС» был представлен договор с ООО «Чистая монета», согласно которым ОО «МАКС» предоставил, зарегистрированные за ним транспортные средства (автобусы ПАЗ–32054–07), для размещения на них рекламы финансовых услуг. 

 Таким образом, рекламораспространителем вышеуказанной рекламы является  ООО «МАКС» (местонахождение: 214006, г. Смоленск, ул. Островского, д. 7, кв. 159).      

            Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей размещаемую на рейсовых автобусах ПАЗ-32054-07,  которые осуществляли перевозку пассажиров в г. Смоленске по маршруту № 34 «улица Велижская – проспект Строителей», рекламу финансовых услуг «Захочу – Перехвачу» по предоставлению займа, в текстах которой отсутствует наименование лица, оказывающего услуги по предоставлению займа (микрозайма), что является нарушением требований части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и сведения о всех условиях, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами займа лица, что является нарушением требований части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

        2. Выдать ООО «МАКС» предписание о прекращении нарушения законодательства.

        3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Смоленского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 11 октября 2013 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

 

9 октября 2013 года                                                                                       г. Смоленск

 

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: <…>

на основании своего решения от 11.10.2013 по делу № 48/13-РЗ о признании ненадлежащей размещаемую на рейсовых автобусах ПАЗ-32054-07 с номерами государственной регистрации «У769МН67RUS», «У770МН67RUS», «У771МН67RUS», «У772МН67RUS», «У773МН67RUS» и «У775МН67RUS»,  которые осуществляли перевозку пассажиров в г. Смоленске по маршруту № 34 «улица Велижская – проспект Строителей», рекламу финансовых услуг «Захочу – Перехвачу» по предоставлению займа, в текстах которой отсутствует наименование лица, оказывающего услуги по предоставлению займа (микрозайма) что является нарушением требований части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1 и 3 статьи 36 Закона «О рекламе», пунктами 44 и 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1.    ООО «МАКС» (местонахождение: 214006, г. Смоленск, ул. Юрьева, д. 9, кв. 29) в тридцатидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: в текст рекламы финансовых услуг по предоставлению займа («Захочу-перехвачу»), размещаемую на рейсовых автобусах ПАЗ-32054-07, которые осуществляют  перевозку пассажиров в г. Смоленске по маршруту № 34 «улица Велижская – проспект Строителей», внести изменения в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», а именно:  указать наименование лица, оказывающего услуги по предоставлению займа, и все условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее или исключить из текста рекламы условие «займ  до 50000 руб.» либо прекратить распространение ненадлежащей рекламы.

2.    ООО «МАКС» представить в Смоленское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 22.11.2013.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, Смоленское УФАС России вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наложить на юридических  лиц штраф в размере от трехсот  тысяч до пятисот  тысяч рублей. 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

stdClass Object ( [vid] => 11077 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 48/13-РЗ о признании ненадлежащей рекламы ООО «Макс» по предоставлению финансовых услуг «Захочу – Перехвачу» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 11076 [type] => solution [language] => ru [created] => 1391694976 [changed] => 1391694976 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1391694976 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ  ПО ДЕЛУ № 48/13-РЗ   

9 октября 2013 г.                                                                                                     г. Смоленск               

 

  

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: <…>

рассмотрев дело № 48/13-РЗ по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения рекламы финансовых услуг, в отсутствие представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе ООО «МАКС» (место регистрации юридического лица: 214006, г. Смоленск,  ул. Островского,   д. 7, кв. 159), извещенном о времени и месте рассмотрения дела в установленном порядке и представившим ходатайство 09.10.2013 о рассмотрении дела № 48/13-РЗ без участия ООО «МАКС»,

УСТАНОВИЛА:

В результате осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства о рекламе при распространении наружной рекламы, должностными лицами Смоленского УФАС России 22.07.2013, 14.08.2013 и 13.09.2013 было выявлено, что на улицах  города Смоленска совершали движение рейсовые автобусы по маршруту № 34 «улица Велижская – проспект Строителей» с номерами государственной регистрации «У769МН67RUS», «У770МН67RUS», «У771МН67RUS», «У772МН67RUS», «У773МН67RUS» и «У775МН67RUS»,  на которых размещалась рекламная информация следующего содержания:

«Захочу- Перехвачу Оформление по телефону

8-800-500-75-88 www.захочу-перехвачу.рф»

ЗАЙМ до 50000 рублей за 15 минут»

«Захочу- Перехвачу  ЗАЙМ до 50000 рублей за 15 минут

Оформление по телефону www.захочу-перехвачу.рф

8-800-500-75-88  ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ».

Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон «О рекламе»): «Реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама».

Указанная информация является рекламой, так как предназначена для неопределенного круга лиц – размещается на транспортных средствах (рейсовых автобусах),  которые перемещаются по улицам города и круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации, информация направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к получению займа.

В текстах указанной рекламы присутствует информация об оказании финансовой услуги, а именно займа.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»): «Финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц».

Согласно пункту 6 статьи 4 Закона «О защите конкуренции»: «финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, организатор торговли, клиринговая организация, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг».

Федеральный закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее – Закон 151-ФЗ) устанавливает правовые основы осуществления микрофинансовой деятельности, определяет порядок регулирования деятельности микрофинансовых организаций, устанавливает размер, порядок и условия предоставления микрозаймов, порядок приобретения статуса и осуществления деятельности микрофинансовых организаций, а также права и обязанности Центрального банка Российской Федерации.

Согласно пунктам 2 и 3 Закона 151-ФЗ, микрофинансовая организация - юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, а  микрозаем - заем, предоставляемый займодавцем заемщику на условиях, предусмотренных договором займа, в сумме, не превышающей один миллион рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона «О рекламе»: «Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество)».

Реклама на указанных автобусах размещалась на основании договора б/н от 14.06.2013, заключенного  ООО «МАКС» с ООО «Чистая монета» (местонахождение 214036, г. Смоленск, ул. Попова, д. 74), которое является микрофинансовой организацией и предоставляет заем. Согласно сведениям из Государственного реестра микрофинансовых организаций, который ведет Служба Банка России по финансовым рынкам с 01.09.2013,  общество с ограниченной ответственностью «Чистая монета» было зарегистрировано 13.11.2012.

В распространяемой рекламе финансовых услуг отсутствует наименование лица, оказывающего услуги по предоставлению займа (микрозайма), что указывает на признаки нарушения части 1 статьи 28 Закона «О рекламе».

В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона «О рекламе»: «Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее».

В распространяемой рекламе финансовых услуг, связанных с предоставлением займа, содержится условие, ограничивающее сумму выдачи «займ до 50000 руб.». Согласно информации, представленной ООО «Чистая линия», на стоимость кредита (займа) влияет сумма займа и процентная ставка по займу в зависимости от суммы займа и вида займа («Первый займ» – сумма займа от 1000 руб. до 10000 руб., процентная ставка - 2% в день;  «Доверительный» – сумма займа до 15000 руб., процентная ставка – 2% в день;  «Пенсионный» –  сумма займа от 1000 до 5000 руб., процентная ставка – 1% в день; «Студенческий» – сумма займа до 10000 руб., процентная ставка – 1,5% в день;   «Надежный» – сумма займа до 25000 руб., процентная ставка – 0,9% в день).

ООО «МАКС» 07.10.2013 в Смоленское УФАС России были представлены копии фотографий бортов автобусов ПАЗ-32054-07. На фотографиях видно, что на бортах (на дверце водителя и под номерным знаком заднего борта  изображена дополнительная информация,  выполненная очень мелким шрифтом (микротекст), содержащий наименование лица, оказывающего услуги по предоставлению займа и сведения о всех иных условиях, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, а именно: «Срок займа 7-21 день с возможной пролонгацией. Сумма займа от 1000 до 50000 р. Процентная ставка по займу от 0,7% до 2% за каждый день пользования денежными средствами. Займы предоставляются физическим лицам в возрасте от 20 до 70 лет, имеющими постоянное место работы. Для получения займа необходимо иметь при себе паспорт гражданина РФ. Финансовая компания ООО «Чистая монета» св-во в государственном реестре МФО № 2120167002347 от 13.11.12. Не является публичной офертой. Все условия предоставления микрозаймов уточнять у менеджеров операционно-расчетных касс.»

Формальное присутствие в рекламе сведений о наименовании лица, оказывающего услуги по предоставлению займа и сведений о всех иных условиях, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, напечатанных мелким нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и следовательно не может рассматриваться как их наличие. Таким образом, невозможность прочтения данных сведений, тем более, учитывая тот  факт, что они размещены на транспортных средствах, приравнивается к их отсутствию

Таким образом, в размещаемой рекламе указаны не все условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, что указывает на признаки нарушения части 3 статьи 28 Закона «О рекламе».

Согласно данным официального сайта администрации города Смоленска (www/smoladmin/ru), маршрут № 34 города Смоленска обслуживается транспортным предприятием ООО «МАКС».   На основании письма Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по Смоленской области от 07.08.2012 № 3230, поступившего в ответ на запрос Смоленского УФАС России от 24.07.2013 № 3004/05, рейсовые автобусы ПАЗ-32054-07 с номерами государственной регистрации «У769МН67RUS», «У770МН67RUS», «У771МН67RUS», «У772МН67RUS», «У773МН67RUS» и «У775МН67RUS» зарегистрированы на организацию ООО «МАКС». ООО «МАКС» был представлен договор с ООО «Чистая монета», согласно которым ОО «МАКС» предоставил, зарегистрированные за ним транспортные средства (автобусы ПАЗ–32054–07), для размещения на них рекламы финансовых услуг. 

 Таким образом, рекламораспространителем вышеуказанной рекламы является  ООО «МАКС» (местонахождение: 214006, г. Смоленск, ул. Островского, д. 7, кв. 159).      

            Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей размещаемую на рейсовых автобусах ПАЗ-32054-07,  которые осуществляли перевозку пассажиров в г. Смоленске по маршруту № 34 «улица Велижская – проспект Строителей», рекламу финансовых услуг «Захочу – Перехвачу» по предоставлению займа, в текстах которой отсутствует наименование лица, оказывающего услуги по предоставлению займа (микрозайма), что является нарушением требований части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и сведения о всех условиях, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами займа лица, что является нарушением требований части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

        2. Выдать ООО «МАКС» предписание о прекращении нарушения законодательства.

        3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Смоленского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 11 октября 2013 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

 

9 октября 2013 года                                                                                       г. Смоленск

 

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: <…>

на основании своего решения от 11.10.2013 по делу № 48/13-РЗ о признании ненадлежащей размещаемую на рейсовых автобусах ПАЗ-32054-07 с номерами государственной регистрации «У769МН67RUS», «У770МН67RUS», «У771МН67RUS», «У772МН67RUS», «У773МН67RUS» и «У775МН67RUS»,  которые осуществляли перевозку пассажиров в г. Смоленске по маршруту № 34 «улица Велижская – проспект Строителей», рекламу финансовых услуг «Захочу – Перехвачу» по предоставлению займа, в текстах которой отсутствует наименование лица, оказывающего услуги по предоставлению займа (микрозайма) что является нарушением требований части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1 и 3 статьи 36 Закона «О рекламе», пунктами 44 и 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1.    ООО «МАКС» (местонахождение: 214006, г. Смоленск, ул. Юрьева, д. 9, кв. 29) в тридцатидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: в текст рекламы финансовых услуг по предоставлению займа («Захочу-перехвачу»), размещаемую на рейсовых автобусах ПАЗ-32054-07, которые осуществляют  перевозку пассажиров в г. Смоленске по маршруту № 34 «улица Велижская – проспект Строителей», внести изменения в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», а именно:  указать наименование лица, оказывающего услуги по предоставлению займа, и все условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее или исключить из текста рекламы условие «займ  до 50000 руб.» либо прекратить распространение ненадлежащей рекламы.

2.    ООО «МАКС» представить в Смоленское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 22.11.2013.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, Смоленское УФАС России вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наложить на юридических  лиц штраф в размере от трехсот  тысяч до пятисот  тысяч рублей. 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ  ПО ДЕЛУ № 48/13-РЗ   

9 октября 2013 г.                                                                                                     г. Смоленск               

 

  

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: <…>

рассмотрев дело № 48/13-РЗ по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения рекламы финансовых услуг, в отсутствие представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе ООО «МАКС» (место регистрации юридического лица: 214006, г. Смоленск,  ул. Островского,   д. 7, кв. 159), извещенном о времени и месте рассмотрения дела в установленном порядке и представившим ходатайство 09.10.2013 о рассмотрении дела № 48/13-РЗ без участия ООО «МАКС»,

УСТАНОВИЛА:

В результате осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства о рекламе при распространении наружной рекламы, должностными лицами Смоленского УФАС России 22.07.2013, 14.08.2013 и 13.09.2013 было выявлено, что на улицах  города Смоленска совершали движение рейсовые автобусы по маршруту № 34 «улица Велижская – проспект Строителей» с номерами государственной регистрации «У769МН67RUS», «У770МН67RUS», «У771МН67RUS», «У772МН67RUS», «У773МН67RUS» и «У775МН67RUS»,  на которых размещалась рекламная информация следующего содержания:

«Захочу- Перехвачу Оформление по телефону

8-800-500-75-88 www.захочу-перехвачу.рф»

ЗАЙМ до 50000 рублей за 15 минут»

«Захочу- Перехвачу  ЗАЙМ до 50000 рублей за 15 минут

Оформление по телефону www.захочу-перехвачу.рф

8-800-500-75-88  ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ».

Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон «О рекламе»): «Реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама».

Указанная информация является рекламой, так как предназначена для неопределенного круга лиц – размещается на транспортных средствах (рейсовых автобусах),  которые перемещаются по улицам города и круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации, информация направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к получению займа.

В текстах указанной рекламы присутствует информация об оказании финансовой услуги, а именно займа.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»): «Финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц».

Согласно пункту 6 статьи 4 Закона «О защите конкуренции»: «финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, организатор торговли, клиринговая организация, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг».

Федеральный закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее – Закон 151-ФЗ) устанавливает правовые основы осуществления микрофинансовой деятельности, определяет порядок регулирования деятельности микрофинансовых организаций, устанавливает размер, порядок и условия предоставления микрозаймов, порядок приобретения статуса и осуществления деятельности микрофинансовых организаций, а также права и обязанности Центрального банка Российской Федерации.

Согласно пунктам 2 и 3 Закона 151-ФЗ, микрофинансовая организация - юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, а  микрозаем - заем, предоставляемый займодавцем заемщику на условиях, предусмотренных договором займа, в сумме, не превышающей один миллион рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона «О рекламе»: «Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество)».

Реклама на указанных автобусах размещалась на основании договора б/н от 14.06.2013, заключенного  ООО «МАКС» с ООО «Чистая монета» (местонахождение 214036, г. Смоленск, ул. Попова, д. 74), которое является микрофинансовой организацией и предоставляет заем. Согласно сведениям из Государственного реестра микрофинансовых организаций, который ведет Служба Банка России по финансовым рынкам с 01.09.2013,  общество с ограниченной ответственностью «Чистая монета» было зарегистрировано 13.11.2012.

В распространяемой рекламе финансовых услуг отсутствует наименование лица, оказывающего услуги по предоставлению займа (микрозайма), что указывает на признаки нарушения части 1 статьи 28 Закона «О рекламе».

В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона «О рекламе»: «Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее».

В распространяемой рекламе финансовых услуг, связанных с предоставлением займа, содержится условие, ограничивающее сумму выдачи «займ до 50000 руб.». Согласно информации, представленной ООО «Чистая линия», на стоимость кредита (займа) влияет сумма займа и процентная ставка по займу в зависимости от суммы займа и вида займа («Первый займ» – сумма займа от 1000 руб. до 10000 руб., процентная ставка - 2% в день;  «Доверительный» – сумма займа до 15000 руб., процентная ставка – 2% в день;  «Пенсионный» –  сумма займа от 1000 до 5000 руб., процентная ставка – 1% в день; «Студенческий» – сумма займа до 10000 руб., процентная ставка – 1,5% в день;   «Надежный» – сумма займа до 25000 руб., процентная ставка – 0,9% в день).

ООО «МАКС» 07.10.2013 в Смоленское УФАС России были представлены копии фотографий бортов автобусов ПАЗ-32054-07. На фотографиях видно, что на бортах (на дверце водителя и под номерным знаком заднего борта  изображена дополнительная информация,  выполненная очень мелким шрифтом (микротекст), содержащий наименование лица, оказывающего услуги по предоставлению займа и сведения о всех иных условиях, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, а именно: «Срок займа 7-21 день с возможной пролонгацией. Сумма займа от 1000 до 50000 р. Процентная ставка по займу от 0,7% до 2% за каждый день пользования денежными средствами. Займы предоставляются физическим лицам в возрасте от 20 до 70 лет, имеющими постоянное место работы. Для получения займа необходимо иметь при себе паспорт гражданина РФ. Финансовая компания ООО «Чистая монета» св-во в государственном реестре МФО № 2120167002347 от 13.11.12. Не является публичной офертой. Все условия предоставления микрозаймов уточнять у менеджеров операционно-расчетных касс.»

Формальное присутствие в рекламе сведений о наименовании лица, оказывающего услуги по предоставлению займа и сведений о всех иных условиях, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, напечатанных мелким нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и следовательно не может рассматриваться как их наличие. Таким образом, невозможность прочтения данных сведений, тем более, учитывая тот  факт, что они размещены на транспортных средствах, приравнивается к их отсутствию

Таким образом, в размещаемой рекламе указаны не все условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, что указывает на признаки нарушения части 3 статьи 28 Закона «О рекламе».

Согласно данным официального сайта администрации города Смоленска (www/smoladmin/ru), маршрут № 34 города Смоленска обслуживается транспортным предприятием ООО «МАКС».   На основании письма Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по Смоленской области от 07.08.2012 № 3230, поступившего в ответ на запрос Смоленского УФАС России от 24.07.2013 № 3004/05, рейсовые автобусы ПАЗ-32054-07 с номерами государственной регистрации «У769МН67RUS», «У770МН67RUS», «У771МН67RUS», «У772МН67RUS», «У773МН67RUS» и «У775МН67RUS» зарегистрированы на организацию ООО «МАКС». ООО «МАКС» был представлен договор с ООО «Чистая монета», согласно которым ОО «МАКС» предоставил, зарегистрированные за ним транспортные средства (автобусы ПАЗ–32054–07), для размещения на них рекламы финансовых услуг. 

 Таким образом, рекламораспространителем вышеуказанной рекламы является  ООО «МАКС» (местонахождение: 214006, г. Смоленск, ул. Островского, д. 7, кв. 159).      

            Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей размещаемую на рейсовых автобусах ПАЗ-32054-07,  которые осуществляли перевозку пассажиров в г. Смоленске по маршруту № 34 «улица Велижская – проспект Строителей», рекламу финансовых услуг «Захочу – Перехвачу» по предоставлению займа, в текстах которой отсутствует наименование лица, оказывающего услуги по предоставлению займа (микрозайма), что является нарушением требований части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и сведения о всех условиях, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами займа лица, что является нарушением требований части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

        2. Выдать ООО «МАКС» предписание о прекращении нарушения законодательства.

        3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Смоленского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 11 октября 2013 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

 

9 октября 2013 года                                                                                       г. Смоленск

 

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: <…>

на основании своего решения от 11.10.2013 по делу № 48/13-РЗ о признании ненадлежащей размещаемую на рейсовых автобусах ПАЗ-32054-07 с номерами государственной регистрации «У769МН67RUS», «У770МН67RUS», «У771МН67RUS», «У772МН67RUS», «У773МН67RUS» и «У775МН67RUS»,  которые осуществляли перевозку пассажиров в г. Смоленске по маршруту № 34 «улица Велижская – проспект Строителей», рекламу финансовых услуг «Захочу – Перехвачу» по предоставлению займа, в текстах которой отсутствует наименование лица, оказывающего услуги по предоставлению займа (микрозайма) что является нарушением требований части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1 и 3 статьи 36 Закона «О рекламе», пунктами 44 и 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1.    ООО «МАКС» (местонахождение: 214006, г. Смоленск, ул. Юрьева, д. 9, кв. 29) в тридцатидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: в текст рекламы финансовых услуг по предоставлению займа («Захочу-перехвачу»), размещаемую на рейсовых автобусах ПАЗ-32054-07, которые осуществляют  перевозку пассажиров в г. Смоленске по маршруту № 34 «улица Велижская – проспект Строителей», внести изменения в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», а именно:  указать наименование лица, оказывающего услуги по предоставлению займа, и все условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее или исключить из текста рекламы условие «займ  до 50000 руб.» либо прекратить распространение ненадлежащей рекламы.

2.    ООО «МАКС» представить в Смоленское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 22.11.2013.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, Смоленское УФАС России вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наложить на юридических  лиц штраф в размере от трехсот  тысяч до пятисот  тысяч рублей. 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 48/13-РЗ [format] => [safe_value] => 48/13-РЗ ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-10-11 11:01:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-10-09 10:50:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1391694976 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:1;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Смоленское УФАС России )