Решение и предписание в отношении ООО "Смоленскрегионтеплоэнерго" от 04.08.2009 г.

Дата публикации: 21 августа 2009, 04:00

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 04-01/20-2009

"4" августа 2009 г. г. Смоленск

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <...>
УСТАНОВИЛА:
В Смоленское УФАС России с заявлением о нарушении Сафоновским филиалом ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» (далее – Общество) антимонопольного законода-тельства обратился председатель Сафоновского ЖСК «Юбилейный» (вх. №1610/04 от 13.05.2009, далее – Заявитель).
Из заявления и представленных материалов следует, что между Заявителем и Об-ществом заключён договор на подачу тепловой энергии и горячего водоснабжения от 01.12.2003 № 220230, согласно которому весь коммунальный ресурс поставляется для нужд собственников помещений 100-квартирного дома № 26 2-го микрорайона г. Са-фоново. В 64 квартирах из 100 установлены индивидуальные приборы учёта горячего водоснабжения, которые поверены в установленном порядке и их показания могут уча-ствовать в расчётах. При этом общедомовой (коллективный) прибор учёта горячего во-доснабжения в многоквартирном доме отсутствует. Со 02.12.2008 Общество на основа-нии своего приказа от 02.12.2008 №454 не принимает показания индивидуальных при-боров учёта и предъявляет Заявителю требования оплаты горячего водоснабжения по всем 100 квартирам исходя из норматива 105 литров (чел./сут.). Заявитель продолжает производить оплату за горячее водоснабжения исходя из фактического количества энер-гии по методике, применяемой сторонами в расчётах до 02.12.2008. Заявитель считает, что Общество неправомерно требует оплатить образовавшуюся согласно этому задол-женность в сумме 108531,37 руб. Заявитель также указал, что Общество неправомерно и необоснованно дважды за расчётный период изменил в сторону увеличения тариф на тепловую энергию, применяемый в расчётах.
На заседании комиссии Заявитель поддержал изложенные в заявлении доводы и пояснил следующее.
До декабря 2008 г. Общество при расчётах с ЖСК «Юбилейный» за горячее водо-снабжение принимало показания индивидуальных приборов учёта, установленных в 64 квартирах многоквартирного дома № 26 2-го микрорайона г. Сафоново. Начиная со 02.12.2008 между Обществом и ЖСК «Юбилейный» произошли разногласия по вопросу использования при расчетах за горячее водоснабжение показания индивидуальных при-боров учета. В адрес ЖСК «Юбилейный» стали поступать счета на оплату за горячее водоснабжение из расчета 105 литров с человека в сутки. В обоснование данного норма-тива Общество представило приказ Сафоновского филиала ООО «Смоленскрегионтеп-лоэнерго» от 02.12.2008 № 454, которым был утверждён данный норматив потребления горячей воды. Собственники квартир, в которых установлены индивидуальные приборы учета, отказываются оплачивать горячее водоснабжение по нормативам, так как три с половиной года они рассчитывались по показаниям индивидуальных приборов учета. Собственники помещений многоквартирного дома № 26 2-го микрорайона г. Сафоново из-за высокой стоимости установки общедомового прибора учета горячего водоснабже-ния в настоящее время считают её нецелесообразной. Кроме того, Общество необосно-ванно дважды в 2008 году повышало стоимость 1 Гкал тепловой энергии, что противо-речит действующему законодательству (приказы Сафоновского филиала ООО «Смолен-скрегионтеплоэнерго» от 11.11.2008 № 431 и от 09.02.2009 № 59).
Представители Заинтересованных лиц полностью поддержали доводы Заявителя.

Представители Ответчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили сле-дующее.
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными по-становлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №307 (далее – Пра-вила) определены полномочия ресурсоснабжающей организации и исполнителя услуг. Правила регулируют отношения между исполнителями услуг (ЖСК «Юбилейный») и потребителями (гражданами) и, тем самым, не могут применяться к отношениям между Обществом и Заявителем.
По договору на подачу (отпуск) и потребление тепловой энергии потребителями от 01.12.2003 № 220130 Общество является ресурсоснабжающей организацией и дово-дит коммунальные ресурсы только до границы балансового разграничения. За границей балансового разграничения ответственность перед гражданами за подачу горячего водо-снабжения несёт Заявитель. Заявитель является исполнителем услуг для жителей много-квартирного дома № 26 2-го микрорайона г. Сафоново, который отвечает за обслужива-ние внутридомовых сетей и имеет право снимать показания с индивидуальных приборов учёта. Таким образом, Абонентом по указанному договору является Заявитель, а не гра-ждане.
В связи с тем, что на границе балансового разграничения не установлен общедо-мовой прибор учёта горячего водоснабжения, Общество приняло решение (приказ от 02.12.2008 № 454) производить начисления по нормативам, утверждённым Советом де-путатов Сафоновского городского поселения Смоленской области от 26.12.2007 № 19/3. При расчёте за горячее водоснабжение по показаниям индивидуальных приборов при отсутствии общедомового прибора учета, не учитываются расходы тепловой энергии на содержание общего имущества и внутридомовые утечки, и Общество будет нести убыт-ки.
По вопросу применения в расчетах между Обществом и Заявителем тарифов на тепловую энергию представитель Ответчика сообщил следующее.
Решением Совета депутатов Сафоновского городского поселения Смоленской об-ласти от 26.12.2007 № 19/3 утвержден для ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» тариф на тепловую энергию на 2008 год, используемый при расчете размера платы за горячее во-доснабжение и отопление для коммунально-бытовых нужд населения г. Сафоново, в размере 837,06 руб/Гкал.
В период с 01.01.2008 по 01.11.2008 Общество ошибочно применяло в расчётах иной тариф в размере 707,98 руб./Гкал. В конце 2008 года Общество исправило ошибку и стало применять в расчетах утверждённый Решением Совета депутатов Сафоновского городского поселения Смоленской области тариф для населения (приказ Сафоновского филиала ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» от 11.11.2008 № 431).
На 2009 год тариф на тепловую энергию Ответчиком был рассчитан самостоя-тельно и утвержден приказом Сафоновский филиал ООО «Смоленскрегионтеплоэнер-го» от 09.02.2009 № 59 в размере 1146,65 руб./Гкал для расчетов с ЖСК «Дружба», «За-полярный» и «Юбилейный».
Ответчик не смог пояснить Комиссии, каким нормативным правовым актом уста-новлена методика подсчёта тепловой энергии в горячей воде, передаваемой дому № 26 2-го микрорайона г. Сафоново и предъявляемой к оплате Заявителю.

Представитель Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффек-тивности и тарифной политике (далее – Департамент), привлеченный к участию в деле № 04-01/20-2009 в качестве эксперта, сообщил следующее.
До утверждения Правил Совет депутатов обладал полномочиями по установлению тарифов на тепловую энергию. В соответствии с пунктом 15 Правил в случае, если ис-полнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жи-лищный или иной специализированный потребительский кооператив, либо управляю-щая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В соответствии с действующим законодательством установление тарифов на теп-ловую энергию относится исключительно к компетенции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. На территории Смоленской области таким органом является Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике.
Таким образом, в 2008-2009 гг. в расчётах с потребителями Общество должно применять тарифы на тепловую энергию, установленные Департаментом.
По заявке Общества были установлены тарифы на тепловую энергию и услуги по передаче покупной тепловой энергии ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» постановле-ниями Департамента от 29.11.2007 № 188 и от 13.11.2008 № 96 соответственно на 2008 г. и 2009 г., в зависимости от расходов того или иного источника тепла (котельной). За установлением единого тарифа для населения муниципального образования «Город Са-фоново» Общество не обращалось.

Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, выслушав объяснения Заявителя, пред-ставителей Ответчика, представителей заинтересованных лиц, и представителя экспер-та, Комиссия Смоленского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 Правил, данные Правила регулируют отношения ме-жду исполнителями (Заявителем) и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предостав-ления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услу-ги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Потребителем в соответствии с Правилами является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Согласно подпункту «в» пункта 49 Правил в обязанности исполнителя (Заявите-ля) входит заключение с ресурсоснабжающей организацией договоров о приобретении коммунального ресурса, необходимого для предоставления коммунальной услуги по-требителям (гражданам). Таким образом, Заявитель является посредником между Обще-ством и гражданами, которые проживают в многоквартирном доме № 26 2-го микрорай-она г. Сафоново и являются непосредственными потребителями тепловой энергии в го-рячей воде.
Между Заявителем и Обществом заключен договор на подачу (отпуск) и потреб-ление тепловой энергии потребителями от 01.12.2003 № 220130.
В соответствии с пунктом 4.1 указанного договора стоимость поставляемых по договору объёмов тепловой энергии определяется как сумма произведений ежемесяч-ных договорных объёмов тепловой энергии на соответствующие тарифы, утверждённые Региональной энергетической комиссией (в настоящее время Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике).
Количество поставляемой тепловой энергии Абоненту определяется по показани-ям приборов учёта, установленных на границе раздела балансовой принадлежности теп-ловых сетей Энергоснабжающей организации и Абонента. При отсутствии приборов учёта отпуск тепловой энергии определяется на горячее водоснабжение – по проектным нагрузкам или по нормам СНиП 2.04.01-85 с учётом потерь тепловой энергии в сетях и подтверждается двусторонним актом (пункты 4.5 и 4.6 договора).
В соответствии с Протоколом проверки коммерческого узла учёта тепловой энер-гии, подписанным сторонами прибор учёта горячего водоснабжения на границе балан-совой принадлежности отсутствует. Вместе с тем, Общество с декабря 2008 года предъ-являет Заявителю требования оплаты потреблённого количества тепловой энергии в го-рячей воде без учёта условий договора. Несмотря на наличие в договоре условий расчё-та за тепловую энергию в горячей воде Общество ежемесячно требует оплаты за горя-чую воду исходя из количества проживающих в граждан в доме № 26 2-го микрорайона г. Сафоново и норматива потребления горячей воды в сутки по тарифам, установленным органом местного самоуправления.
В соответствии со статьей 426, пунктом 4 статьи 539, статьей 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) приобретение исполнителем у ресурсо-снабжающей организации коммунальных ресурсов с целью обеспечения потребителя коммунальной услуги (горячее водоснабжение) осуществляется на основании публично-го договора ресурсоснабжения, при заключении и исполнении которого являются для сторон обязательными требования нормы параграфа 6 главы 30 ГК РФ.
При этом пунктом 8 Правил для сторон договора ресурсоснабжения установлены обязательные правила, в соответствии с которыми условия такого договора не должны противоречить Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Положения нормы пункта 8 Правил направлены на обеспечение соответствия условий договоров о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемых исполнителем ком-мунальных услуг с ресурсоснабжающей организацией, и обязательств исполнителей пе-ред собственниками помещений в многоквартирных домах, основанных на Правилах.
Требование пункта 8 Правил распространяется на необходимость соответствия Правилам условий договоров о приобретении коммунальных ресурсов, в том числе, ре-гулирующее:
- условия оплаты коммунальных ресурсов, в том числе условия и порядок расчета платы, внесения платы, изменения размера платы за подачу коммунальных ресурсов не-надлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продол-жительность, а также при иных нарушениях качества подачи коммунальных ресурсов.
В силу пункта 5 статьи 426 ГК РФ условия публичного договора, не соответст-вующие обязательным требованиям, установленным Правительством Российской Феде-рации, ничтожны.
Заключение договоров ресурсоснабжения без соблюдения требований пункта 8 Правил является нарушением пункта 4 статьи 421, пункта 1 статьи 422, пункта 4 статьи 426 ГК РФ и влечет последствия, предусмотренные статьями 166-168 и 180 ГК РФ. Дан-ная позиция находит своё подтверждение в разъяснениях Минрегиона России (письма от 13.02.2007 № 2479-РМ/07, от 29.11.2007 № 21492-СК/07, от 29.11. 2007 № 21492-СК/07).
Согласно статье 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (импе-ративным нормам), действующим в момент его заключения.
Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обяза-тельные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Таким образом, условия договора на подачу тепловой энергии и горячего водо-снабжения от 01.12.2003 № 220230, связанные с порядком учёта и расчётов за поль-зование тепловой энергии не соответствуют действующему законодательству.

Общество в отношении Заявителя оказывает услуги по передаче покупной тепло-вой энергии от котельной ОАО «Авангард» через транзитные трубопроводы ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго».
Смоленским УФАС России установлено, что Общество в период 01.01.2008 по 01.11.2008 применяло тариф в размере 707,98 руб./Гкал (с НДС), который складывался из следующих составляющих:
444,83 (без НДС) – тариф на тепловую энергию ОАО «Авангард»,
155,15 (без НДС) – тариф установлен ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» на ус-луги по передаче покупной тепловой энергии для Сафоновского района.
Указанные тарифы утверждены постановлениями Департамента Смоленской об-ласти по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике от 18.10.2007 №119 и от 29.11.2007 №188 соответственно.
Решением Совета депутатов Сафоновского городского поселения от 26.12.2007 № 19/3 «Об утверждении размера платы за жилищно-коммунальные услуги на 2008 год» утверждена стоимость 1 Гкал тепловой энергии для ООО «Смоленскрегионтеплоэнер-го», используемая при расчёте тарифов за горячее водоснабжение и отопление для ком-мунально-бытовых нужд населения в 2008 году, в размере 837,06 руб. (с НДС).
Своим приказом от 11.11.2008 № 431 Общество определило отделу сбыта произ-водить начисления ЖСК «Заполярный», «Юбилейный» и «Дружба», расположенным во 2-ом микрорайоне г. Сафоново по тарифу, утверждённому решением Совета депутатов Сафоновского городского поселения от 26.12.2007 № 19/3, на 2008 год по отоплению и горячему водоснабжению в размере 837,06 руб. за Гкал (с НДС).
Своим приказом от 09.02.2009 № 59 Общество определило отделу сбыта Общест-ва производить начисления ЖСК «Заполярный», «Юбилейный» и «Дружба», располо-женным во 2-ом микрорайоне г. Сафоново по тарифу, опубликованному в газете «Сафо-новская правда», на 2009 год по отоплению и горячему водоснабжению в размере 1146,65 руб. за Гкал (с НДС).

В соответствии со статьёй 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, за исключением предусмотренных законом случа-ях, когда применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или ре-гулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О госу-дарственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Россий-ской Федерации» государственное регулирование тарифов на электрическую и тепло-вую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в данном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
В соответствии с пунктом 6 Основ ценообразования в сфере деятельности органи-заций коммунального комплекса, утверждённых постановлением Правительства РФ 14.07.2008 № 520, к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций комму-нального комплекса относятся в частности тарифы на горячую воду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской федера-ции» утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, которые определяют основные методы регулирования тарифов (цен) на услуги по передаче тепловой энергии (подпункт 5 пункта 6 раздела III).
Пунктом 2 указанного Постановления определены следующие понятия:
"регулирующие органы" - Федеральная служба по тарифам и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования та-рифов;
"регулируемая деятельность" - деятельность, в рамках которой расчеты за поставляемую продукцию (услуги) осуществляются по тарифам (ценам), которые подлежат государст-венному регулированию;
"тарифы" - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электриче-скую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность), а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.
На территории Смоленской области органом исполнительной власти, осуществ-ляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере реализации на территории Смоленской области единой государственной политики в области энергетики, энерго-эффективности и государственного регулирования тарифов является Департамент.
Таким образом, Общество в расчётах с потребителями должно применять тарифы, установленные Департаментом. Применение в расчётах с потребителями иных тарифов, является нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка цено-образования.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона «О защите конкурен-ции» данный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конку-ренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельно-сти, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица.
Согласно пункту 10 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» мо-нополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением.
Приказом Смоленского УФАС России от 02.12.2008 № 205 ООО «Смоленскреги-онтеплоэнерго» внесено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35 процентов по передаче тепловой энергии в географических границах Сафоновского района Смоленской области.
Пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» за-прещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйст-вующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ог-раничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообра-зования.
Учитывая вышеизложенное, ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» в лице Сафо-новского филиала злоупотребило своим доминирующим положением и нарушило уста-новленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования, путём предъ-явления требований ежемесячной оплаты от ЖСК «Юбилейный» по Договору на подачу (отпуск) и потребление тепловой энергии потребителями от 01.12.2003 № 220130 тепло-вой энергии исходя из тарифов, установленных не уполномоченными на то органами (организациями), а не установленных Департаментом Смоленской области по энергети-ке, энергоэффективности и тарифной политике.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Ко-миссий Смоленского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать действия ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» в лице Сафо-новского филиала ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» по применению в расчетах с контрагентами (ЖСК «Юбилейный», собственниками и нани-мателями жилых помещений дома № 26 2-го микрорайона г. Сафоново) тарифов на тепловую энергию, установленных с нарушением порядка, предусмотренного законодательством, нарушающим требования пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 296.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в злоупотреблении своим домини-рующим положением путём нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, результатом которого яв-ляется ущемление интересов иных лиц.
2. Выдать ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» в лице Сафоновского фи-лиала ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, путём применения в расчётах с контрагентами тарифов на тепловую энергию, установленных Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективно-сти и тарифной политике.
3. Передать материалы дела от 24.07.2009 № 04-01/20-2009 для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномочен-ному должностному лицу Смоленского УФАС России.
<...>
Подписи членов Комиссии

ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ № 04-01/20-2009

«4» августа 2009г. Смоленское УФАС России
г. Смоленск

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <...>

ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, результатом которого является ущемление интересов иных лиц.
2. Сафоновскому филиалу ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» со дня получения настоящего предписания не применять в расчётах с контрагентами тарифы на тепловую энергию, установленные своими локальными актами, в том числе приказами от 11.11.2008 № 431 и от 09.02.2009 № 59.
3. Сафоновскому филиалу ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» в срок до 01.10.2009 упорядочить с контрагентами расчёты за отпущенную тепловую энергию в соответствии с действующим законодательством, применяя тарифы установленные уполномоченным органом.
4. О выполнении пунктов 1 -3 настоящего предписания сообщить Смоленскому УФАС России в срок до 15.10.2009, представив документальное подтверждение.
<...>
Подписи членов Комиссии
stdClass Object ( [vid] => 8546 [uid] => 1 [title] => Решение и предписание в отношении ООО "Смоленскрегионтеплоэнерго" от 04.08.2009 г. [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8546 [type] => solution [language] => ru [created] => 1250798400 [changed] => 1370526978 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370526978 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 04-01/20-2009

"4" августа 2009 г. г. Смоленск

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <...>
УСТАНОВИЛА:
В Смоленское УФАС России с заявлением о нарушении Сафоновским филиалом ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» (далее – Общество) антимонопольного законода-тельства обратился председатель Сафоновского ЖСК «Юбилейный» (вх. №1610/04 от 13.05.2009, далее – Заявитель).
Из заявления и представленных материалов следует, что между Заявителем и Об-ществом заключён договор на подачу тепловой энергии и горячего водоснабжения от 01.12.2003 № 220230, согласно которому весь коммунальный ресурс поставляется для нужд собственников помещений 100-квартирного дома № 26 2-го микрорайона г. Са-фоново. В 64 квартирах из 100 установлены индивидуальные приборы учёта горячего водоснабжения, которые поверены в установленном порядке и их показания могут уча-ствовать в расчётах. При этом общедомовой (коллективный) прибор учёта горячего во-доснабжения в многоквартирном доме отсутствует. Со 02.12.2008 Общество на основа-нии своего приказа от 02.12.2008 №454 не принимает показания индивидуальных при-боров учёта и предъявляет Заявителю требования оплаты горячего водоснабжения по всем 100 квартирам исходя из норматива 105 литров (чел./сут.). Заявитель продолжает производить оплату за горячее водоснабжения исходя из фактического количества энер-гии по методике, применяемой сторонами в расчётах до 02.12.2008. Заявитель считает, что Общество неправомерно требует оплатить образовавшуюся согласно этому задол-женность в сумме 108531,37 руб. Заявитель также указал, что Общество неправомерно и необоснованно дважды за расчётный период изменил в сторону увеличения тариф на тепловую энергию, применяемый в расчётах.
На заседании комиссии Заявитель поддержал изложенные в заявлении доводы и пояснил следующее.
До декабря 2008 г. Общество при расчётах с ЖСК «Юбилейный» за горячее водо-снабжение принимало показания индивидуальных приборов учёта, установленных в 64 квартирах многоквартирного дома № 26 2-го микрорайона г. Сафоново. Начиная со 02.12.2008 между Обществом и ЖСК «Юбилейный» произошли разногласия по вопросу использования при расчетах за горячее водоснабжение показания индивидуальных при-боров учета. В адрес ЖСК «Юбилейный» стали поступать счета на оплату за горячее водоснабжение из расчета 105 литров с человека в сутки. В обоснование данного норма-тива Общество представило приказ Сафоновского филиала ООО «Смоленскрегионтеп-лоэнерго» от 02.12.2008 № 454, которым был утверждён данный норматив потребления горячей воды. Собственники квартир, в которых установлены индивидуальные приборы учета, отказываются оплачивать горячее водоснабжение по нормативам, так как три с половиной года они рассчитывались по показаниям индивидуальных приборов учета. Собственники помещений многоквартирного дома № 26 2-го микрорайона г. Сафоново из-за высокой стоимости установки общедомового прибора учета горячего водоснабже-ния в настоящее время считают её нецелесообразной. Кроме того, Общество необосно-ванно дважды в 2008 году повышало стоимость 1 Гкал тепловой энергии, что противо-речит действующему законодательству (приказы Сафоновского филиала ООО «Смолен-скрегионтеплоэнерго» от 11.11.2008 № 431 и от 09.02.2009 № 59).
Представители Заинтересованных лиц полностью поддержали доводы Заявителя.

Представители Ответчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили сле-дующее.
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными по-становлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №307 (далее – Пра-вила) определены полномочия ресурсоснабжающей организации и исполнителя услуг. Правила регулируют отношения между исполнителями услуг (ЖСК «Юбилейный») и потребителями (гражданами) и, тем самым, не могут применяться к отношениям между Обществом и Заявителем.
По договору на подачу (отпуск) и потребление тепловой энергии потребителями от 01.12.2003 № 220130 Общество является ресурсоснабжающей организацией и дово-дит коммунальные ресурсы только до границы балансового разграничения. За границей балансового разграничения ответственность перед гражданами за подачу горячего водо-снабжения несёт Заявитель. Заявитель является исполнителем услуг для жителей много-квартирного дома № 26 2-го микрорайона г. Сафоново, который отвечает за обслужива-ние внутридомовых сетей и имеет право снимать показания с индивидуальных приборов учёта. Таким образом, Абонентом по указанному договору является Заявитель, а не гра-ждане.
В связи с тем, что на границе балансового разграничения не установлен общедо-мовой прибор учёта горячего водоснабжения, Общество приняло решение (приказ от 02.12.2008 № 454) производить начисления по нормативам, утверждённым Советом де-путатов Сафоновского городского поселения Смоленской области от 26.12.2007 № 19/3. При расчёте за горячее водоснабжение по показаниям индивидуальных приборов при отсутствии общедомового прибора учета, не учитываются расходы тепловой энергии на содержание общего имущества и внутридомовые утечки, и Общество будет нести убыт-ки.
По вопросу применения в расчетах между Обществом и Заявителем тарифов на тепловую энергию представитель Ответчика сообщил следующее.
Решением Совета депутатов Сафоновского городского поселения Смоленской об-ласти от 26.12.2007 № 19/3 утвержден для ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» тариф на тепловую энергию на 2008 год, используемый при расчете размера платы за горячее во-доснабжение и отопление для коммунально-бытовых нужд населения г. Сафоново, в размере 837,06 руб/Гкал.
В период с 01.01.2008 по 01.11.2008 Общество ошибочно применяло в расчётах иной тариф в размере 707,98 руб./Гкал. В конце 2008 года Общество исправило ошибку и стало применять в расчетах утверждённый Решением Совета депутатов Сафоновского городского поселения Смоленской области тариф для населения (приказ Сафоновского филиала ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» от 11.11.2008 № 431).
На 2009 год тариф на тепловую энергию Ответчиком был рассчитан самостоя-тельно и утвержден приказом Сафоновский филиал ООО «Смоленскрегионтеплоэнер-го» от 09.02.2009 № 59 в размере 1146,65 руб./Гкал для расчетов с ЖСК «Дружба», «За-полярный» и «Юбилейный».
Ответчик не смог пояснить Комиссии, каким нормативным правовым актом уста-новлена методика подсчёта тепловой энергии в горячей воде, передаваемой дому № 26 2-го микрорайона г. Сафоново и предъявляемой к оплате Заявителю.

Представитель Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффек-тивности и тарифной политике (далее – Департамент), привлеченный к участию в деле № 04-01/20-2009 в качестве эксперта, сообщил следующее.
До утверждения Правил Совет депутатов обладал полномочиями по установлению тарифов на тепловую энергию. В соответствии с пунктом 15 Правил в случае, если ис-полнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жи-лищный или иной специализированный потребительский кооператив, либо управляю-щая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В соответствии с действующим законодательством установление тарифов на теп-ловую энергию относится исключительно к компетенции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. На территории Смоленской области таким органом является Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике.
Таким образом, в 2008-2009 гг. в расчётах с потребителями Общество должно применять тарифы на тепловую энергию, установленные Департаментом.
По заявке Общества были установлены тарифы на тепловую энергию и услуги по передаче покупной тепловой энергии ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» постановле-ниями Департамента от 29.11.2007 № 188 и от 13.11.2008 № 96 соответственно на 2008 г. и 2009 г., в зависимости от расходов того или иного источника тепла (котельной). За установлением единого тарифа для населения муниципального образования «Город Са-фоново» Общество не обращалось.

Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, выслушав объяснения Заявителя, пред-ставителей Ответчика, представителей заинтересованных лиц, и представителя экспер-та, Комиссия Смоленского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 Правил, данные Правила регулируют отношения ме-жду исполнителями (Заявителем) и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предостав-ления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услу-ги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Потребителем в соответствии с Правилами является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Согласно подпункту «в» пункта 49 Правил в обязанности исполнителя (Заявите-ля) входит заключение с ресурсоснабжающей организацией договоров о приобретении коммунального ресурса, необходимого для предоставления коммунальной услуги по-требителям (гражданам). Таким образом, Заявитель является посредником между Обще-ством и гражданами, которые проживают в многоквартирном доме № 26 2-го микрорай-она г. Сафоново и являются непосредственными потребителями тепловой энергии в го-рячей воде.
Между Заявителем и Обществом заключен договор на подачу (отпуск) и потреб-ление тепловой энергии потребителями от 01.12.2003 № 220130.
В соответствии с пунктом 4.1 указанного договора стоимость поставляемых по договору объёмов тепловой энергии определяется как сумма произведений ежемесяч-ных договорных объёмов тепловой энергии на соответствующие тарифы, утверждённые Региональной энергетической комиссией (в настоящее время Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике).
Количество поставляемой тепловой энергии Абоненту определяется по показани-ям приборов учёта, установленных на границе раздела балансовой принадлежности теп-ловых сетей Энергоснабжающей организации и Абонента. При отсутствии приборов учёта отпуск тепловой энергии определяется на горячее водоснабжение – по проектным нагрузкам или по нормам СНиП 2.04.01-85 с учётом потерь тепловой энергии в сетях и подтверждается двусторонним актом (пункты 4.5 и 4.6 договора).
В соответствии с Протоколом проверки коммерческого узла учёта тепловой энер-гии, подписанным сторонами прибор учёта горячего водоснабжения на границе балан-совой принадлежности отсутствует. Вместе с тем, Общество с декабря 2008 года предъ-являет Заявителю требования оплаты потреблённого количества тепловой энергии в го-рячей воде без учёта условий договора. Несмотря на наличие в договоре условий расчё-та за тепловую энергию в горячей воде Общество ежемесячно требует оплаты за горя-чую воду исходя из количества проживающих в граждан в доме № 26 2-го микрорайона г. Сафоново и норматива потребления горячей воды в сутки по тарифам, установленным органом местного самоуправления.
В соответствии со статьей 426, пунктом 4 статьи 539, статьей 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) приобретение исполнителем у ресурсо-снабжающей организации коммунальных ресурсов с целью обеспечения потребителя коммунальной услуги (горячее водоснабжение) осуществляется на основании публично-го договора ресурсоснабжения, при заключении и исполнении которого являются для сторон обязательными требования нормы параграфа 6 главы 30 ГК РФ.
При этом пунктом 8 Правил для сторон договора ресурсоснабжения установлены обязательные правила, в соответствии с которыми условия такого договора не должны противоречить Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Положения нормы пункта 8 Правил направлены на обеспечение соответствия условий договоров о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемых исполнителем ком-мунальных услуг с ресурсоснабжающей организацией, и обязательств исполнителей пе-ред собственниками помещений в многоквартирных домах, основанных на Правилах.
Требование пункта 8 Правил распространяется на необходимость соответствия Правилам условий договоров о приобретении коммунальных ресурсов, в том числе, ре-гулирующее:
- условия оплаты коммунальных ресурсов, в том числе условия и порядок расчета платы, внесения платы, изменения размера платы за подачу коммунальных ресурсов не-надлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продол-жительность, а также при иных нарушениях качества подачи коммунальных ресурсов.
В силу пункта 5 статьи 426 ГК РФ условия публичного договора, не соответст-вующие обязательным требованиям, установленным Правительством Российской Феде-рации, ничтожны.
Заключение договоров ресурсоснабжения без соблюдения требований пункта 8 Правил является нарушением пункта 4 статьи 421, пункта 1 статьи 422, пункта 4 статьи 426 ГК РФ и влечет последствия, предусмотренные статьями 166-168 и 180 ГК РФ. Дан-ная позиция находит своё подтверждение в разъяснениях Минрегиона России (письма от 13.02.2007 № 2479-РМ/07, от 29.11.2007 № 21492-СК/07, от 29.11. 2007 № 21492-СК/07).
Согласно статье 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (импе-ративным нормам), действующим в момент его заключения.
Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обяза-тельные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Таким образом, условия договора на подачу тепловой энергии и горячего водо-снабжения от 01.12.2003 № 220230, связанные с порядком учёта и расчётов за поль-зование тепловой энергии не соответствуют действующему законодательству.

Общество в отношении Заявителя оказывает услуги по передаче покупной тепло-вой энергии от котельной ОАО «Авангард» через транзитные трубопроводы ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго».
Смоленским УФАС России установлено, что Общество в период 01.01.2008 по 01.11.2008 применяло тариф в размере 707,98 руб./Гкал (с НДС), который складывался из следующих составляющих:
444,83 (без НДС) – тариф на тепловую энергию ОАО «Авангард»,
155,15 (без НДС) – тариф установлен ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» на ус-луги по передаче покупной тепловой энергии для Сафоновского района.
Указанные тарифы утверждены постановлениями Департамента Смоленской об-ласти по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике от 18.10.2007 №119 и от 29.11.2007 №188 соответственно.
Решением Совета депутатов Сафоновского городского поселения от 26.12.2007 № 19/3 «Об утверждении размера платы за жилищно-коммунальные услуги на 2008 год» утверждена стоимость 1 Гкал тепловой энергии для ООО «Смоленскрегионтеплоэнер-го», используемая при расчёте тарифов за горячее водоснабжение и отопление для ком-мунально-бытовых нужд населения в 2008 году, в размере 837,06 руб. (с НДС).
Своим приказом от 11.11.2008 № 431 Общество определило отделу сбыта произ-водить начисления ЖСК «Заполярный», «Юбилейный» и «Дружба», расположенным во 2-ом микрорайоне г. Сафоново по тарифу, утверждённому решением Совета депутатов Сафоновского городского поселения от 26.12.2007 № 19/3, на 2008 год по отоплению и горячему водоснабжению в размере 837,06 руб. за Гкал (с НДС).
Своим приказом от 09.02.2009 № 59 Общество определило отделу сбыта Общест-ва производить начисления ЖСК «Заполярный», «Юбилейный» и «Дружба», располо-женным во 2-ом микрорайоне г. Сафоново по тарифу, опубликованному в газете «Сафо-новская правда», на 2009 год по отоплению и горячему водоснабжению в размере 1146,65 руб. за Гкал (с НДС).

В соответствии со статьёй 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, за исключением предусмотренных законом случа-ях, когда применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или ре-гулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О госу-дарственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Россий-ской Федерации» государственное регулирование тарифов на электрическую и тепло-вую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в данном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
В соответствии с пунктом 6 Основ ценообразования в сфере деятельности органи-заций коммунального комплекса, утверждённых постановлением Правительства РФ 14.07.2008 № 520, к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций комму-нального комплекса относятся в частности тарифы на горячую воду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской федера-ции» утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, которые определяют основные методы регулирования тарифов (цен) на услуги по передаче тепловой энергии (подпункт 5 пункта 6 раздела III).
Пунктом 2 указанного Постановления определены следующие понятия:
"регулирующие органы" - Федеральная служба по тарифам и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования та-рифов;
"регулируемая деятельность" - деятельность, в рамках которой расчеты за поставляемую продукцию (услуги) осуществляются по тарифам (ценам), которые подлежат государст-венному регулированию;
"тарифы" - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электриче-скую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность), а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.
На территории Смоленской области органом исполнительной власти, осуществ-ляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере реализации на территории Смоленской области единой государственной политики в области энергетики, энерго-эффективности и государственного регулирования тарифов является Департамент.
Таким образом, Общество в расчётах с потребителями должно применять тарифы, установленные Департаментом. Применение в расчётах с потребителями иных тарифов, является нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка цено-образования.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона «О защите конкурен-ции» данный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конку-ренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельно-сти, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица.
Согласно пункту 10 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» мо-нополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением.
Приказом Смоленского УФАС России от 02.12.2008 № 205 ООО «Смоленскреги-онтеплоэнерго» внесено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35 процентов по передаче тепловой энергии в географических границах Сафоновского района Смоленской области.
Пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» за-прещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйст-вующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ог-раничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообра-зования.
Учитывая вышеизложенное, ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» в лице Сафо-новского филиала злоупотребило своим доминирующим положением и нарушило уста-новленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования, путём предъ-явления требований ежемесячной оплаты от ЖСК «Юбилейный» по Договору на подачу (отпуск) и потребление тепловой энергии потребителями от 01.12.2003 № 220130 тепло-вой энергии исходя из тарифов, установленных не уполномоченными на то органами (организациями), а не установленных Департаментом Смоленской области по энергети-ке, энергоэффективности и тарифной политике.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Ко-миссий Смоленского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать действия ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» в лице Сафо-новского филиала ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» по применению в расчетах с контрагентами (ЖСК «Юбилейный», собственниками и нани-мателями жилых помещений дома № 26 2-го микрорайона г. Сафоново) тарифов на тепловую энергию, установленных с нарушением порядка, предусмотренного законодательством, нарушающим требования пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 296.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в злоупотреблении своим домини-рующим положением путём нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, результатом которого яв-ляется ущемление интересов иных лиц.
2. Выдать ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» в лице Сафоновского фи-лиала ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, путём применения в расчётах с контрагентами тарифов на тепловую энергию, установленных Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективно-сти и тарифной политике.
3. Передать материалы дела от 24.07.2009 № 04-01/20-2009 для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномочен-ному должностному лицу Смоленского УФАС России.
<...>
Подписи членов Комиссии

ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ № 04-01/20-2009

«4» августа 2009г. Смоленское УФАС России
г. Смоленск

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <...>

ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, результатом которого является ущемление интересов иных лиц.
2. Сафоновскому филиалу ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» со дня получения настоящего предписания не применять в расчётах с контрагентами тарифы на тепловую энергию, установленные своими локальными актами, в том числе приказами от 11.11.2008 № 431 и от 09.02.2009 № 59.
3. Сафоновскому филиалу ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» в срок до 01.10.2009 упорядочить с контрагентами расчёты за отпущенную тепловую энергию в соответствии с действующим законодательством, применяя тарифы установленные уполномоченным органом.
4. О выполнении пунктов 1 -3 настоящего предписания сообщить Смоленскому УФАС России в срок до 15.10.2009, представив документальное подтверждение.
<...>
Подписи членов Комиссии
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 04-01/20-2009

"4" августа 2009 г. г. Смоленск

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <...>

УСТАНОВИЛА:

В Смоленское УФАС России с заявлением о нарушении Сафоновским филиалом ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» (далее – Общество) антимонопольного законода-тельства обратился председатель Сафоновского ЖСК «Юбилейный» (вх. №1610/04 от 13.05.2009, далее – Заявитель).

Из заявления и представленных материалов следует, что между Заявителем и Об-ществом заключён договор на подачу тепловой энергии и горячего водоснабжения от 01.12.2003 № 220230, согласно которому весь коммунальный ресурс поставляется для нужд собственников помещений 100-квартирного дома № 26 2-го микрорайона г. Са-фоново. В 64 квартирах из 100 установлены индивидуальные приборы учёта горячего водоснабжения, которые поверены в установленном порядке и их показания могут уча-ствовать в расчётах. При этом общедомовой (коллективный) прибор учёта горячего во-доснабжения в многоквартирном доме отсутствует. Со 02.12.2008 Общество на основа-нии своего приказа от 02.12.2008 №454 не принимает показания индивидуальных при-боров учёта и предъявляет Заявителю требования оплаты горячего водоснабжения по всем 100 квартирам исходя из норматива 105 литров (чел./сут.). Заявитель продолжает производить оплату за горячее водоснабжения исходя из фактического количества энер-гии по методике, применяемой сторонами в расчётах до 02.12.2008. Заявитель считает, что Общество неправомерно требует оплатить образовавшуюся согласно этому задол-женность в сумме 108531,37 руб. Заявитель также указал, что Общество неправомерно и необоснованно дважды за расчётный период изменил в сторону увеличения тариф на тепловую энергию, применяемый в расчётах.

На заседании комиссии Заявитель поддержал изложенные в заявлении доводы и пояснил следующее.

До декабря 2008 г. Общество при расчётах с ЖСК «Юбилейный» за горячее водо-снабжение принимало показания индивидуальных приборов учёта, установленных в 64 квартирах многоквартирного дома № 26 2-го микрорайона г. Сафоново. Начиная со 02.12.2008 между Обществом и ЖСК «Юбилейный» произошли разногласия по вопросу использования при расчетах за горячее водоснабжение показания индивидуальных при-боров учета. В адрес ЖСК «Юбилейный» стали поступать счета на оплату за горячее водоснабжение из расчета 105 литров с человека в сутки. В обоснование данного норма-тива Общество представило приказ Сафоновского филиала ООО «Смоленскрегионтеп-лоэнерго» от 02.12.2008 № 454, которым был утверждён данный норматив потребления горячей воды. Собственники квартир, в которых установлены индивидуальные приборы учета, отказываются оплачивать горячее водоснабжение по нормативам, так как три с половиной года они рассчитывались по показаниям индивидуальных приборов учета. Собственники помещений многоквартирного дома № 26 2-го микрорайона г. Сафоново из-за высокой стоимости установки общедомового прибора учета горячего водоснабже-ния в настоящее время считают её нецелесообразной. Кроме того, Общество необосно-ванно дважды в 2008 году повышало стоимость 1 Гкал тепловой энергии, что противо-речит действующему законодательству (приказы Сафоновского филиала ООО «Смолен-скрегионтеплоэнерго» от 11.11.2008 № 431 и от 09.02.2009 № 59).

Представители Заинтересованных лиц полностью поддержали доводы Заявителя.

Представители Ответчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили сле-дующее.

Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными по-становлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №307 (далее – Пра-вила) определены полномочия ресурсоснабжающей организации и исполнителя услуг. Правила регулируют отношения между исполнителями услуг (ЖСК «Юбилейный») и потребителями (гражданами) и, тем самым, не могут применяться к отношениям между Обществом и Заявителем.

По договору на подачу (отпуск) и потребление тепловой энергии потребителями от 01.12.2003 № 220130 Общество является ресурсоснабжающей организацией и дово-дит коммунальные ресурсы только до границы балансового разграничения. За границей балансового разграничения ответственность перед гражданами за подачу горячего водо-снабжения несёт Заявитель. Заявитель является исполнителем услуг для жителей много-квартирного дома № 26 2-го микрорайона г. Сафоново, который отвечает за обслужива-ние внутридомовых сетей и имеет право снимать показания с индивидуальных приборов учёта. Таким образом, Абонентом по указанному договору является Заявитель, а не гра-ждане.

В связи с тем, что на границе балансового разграничения не установлен общедо-мовой прибор учёта горячего водоснабжения, Общество приняло решение (приказ от 02.12.2008 № 454) производить начисления по нормативам, утверждённым Советом де-путатов Сафоновского городского поселения Смоленской области от 26.12.2007 № 19/3. При расчёте за горячее водоснабжение по показаниям индивидуальных приборов при отсутствии общедомового прибора учета, не учитываются расходы тепловой энергии на содержание общего имущества и внутридомовые утечки, и Общество будет нести убыт-ки.

По вопросу применения в расчетах между Обществом и Заявителем тарифов на тепловую энергию представитель Ответчика сообщил следующее.

Решением Совета депутатов Сафоновского городского поселения Смоленской об-ласти от 26.12.2007 № 19/3 утвержден для ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» тариф на тепловую энергию на 2008 год, используемый при расчете размера платы за горячее во-доснабжение и отопление для коммунально-бытовых нужд населения г. Сафоново, в размере 837,06 руб/Гкал.

В период с 01.01.2008 по 01.11.2008 Общество ошибочно применяло в расчётах иной тариф в размере 707,98 руб./Гкал. В конце 2008 года Общество исправило ошибку и стало применять в расчетах утверждённый Решением Совета депутатов Сафоновского городского поселения Смоленской области тариф для населения (приказ Сафоновского филиала ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» от 11.11.2008 № 431).

На 2009 год тариф на тепловую энергию Ответчиком был рассчитан самостоя-тельно и утвержден приказом Сафоновский филиал ООО «Смоленскрегионтеплоэнер-го» от 09.02.2009 № 59 в размере 1146,65 руб./Гкал для расчетов с ЖСК «Дружба», «За-полярный» и «Юбилейный».

Ответчик не смог пояснить Комиссии, каким нормативным правовым актом уста-новлена методика подсчёта тепловой энергии в горячей воде, передаваемой дому № 26 2-го микрорайона г. Сафоново и предъявляемой к оплате Заявителю.

Представитель Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффек-тивности и тарифной политике (далее – Департамент), привлеченный к участию в деле № 04-01/20-2009 в качестве эксперта, сообщил следующее.

До утверждения Правил Совет депутатов обладал полномочиями по установлению тарифов на тепловую энергию. В соответствии с пунктом 15 Правил в случае, если ис-полнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жи-лищный или иной специализированный потребительский кооператив, либо управляю-щая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

В соответствии с действующим законодательством установление тарифов на теп-ловую энергию относится исключительно к компетенции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. На территории Смоленской области таким органом является Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике.

Таким образом, в 2008-2009 гг. в расчётах с потребителями Общество должно применять тарифы на тепловую энергию, установленные Департаментом.

По заявке Общества были установлены тарифы на тепловую энергию и услуги по передаче покупной тепловой энергии ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» постановле-ниями Департамента от 29.11.2007 № 188 и от 13.11.2008 № 96 соответственно на 2008 г. и 2009 г., в зависимости от расходов того или иного источника тепла (котельной). За установлением единого тарифа для населения муниципального образования «Город Са-фоново» Общество не обращалось.

Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, выслушав объяснения Заявителя, пред-ставителей Ответчика, представителей заинтересованных лиц, и представителя экспер-та, Комиссия Смоленского УФАС России приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 Правил, данные Правила регулируют отношения ме-жду исполнителями (Заявителем) и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предостав-ления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услу-ги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

Потребителем в соответствии с Правилами является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Согласно подпункту «в» пункта 49 Правил в обязанности исполнителя (Заявите-ля) входит заключение с ресурсоснабжающей организацией договоров о приобретении коммунального ресурса, необходимого для предоставления коммунальной услуги по-требителям (гражданам). Таким образом, Заявитель является посредником между Обще-ством и гражданами, которые проживают в многоквартирном доме № 26 2-го микрорай-она г. Сафоново и являются непосредственными потребителями тепловой энергии в го-рячей воде.

Между Заявителем и Обществом заключен договор на подачу (отпуск) и потреб-ление тепловой энергии потребителями от 01.12.2003 № 220130.

В соответствии с пунктом 4.1 указанного договора стоимость поставляемых по договору объёмов тепловой энергии определяется как сумма произведений ежемесяч-ных договорных объёмов тепловой энергии на соответствующие тарифы, утверждённые Региональной энергетической комиссией (в настоящее время Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике).

Количество поставляемой тепловой энергии Абоненту определяется по показани-ям приборов учёта, установленных на границе раздела балансовой принадлежности теп-ловых сетей Энергоснабжающей организации и Абонента. При отсутствии приборов учёта отпуск тепловой энергии определяется на горячее водоснабжение – по проектным нагрузкам или по нормам СНиП 2.04.01-85 с учётом потерь тепловой энергии в сетях и подтверждается двусторонним актом (пункты 4.5 и 4.6 договора).

В соответствии с Протоколом проверки коммерческого узла учёта тепловой энер-гии, подписанным сторонами прибор учёта горячего водоснабжения на границе балан-совой принадлежности отсутствует. Вместе с тем, Общество с декабря 2008 года предъ-являет Заявителю требования оплаты потреблённого количества тепловой энергии в го-рячей воде без учёта условий договора. Несмотря на наличие в договоре условий расчё-та за тепловую энергию в горячей воде Общество ежемесячно требует оплаты за горя-чую воду исходя из количества проживающих в граждан в доме № 26 2-го микрорайона г. Сафоново и норматива потребления горячей воды в сутки по тарифам, установленным органом местного самоуправления.

В соответствии со статьей 426, пунктом 4 статьи 539, статьей 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) приобретение исполнителем у ресурсо-снабжающей организации коммунальных ресурсов с целью обеспечения потребителя коммунальной услуги (горячее водоснабжение) осуществляется на основании публично-го договора ресурсоснабжения, при заключении и исполнении которого являются для сторон обязательными требования нормы параграфа 6 главы 30 ГК РФ.

При этом пунктом 8 Правил для сторон договора ресурсоснабжения установлены обязательные правила, в соответствии с которыми условия такого договора не должны противоречить Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Положения нормы пункта 8 Правил направлены на обеспечение соответствия условий договоров о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемых исполнителем ком-мунальных услуг с ресурсоснабжающей организацией, и обязательств исполнителей пе-ред собственниками помещений в многоквартирных домах, основанных на Правилах.

Требование пункта 8 Правил распространяется на необходимость соответствия Правилам условий договоров о приобретении коммунальных ресурсов, в том числе, ре-гулирующее:

- условия оплаты коммунальных ресурсов, в том числе условия и порядок расчета платы, внесения платы, изменения размера платы за подачу коммунальных ресурсов не-надлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продол-жительность, а также при иных нарушениях качества подачи коммунальных ресурсов.

В силу пункта 5 статьи 426 ГК РФ условия публичного договора, не соответст-вующие обязательным требованиям, установленным Правительством Российской Феде-рации, ничтожны.

Заключение договоров ресурсоснабжения без соблюдения требований пункта 8 Правил является нарушением пункта 4 статьи 421, пункта 1 статьи 422, пункта 4 статьи 426 ГК РФ и влечет последствия, предусмотренные статьями 166-168 и 180 ГК РФ. Дан-ная позиция находит своё подтверждение в разъяснениях Минрегиона России (письма от 13.02.2007 № 2479-РМ/07, от 29.11.2007 № 21492-СК/07, от 29.11. 2007 № 21492-СК/07).

Согласно статье 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (импе-ративным нормам), действующим в момент его заключения.

Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обяза-тельные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Таким образом, условия договора на подачу тепловой энергии и горячего водо-снабжения от 01.12.2003 № 220230, связанные с порядком учёта и расчётов за поль-зование тепловой энергии не соответствуют действующему законодательству.

Общество в отношении Заявителя оказывает услуги по передаче покупной тепло-вой энергии от котельной ОАО «Авангард» через транзитные трубопроводы ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго».

Смоленским УФАС России установлено, что Общество в период 01.01.2008 по 01.11.2008 применяло тариф в размере 707,98 руб./Гкал (с НДС), который складывался из следующих составляющих:

444,83 (без НДС) – тариф на тепловую энергию ОАО «Авангард»,

155,15 (без НДС) – тариф установлен ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» на ус-луги по передаче покупной тепловой энергии для Сафоновского района.

Указанные тарифы утверждены постановлениями Департамента Смоленской об-ласти по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике от 18.10.2007 №119 и от 29.11.2007 №188 соответственно.

Решением Совета депутатов Сафоновского городского поселения от 26.12.2007 № 19/3 «Об утверждении размера платы за жилищно-коммунальные услуги на 2008 год» утверждена стоимость 1 Гкал тепловой энергии для ООО «Смоленскрегионтеплоэнер-го», используемая при расчёте тарифов за горячее водоснабжение и отопление для ком-мунально-бытовых нужд населения в 2008 году, в размере 837,06 руб. (с НДС).

Своим приказом от 11.11.2008 № 431 Общество определило отделу сбыта произ-водить начисления ЖСК «Заполярный», «Юбилейный» и «Дружба», расположенным во 2-ом микрорайоне г. Сафоново по тарифу, утверждённому решением Совета депутатов Сафоновского городского поселения от 26.12.2007 № 19/3, на 2008 год по отоплению и горячему водоснабжению в размере 837,06 руб. за Гкал (с НДС).

Своим приказом от 09.02.2009 № 59 Общество определило отделу сбыта Общест-ва производить начисления ЖСК «Заполярный», «Юбилейный» и «Дружба», располо-женным во 2-ом микрорайоне г. Сафоново по тарифу, опубликованному в газете «Сафо-новская правда», на 2009 год по отоплению и горячему водоснабжению в размере 1146,65 руб. за Гкал (с НДС).

В соответствии со статьёй 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, за исключением предусмотренных законом случа-ях, когда применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или ре-гулируемые уполномоченными на то государственными органами.

В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О госу-дарственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Россий-ской Федерации» государственное регулирование тарифов на электрическую и тепло-вую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в данном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.

В соответствии с пунктом 6 Основ ценообразования в сфере деятельности органи-заций коммунального комплекса, утверждённых постановлением Правительства РФ 14.07.2008 № 520, к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций комму-нального комплекса относятся в частности тарифы на горячую воду.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской федера-ции» утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, которые определяют основные методы регулирования тарифов (цен) на услуги по передаче тепловой энергии (подпункт 5 пункта 6 раздела III).

Пунктом 2 указанного Постановления определены следующие понятия:

"регулирующие органы" - Федеральная служба по тарифам и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования та-рифов;

"регулируемая деятельность" - деятельность, в рамках которой расчеты за поставляемую продукцию (услуги) осуществляются по тарифам (ценам), которые подлежат государст-венному регулированию;

"тарифы" - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электриче-скую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность), а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.

На территории Смоленской области органом исполнительной власти, осуществ-ляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере реализации на территории Смоленской области единой государственной политики в области энергетики, энерго-эффективности и государственного регулирования тарифов является Департамент.

Таким образом, Общество в расчётах с потребителями должно применять тарифы, установленные Департаментом. Применение в расчётах с потребителями иных тарифов, является нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка цено-образования.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона «О защите конкурен-ции» данный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конку-ренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельно-сти, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица.

Согласно пункту 10 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» мо-нополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением.

Приказом Смоленского УФАС России от 02.12.2008 № 205 ООО «Смоленскреги-онтеплоэнерго» внесено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35 процентов по передаче тепловой энергии в географических границах Сафоновского района Смоленской области.

Пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» за-прещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйст-вующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ог-раничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообра-зования.

Учитывая вышеизложенное, ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» в лице Сафо-новского филиала злоупотребило своим доминирующим положением и нарушило уста-новленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования, путём предъ-явления требований ежемесячной оплаты от ЖСК «Юбилейный» по Договору на подачу (отпуск) и потребление тепловой энергии потребителями от 01.12.2003 № 220130 тепло-вой энергии исходя из тарифов, установленных не уполномоченными на то органами (организациями), а не установленных Департаментом Смоленской области по энергети-ке, энергоэффективности и тарифной политике.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Ко-миссий Смоленского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать действия ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» в лице Сафо-новского филиала ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» по применению в расчетах с контрагентами (ЖСК «Юбилейный», собственниками и нани-мателями жилых помещений дома № 26 2-го микрорайона г. Сафоново) тарифов на тепловую энергию, установленных с нарушением порядка, предусмотренного законодательством, нарушающим требования пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 296.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в злоупотреблении своим домини-рующим положением путём нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, результатом которого яв-ляется ущемление интересов иных лиц.

2. Выдать ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» в лице Сафоновского фи-лиала ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, путём применения в расчётах с контрагентами тарифов на тепловую энергию, установленных Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективно-сти и тарифной политике.

3. Передать материалы дела от 24.07.2009 № 04-01/20-2009 для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномочен-ному должностному лицу Смоленского УФАС России.

<...>

Подписи членов Комиссии

ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ № 04-01/20-2009

«4» августа 2009г. Смоленское УФАС России

г. Смоленск

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <...>

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, результатом которого является ущемление интересов иных лиц.

2. Сафоновскому филиалу ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» со дня получения настоящего предписания не применять в расчётах с контрагентами тарифы на тепловую энергию, установленные своими локальными актами, в том числе приказами от 11.11.2008 № 431 и от 09.02.2009 № 59.

3. Сафоновскому филиалу ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» в срок до 01.10.2009 упорядочить с контрагентами расчёты за отпущенную тепловую энергию в соответствии с действующим законодательством, применяя тарифы установленные уполномоченным органом.

4. О выполнении пунктов 1 -3 настоящего предписания сообщить Смоленскому УФАС России в срок до 15.10.2009, представив документальное подтверждение.

<...>

Подписи членов Комиссии

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» в лице Сафоновского филиала злоупотребило своим доминирующим положением и нарушило установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования, путём предъявления требований ежемесячной оплаты от ЖСК «Юбилейный» по Договору на подачу (отпуск) и потребление тепловой энергии потребителями тепловой энергии исходя из тарифов, установленных не уполномоченными на то органами (организациями), а не установленных Департаментом Смоленской области по энергети-ке, энергоэффективности и тарифной политике [format] => full_html [safe_value] =>

ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» в лице Сафоновского филиала злоупотребило своим доминирующим положением и нарушило установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования, путём предъявления требований ежемесячной оплаты от ЖСК «Юбилейный» по Договору на подачу (отпуск) и потребление тепловой энергии потребителями тепловой энергии исходя из тарифов, установленных не уполномоченными на то органами (организациями), а не установленных Департаментом Смоленской области по энергети-ке, энергоэффективности и тарифной политике

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-08-21 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-08-21 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1322137827 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Смоленское УФАС России )