Решение и предписание в отношении ООО "Провинция" от 18.08.2009 г.

Дата публикации: 26 августа 2009, 15:18

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 05-09/01-2009

" 18 " августа 2009 г. Смоленское УФАС России
Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <...>

УСТАНОВИЛА:
в соответствии с поручением ФАС России от 05.06.2009 № АК/1810-ПР «О реализации пункта 7 раздела II Протокола заседания Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики от 10 марта 2009 года № 9, Смоленским УФАС России был осуществлен мониторинг розничных цен на лекарственные средства по состоянию на 01.01.2009, 01.04.2009 и 01.07.2009.
Предельные розничные надбавки к ценам на лекарственные средства утверждены Постановлением Администрации Смоленской области от 29.11.2002 № 290 «Об установлении предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения» (далее – Постановление № 290). Согласно Постановлению № 290 предельные розничные надбавки на лекарственные средства, не включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (далее – перечень ЖНВЛС), при отпуске населению составляют 40% к цене оптового поставщика (посредника).
По результатам мониторинга розничных цен на лекарственные средства было установлено, что по состоянию на 01.01.2009, 01.04.2009 и 01.07.2009 ООО «Провинция» в 29 случаях превысило предельные розничные надбавки на лекарственные средства, не включенные в перечень ЖНВЛС, в пределах 0,01% – 0,14% от установленной предельной розничной надбавки в 40%:





№ п/п Торговое наименование (с указанием лек. формы, дозировки, упаковки) № и дата товарной накладной Закупочная цена, руб. Розничная цена, руб. Розничная надбавка, %
1 АЛЛОХОЛ ТАБЛЕТКИ ПОКРЫТЫЕ ОБОЛОЧКОЙ N10 Р-388878 от 23.06.2009 6,74 9,44 40,06
2 АНДИПАЛ ТАБЛЕТКИ N10 Р-390026 от 29.06.2009 5,74 8,04 40,07
3 АСКОРБИНОВАЯ КИСЛОТА С ГЛЮКОЗОЙ ТАБЛЕТКИ 100 мг+877 мг N10 2271120 от 16.12.2008 2,17 3,04 40,09
4 АСКОРБИНОВАЯ КИСЛОТА С ГЛЮКОЗОЙ ТАБЛЕТКИ 100 мг+877 мг N10 2280306 от 23.12.2008 2,17 3,04 40,09
5 АСКОФЕН-П ТАБЛЕТКИ N10 87713374/0 от 24.06.2009 5,72 8,01 40,03
6 АЦЕТИЛСАЛИЦИЛОВАЯ КИСЛОТА МС ТАБЛЕТКИ 500 МГ N10 2376959 от 12.03.2009 2,89 4,05 40,14
7 БРОМГЕКСИН БЕРЛИН-ХЕМИ ДРАЖЕ 8 МГ N25 Р-369782 от 31.03.2009 23,72 33,21 40,01
8 ВАЛЕРИАНЫ ЭКСТРАКТ ТАБЛЕТКИ ПОКРЫТЫЕ ОБОЛОЧКОЙ 20 МГ N50 2284076 от 25.12.2008 4,72 6,61 40,04
9 ВАЛИДОЛ ТАБЛЕТКИ ПОДЪЯЗЫЧНЫЕ 60 МГ N10 2284020 от 28.12.2008 3,17 4,44 40,06
10 ГЛИЦИН ТАБЛЕТКИ ПОДЪЯЗЫЧНЫЕ 100 МГ N50 2267444 от 29.12.2008 13,02 18,23 40,02
11 ДЛЯНОС СПРЕЙ НАЗАЛЬНЫЙ 0.1% 10; МЛ N1 Р-388483 от 22.06.2009 70,54 98,76 40,01
12 ЙОД РАСТВОР ДЛЯ НАРУЖНОГО ПРИМЕНЕНИЯ [СПИРТОВОЙ] 5% 10; МЛ Р-343941 от 10.12.2008 9,59 13,43 40,04
13 ЙОД РАСТВОР ДЛЯ НАРУЖНОГО ПРИМЕНЕНИЯ [СПИРТОВОЙ] 5% 10; МЛ 5724 от 23.03.2009 10,12 14,17 40,02
14 КОЛДАКТ ФЛЮ ПЛЮС КАПСУЛЫ ПРОЛОНГИРОВАННОГО ДЕЙСТВИЯ N10 Р-369088 от 27.03.2009 46,94 65,72 40,01
15 КОЛДАКТ ФЛЮ ПЛЮС КАПСУЛЫ ПРОЛОНГИРОВАННОГО ДЕЙСТВИЯ N10 87864553/1 от 29.06.2009 48,29 67,61 40,01
16 КСИЛЕН КАПЛИ НАЗАЛЬНЫЕ 0.1% 10; МЛ N1 Р-390395 от 30.06.2009 13,02 18,23 40,02
17 ЛЕВОМЕКОЛЬ МАЗЬ ДЛЯ НАРУЖНОГО ПРИМЕНЕНИЯ 40; Г N1 Р-345598 от 17.12.2008 17,94 25,12 40,02
18 ЛЕВОМЕКОЛЬ МАЗЬ ДЛЯ НАРУЖНОГО ПРИМЕНЕНИЯ 40; Г N1 СМ-5046689/00 от 24.06.2009 24,42 34,19 40,01
19 МУКАЛТИН ТАБЛЕТКИ 50 МГ N10 2287385 от 29.12.2008 4,02 5,63 40,05
20 МУКАЛТИН ТАБЛЕТКИ 50 МГ N10 2512944 от 25.06.2009 3,14 4,40 40,03
21 ПЕНТАЛГИН-Н ТАБЛЕТКИ N10 Р-348850 от 31.12.2008 65,69 91,97 40,01
22 ПИНОСОЛ КАПЛИ НАЗАЛЬНЫЕ 10; МЛ N1 87122214/1 от 09.06.2009 28,82 40,35 40,01
23 ТАУФОН КАПЛИ ГЛАЗНЫЕ 4% 10; МЛ N1 Р-387899 от 18.06.2009 23,59 33,03 40,02
24 ТЕМПАЛГИН ТАБЛЕТКИ ПОКРЫТЫЕ ОБОЛОЧКОЙ N20 Р-369791 от 31.03.2009 38,32 53,65 40,01
25 ТЕМПАЛГИН ТАБЛЕТКИ ПОКРЫТЫЕ ОБОЛОЧКОЙ N20 Р-388883 от 23.06.2009 39,22 54,91 40,01
26 Тетрациклин, мазь глазная 1% №1, 3 г Р-369385 от 30.03.2009 28,52 39,93 40,01
27 УГОЛЬ АКТИВИРОВАННЫЙ ТАБЛЕТКИ 250 МГ N10 2274477 от 18.12.2008 3,64 5,10 40,11
28 УГОЛЬ АКТИВИРОВАННЫЙ ТАБЛЕТКИ 250 МГ N10 Р-387901 от 18.06.2009 4,39 6,15 40,09
29 ЦИТРАМОН П ТАБЛЕТКИ № 2394987 от24.03.2009 2,32 3,25 40,09

03.08.2009 была проведена проверка на предмет соблюдения законодательства в сфере ценообразования на лекарственные препараты ООО «Провинция» Вяземской межрайонной прокуратурой с привлечением специалистов Смоленского УФАС России, по указанию Прокуратуры Смоленской области от 31.07.2009 № 7-20-253-2009, на основании поручения Генерального прокурора Российской Федерации. В ходе проведения проверки признаки нарушения антимонопольного законодательства, выявленные Смоленским УФАС России при проведении мониторинга розничных цен на лекарственные средства подтвердились, о чем свидетельствует акт проверки от 03.08.2009 (с приложением копий документов), имеющийся в материалах дела.
В соответствии с приказом Смоленского УФАС России от 14.04.2009 № 49 «О внесении изменений в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов», ООО «Провинция» включено в указанный реестр по оказанию услуг розничной торговли фармацевтическими товарами в географических границах г. Вязьма Смоленской области.
Пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135–ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Таким образом, в действиях ООО «Провинция» усматриваются признаки нарушения требований пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в превышении установленных Постановлением № 290 розничных надбавок на лекарственные средства, не включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (40% к цене оптового поставщика либо посредника при отпуске населению) в пределах от 0,01% до 0,14%.
На рассмотрении дела директор ООО «Провинция» Дроздов С.А. пояснил, что розничная наценка на лекарственные средства ООО «Провинция» производится в строгом соответствии с Постановлением № 290 и не превышает предельную надбавку 40%. Указанное превышение розничной цены имеет место, однако образовалось оно не вследствие превышения максимальной розничной надбавки, а вследствие установленного порядка округления цен из-за необходимости округления цены до целых копеек при образовании дробных частей копейки (3 и 4 знака после запятой). Например: торговая надбавка 40%, расчетная торговая цена препарата составит 5,72*1,4=8,008 руб. Расчетную цену необходимо округлить до целых копеек согласно установленного порядка и в результате розничная цена составит 8,01 руб. На данном примере видно, что торговая надбавка составляет 40% и она не превышена, а разница в 0,002 копейки образовалась в результате округления. Правила округления чисел и порядок округления цен, в том числе на лекарственные средства изложены во многих документах, в том числе нормативных:
- стандарт СТ СЭВ 543-77 «Правила записи и округления чисел»,
- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34-н,
- постановление Правительства Российской Федерации от 18.09.1997 № 1182 «О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен»,
- письмо Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 06.07.2005 № 01И-329/05 «О порядке округления цен»,
- письмо Минэкономики Российской Федерации от 22.10.1998 № 7-927 «О проведении проверки правильности применения торговых надбавок к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения»,
- письмо Минэкономики Российской Федерации от 30.12.1999 № 7-1470 «О порядке установления и применения оптовых и торговых надбавок к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства».
Директор ООО «Провинция» заявил, что он не согласен с тем, что ООО «Провинция» допустило нарушение законодательства при установлении розничных надбавок на лекарственные средства.
Из пояснений директора ООО «Провинция» следует, что при расчете розничной цены производится округление цены в большую сторону. Однако это влечет за собой увеличение торговой надбавки автоматически. Из приведенного примера расчета розничной цены: розничная цена препарата - 8,01 руб., оптовая (закупочная) цена – 5,72руб., розничная надбавка составит: 8,01 *100/5,72-100=40,03%, то есть из-за проведенных округлений розничной цены 8,008 руб. до 8,01 руб., торговая надбавка увеличилась на 0,03%, то есть торговая надбавка превысила предельную (40%), установленную Постановлением № 290.
Кроме того, в перечисленных директором ООО «Провинция» нормативных документах не приводятся правила округления расчетных розничных цен на лекарственные средства и розничных надбавок к ценам на лекарственные средства.
Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия Смоленского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать действия ООО «Провинция» по применению розничных надбавок на лекарственные средства, не включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств при отпуске населению, в размере более чем 40%, нарушившими требования пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в злоупотреблении своим доминирующим положением в части превышения установленных Постановлением № 290 предельных розничных надбавок на лекарственные средства, результатом которых является ущемление интересов других лиц.

2. Выдать ООО «Провинция» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

<...>
Подписи членов Комиссии

ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ № 05-09/01-2009

" 18 " августа 2009 г. Смоленское УФАС России

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <...>
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО «Провинция» со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение требований пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на лекарственные средства.
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Смоленское УФАС России в срок до 1 сентября 2009 г., представив документы, подтверждающие его исполнение.

<...>
Подписи членов Комиссии
stdClass Object ( [vid] => 8547 [uid] => 1 [title] => Решение и предписание в отношении ООО "Провинция" от 18.08.2009 г. [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8547 [type] => solution [language] => ru [created] => 1251271120 [changed] => 1370526978 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370526978 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 05-09/01-2009

" 18 " августа 2009 г. Смоленское УФАС России
Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <...>

УСТАНОВИЛА:
в соответствии с поручением ФАС России от 05.06.2009 № АК/1810-ПР «О реализации пункта 7 раздела II Протокола заседания Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики от 10 марта 2009 года № 9, Смоленским УФАС России был осуществлен мониторинг розничных цен на лекарственные средства по состоянию на 01.01.2009, 01.04.2009 и 01.07.2009.
Предельные розничные надбавки к ценам на лекарственные средства утверждены Постановлением Администрации Смоленской области от 29.11.2002 № 290 «Об установлении предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения» (далее – Постановление № 290). Согласно Постановлению № 290 предельные розничные надбавки на лекарственные средства, не включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (далее – перечень ЖНВЛС), при отпуске населению составляют 40% к цене оптового поставщика (посредника).
По результатам мониторинга розничных цен на лекарственные средства было установлено, что по состоянию на 01.01.2009, 01.04.2009 и 01.07.2009 ООО «Провинция» в 29 случаях превысило предельные розничные надбавки на лекарственные средства, не включенные в перечень ЖНВЛС, в пределах 0,01% – 0,14% от установленной предельной розничной надбавки в 40%:





№ п/п Торговое наименование (с указанием лек. формы, дозировки, упаковки) № и дата товарной накладной Закупочная цена, руб. Розничная цена, руб. Розничная надбавка, %
1 АЛЛОХОЛ ТАБЛЕТКИ ПОКРЫТЫЕ ОБОЛОЧКОЙ N10 Р-388878 от 23.06.2009 6,74 9,44 40,06
2 АНДИПАЛ ТАБЛЕТКИ N10 Р-390026 от 29.06.2009 5,74 8,04 40,07
3 АСКОРБИНОВАЯ КИСЛОТА С ГЛЮКОЗОЙ ТАБЛЕТКИ 100 мг+877 мг N10 2271120 от 16.12.2008 2,17 3,04 40,09
4 АСКОРБИНОВАЯ КИСЛОТА С ГЛЮКОЗОЙ ТАБЛЕТКИ 100 мг+877 мг N10 2280306 от 23.12.2008 2,17 3,04 40,09
5 АСКОФЕН-П ТАБЛЕТКИ N10 87713374/0 от 24.06.2009 5,72 8,01 40,03
6 АЦЕТИЛСАЛИЦИЛОВАЯ КИСЛОТА МС ТАБЛЕТКИ 500 МГ N10 2376959 от 12.03.2009 2,89 4,05 40,14
7 БРОМГЕКСИН БЕРЛИН-ХЕМИ ДРАЖЕ 8 МГ N25 Р-369782 от 31.03.2009 23,72 33,21 40,01
8 ВАЛЕРИАНЫ ЭКСТРАКТ ТАБЛЕТКИ ПОКРЫТЫЕ ОБОЛОЧКОЙ 20 МГ N50 2284076 от 25.12.2008 4,72 6,61 40,04
9 ВАЛИДОЛ ТАБЛЕТКИ ПОДЪЯЗЫЧНЫЕ 60 МГ N10 2284020 от 28.12.2008 3,17 4,44 40,06
10 ГЛИЦИН ТАБЛЕТКИ ПОДЪЯЗЫЧНЫЕ 100 МГ N50 2267444 от 29.12.2008 13,02 18,23 40,02
11 ДЛЯНОС СПРЕЙ НАЗАЛЬНЫЙ 0.1% 10; МЛ N1 Р-388483 от 22.06.2009 70,54 98,76 40,01
12 ЙОД РАСТВОР ДЛЯ НАРУЖНОГО ПРИМЕНЕНИЯ [СПИРТОВОЙ] 5% 10; МЛ Р-343941 от 10.12.2008 9,59 13,43 40,04
13 ЙОД РАСТВОР ДЛЯ НАРУЖНОГО ПРИМЕНЕНИЯ [СПИРТОВОЙ] 5% 10; МЛ 5724 от 23.03.2009 10,12 14,17 40,02
14 КОЛДАКТ ФЛЮ ПЛЮС КАПСУЛЫ ПРОЛОНГИРОВАННОГО ДЕЙСТВИЯ N10 Р-369088 от 27.03.2009 46,94 65,72 40,01
15 КОЛДАКТ ФЛЮ ПЛЮС КАПСУЛЫ ПРОЛОНГИРОВАННОГО ДЕЙСТВИЯ N10 87864553/1 от 29.06.2009 48,29 67,61 40,01
16 КСИЛЕН КАПЛИ НАЗАЛЬНЫЕ 0.1% 10; МЛ N1 Р-390395 от 30.06.2009 13,02 18,23 40,02
17 ЛЕВОМЕКОЛЬ МАЗЬ ДЛЯ НАРУЖНОГО ПРИМЕНЕНИЯ 40; Г N1 Р-345598 от 17.12.2008 17,94 25,12 40,02
18 ЛЕВОМЕКОЛЬ МАЗЬ ДЛЯ НАРУЖНОГО ПРИМЕНЕНИЯ 40; Г N1 СМ-5046689/00 от 24.06.2009 24,42 34,19 40,01
19 МУКАЛТИН ТАБЛЕТКИ 50 МГ N10 2287385 от 29.12.2008 4,02 5,63 40,05
20 МУКАЛТИН ТАБЛЕТКИ 50 МГ N10 2512944 от 25.06.2009 3,14 4,40 40,03
21 ПЕНТАЛГИН-Н ТАБЛЕТКИ N10 Р-348850 от 31.12.2008 65,69 91,97 40,01
22 ПИНОСОЛ КАПЛИ НАЗАЛЬНЫЕ 10; МЛ N1 87122214/1 от 09.06.2009 28,82 40,35 40,01
23 ТАУФОН КАПЛИ ГЛАЗНЫЕ 4% 10; МЛ N1 Р-387899 от 18.06.2009 23,59 33,03 40,02
24 ТЕМПАЛГИН ТАБЛЕТКИ ПОКРЫТЫЕ ОБОЛОЧКОЙ N20 Р-369791 от 31.03.2009 38,32 53,65 40,01
25 ТЕМПАЛГИН ТАБЛЕТКИ ПОКРЫТЫЕ ОБОЛОЧКОЙ N20 Р-388883 от 23.06.2009 39,22 54,91 40,01
26 Тетрациклин, мазь глазная 1% №1, 3 г Р-369385 от 30.03.2009 28,52 39,93 40,01
27 УГОЛЬ АКТИВИРОВАННЫЙ ТАБЛЕТКИ 250 МГ N10 2274477 от 18.12.2008 3,64 5,10 40,11
28 УГОЛЬ АКТИВИРОВАННЫЙ ТАБЛЕТКИ 250 МГ N10 Р-387901 от 18.06.2009 4,39 6,15 40,09
29 ЦИТРАМОН П ТАБЛЕТКИ № 2394987 от24.03.2009 2,32 3,25 40,09

03.08.2009 была проведена проверка на предмет соблюдения законодательства в сфере ценообразования на лекарственные препараты ООО «Провинция» Вяземской межрайонной прокуратурой с привлечением специалистов Смоленского УФАС России, по указанию Прокуратуры Смоленской области от 31.07.2009 № 7-20-253-2009, на основании поручения Генерального прокурора Российской Федерации. В ходе проведения проверки признаки нарушения антимонопольного законодательства, выявленные Смоленским УФАС России при проведении мониторинга розничных цен на лекарственные средства подтвердились, о чем свидетельствует акт проверки от 03.08.2009 (с приложением копий документов), имеющийся в материалах дела.
В соответствии с приказом Смоленского УФАС России от 14.04.2009 № 49 «О внесении изменений в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов», ООО «Провинция» включено в указанный реестр по оказанию услуг розничной торговли фармацевтическими товарами в географических границах г. Вязьма Смоленской области.
Пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135–ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Таким образом, в действиях ООО «Провинция» усматриваются признаки нарушения требований пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в превышении установленных Постановлением № 290 розничных надбавок на лекарственные средства, не включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (40% к цене оптового поставщика либо посредника при отпуске населению) в пределах от 0,01% до 0,14%.
На рассмотрении дела директор ООО «Провинция» Дроздов С.А. пояснил, что розничная наценка на лекарственные средства ООО «Провинция» производится в строгом соответствии с Постановлением № 290 и не превышает предельную надбавку 40%. Указанное превышение розничной цены имеет место, однако образовалось оно не вследствие превышения максимальной розничной надбавки, а вследствие установленного порядка округления цен из-за необходимости округления цены до целых копеек при образовании дробных частей копейки (3 и 4 знака после запятой). Например: торговая надбавка 40%, расчетная торговая цена препарата составит 5,72*1,4=8,008 руб. Расчетную цену необходимо округлить до целых копеек согласно установленного порядка и в результате розничная цена составит 8,01 руб. На данном примере видно, что торговая надбавка составляет 40% и она не превышена, а разница в 0,002 копейки образовалась в результате округления. Правила округления чисел и порядок округления цен, в том числе на лекарственные средства изложены во многих документах, в том числе нормативных:
- стандарт СТ СЭВ 543-77 «Правила записи и округления чисел»,
- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34-н,
- постановление Правительства Российской Федерации от 18.09.1997 № 1182 «О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен»,
- письмо Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 06.07.2005 № 01И-329/05 «О порядке округления цен»,
- письмо Минэкономики Российской Федерации от 22.10.1998 № 7-927 «О проведении проверки правильности применения торговых надбавок к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения»,
- письмо Минэкономики Российской Федерации от 30.12.1999 № 7-1470 «О порядке установления и применения оптовых и торговых надбавок к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства».
Директор ООО «Провинция» заявил, что он не согласен с тем, что ООО «Провинция» допустило нарушение законодательства при установлении розничных надбавок на лекарственные средства.
Из пояснений директора ООО «Провинция» следует, что при расчете розничной цены производится округление цены в большую сторону. Однако это влечет за собой увеличение торговой надбавки автоматически. Из приведенного примера расчета розничной цены: розничная цена препарата - 8,01 руб., оптовая (закупочная) цена – 5,72руб., розничная надбавка составит: 8,01 *100/5,72-100=40,03%, то есть из-за проведенных округлений розничной цены 8,008 руб. до 8,01 руб., торговая надбавка увеличилась на 0,03%, то есть торговая надбавка превысила предельную (40%), установленную Постановлением № 290.
Кроме того, в перечисленных директором ООО «Провинция» нормативных документах не приводятся правила округления расчетных розничных цен на лекарственные средства и розничных надбавок к ценам на лекарственные средства.
Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия Смоленского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать действия ООО «Провинция» по применению розничных надбавок на лекарственные средства, не включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств при отпуске населению, в размере более чем 40%, нарушившими требования пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в злоупотреблении своим доминирующим положением в части превышения установленных Постановлением № 290 предельных розничных надбавок на лекарственные средства, результатом которых является ущемление интересов других лиц.

2. Выдать ООО «Провинция» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

<...>
Подписи членов Комиссии

ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ № 05-09/01-2009

" 18 " августа 2009 г. Смоленское УФАС России

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <...>
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО «Провинция» со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение требований пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на лекарственные средства.
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Смоленское УФАС России в срок до 1 сентября 2009 г., представив документы, подтверждающие его исполнение.

<...>
Подписи членов Комиссии
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 05-09/01-2009

" 18 " августа 2009 г. Смоленское УФАС России

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <...>

УСТАНОВИЛА:

в соответствии с поручением ФАС России от 05.06.2009 № АК/1810-ПР «О реализации пункта 7 раздела II Протокола заседания Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики от 10 марта 2009 года № 9, Смоленским УФАС России был осуществлен мониторинг розничных цен на лекарственные средства по состоянию на 01.01.2009, 01.04.2009 и 01.07.2009.

Предельные розничные надбавки к ценам на лекарственные средства утверждены Постановлением Администрации Смоленской области от 29.11.2002 № 290 «Об установлении предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения» (далее – Постановление № 290). Согласно Постановлению № 290 предельные розничные надбавки на лекарственные средства, не включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (далее – перечень ЖНВЛС), при отпуске населению составляют 40% к цене оптового поставщика (посредника).

По результатам мониторинга розничных цен на лекарственные средства было установлено, что по состоянию на 01.01.2009, 01.04.2009 и 01.07.2009 ООО «Провинция» в 29 случаях превысило предельные розничные надбавки на лекарственные средства, не включенные в перечень ЖНВЛС, в пределах 0,01% – 0,14% от установленной предельной розничной надбавки в 40%:

№ п/п Торговое наименование (с указанием лек. формы, дозировки, упаковки) № и дата товарной накладной Закупочная цена, руб. Розничная цена, руб. Розничная надбавка, %

1 АЛЛОХОЛ ТАБЛЕТКИ ПОКРЫТЫЕ ОБОЛОЧКОЙ N10 Р-388878 от 23.06.2009 6,74 9,44 40,06

2 АНДИПАЛ ТАБЛЕТКИ N10 Р-390026 от 29.06.2009 5,74 8,04 40,07

3 АСКОРБИНОВАЯ КИСЛОТА С ГЛЮКОЗОЙ ТАБЛЕТКИ 100 мг+877 мг N10 2271120 от 16.12.2008 2,17 3,04 40,09

4 АСКОРБИНОВАЯ КИСЛОТА С ГЛЮКОЗОЙ ТАБЛЕТКИ 100 мг+877 мг N10 2280306 от 23.12.2008 2,17 3,04 40,09

5 АСКОФЕН-П ТАБЛЕТКИ N10 87713374/0 от 24.06.2009 5,72 8,01 40,03

6 АЦЕТИЛСАЛИЦИЛОВАЯ КИСЛОТА МС ТАБЛЕТКИ 500 МГ N10 2376959 от 12.03.2009 2,89 4,05 40,14

7 БРОМГЕКСИН БЕРЛИН-ХЕМИ ДРАЖЕ 8 МГ N25 Р-369782 от 31.03.2009 23,72 33,21 40,01

8 ВАЛЕРИАНЫ ЭКСТРАКТ ТАБЛЕТКИ ПОКРЫТЫЕ ОБОЛОЧКОЙ 20 МГ N50 2284076 от 25.12.2008 4,72 6,61 40,04

9 ВАЛИДОЛ ТАБЛЕТКИ ПОДЪЯЗЫЧНЫЕ 60 МГ N10 2284020 от 28.12.2008 3,17 4,44 40,06

10 ГЛИЦИН ТАБЛЕТКИ ПОДЪЯЗЫЧНЫЕ 100 МГ N50 2267444 от 29.12.2008 13,02 18,23 40,02

11 ДЛЯНОС СПРЕЙ НАЗАЛЬНЫЙ 0.1% 10; МЛ N1 Р-388483 от 22.06.2009 70,54 98,76 40,01

12 ЙОД РАСТВОР ДЛЯ НАРУЖНОГО ПРИМЕНЕНИЯ [СПИРТОВОЙ] 5% 10; МЛ Р-343941 от 10.12.2008 9,59 13,43 40,04

13 ЙОД РАСТВОР ДЛЯ НАРУЖНОГО ПРИМЕНЕНИЯ [СПИРТОВОЙ] 5% 10; МЛ 5724 от 23.03.2009 10,12 14,17 40,02

14 КОЛДАКТ ФЛЮ ПЛЮС КАПСУЛЫ ПРОЛОНГИРОВАННОГО ДЕЙСТВИЯ N10 Р-369088 от 27.03.2009 46,94 65,72 40,01

15 КОЛДАКТ ФЛЮ ПЛЮС КАПСУЛЫ ПРОЛОНГИРОВАННОГО ДЕЙСТВИЯ N10 87864553/1 от 29.06.2009 48,29 67,61 40,01

16 КСИЛЕН КАПЛИ НАЗАЛЬНЫЕ 0.1% 10; МЛ N1 Р-390395 от 30.06.2009 13,02 18,23 40,02

17 ЛЕВОМЕКОЛЬ МАЗЬ ДЛЯ НАРУЖНОГО ПРИМЕНЕНИЯ 40; Г N1 Р-345598 от 17.12.2008 17,94 25,12 40,02

18 ЛЕВОМЕКОЛЬ МАЗЬ ДЛЯ НАРУЖНОГО ПРИМЕНЕНИЯ 40; Г N1 СМ-5046689/00 от 24.06.2009 24,42 34,19 40,01

19 МУКАЛТИН ТАБЛЕТКИ 50 МГ N10 2287385 от 29.12.2008 4,02 5,63 40,05

20 МУКАЛТИН ТАБЛЕТКИ 50 МГ N10 2512944 от 25.06.2009 3,14 4,40 40,03

21 ПЕНТАЛГИН-Н ТАБЛЕТКИ N10 Р-348850 от 31.12.2008 65,69 91,97 40,01

22 ПИНОСОЛ КАПЛИ НАЗАЛЬНЫЕ 10; МЛ N1 87122214/1 от 09.06.2009 28,82 40,35 40,01

23 ТАУФОН КАПЛИ ГЛАЗНЫЕ 4% 10; МЛ N1 Р-387899 от 18.06.2009 23,59 33,03 40,02

24 ТЕМПАЛГИН ТАБЛЕТКИ ПОКРЫТЫЕ ОБОЛОЧКОЙ N20 Р-369791 от 31.03.2009 38,32 53,65 40,01

25 ТЕМПАЛГИН ТАБЛЕТКИ ПОКРЫТЫЕ ОБОЛОЧКОЙ N20 Р-388883 от 23.06.2009 39,22 54,91 40,01

26 Тетрациклин, мазь глазная 1% №1, 3 г Р-369385 от 30.03.2009 28,52 39,93 40,01

27 УГОЛЬ АКТИВИРОВАННЫЙ ТАБЛЕТКИ 250 МГ N10 2274477 от 18.12.2008 3,64 5,10 40,11

28 УГОЛЬ АКТИВИРОВАННЫЙ ТАБЛЕТКИ 250 МГ N10 Р-387901 от 18.06.2009 4,39 6,15 40,09

29 ЦИТРАМОН П ТАБЛЕТКИ № 2394987 от24.03.2009 2,32 3,25 40,09

03.08.2009 была проведена проверка на предмет соблюдения законодательства в сфере ценообразования на лекарственные препараты ООО «Провинция» Вяземской межрайонной прокуратурой с привлечением специалистов Смоленского УФАС России, по указанию Прокуратуры Смоленской области от 31.07.2009 № 7-20-253-2009, на основании поручения Генерального прокурора Российской Федерации. В ходе проведения проверки признаки нарушения антимонопольного законодательства, выявленные Смоленским УФАС России при проведении мониторинга розничных цен на лекарственные средства подтвердились, о чем свидетельствует акт проверки от 03.08.2009 (с приложением копий документов), имеющийся в материалах дела.

В соответствии с приказом Смоленского УФАС России от 14.04.2009 № 49 «О внесении изменений в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов», ООО «Провинция» включено в указанный реестр по оказанию услуг розничной торговли фармацевтическими товарами в географических границах г. Вязьма Смоленской области.

Пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135–ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Таким образом, в действиях ООО «Провинция» усматриваются признаки нарушения требований пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в превышении установленных Постановлением № 290 розничных надбавок на лекарственные средства, не включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (40% к цене оптового поставщика либо посредника при отпуске населению) в пределах от 0,01% до 0,14%.

На рассмотрении дела директор ООО «Провинция» Дроздов С.А. пояснил, что розничная наценка на лекарственные средства ООО «Провинция» производится в строгом соответствии с Постановлением № 290 и не превышает предельную надбавку 40%. Указанное превышение розничной цены имеет место, однако образовалось оно не вследствие превышения максимальной розничной надбавки, а вследствие установленного порядка округления цен из-за необходимости округления цены до целых копеек при образовании дробных частей копейки (3 и 4 знака после запятой). Например: торговая надбавка 40%, расчетная торговая цена препарата составит 5,72*1,4=8,008 руб. Расчетную цену необходимо округлить до целых копеек согласно установленного порядка и в результате розничная цена составит 8,01 руб. На данном примере видно, что торговая надбавка составляет 40% и она не превышена, а разница в 0,002 копейки образовалась в результате округления. Правила округления чисел и порядок округления цен, в том числе на лекарственные средства изложены во многих документах, в том числе нормативных:

- стандарт СТ СЭВ 543-77 «Правила записи и округления чисел»,

- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34-н,

- постановление Правительства Российской Федерации от 18.09.1997 № 1182 «О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен»,

- письмо Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 06.07.2005 № 01И-329/05 «О порядке округления цен»,

- письмо Минэкономики Российской Федерации от 22.10.1998 № 7-927 «О проведении проверки правильности применения торговых надбавок к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения»,

- письмо Минэкономики Российской Федерации от 30.12.1999 № 7-1470 «О порядке установления и применения оптовых и торговых надбавок к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства».

Директор ООО «Провинция» заявил, что он не согласен с тем, что ООО «Провинция» допустило нарушение законодательства при установлении розничных надбавок на лекарственные средства.

Из пояснений директора ООО «Провинция» следует, что при расчете розничной цены производится округление цены в большую сторону. Однако это влечет за собой увеличение торговой надбавки автоматически. Из приведенного примера расчета розничной цены: розничная цена препарата - 8,01 руб., оптовая (закупочная) цена – 5,72руб., розничная надбавка составит: 8,01 *100/5,72-100=40,03%, то есть из-за проведенных округлений розничной цены 8,008 руб. до 8,01 руб., торговая надбавка увеличилась на 0,03%, то есть торговая надбавка превысила предельную (40%), установленную Постановлением № 290.

Кроме того, в перечисленных директором ООО «Провинция» нормативных документах не приводятся правила округления расчетных розничных цен на лекарственные средства и розничных надбавок к ценам на лекарственные средства.

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия Смоленского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать действия ООО «Провинция» по применению розничных надбавок на лекарственные средства, не включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств при отпуске населению, в размере более чем 40%, нарушившими требования пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в злоупотреблении своим доминирующим положением в части превышения установленных Постановлением № 290 предельных розничных надбавок на лекарственные средства, результатом которых является ущемление интересов других лиц.

2. Выдать ООО «Провинция» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

<...>

Подписи членов Комиссии

ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ № 05-09/01-2009

" 18 " августа 2009 г. Смоленское УФАС России

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <...>

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ООО «Провинция» со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение требований пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на лекарственные средства.

2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Смоленское УФАС России в срок до 1 сентября 2009 г., представив документы, подтверждающие его исполнение.

<...>

Подписи членов Комиссии

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => Действия ООО «Провинция» по применению розничных надбавок на лекарственные средства, не включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств при отпуске населению, в размере более чем 40%, признаны нарушившими требования пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [format] => full_html [safe_value] =>

Действия ООО «Провинция» по применению розничных надбавок на лекарственные средства, не включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств при отпуске населению, в размере более чем 40%, признаны нарушившими требования пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-08-26 11:18:40 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-08-26 11:18:40 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1322137827 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Смоленское УФАС России )