Решение и предписание в отношении ООО "Металлик" от 14.05.2009 г.

Дата публикации: 5 июня 2009, 14:49

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 04-01/06-2009

"14" мая 2009 г. Смоленское УФАС России
г. Смоленск
Решение в полном объеме изготовлено 26 мая 2009 года.

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении анти-монопольного законодательства <...>
в присутствии лиц, участвующих в деле:
<...>
рассмотрев дело № <...> о нарушениях ООО «Металлик» требований пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкурен-ции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции»), выразившихся в наруше-нии установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на ус-луги по транспортировке теплоносителя (пара),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области поступило заявление ООО «АвтоЗЭС» от 17.02.2009 № 1/023 о нарушении ООО «Ме-таллик» антимонопольного законодательства.
Из заявления и представленных материалов следует, что 3 февраля 2009 года в адрес ООО «АвтоЗЭС» от ООО «Металлик» поступил проект договора на оказание ус-луг по транспортировке теплоносителя (пара) с протоколом согласования договорной цены по транспортировке данного вида энергоресурсов (5 тысяч рублей в месяц). С 01.01.2009 сети инженерно-технического обеспечения для транспортировки теплоноси-теля (пара) протяженностью 474 метра находятся в аренде ООО «Металлик».
В обоснование договорной цены в размере 5 тысяч рублей в месяц ООО «Метал-лик» представило ООО «АвтоЗЭС» калькуляцию затрат за обслуживание и содержание инженерных сетей, находящихся в ведении ООО «Металлик» в сумме 125 465 рублей.
ООО «Авто-ЗЭС» не приняло предложенную калькуляцию затрат и цену по транспортировке теплоносителя, а представленный договор подписало с протоколом разногласий. Кроме того, ООО «АвтоЗЭС» предложило ООО «Металлик» утвердить в Департаменте Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной по-литике (ранее – РЭК Смоленской области) цену за услугу по транспортировке теплоно-сителя.
На заседании комиссии Заявитель поддержал доводы, изложенные в заявлении, и пояснил следующее.
Заявитель неоднократно предлагал директору ООО «Металлик» утвердить тари-фы на услуги по транспортировке теплоносителя (пара) в Департаменте Смоленской об-ласти по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике.
ООО «АвтоЗЭС» согласно оплачивать ООО «Металлик» услуги по транспорти-ровке теплоносителя (пара) по трубопроводу, находящемуся в аренде у ООО «Метал-лик», но по ценам, установленным в законном порядке. Также Заявитель сообщил, что ООО «АвтоЗЭС» подключено к инженерным сетям по транспортировке теплоносителя (пара) с 1970 года, то есть является многолетним потребителем данного вида энергоре-сурсов. Кроме того, ООО «АвтоЗЭС» имеется в Акте по разграничению балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию тепловых сетей, подписанному между ООО «Смоленская Строительная Компания», ООО «АвтоЗЭС» и филиалом ОАО ТГК-4 – «Смоленская региональная генерация».
Представители Ответчика не согласились с доводами Заявителя по следующим основаниям и сообщили следующее.
ООО «Металлик» не является хозяйствующим субъектом, занимающим домини-рующее положение, так как не занимается выработкой теплоносителя пара. Данный вид энергоресурсов вырабатывает филиал ОАО ТГК-4 – «Смоленская региональная генера-ция», который поступает через присоединенную сеть как на нужды ООО «Металлик», так и для остальных субабонентов (в том числе и для ООО «АвтоЗЭС»).
Договорная цена в размере 5 тысяч рублей в месяц, предложенная ООО «Метал-лик» Заявителю, установлена не за транспортировку теплоносителя (пара), а за обслу-живание паротрассы, и она сложилась из фактических затрат на её содержание и обслу-живание. В связи с тем, что Заявитель подписал договор на оказание услуг по транспор-тировке теплоносителя от 01.01.2009 с протоколом разногласий, то он тем самым согла-сился с тем, что ООО «Металлик» несёт затраты, связанные с содержанием сетей инже-нерной инфраструктуры.
Ответчик заявил, что Заявитель неправомерно обратился за защитой своих прав в Смоленское УФАС России, так как в компетенцию Смоленского УФАС России не вхо-дит установление цен за услуги по транспортировке теплоносителя, данная цена может быть установлена соглашением сторон либо Арбитражным судом Смоленской области.
Ответчик сообщил, что у Заявителя нет документов подтверждающих законность врезки в сети инженерно-технического обеспечения (теплоснабжения) ООО «Смолен-ская Строительная Компания».
По мнению Ответчика, он не обязан утверждать в Департаменте Смоленской об-ласти по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике тарифы на услуги по транспортировке теплоносителя (пара).
Представитель Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффек-тивности и тарифной политике, привлеченный к участию в деле № 04-01/06-2009 в каче-стве эксперта, сообщил следующее.
В соответствии со статьёй 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (да-лее – ГК РФ) исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, за исключением предусмотренных законом случаях, когда применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченны-ми на то государственными органами.
Федеральным законом от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» определено, что тарифы на услуги по передаче тепловой энергии устанавливают органы исполни-тельной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулиро-вания тарифов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федера-ции» утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, которые определяют основные принципы и методы регулирования тарифов (цен) на услуги по передаче тепловой энергии.
Представитель эксперта так же сообщил, что в связи с тем, что у Ответчика в аренде находится отрезок теплотрассы и в неё врезаны субабоненты, то в отношении них должны применяться тарифы (цены) на услуги по передаче тепловой энергии, ут-верждённые Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике.
Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, выслушав объяснения Заявителя пред-ставителей Ответчика и мнение эксперта, Комиссия Смоленского УФАС России устано-вила следующее.
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О ес-тественных монополиях» (далее – Федеральный закон «О естественных монополиях) субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), заня-тый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкурен-ции» доминирующим признаётся положение хозяйствующего субъекта – субъекта есте-ственной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной моно-полии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4, статьёй 5 Федерального закона «О естест-венных монополиях» организации оказывающие услуги по передаче тепловой энергии, отнесены к субъектам естественных монополий, цены на товары (работы, услуги) кото-рых подлежат государственному регулированию.
Смоленским УФАС России установлено, что основанием для использования От-ветчиком сетей инженерно-технического обеспечения для транспортировки теплоноси-теля (пара) протяженностью 474 метра, является договор аренды от 01.01.2009, заклю-ченный между ООО «Смоленская Строительная Компания» (владелец сетей комму-нальной инфраструктуры) и ООО «Металлик». На момент подписания указанного дого-вора к инженерным сетям (теплоснабжения), принадлежащим ООО «Смоленская Строительная Компания», уже были технологически присоединены тепловые сети при-надлежащие Заявителю. О данном факте свидетельствует договор на снабжение тепло-вой энергией в паре от 01.09.2007, заключенный между филиалом ОАО ТГК-4 – «Смо-ленская региональная генерация» и Заявителем и трёхсторонний Акт по разграничению балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию тепловых сетей (под-писанный филиалом ОАО ТКГ-4 – «Смоленская региональная генерация», ООО «Смо-ленская Строительная Компания» и ООО «АвтоЗЭС»).
Тепловая энергии Заявителю поступает от филиала ОАО ТГК-4 – «Смоленская региональная генерация» через присоединенную сеть, находящуюся в аренде Ответчика. Таким образом, тепловые сети Заявителя технологически присоединены к тепловым се-тям филиала ОАО ТГК-4 – «Смоленская региональная генерация» опосредованно через сети, находящиеся в аренде Ответчика.
Учитывая, что инженерные сети для передачи тепловой энергии ООО «Метал-лик», расположены по адресу: г. Смоленск, п. Маркатушино, район ТЭЦ-2, следователь-но, географическими границами указанного рынка будет являться зона прилегания сетей инженерно-технического обеспечения (теплоснабжения) в точке технологического при-соединения.
Следовательно, ООО «Металлик» занимает доминирующее положение на локаль-ном рынке услуг по передаче тепловой энергии (пара) в географических границах зоны прилегания присоединенных сетей инженерно-технического обеспечения, находящихся в аренде общества (в точке присоединения тепловых сетей ООО «АвтоЗЭС» к тепловым сетям ООО «Металлик»).
Учитывая вышеизложенное, доводы Ответчика о том, что он не является хозяйст-вующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по транс-портировке теплоносителя (пара), являются несостоятельными.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкурен-ции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хо-зяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопуще-ние, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка цено-образования.
Статьёй 6 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регу-лировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» определено, что тарифы на услуги по передаче тепловой энергии устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской федера-ции» утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, которые определяют основные методы регулирования тарифов (цен) на услуги по передаче тепловой энергии (подпункт 5 пункта 6 раздела III).
Пунктом 2 указанного Постановления определены следующие понятия:
"регулирующие органы" - Федеральная служба по тарифам и органы исполни-тельной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулиро-вания тарифов;
"регулируемая деятельность" - деятельность, в рамках которой расчеты за постав-ляемую продукцию (услуги) осуществляются по тарифам (ценам), которые подлежат государственному регулированию.
"тарифы" - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за элек-трическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность), а также за соответст-вующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую дея-тельность.
На территории Смоленской области органом исполнительной власти, осуществ-ляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере реализации на территории Смоленской области единой государственной политики в области энергетики, энерго-эффективности и государственного регулирования тарифов является Департамент Смо-ленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике.
В соответствии со статьёй 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязатель-ным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (импе-ративным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения до-говора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохра-няют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяет-ся на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежа-щих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые назва-ны в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для догово-ров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Договор заключается посредством направ-ления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (статья 432 ГК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 445 ГК РФ установлено, что в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно для сто-роны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет на-правлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение три-дцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о приня-тии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
В силу требований статей 424 и 485 ГК РФ цена договора устанавливается соглашением сторон за исключением предусмотренных законом случаев, когда применяются цены (тарифы, расценки, ставки), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то органами.
Комиссией Смоленского УФАС России установлено, что 29.01.2009 в адрес Зая-вителя от Ответчика поступило уведомление в срок до 02.02.2009 заключить договор на оказание услуг по транспортировке теплоносителя, в случае отказа Ответчик угрожал, отключением паротрассы Заявителю.
03.02.2009 в адрес Заявителя поступил проект договора на оказание услуг по транспортировке теплоносителя от 01.01.2008, с протоколом согласования договорной цены, по транспортировке данного вида энергоресурсов в размере 5 тысяч рублей в ме-сяц (приложение к договору). Из пункта 3.1 указанного договора следовало, что расчет за оказание услуг по транспортировке пара производится по договорным ценам соглас-но приложению.
06.02.2009 Заявитель направил Ответчику подписанный договор на оказание ус-луг по транспортировке теплоносителя с протоколом разногласий и подписанный про-токол согласования договорной цены на оказание услуг по теплоснабжению между ООО «Металлик» и ООО «АвтоЗЭС» (письмо от 06.02.2009 № 1/020, которое Ответчик полу-чил в тот же день).
10.02.2009 Ответчик без предупреждения перекрыл подачу пара Заявителя, путём закрытия запорной арматуры на паропроводе наружной теплосети, о чём составлен Акт проверки потребления тепловой энергии (теплоноситель-пар) от 13.02.2009, подписан-ный представителями ПП «Смоленсктеплосеть» филиала ОАО «ТГК-4» - «Смоленская региональная генерация» и ООО «АвтоЗЭС». Как пояснили стороны на рассмотрении дела, подача пара Заявителю была возобновлена через неделю после вмешательства правоохранительных органов.
Письмом от 16.02.2009 № 13 Ответчик отклонил условие протокола разногласий к договору на оказание услуг по транспортировке теплоносителя от 01.01.2008, связанное с расчетами и предупредил Заявителя о том, что если Заявитель не заключит договор на оказание услуг по транспортировке теплоносителя, то будет полностью отключён от инженерных коммуникаций.
Учитывая, что цена (тариф) за транспортировку теплоносителя (пара) в договоре на оказание услуг по транспортировке теплоносителя от 01.01.2008 не может быть уста-новлена по оглашению сторон (размер платы не является существенным условием), то указанный договор между Заявителем и Ответчиком считается заключенным.
Таким образом, включение Ответчиком в условие договора цены (5 тысяч рублей) противоречат нормам статьи 424 ГК РФ, так как такая цена должна быть установлена уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регули-рования тарифов.
Доводы Ответчика о том, что Заявитель неправомерно обратился за защитой сво-их прав в Смоленское УФАС России не состоятельны по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 39 Федерального закона «О защите конкуренции», пунктом 5 Положения о территориальным органе Федеральной антимонопольной служ-бы, утвержденным приказом ФАС России от 15.12.2006 № 324 (зарегистрирован в Минюсте России 24.01.2007 № 8842), территориальный антимонопольный орган имеет право в пределах своих полномочий возбуждать и рассматривать дела о нарушении ан-тимонопольного законодательства, в том числе и по заявлению юридического или физи-ческого лица.
Пунктом 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 разъяснено, что право выбора судебного или админист-ративного порядка защиты своего нарушенного или оспариваемого права принадлежит субъекту спорных правоотношений. Закон не содержит указаний на то, что защита гра-жданских прав в административном порядке (путем рассмотрения антимонопольным органом дел о нарушениях антимонопольного законодательства) исключается при нали-чии возможности обратиться в арбитражный суд или, наоборот, является обязательным условием обращения лиц, чьи права нарушены, в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона «О защите конкурен-ции» настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистиче-ской деятельности, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица.
Согласно пункту 10 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» мо-нополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона «О защите кон-куренции» ООО «Металлик» занимает доминирующее положение на локальном рынке услуг по передаче тепловой энергии (пара) в географических границах зоны прилегания присоединенных сетей инженерно-технического обеспечения, находящихся в аренде общества.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъ-екта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе наруше-ние установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Таким образом, ООО «Металлик» злоупотребляя своим доминирующим положе-нием, нарушило установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразо-вания, включив в договор на оказание услуг по транспортировке теплоносителя, требо-вание о расчете за оказание услуг по транспортировке пара (по передаче тепловой энер-гии) по тарифам, не утверждённым Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике, которое может привести к ущемлению ин-тересов ООО «АвтоЗЭС».
На заседании комиссии Смоленского УФАС России по рассмотрению дела № 04-01/06-2009 Заявитель ходатайствовал о внесении изменений в пункт 3.1 договора на оказание услуг по транспортировке теплоносителя. В соответствии с подпунктом «и» пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции» Комиссией Смолен-ского УФАС России было принято решение об удовлетворении данного ходатайства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Ко-миссия Смоленского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать ООО «Металлик» нарушившим требование пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении своим доминирующим положением, в части наруше-ния установленного нормативными правовыми актами порядка ценообра-зования на рынке услуг по передаче тепловой энергии, которое может привести к ущемлению интересов ООО «АвтоЗЭС».
2. Выдать ООО «Металлик» предписание о прекращении нарушения анти-монопольного законодательства.

<...>
Подписи членов Комиссии

ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ № 04-01/06-2009

«14» мая 2009г. Смоленское УФАС России
г. Смоленск

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении анти-монопольного законодательства <...>

ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО «Металлик» в срок до 15.06.2009 прекратить нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выра-зившееся в злоупотреблении ООО «Металлик» своим доминирующим положением, пу-тём нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразо-вания на рынке услуг по передаче тепловой энергии, которое может привести к ущемле-нию интересов ООО «АвтоЗЭС» (включение в договор требования о расчете за оказание услуг по транспортировке тепловой энергии (пара) по тарифам, не утверждённым Де-партаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной по-литике).
2. ООО «Металлик» в срок до 15.06.2009 внести изменения в пункт 3.1 Договора на оказание услуг по транспортировке теплоносителя от 01.01.2008, заключенного меж-ду ООО «Металлик» и ООО «АвтоЗЭС», и изложить его в следующей редакции «Взи-мание платы за услуги по транспортировке теплоносителя (тепловой энергии) произво-дить по тарифам, утвержденным Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике.
3. О выполнении пунктов 1 и 2 настоящего предписания сообщить Смоленскому УФАС России в срок до 20.06.2009, представив документальное подтверждение.

Подписи членов Комиссии
stdClass Object ( [vid] => 8540 [uid] => 1 [title] => Решение и предписание в отношении ООО "Металлик" от 14.05.2009 г. [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8540 [type] => solution [language] => ru [created] => 1244184581 [changed] => 1370526978 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370526978 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 04-01/06-2009

"14" мая 2009 г. Смоленское УФАС России
г. Смоленск
Решение в полном объеме изготовлено 26 мая 2009 года.

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении анти-монопольного законодательства <...>
в присутствии лиц, участвующих в деле:
<...>
рассмотрев дело № <...> о нарушениях ООО «Металлик» требований пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкурен-ции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции»), выразившихся в наруше-нии установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на ус-луги по транспортировке теплоносителя (пара),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области поступило заявление ООО «АвтоЗЭС» от 17.02.2009 № 1/023 о нарушении ООО «Ме-таллик» антимонопольного законодательства.
Из заявления и представленных материалов следует, что 3 февраля 2009 года в адрес ООО «АвтоЗЭС» от ООО «Металлик» поступил проект договора на оказание ус-луг по транспортировке теплоносителя (пара) с протоколом согласования договорной цены по транспортировке данного вида энергоресурсов (5 тысяч рублей в месяц). С 01.01.2009 сети инженерно-технического обеспечения для транспортировки теплоноси-теля (пара) протяженностью 474 метра находятся в аренде ООО «Металлик».
В обоснование договорной цены в размере 5 тысяч рублей в месяц ООО «Метал-лик» представило ООО «АвтоЗЭС» калькуляцию затрат за обслуживание и содержание инженерных сетей, находящихся в ведении ООО «Металлик» в сумме 125 465 рублей.
ООО «Авто-ЗЭС» не приняло предложенную калькуляцию затрат и цену по транспортировке теплоносителя, а представленный договор подписало с протоколом разногласий. Кроме того, ООО «АвтоЗЭС» предложило ООО «Металлик» утвердить в Департаменте Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной по-литике (ранее – РЭК Смоленской области) цену за услугу по транспортировке теплоно-сителя.
На заседании комиссии Заявитель поддержал доводы, изложенные в заявлении, и пояснил следующее.
Заявитель неоднократно предлагал директору ООО «Металлик» утвердить тари-фы на услуги по транспортировке теплоносителя (пара) в Департаменте Смоленской об-ласти по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике.
ООО «АвтоЗЭС» согласно оплачивать ООО «Металлик» услуги по транспорти-ровке теплоносителя (пара) по трубопроводу, находящемуся в аренде у ООО «Метал-лик», но по ценам, установленным в законном порядке. Также Заявитель сообщил, что ООО «АвтоЗЭС» подключено к инженерным сетям по транспортировке теплоносителя (пара) с 1970 года, то есть является многолетним потребителем данного вида энергоре-сурсов. Кроме того, ООО «АвтоЗЭС» имеется в Акте по разграничению балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию тепловых сетей, подписанному между ООО «Смоленская Строительная Компания», ООО «АвтоЗЭС» и филиалом ОАО ТГК-4 – «Смоленская региональная генерация».
Представители Ответчика не согласились с доводами Заявителя по следующим основаниям и сообщили следующее.
ООО «Металлик» не является хозяйствующим субъектом, занимающим домини-рующее положение, так как не занимается выработкой теплоносителя пара. Данный вид энергоресурсов вырабатывает филиал ОАО ТГК-4 – «Смоленская региональная генера-ция», который поступает через присоединенную сеть как на нужды ООО «Металлик», так и для остальных субабонентов (в том числе и для ООО «АвтоЗЭС»).
Договорная цена в размере 5 тысяч рублей в месяц, предложенная ООО «Метал-лик» Заявителю, установлена не за транспортировку теплоносителя (пара), а за обслу-живание паротрассы, и она сложилась из фактических затрат на её содержание и обслу-живание. В связи с тем, что Заявитель подписал договор на оказание услуг по транспор-тировке теплоносителя от 01.01.2009 с протоколом разногласий, то он тем самым согла-сился с тем, что ООО «Металлик» несёт затраты, связанные с содержанием сетей инже-нерной инфраструктуры.
Ответчик заявил, что Заявитель неправомерно обратился за защитой своих прав в Смоленское УФАС России, так как в компетенцию Смоленского УФАС России не вхо-дит установление цен за услуги по транспортировке теплоносителя, данная цена может быть установлена соглашением сторон либо Арбитражным судом Смоленской области.
Ответчик сообщил, что у Заявителя нет документов подтверждающих законность врезки в сети инженерно-технического обеспечения (теплоснабжения) ООО «Смолен-ская Строительная Компания».
По мнению Ответчика, он не обязан утверждать в Департаменте Смоленской об-ласти по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике тарифы на услуги по транспортировке теплоносителя (пара).
Представитель Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффек-тивности и тарифной политике, привлеченный к участию в деле № 04-01/06-2009 в каче-стве эксперта, сообщил следующее.
В соответствии со статьёй 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (да-лее – ГК РФ) исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, за исключением предусмотренных законом случаях, когда применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченны-ми на то государственными органами.
Федеральным законом от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» определено, что тарифы на услуги по передаче тепловой энергии устанавливают органы исполни-тельной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулиро-вания тарифов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федера-ции» утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, которые определяют основные принципы и методы регулирования тарифов (цен) на услуги по передаче тепловой энергии.
Представитель эксперта так же сообщил, что в связи с тем, что у Ответчика в аренде находится отрезок теплотрассы и в неё врезаны субабоненты, то в отношении них должны применяться тарифы (цены) на услуги по передаче тепловой энергии, ут-верждённые Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике.
Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, выслушав объяснения Заявителя пред-ставителей Ответчика и мнение эксперта, Комиссия Смоленского УФАС России устано-вила следующее.
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О ес-тественных монополиях» (далее – Федеральный закон «О естественных монополиях) субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), заня-тый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкурен-ции» доминирующим признаётся положение хозяйствующего субъекта – субъекта есте-ственной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной моно-полии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4, статьёй 5 Федерального закона «О естест-венных монополиях» организации оказывающие услуги по передаче тепловой энергии, отнесены к субъектам естественных монополий, цены на товары (работы, услуги) кото-рых подлежат государственному регулированию.
Смоленским УФАС России установлено, что основанием для использования От-ветчиком сетей инженерно-технического обеспечения для транспортировки теплоноси-теля (пара) протяженностью 474 метра, является договор аренды от 01.01.2009, заклю-ченный между ООО «Смоленская Строительная Компания» (владелец сетей комму-нальной инфраструктуры) и ООО «Металлик». На момент подписания указанного дого-вора к инженерным сетям (теплоснабжения), принадлежащим ООО «Смоленская Строительная Компания», уже были технологически присоединены тепловые сети при-надлежащие Заявителю. О данном факте свидетельствует договор на снабжение тепло-вой энергией в паре от 01.09.2007, заключенный между филиалом ОАО ТГК-4 – «Смо-ленская региональная генерация» и Заявителем и трёхсторонний Акт по разграничению балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию тепловых сетей (под-писанный филиалом ОАО ТКГ-4 – «Смоленская региональная генерация», ООО «Смо-ленская Строительная Компания» и ООО «АвтоЗЭС»).
Тепловая энергии Заявителю поступает от филиала ОАО ТГК-4 – «Смоленская региональная генерация» через присоединенную сеть, находящуюся в аренде Ответчика. Таким образом, тепловые сети Заявителя технологически присоединены к тепловым се-тям филиала ОАО ТГК-4 – «Смоленская региональная генерация» опосредованно через сети, находящиеся в аренде Ответчика.
Учитывая, что инженерные сети для передачи тепловой энергии ООО «Метал-лик», расположены по адресу: г. Смоленск, п. Маркатушино, район ТЭЦ-2, следователь-но, географическими границами указанного рынка будет являться зона прилегания сетей инженерно-технического обеспечения (теплоснабжения) в точке технологического при-соединения.
Следовательно, ООО «Металлик» занимает доминирующее положение на локаль-ном рынке услуг по передаче тепловой энергии (пара) в географических границах зоны прилегания присоединенных сетей инженерно-технического обеспечения, находящихся в аренде общества (в точке присоединения тепловых сетей ООО «АвтоЗЭС» к тепловым сетям ООО «Металлик»).
Учитывая вышеизложенное, доводы Ответчика о том, что он не является хозяйст-вующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по транс-портировке теплоносителя (пара), являются несостоятельными.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкурен-ции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хо-зяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопуще-ние, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка цено-образования.
Статьёй 6 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регу-лировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» определено, что тарифы на услуги по передаче тепловой энергии устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской федера-ции» утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, которые определяют основные методы регулирования тарифов (цен) на услуги по передаче тепловой энергии (подпункт 5 пункта 6 раздела III).
Пунктом 2 указанного Постановления определены следующие понятия:
"регулирующие органы" - Федеральная служба по тарифам и органы исполни-тельной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулиро-вания тарифов;
"регулируемая деятельность" - деятельность, в рамках которой расчеты за постав-ляемую продукцию (услуги) осуществляются по тарифам (ценам), которые подлежат государственному регулированию.
"тарифы" - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за элек-трическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность), а также за соответст-вующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую дея-тельность.
На территории Смоленской области органом исполнительной власти, осуществ-ляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере реализации на территории Смоленской области единой государственной политики в области энергетики, энерго-эффективности и государственного регулирования тарифов является Департамент Смо-ленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике.
В соответствии со статьёй 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязатель-ным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (импе-ративным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения до-говора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохра-няют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяет-ся на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежа-щих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые назва-ны в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для догово-ров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Договор заключается посредством направ-ления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (статья 432 ГК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 445 ГК РФ установлено, что в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно для сто-роны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет на-правлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение три-дцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о приня-тии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
В силу требований статей 424 и 485 ГК РФ цена договора устанавливается соглашением сторон за исключением предусмотренных законом случаев, когда применяются цены (тарифы, расценки, ставки), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то органами.
Комиссией Смоленского УФАС России установлено, что 29.01.2009 в адрес Зая-вителя от Ответчика поступило уведомление в срок до 02.02.2009 заключить договор на оказание услуг по транспортировке теплоносителя, в случае отказа Ответчик угрожал, отключением паротрассы Заявителю.
03.02.2009 в адрес Заявителя поступил проект договора на оказание услуг по транспортировке теплоносителя от 01.01.2008, с протоколом согласования договорной цены, по транспортировке данного вида энергоресурсов в размере 5 тысяч рублей в ме-сяц (приложение к договору). Из пункта 3.1 указанного договора следовало, что расчет за оказание услуг по транспортировке пара производится по договорным ценам соглас-но приложению.
06.02.2009 Заявитель направил Ответчику подписанный договор на оказание ус-луг по транспортировке теплоносителя с протоколом разногласий и подписанный про-токол согласования договорной цены на оказание услуг по теплоснабжению между ООО «Металлик» и ООО «АвтоЗЭС» (письмо от 06.02.2009 № 1/020, которое Ответчик полу-чил в тот же день).
10.02.2009 Ответчик без предупреждения перекрыл подачу пара Заявителя, путём закрытия запорной арматуры на паропроводе наружной теплосети, о чём составлен Акт проверки потребления тепловой энергии (теплоноситель-пар) от 13.02.2009, подписан-ный представителями ПП «Смоленсктеплосеть» филиала ОАО «ТГК-4» - «Смоленская региональная генерация» и ООО «АвтоЗЭС». Как пояснили стороны на рассмотрении дела, подача пара Заявителю была возобновлена через неделю после вмешательства правоохранительных органов.
Письмом от 16.02.2009 № 13 Ответчик отклонил условие протокола разногласий к договору на оказание услуг по транспортировке теплоносителя от 01.01.2008, связанное с расчетами и предупредил Заявителя о том, что если Заявитель не заключит договор на оказание услуг по транспортировке теплоносителя, то будет полностью отключён от инженерных коммуникаций.
Учитывая, что цена (тариф) за транспортировку теплоносителя (пара) в договоре на оказание услуг по транспортировке теплоносителя от 01.01.2008 не может быть уста-новлена по оглашению сторон (размер платы не является существенным условием), то указанный договор между Заявителем и Ответчиком считается заключенным.
Таким образом, включение Ответчиком в условие договора цены (5 тысяч рублей) противоречат нормам статьи 424 ГК РФ, так как такая цена должна быть установлена уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регули-рования тарифов.
Доводы Ответчика о том, что Заявитель неправомерно обратился за защитой сво-их прав в Смоленское УФАС России не состоятельны по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 39 Федерального закона «О защите конкуренции», пунктом 5 Положения о территориальным органе Федеральной антимонопольной служ-бы, утвержденным приказом ФАС России от 15.12.2006 № 324 (зарегистрирован в Минюсте России 24.01.2007 № 8842), территориальный антимонопольный орган имеет право в пределах своих полномочий возбуждать и рассматривать дела о нарушении ан-тимонопольного законодательства, в том числе и по заявлению юридического или физи-ческого лица.
Пунктом 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 разъяснено, что право выбора судебного или админист-ративного порядка защиты своего нарушенного или оспариваемого права принадлежит субъекту спорных правоотношений. Закон не содержит указаний на то, что защита гра-жданских прав в административном порядке (путем рассмотрения антимонопольным органом дел о нарушениях антимонопольного законодательства) исключается при нали-чии возможности обратиться в арбитражный суд или, наоборот, является обязательным условием обращения лиц, чьи права нарушены, в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона «О защите конкурен-ции» настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистиче-ской деятельности, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица.
Согласно пункту 10 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» мо-нополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона «О защите кон-куренции» ООО «Металлик» занимает доминирующее положение на локальном рынке услуг по передаче тепловой энергии (пара) в географических границах зоны прилегания присоединенных сетей инженерно-технического обеспечения, находящихся в аренде общества.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъ-екта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе наруше-ние установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Таким образом, ООО «Металлик» злоупотребляя своим доминирующим положе-нием, нарушило установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразо-вания, включив в договор на оказание услуг по транспортировке теплоносителя, требо-вание о расчете за оказание услуг по транспортировке пара (по передаче тепловой энер-гии) по тарифам, не утверждённым Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике, которое может привести к ущемлению ин-тересов ООО «АвтоЗЭС».
На заседании комиссии Смоленского УФАС России по рассмотрению дела № 04-01/06-2009 Заявитель ходатайствовал о внесении изменений в пункт 3.1 договора на оказание услуг по транспортировке теплоносителя. В соответствии с подпунктом «и» пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции» Комиссией Смолен-ского УФАС России было принято решение об удовлетворении данного ходатайства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Ко-миссия Смоленского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать ООО «Металлик» нарушившим требование пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении своим доминирующим положением, в части наруше-ния установленного нормативными правовыми актами порядка ценообра-зования на рынке услуг по передаче тепловой энергии, которое может привести к ущемлению интересов ООО «АвтоЗЭС».
2. Выдать ООО «Металлик» предписание о прекращении нарушения анти-монопольного законодательства.

<...>
Подписи членов Комиссии

ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ № 04-01/06-2009

«14» мая 2009г. Смоленское УФАС России
г. Смоленск

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении анти-монопольного законодательства <...>

ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО «Металлик» в срок до 15.06.2009 прекратить нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выра-зившееся в злоупотреблении ООО «Металлик» своим доминирующим положением, пу-тём нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразо-вания на рынке услуг по передаче тепловой энергии, которое может привести к ущемле-нию интересов ООО «АвтоЗЭС» (включение в договор требования о расчете за оказание услуг по транспортировке тепловой энергии (пара) по тарифам, не утверждённым Де-партаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной по-литике).
2. ООО «Металлик» в срок до 15.06.2009 внести изменения в пункт 3.1 Договора на оказание услуг по транспортировке теплоносителя от 01.01.2008, заключенного меж-ду ООО «Металлик» и ООО «АвтоЗЭС», и изложить его в следующей редакции «Взи-мание платы за услуги по транспортировке теплоносителя (тепловой энергии) произво-дить по тарифам, утвержденным Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике.
3. О выполнении пунктов 1 и 2 настоящего предписания сообщить Смоленскому УФАС России в срок до 20.06.2009, представив документальное подтверждение.

Подписи членов Комиссии
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 04-01/06-2009

"14" мая 2009 г. Смоленское УФАС России

г. Смоленск

Решение в полном объеме изготовлено 26 мая 2009 года.

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении анти-монопольного законодательства <...>

в присутствии лиц, участвующих в деле:

<...>

рассмотрев дело № <...> о нарушениях ООО «Металлик» требований пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкурен-ции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции»), выразившихся в наруше-нии установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на ус-луги по транспортировке теплоносителя (пара),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области поступило заявление ООО «АвтоЗЭС» от 17.02.2009 № 1/023 о нарушении ООО «Ме-таллик» антимонопольного законодательства.

Из заявления и представленных материалов следует, что 3 февраля 2009 года в адрес ООО «АвтоЗЭС» от ООО «Металлик» поступил проект договора на оказание ус-луг по транспортировке теплоносителя (пара) с протоколом согласования договорной цены по транспортировке данного вида энергоресурсов (5 тысяч рублей в месяц). С 01.01.2009 сети инженерно-технического обеспечения для транспортировки теплоноси-теля (пара) протяженностью 474 метра находятся в аренде ООО «Металлик».

В обоснование договорной цены в размере 5 тысяч рублей в месяц ООО «Метал-лик» представило ООО «АвтоЗЭС» калькуляцию затрат за обслуживание и содержание инженерных сетей, находящихся в ведении ООО «Металлик» в сумме 125 465 рублей.

ООО «Авто-ЗЭС» не приняло предложенную калькуляцию затрат и цену по транспортировке теплоносителя, а представленный договор подписало с протоколом разногласий. Кроме того, ООО «АвтоЗЭС» предложило ООО «Металлик» утвердить в Департаменте Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной по-литике (ранее – РЭК Смоленской области) цену за услугу по транспортировке теплоно-сителя.

На заседании комиссии Заявитель поддержал доводы, изложенные в заявлении, и пояснил следующее.

Заявитель неоднократно предлагал директору ООО «Металлик» утвердить тари-фы на услуги по транспортировке теплоносителя (пара) в Департаменте Смоленской об-ласти по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике.

ООО «АвтоЗЭС» согласно оплачивать ООО «Металлик» услуги по транспорти-ровке теплоносителя (пара) по трубопроводу, находящемуся в аренде у ООО «Метал-лик», но по ценам, установленным в законном порядке. Также Заявитель сообщил, что ООО «АвтоЗЭС» подключено к инженерным сетям по транспортировке теплоносителя (пара) с 1970 года, то есть является многолетним потребителем данного вида энергоре-сурсов. Кроме того, ООО «АвтоЗЭС» имеется в Акте по разграничению балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию тепловых сетей, подписанному между ООО «Смоленская Строительная Компания», ООО «АвтоЗЭС» и филиалом ОАО ТГК-4 – «Смоленская региональная генерация».

Представители Ответчика не согласились с доводами Заявителя по следующим основаниям и сообщили следующее.

ООО «Металлик» не является хозяйствующим субъектом, занимающим домини-рующее положение, так как не занимается выработкой теплоносителя пара. Данный вид энергоресурсов вырабатывает филиал ОАО ТГК-4 – «Смоленская региональная генера-ция», который поступает через присоединенную сеть как на нужды ООО «Металлик», так и для остальных субабонентов (в том числе и для ООО «АвтоЗЭС»).

Договорная цена в размере 5 тысяч рублей в месяц, предложенная ООО «Метал-лик» Заявителю, установлена не за транспортировку теплоносителя (пара), а за обслу-живание паротрассы, и она сложилась из фактических затрат на её содержание и обслу-живание. В связи с тем, что Заявитель подписал договор на оказание услуг по транспор-тировке теплоносителя от 01.01.2009 с протоколом разногласий, то он тем самым согла-сился с тем, что ООО «Металлик» несёт затраты, связанные с содержанием сетей инже-нерной инфраструктуры.

Ответчик заявил, что Заявитель неправомерно обратился за защитой своих прав в Смоленское УФАС России, так как в компетенцию Смоленского УФАС России не вхо-дит установление цен за услуги по транспортировке теплоносителя, данная цена может быть установлена соглашением сторон либо Арбитражным судом Смоленской области.

Ответчик сообщил, что у Заявителя нет документов подтверждающих законность врезки в сети инженерно-технического обеспечения (теплоснабжения) ООО «Смолен-ская Строительная Компания».

По мнению Ответчика, он не обязан утверждать в Департаменте Смоленской об-ласти по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике тарифы на услуги по транспортировке теплоносителя (пара).

Представитель Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффек-тивности и тарифной политике, привлеченный к участию в деле № 04-01/06-2009 в каче-стве эксперта, сообщил следующее.

В соответствии со статьёй 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (да-лее – ГК РФ) исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, за исключением предусмотренных законом случаях, когда применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченны-ми на то государственными органами.

Федеральным законом от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» определено, что тарифы на услуги по передаче тепловой энергии устанавливают органы исполни-тельной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулиро-вания тарифов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федера-ции» утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, которые определяют основные принципы и методы регулирования тарифов (цен) на услуги по передаче тепловой энергии.

Представитель эксперта так же сообщил, что в связи с тем, что у Ответчика в аренде находится отрезок теплотрассы и в неё врезаны субабоненты, то в отношении них должны применяться тарифы (цены) на услуги по передаче тепловой энергии, ут-верждённые Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике.

Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, выслушав объяснения Заявителя пред-ставителей Ответчика и мнение эксперта, Комиссия Смоленского УФАС России устано-вила следующее.

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О ес-тественных монополиях» (далее – Федеральный закон «О естественных монополиях) субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), заня-тый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкурен-ции» доминирующим признаётся положение хозяйствующего субъекта – субъекта есте-ственной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной моно-полии.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4, статьёй 5 Федерального закона «О естест-венных монополиях» организации оказывающие услуги по передаче тепловой энергии, отнесены к субъектам естественных монополий, цены на товары (работы, услуги) кото-рых подлежат государственному регулированию.

Смоленским УФАС России установлено, что основанием для использования От-ветчиком сетей инженерно-технического обеспечения для транспортировки теплоноси-теля (пара) протяженностью 474 метра, является договор аренды от 01.01.2009, заклю-ченный между ООО «Смоленская Строительная Компания» (владелец сетей комму-нальной инфраструктуры) и ООО «Металлик». На момент подписания указанного дого-вора к инженерным сетям (теплоснабжения), принадлежащим ООО «Смоленская Строительная Компания», уже были технологически присоединены тепловые сети при-надлежащие Заявителю. О данном факте свидетельствует договор на снабжение тепло-вой энергией в паре от 01.09.2007, заключенный между филиалом ОАО ТГК-4 – «Смо-ленская региональная генерация» и Заявителем и трёхсторонний Акт по разграничению балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию тепловых сетей (под-писанный филиалом ОАО ТКГ-4 – «Смоленская региональная генерация», ООО «Смо-ленская Строительная Компания» и ООО «АвтоЗЭС»).

Тепловая энергии Заявителю поступает от филиала ОАО ТГК-4 – «Смоленская региональная генерация» через присоединенную сеть, находящуюся в аренде Ответчика. Таким образом, тепловые сети Заявителя технологически присоединены к тепловым се-тям филиала ОАО ТГК-4 – «Смоленская региональная генерация» опосредованно через сети, находящиеся в аренде Ответчика.

Учитывая, что инженерные сети для передачи тепловой энергии ООО «Метал-лик», расположены по адресу: г. Смоленск, п. Маркатушино, район ТЭЦ-2, следователь-но, географическими границами указанного рынка будет являться зона прилегания сетей инженерно-технического обеспечения (теплоснабжения) в точке технологического при-соединения.

Следовательно, ООО «Металлик» занимает доминирующее положение на локаль-ном рынке услуг по передаче тепловой энергии (пара) в географических границах зоны прилегания присоединенных сетей инженерно-технического обеспечения, находящихся в аренде общества (в точке присоединения тепловых сетей ООО «АвтоЗЭС» к тепловым сетям ООО «Металлик»).

Учитывая вышеизложенное, доводы Ответчика о том, что он не является хозяйст-вующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по транс-портировке теплоносителя (пара), являются несостоятельными.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкурен-ции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хо-зяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопуще-ние, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка цено-образования.

Статьёй 6 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регу-лировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» определено, что тарифы на услуги по передаче тепловой энергии устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской федера-ции» утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, которые определяют основные методы регулирования тарифов (цен) на услуги по передаче тепловой энергии (подпункт 5 пункта 6 раздела III).

Пунктом 2 указанного Постановления определены следующие понятия:

"регулирующие органы" - Федеральная служба по тарифам и органы исполни-тельной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулиро-вания тарифов;

"регулируемая деятельность" - деятельность, в рамках которой расчеты за постав-ляемую продукцию (услуги) осуществляются по тарифам (ценам), которые подлежат государственному регулированию.

"тарифы" - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за элек-трическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность), а также за соответст-вующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую дея-тельность.

На территории Смоленской области органом исполнительной власти, осуществ-ляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере реализации на территории Смоленской области единой государственной политики в области энергетики, энерго-эффективности и государственного регулирования тарифов является Департамент Смо-ленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике.

В соответствии со статьёй 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязатель-ным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (импе-ративным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения до-говора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохра-няют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяет-ся на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежа-щих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые назва-ны в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для догово-ров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Договор заключается посредством направ-ления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (статья 432 ГК РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 445 ГК РФ установлено, что в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно для сто-роны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет на-правлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение три-дцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о приня-тии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

В силу требований статей 424 и 485 ГК РФ цена договора устанавливается соглашением сторон за исключением предусмотренных законом случаев, когда применяются цены (тарифы, расценки, ставки), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то органами.

Комиссией Смоленского УФАС России установлено, что 29.01.2009 в адрес Зая-вителя от Ответчика поступило уведомление в срок до 02.02.2009 заключить договор на оказание услуг по транспортировке теплоносителя, в случае отказа Ответчик угрожал, отключением паротрассы Заявителю.

03.02.2009 в адрес Заявителя поступил проект договора на оказание услуг по транспортировке теплоносителя от 01.01.2008, с протоколом согласования договорной цены, по транспортировке данного вида энергоресурсов в размере 5 тысяч рублей в ме-сяц (приложение к договору). Из пункта 3.1 указанного договора следовало, что расчет за оказание услуг по транспортировке пара производится по договорным ценам соглас-но приложению.

06.02.2009 Заявитель направил Ответчику подписанный договор на оказание ус-луг по транспортировке теплоносителя с протоколом разногласий и подписанный про-токол согласования договорной цены на оказание услуг по теплоснабжению между ООО «Металлик» и ООО «АвтоЗЭС» (письмо от 06.02.2009 № 1/020, которое Ответчик полу-чил в тот же день).

10.02.2009 Ответчик без предупреждения перекрыл подачу пара Заявителя, путём закрытия запорной арматуры на паропроводе наружной теплосети, о чём составлен Акт проверки потребления тепловой энергии (теплоноситель-пар) от 13.02.2009, подписан-ный представителями ПП «Смоленсктеплосеть» филиала ОАО «ТГК-4» - «Смоленская региональная генерация» и ООО «АвтоЗЭС». Как пояснили стороны на рассмотрении дела, подача пара Заявителю была возобновлена через неделю после вмешательства правоохранительных органов.

Письмом от 16.02.2009 № 13 Ответчик отклонил условие протокола разногласий к договору на оказание услуг по транспортировке теплоносителя от 01.01.2008, связанное с расчетами и предупредил Заявителя о том, что если Заявитель не заключит договор на оказание услуг по транспортировке теплоносителя, то будет полностью отключён от инженерных коммуникаций.

Учитывая, что цена (тариф) за транспортировку теплоносителя (пара) в договоре на оказание услуг по транспортировке теплоносителя от 01.01.2008 не может быть уста-новлена по оглашению сторон (размер платы не является существенным условием), то указанный договор между Заявителем и Ответчиком считается заключенным.

Таким образом, включение Ответчиком в условие договора цены (5 тысяч рублей) противоречат нормам статьи 424 ГК РФ, так как такая цена должна быть установлена уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регули-рования тарифов.

Доводы Ответчика о том, что Заявитель неправомерно обратился за защитой сво-их прав в Смоленское УФАС России не состоятельны по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 39 Федерального закона «О защите конкуренции», пунктом 5 Положения о территориальным органе Федеральной антимонопольной служ-бы, утвержденным приказом ФАС России от 15.12.2006 № 324 (зарегистрирован в Минюсте России 24.01.2007 № 8842), территориальный антимонопольный орган имеет право в пределах своих полномочий возбуждать и рассматривать дела о нарушении ан-тимонопольного законодательства, в том числе и по заявлению юридического или физи-ческого лица.

Пунктом 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 разъяснено, что право выбора судебного или админист-ративного порядка защиты своего нарушенного или оспариваемого права принадлежит субъекту спорных правоотношений. Закон не содержит указаний на то, что защита гра-жданских прав в административном порядке (путем рассмотрения антимонопольным органом дел о нарушениях антимонопольного законодательства) исключается при нали-чии возможности обратиться в арбитражный суд или, наоборот, является обязательным условием обращения лиц, чьи права нарушены, в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона «О защите конкурен-ции» настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистиче-ской деятельности, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица.

Согласно пункту 10 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» мо-нополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона «О защите кон-куренции» ООО «Металлик» занимает доминирующее положение на локальном рынке услуг по передаче тепловой энергии (пара) в географических границах зоны прилегания присоединенных сетей инженерно-технического обеспечения, находящихся в аренде общества.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъ-екта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе наруше-ние установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Таким образом, ООО «Металлик» злоупотребляя своим доминирующим положе-нием, нарушило установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразо-вания, включив в договор на оказание услуг по транспортировке теплоносителя, требо-вание о расчете за оказание услуг по транспортировке пара (по передаче тепловой энер-гии) по тарифам, не утверждённым Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике, которое может привести к ущемлению ин-тересов ООО «АвтоЗЭС».

На заседании комиссии Смоленского УФАС России по рассмотрению дела № 04-01/06-2009 Заявитель ходатайствовал о внесении изменений в пункт 3.1 договора на оказание услуг по транспортировке теплоносителя. В соответствии с подпунктом «и» пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции» Комиссией Смолен-ского УФАС России было принято решение об удовлетворении данного ходатайства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Ко-миссия Смоленского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать ООО «Металлик» нарушившим требование пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении своим доминирующим положением, в части наруше-ния установленного нормативными правовыми актами порядка ценообра-зования на рынке услуг по передаче тепловой энергии, которое может привести к ущемлению интересов ООО «АвтоЗЭС».

2. Выдать ООО «Металлик» предписание о прекращении нарушения анти-монопольного законодательства.

<...>

Подписи членов Комиссии

ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ № 04-01/06-2009

«14» мая 2009г. Смоленское УФАС России

г. Смоленск

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении анти-монопольного законодательства <...>

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ООО «Металлик» в срок до 15.06.2009 прекратить нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выра-зившееся в злоупотреблении ООО «Металлик» своим доминирующим положением, пу-тём нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразо-вания на рынке услуг по передаче тепловой энергии, которое может привести к ущемле-нию интересов ООО «АвтоЗЭС» (включение в договор требования о расчете за оказание услуг по транспортировке тепловой энергии (пара) по тарифам, не утверждённым Де-партаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной по-литике).

2. ООО «Металлик» в срок до 15.06.2009 внести изменения в пункт 3.1 Договора на оказание услуг по транспортировке теплоносителя от 01.01.2008, заключенного меж-ду ООО «Металлик» и ООО «АвтоЗЭС», и изложить его в следующей редакции «Взи-мание платы за услуги по транспортировке теплоносителя (тепловой энергии) произво-дить по тарифам, утвержденным Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике.

3. О выполнении пунктов 1 и 2 настоящего предписания сообщить Смоленскому УФАС России в срок до 20.06.2009, представив документальное подтверждение.

Подписи членов Комиссии

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => ООО «Металлик», злоупотребляя своим доминирующим положением, нарушило установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования, [format] => full_html [safe_value] =>

ООО «Металлик», злоупотребляя своим доминирующим положением, нарушило установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования,

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-06-05 10:49:41 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-06-05 10:49:41 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1322137827 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Смоленское УФАС России )