Решение по делу № 28-09 по признакам нарушения Администрацией города Смоленска части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Дата публикации: 8 сентября 2009, 04:00

 

 

РЕШЕНИЕ

 

07 сентября 2009 года                                                                           г. Смоленск

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 07.09.2009

Полный текст решения изготовлен 11.09.2009

 

      Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

 

 

Рассмотрев дело № 28-09 по признакам нарушения Администрацией города Смоленска части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области поступило заявление <...>. и коллективное обращение предпринимателей <...>о наличии в «Извещении о проведении конкурса на право заключения договоров использования муниципальных маршрутов пассажирского автотранспорта» признаков нарушения антимонопольного законодательства.

По мнению Заявителей,  опубликованное 11.08.2009 в газете «Рабочий  путь» №175 (25783) Извещение о проведении конкурса на право заключения договоров использования муниципальных маршрутов пассажирского автотранспорта не соответствует положениям Постановления Администрации города Смоленска от 08.08.2008 №1111-адм «Об утверждении документов по конкурсному отбору на право заключения договоров использования муниципальных маршрутов пассажирского автотранспорта» (в ред. постановлений Администрации города Смоленска от 08.12.2008 N 1994-адм, от 29.12.2008 N 2094-адм, от 19.03.2009 N 243-адм), что влечет за собой нарушение антимонопольного законодательства.

Заявители считают, что согласно Положению о конкурсном отборе на право заключения договоров использования муниципальных маршрутов пассажирского транспорта (далее – Положение о конкурсном отборе), утвержденному Постановлением Администрации города Смоленска от 08.08.2008 №1111-адм, предметом конкурсного отбора является право на заключение договора использования муниципального маршрута пассажирского транспорта. По их мнению, включение в Извещение о проведении конкурса лотов, состоящих из двух маршрутов, обязывает победителя конкурса заключать 2 договора на использование 2 маршрутов, что противоречит Положению о конкурсном отборе.

Также Заявители считают, что включение в состав каждого из лотов 2 муниципальных маршрутов пассажирского транспорта приведет к монополизации рынка пассажирских перевозок в г. Смоленске. Это связано с тем, что минимальное количество транспортных средств, необходимых для участия в конкурсе это 4 автобуса большой вместимости (более 30 мест) или 6-8 единиц автобусов небольшой вместимости (до 18 мест). Перевозчики, имеющие в своем распоряжении 3-4 автобуса небольшой вместимости, практически лишены возможности участия в конкурсе. Заявители считают, что данные действия приведут к лоббированию интересов крупных перевозчиков и устранению с рынка перевозчиков, владеющих небольшим количеством транспортных средств.

В ходе заседания Комиссии Заявители подтвердили указанную в заявлениях информацию. Помимо этого Заявители сообщили, что в Извещении указано, что к участию в конкурсе допускаются претенденты:

-обладающие подвижным составом согласно предмету конкурса;

-обладающие подвижным составом, не соответствующим предмету конкурса, но гарантирующие поэтапную (не менее 15% в квартал) в течение 1,5 лет замену заявленного транспорта на транспорт согласно предмету конкурса. При этом общая вместимость транспортных средств по заявляемому маршруту должна соответствовать предмету конкурса (исходя из технических характеристик).

Заявители считают, что установление требования о необходимости осуществления пассажирских перевозок с использованием транспорта большой вместимости, а в случае его отсутствия – необходимости поэтапной замены имеющегося в наличии подвижного состава на транспорт, указанный в Извещении, влечет за собой необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе и в связи с тем, что замена подвижного состава требует значительных финансовых затрат.

 

До момента рассмотрения дела из Администрации города Смоленска поступил Отзыв от 03.09.2009 №4-4107, в котором было указано, что Администрация г. Смоленска считает законными определение предмета конкурса путем формирования маршрутов в лоты, а также необходимость замены заявленного транспорта на транспорт большей вместимости. В обоснование своей позиции Администрация указывает, что согласно статье 12 Конституции Российской Федерации закреплена самостоятельность органов местного самоуправления в пределах своих полномочий.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статье 10 Устава города Смоленска, принятого решением 17 сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.10.2005 №164, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относится к полномочиям Администрации города Смоленска, которая вправе самостоятельно регулировать вопросы транспортного обслуживания населения, в том числе передавать перевозчикам на обслуживание муниципальные маршруты пассажирского транспорта на конкурсной основе, определять предмет конкурса, в том числе формированием маршрутов в лоты, с учетом взаимного дополнения рентабельных и малорентабельных маршрутов.

Также в Отзыве было указано, что практика предыдущих лет показала, что на малорентабельных маршрутах пассажирского автотранспорта регулярные             пассажирские                      перевозки        осуществляются только в час «пик», в остальное время при наличии неустойчивого или незначительного пассажиропотока, перевозка пассажиров осуществляется ненадлежащим образом, либо совсем не осуществляется (сокращается количество транспортных единиц, работающих на маршрутах, необоснованно увеличиваются интервалы движения между рейсами, не выполняются графики движения). Все это приводит к тому, что перевозчики прекращают обслуживание муниципального маршрута из-за его убыточности.

В целях недопущения подобных ситуаций, создания равных условий для перевозчиков, более качественного и безопасного обслуживания населения было решено данный конкурс проводить путем объединения малорентабельных и вновь открываемых маршрутов с действующими рентабельными в лоты. Кроме того, Администрация города Смоленска воспользовалась определенными правилами, установленными Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», где предусмотрено, что при размещении заказов на оказание услуг путем проведения торгов (конкурса) могут выделяться лоты.

Обосновывая необходимость осуществления пассажирских перевозок с использованием транспортных средств повышенной вместимости (общее количество мест - свыше 30, в т.ч. посадочных - свыше 18) Администрация указывает на то, что обслуживание определенных муниципальных маршрутов пассажирского автотранспорта транспортными средствами повышенной вместимости  разгрузит транспортные магистрали города путем уменьшения количества транспортных средств без снижения объема пассажирских перевозок, улучшит экологическую обстановку за счет снижения выбросов отработанных газов транспортных средств, окажет положительное влияние на безопасность дорожного движения, а также позволит обеспечить вывоз пассажиров не только с конечных остановок, но и с промежуточных, что является в настоящее время острой проблемой.

Также Администрация  в своем Отзыве указывает на то, что необходимость замены заявленного транспорта на транспорт большей вместимости предполагается лишь для тех претендентов, подвижной состав которых не соответствует условиям предмета конкурса. Кроме того, замену транспорта предлагается осуществить не сразу, а в течение полутора лет.

Помимо этого, Администрация считает, что действующее законодательство не содержит запретов на установление определенных условий для участия в открытом конкурсе, поэтому Администрация в соответствии с ее компетенцией вправе исходя из общих принципов, предусмотренных федеральным законодательством, с учетом местных условий, самостоятельно определять данные способы, в том числе путем определения условий конкурса. Установленные конкурсной документацией требования нельзя считать необоснованным препятствием для осуществления предпринимательской деятельности, поскольку они объясняются необходимостью оказания гражданам услуг по пассажирским перевозкам надлежащего качества.

Администрация указывает на то, что пункт 1.6. Положения о конкурсном отборе на право заключения договоров использования муниципальных маршрутов пассажирского автотранспорта, утвержденного постановлением Администрации города Смоленска от 08.08.2008 № 1111-адм, предусматривает, что в конкурсном отборе могут принимать участие все заинтересованные лица, имеющие статус юридических лиц (или индивидуальных предпринимателей), выразивших согласие на участие в конкурсе на предложенных конкурсных условиях, путем подачи конкурсных заявок. Конкурс носит открытый характер, является равнодоступным для всех субъектов предпринимательской деятельности в сфере пассажирских перевозок. Победителем конкурса определяется более конкурентоспособный претендент. Таким образом, по мнению Администрации, сама возможность проиграть конкурс не может быть расценена в данном случае как ограничение доступа заявителя к хозяйственной деятельности и не влияет на развитие конкуренции, поскольку конкурсный отбор при равных для всех конкурсных условиях предполагает соперничество - конкуренцию хозяйствующих субъектов. Признаком любого конкурса является состязательность его участников, конкурирующих между собой.

Осуществление перевозок пассажиров по муниципальным маршрутам сопряжено с использованием перевозчиками объектов городской инфраструктуры (остановочных пунктов, посадочных площадок и т.д.), право на использование которых, должно осуществляться на основании гражданско-правового договора, заключенного способами, предусмотренными ГК РФ, включая заключение договора на торгах. При этом заключение такого договора с победителями конкурса не создает препятствий для иных лиц, осуществляющих перевозку пассажиров по самостоятельно разработанным маршрутам, оборудованным и согласованным в установленном порядке.

Также к Отзыву была приложена таблица, в которой содержалось обоснование формирования лотов. В данной таблице для каждого из указанных в Извещении маршрутов пассажирского автотранспорта указано, к какому условному типу он относится:

-рентабельный;

-малорентабельный, малый пассажиропоток;

-малорентабельный, малый, неустойчивый пассажиропоток после определенного времени;

-измененный маршрут, пассажиропоток неизвестен;

-новый маршрут, пассажиропоток неизвестен;

-сезонный.

 

Исходя из приведенной таблицы, можно сделать вывод, что в каждом из лотов «рентабельный» маршрут объединен с маршрутом иного типа.

В ходе заседания Комиссии представители Ответчика подтвердили информацию, изложенную в Отзыве и сообщили, что считают законными и правомерными определение предмета конкурса путем формирования маршрутов в лоты, а также необходимость замены заявленного транспорта на транспорт большей вместимости.

Также представители Ответчика пояснили, что вывод о «рентабельности» либо «нерентабельности» отдельных муниципальных маршрутов пассажирского автотранспорта был сделан исходя из анализа пассажиропотока, обследования движения по муниципальным маршрутам. Какими-либо данными об экономической эффективности от осуществления пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам Администрация не располагает, так как представление перевозчиками какой-либо финансовой отчетности по данному вопросу не предусмотрено действующим законодательством.

По вопросу об обосновании необходимости представления Претендентами программы замены подвижного состава в соответствии с условиями Конкурса, представители Ответчика пояснили, что необходимость осуществления пассажирских перевозок на территории города Смоленска, помимо приведенных в Отзыве доводов вызвана и тем, что муниципальная маршрутная сеть пассажирского транспорта города Смоленска, утвержденная Постановлением Администрации города Смоленска от 19.09.2009 №1463-адм, была разработана с учетом осуществления пассажирских перевозок с использованием транспортных средств повышенной вместимости.

 

В ходе проведения камеральной проверки материалов заявления, было установлено, что в Извещении о проведении конкурса, опубликованном 11.08.2009 в газете «Рабочий путь» №175 указано, что к участию в нем допускаются претенденты:

-обладающие подвижным составом согласно предмету конкурса;

-обладающие подвижным составом, несоответствующим предмету конкурса, но гарантирующие поэтапную (не менее 15% в квартал) в течение 1,5 лет замену заявленного транспорта на транспорт согласно предмету конкурса. При этом общая вместимость транспортных средств по заявляемому маршруту должна соответствовать предмету конкурса (исходя из технических характеристик).

В пункте 5.3 Положения о конкурсном отборе указано, что на конкурс, среди прочих документов, Претенденты представляют программу замены подвижного состава в соответствии с условиями Конкурса.

По мнению Комиссии, установление Администрацией города Смоленска требования о предоставлении Претендентами программы замены подвижного состава, в случае несоответствия предлагаемого подвижного состава Предмету конкурса обоснованно, так как в соответствии с пунктом 3.1 Положения о конкурсном отборе Заказчик определяет потребность в необходимом количестве транспортных средств для обеспечения перевозок пассажиров на муниципальных маршрутах.

Согласно положениям пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

Таким образом, указывая в Извещении о проведении конкурса необходимость осуществления замены подвижного состава в случае осуществления пассажирских перевозок с использованием подвижного состава, несоответствующего Предмету конкурса, Администрация города Смоленска действовала в рамках полномочий, установленных федеральным законодательством. Нарушения положений пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в данных действиях Администрации города Смоленска отсутствуют.

 

Также в Извещении о проведении конкурса Предмет конкурса определен путем формирования лотов. Каждый из лотов, указанных в Извещении включает в себя 2 муниципальных маршрута пассажирского автотранспорта. Для каждого муниципального маршрута указано установленное Заказчиком (Администрацией города Смоленска) количество графиков, количество транспортных средств, вместимость транспортных средств, режим работы, вид перевозок (регулярный, сезонный).

Согласно Постановлению Администрации города Смоленска от 08.08.2008 №1111-адм «Об утверждении документов по конкурсному отбору на право заключения договоров использования муниципальных маршрутов пассажирского автотранспорта»  (в ред. постановлений Администрации города Смоленска от 08.12.2008 N 1994-адм, от 29.12.2008 N 2094-адм, от 19.03.2009 N 243-адм) Предметом конкурсного отбора является право на заключение договора использования муниципального маршрута пассажирского автотранспорта.

Согласно форме Типового договора использования муниципального маршрута пассажирского автотранспорта, утвержденной Постановлением Администрации города Смоленска от 08.08.2008 №1111-адм, данный договор регулирует взаимоотношения сторон при осуществлении пассажирских перевозок на муниципальном маршруте пассажирского автотранспорта города Смоленска.

Согласно форме Договора, Заказчик (организатор) поручает Перевозчику, а Перевозчик берет на себя обязательства осуществлять перевозку пассажиров по муниципальному маршруту пассажирского автотранспорта N ___ в соответствии с Федеральным законом от 10.12.95 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Правилами организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденными Приказом Минавтотранса Российской Федерации от 31.12.81 N 200, Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденным Приказом Минавтотранса Российской Федерации от 08.01.97 N 2, ГОСТом Р 51825-2001 "Услуги пассажирского автомобильного транспорта. Общие требования", Правилами перевозок пассажиров на территории города Смоленска и настоящим Договором.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в Постановлении Администрации города Смоленска от 08.08.2008 №1111-адм «Об утверждении документов по конкурсному отбору на право заключения договоров использования муниципальных маршрутов пассажирского автотранспорта»  (в ред. постановлений Администрации города Смоленска от 08.12.2008 N 1994-адм, от 29.12.2008 N 2094-адм, от 19.03.2009 N 243-адм) указано, что предметом конкурсного отбора является право на заключение договора использования одного муниципального маршрута пассажирского автотранспорта. То есть Извещение о проведении конкурса на право заключения договоров использования муниципальных маршрутов пассажирского автотранспорта в части определения Предмета конкурса путем формирования лотов, состоящих из двух муниципальных маршрутов пассажирского автотранспорта, противоречит данному Постановлению.

 

Учитывая вышеизложенное, Комиссия пришла к выводу о том, что Администрация города Смоленска нарушила требования пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции путем необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Смоленского УФАС России

 

 

 

РЕШИЛА:

 

1.     Признать действия Администрации города Смоленска, выразившиеся в не предусмотренном Положением о конкурсном отборе на право заключения договоров использования муниципальных маршрутов пассажирского автотранспорта (утверждено Постановлением Администрации города Смоленска от 08.08.2008 №1111-адм) объединении в Извещении о проведении конкурса на право заключения договоров использования муниципальных маршрутов пассажирского автотранспорта (опубликовано 11.08.2009 в газете «Рабочий путь» №175) муниципальных маршрутов пассажирского автотранспорта в лоты нарушающими пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части принятия акта, который может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции путем необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

2.     Выдать Администрации города Смоленска предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства путем приведения Извещения о проведении конкурса на право заключения договоров использования муниципальных маршрутов пассажирского автотранспорта, в соответствие с Положением о конкурсном отборе на право заключения договоров использования муниципальных маршрутов пассажирского автотранспорта, утвержденным Постановлением Администрации города Смоленска от 08.08.2008 №1111-адм (в ред. постановлений Администрации города Смоленска от 08.12.2008 N 1994-адм, от 29.12.2008 N 2094-адм, от 19.03.2009 N 243-адм).

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

Подписи членов комиссии <...>

 

stdClass Object ( [vid] => 8560 [uid] => 1 [title] => Решение по делу № 28-09 по признакам нарушения Администрацией города Смоленска части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8560 [type] => solution [language] => ru [created] => 1252353600 [changed] => 1370526978 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370526978 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

 

РЕШЕНИЕ

 

07 сентября 2009 года                                                                           г. Смоленск

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 07.09.2009

Полный текст решения изготовлен 11.09.2009

 

      Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

 

 

Рассмотрев дело № 28-09 по признакам нарушения Администрацией города Смоленска части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области поступило заявление <...>. и коллективное обращение предпринимателей <...>о наличии в «Извещении о проведении конкурса на право заключения договоров использования муниципальных маршрутов пассажирского автотранспорта» признаков нарушения антимонопольного законодательства.

По мнению Заявителей,  опубликованное 11.08.2009 в газете «Рабочий  путь» №175 (25783) Извещение о проведении конкурса на право заключения договоров использования муниципальных маршрутов пассажирского автотранспорта не соответствует положениям Постановления Администрации города Смоленска от 08.08.2008 №1111-адм «Об утверждении документов по конкурсному отбору на право заключения договоров использования муниципальных маршрутов пассажирского автотранспорта» (в ред. постановлений Администрации города Смоленска от 08.12.2008 N 1994-адм, от 29.12.2008 N 2094-адм, от 19.03.2009 N 243-адм), что влечет за собой нарушение антимонопольного законодательства.

Заявители считают, что согласно Положению о конкурсном отборе на право заключения договоров использования муниципальных маршрутов пассажирского транспорта (далее – Положение о конкурсном отборе), утвержденному Постановлением Администрации города Смоленска от 08.08.2008 №1111-адм, предметом конкурсного отбора является право на заключение договора использования муниципального маршрута пассажирского транспорта. По их мнению, включение в Извещение о проведении конкурса лотов, состоящих из двух маршрутов, обязывает победителя конкурса заключать 2 договора на использование 2 маршрутов, что противоречит Положению о конкурсном отборе.

Также Заявители считают, что включение в состав каждого из лотов 2 муниципальных маршрутов пассажирского транспорта приведет к монополизации рынка пассажирских перевозок в г. Смоленске. Это связано с тем, что минимальное количество транспортных средств, необходимых для участия в конкурсе это 4 автобуса большой вместимости (более 30 мест) или 6-8 единиц автобусов небольшой вместимости (до 18 мест). Перевозчики, имеющие в своем распоряжении 3-4 автобуса небольшой вместимости, практически лишены возможности участия в конкурсе. Заявители считают, что данные действия приведут к лоббированию интересов крупных перевозчиков и устранению с рынка перевозчиков, владеющих небольшим количеством транспортных средств.

В ходе заседания Комиссии Заявители подтвердили указанную в заявлениях информацию. Помимо этого Заявители сообщили, что в Извещении указано, что к участию в конкурсе допускаются претенденты:

-обладающие подвижным составом согласно предмету конкурса;

-обладающие подвижным составом, не соответствующим предмету конкурса, но гарантирующие поэтапную (не менее 15% в квартал) в течение 1,5 лет замену заявленного транспорта на транспорт согласно предмету конкурса. При этом общая вместимость транспортных средств по заявляемому маршруту должна соответствовать предмету конкурса (исходя из технических характеристик).

Заявители считают, что установление требования о необходимости осуществления пассажирских перевозок с использованием транспорта большой вместимости, а в случае его отсутствия – необходимости поэтапной замены имеющегося в наличии подвижного состава на транспорт, указанный в Извещении, влечет за собой необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе и в связи с тем, что замена подвижного состава требует значительных финансовых затрат.

 

До момента рассмотрения дела из Администрации города Смоленска поступил Отзыв от 03.09.2009 №4-4107, в котором было указано, что Администрация г. Смоленска считает законными определение предмета конкурса путем формирования маршрутов в лоты, а также необходимость замены заявленного транспорта на транспорт большей вместимости. В обоснование своей позиции Администрация указывает, что согласно статье 12 Конституции Российской Федерации закреплена самостоятельность органов местного самоуправления в пределах своих полномочий.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статье 10 Устава города Смоленска, принятого решением 17 сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.10.2005 №164, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относится к полномочиям Администрации города Смоленска, которая вправе самостоятельно регулировать вопросы транспортного обслуживания населения, в том числе передавать перевозчикам на обслуживание муниципальные маршруты пассажирского транспорта на конкурсной основе, определять предмет конкурса, в том числе формированием маршрутов в лоты, с учетом взаимного дополнения рентабельных и малорентабельных маршрутов.

Также в Отзыве было указано, что практика предыдущих лет показала, что на малорентабельных маршрутах пассажирского автотранспорта регулярные             пассажирские                      перевозки        осуществляются только в час «пик», в остальное время при наличии неустойчивого или незначительного пассажиропотока, перевозка пассажиров осуществляется ненадлежащим образом, либо совсем не осуществляется (сокращается количество транспортных единиц, работающих на маршрутах, необоснованно увеличиваются интервалы движения между рейсами, не выполняются графики движения). Все это приводит к тому, что перевозчики прекращают обслуживание муниципального маршрута из-за его убыточности.

В целях недопущения подобных ситуаций, создания равных условий для перевозчиков, более качественного и безопасного обслуживания населения было решено данный конкурс проводить путем объединения малорентабельных и вновь открываемых маршрутов с действующими рентабельными в лоты. Кроме того, Администрация города Смоленска воспользовалась определенными правилами, установленными Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», где предусмотрено, что при размещении заказов на оказание услуг путем проведения торгов (конкурса) могут выделяться лоты.

Обосновывая необходимость осуществления пассажирских перевозок с использованием транспортных средств повышенной вместимости (общее количество мест - свыше 30, в т.ч. посадочных - свыше 18) Администрация указывает на то, что обслуживание определенных муниципальных маршрутов пассажирского автотранспорта транспортными средствами повышенной вместимости  разгрузит транспортные магистрали города путем уменьшения количества транспортных средств без снижения объема пассажирских перевозок, улучшит экологическую обстановку за счет снижения выбросов отработанных газов транспортных средств, окажет положительное влияние на безопасность дорожного движения, а также позволит обеспечить вывоз пассажиров не только с конечных остановок, но и с промежуточных, что является в настоящее время острой проблемой.

Также Администрация  в своем Отзыве указывает на то, что необходимость замены заявленного транспорта на транспорт большей вместимости предполагается лишь для тех претендентов, подвижной состав которых не соответствует условиям предмета конкурса. Кроме того, замену транспорта предлагается осуществить не сразу, а в течение полутора лет.

Помимо этого, Администрация считает, что действующее законодательство не содержит запретов на установление определенных условий для участия в открытом конкурсе, поэтому Администрация в соответствии с ее компетенцией вправе исходя из общих принципов, предусмотренных федеральным законодательством, с учетом местных условий, самостоятельно определять данные способы, в том числе путем определения условий конкурса. Установленные конкурсной документацией требования нельзя считать необоснованным препятствием для осуществления предпринимательской деятельности, поскольку они объясняются необходимостью оказания гражданам услуг по пассажирским перевозкам надлежащего качества.

Администрация указывает на то, что пункт 1.6. Положения о конкурсном отборе на право заключения договоров использования муниципальных маршрутов пассажирского автотранспорта, утвержденного постановлением Администрации города Смоленска от 08.08.2008 № 1111-адм, предусматривает, что в конкурсном отборе могут принимать участие все заинтересованные лица, имеющие статус юридических лиц (или индивидуальных предпринимателей), выразивших согласие на участие в конкурсе на предложенных конкурсных условиях, путем подачи конкурсных заявок. Конкурс носит открытый характер, является равнодоступным для всех субъектов предпринимательской деятельности в сфере пассажирских перевозок. Победителем конкурса определяется более конкурентоспособный претендент. Таким образом, по мнению Администрации, сама возможность проиграть конкурс не может быть расценена в данном случае как ограничение доступа заявителя к хозяйственной деятельности и не влияет на развитие конкуренции, поскольку конкурсный отбор при равных для всех конкурсных условиях предполагает соперничество - конкуренцию хозяйствующих субъектов. Признаком любого конкурса является состязательность его участников, конкурирующих между собой.

Осуществление перевозок пассажиров по муниципальным маршрутам сопряжено с использованием перевозчиками объектов городской инфраструктуры (остановочных пунктов, посадочных площадок и т.д.), право на использование которых, должно осуществляться на основании гражданско-правового договора, заключенного способами, предусмотренными ГК РФ, включая заключение договора на торгах. При этом заключение такого договора с победителями конкурса не создает препятствий для иных лиц, осуществляющих перевозку пассажиров по самостоятельно разработанным маршрутам, оборудованным и согласованным в установленном порядке.

Также к Отзыву была приложена таблица, в которой содержалось обоснование формирования лотов. В данной таблице для каждого из указанных в Извещении маршрутов пассажирского автотранспорта указано, к какому условному типу он относится:

-рентабельный;

-малорентабельный, малый пассажиропоток;

-малорентабельный, малый, неустойчивый пассажиропоток после определенного времени;

-измененный маршрут, пассажиропоток неизвестен;

-новый маршрут, пассажиропоток неизвестен;

-сезонный.

 

Исходя из приведенной таблицы, можно сделать вывод, что в каждом из лотов «рентабельный» маршрут объединен с маршрутом иного типа.

В ходе заседания Комиссии представители Ответчика подтвердили информацию, изложенную в Отзыве и сообщили, что считают законными и правомерными определение предмета конкурса путем формирования маршрутов в лоты, а также необходимость замены заявленного транспорта на транспорт большей вместимости.

Также представители Ответчика пояснили, что вывод о «рентабельности» либо «нерентабельности» отдельных муниципальных маршрутов пассажирского автотранспорта был сделан исходя из анализа пассажиропотока, обследования движения по муниципальным маршрутам. Какими-либо данными об экономической эффективности от осуществления пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам Администрация не располагает, так как представление перевозчиками какой-либо финансовой отчетности по данному вопросу не предусмотрено действующим законодательством.

По вопросу об обосновании необходимости представления Претендентами программы замены подвижного состава в соответствии с условиями Конкурса, представители Ответчика пояснили, что необходимость осуществления пассажирских перевозок на территории города Смоленска, помимо приведенных в Отзыве доводов вызвана и тем, что муниципальная маршрутная сеть пассажирского транспорта города Смоленска, утвержденная Постановлением Администрации города Смоленска от 19.09.2009 №1463-адм, была разработана с учетом осуществления пассажирских перевозок с использованием транспортных средств повышенной вместимости.

 

В ходе проведения камеральной проверки материалов заявления, было установлено, что в Извещении о проведении конкурса, опубликованном 11.08.2009 в газете «Рабочий путь» №175 указано, что к участию в нем допускаются претенденты:

-обладающие подвижным составом согласно предмету конкурса;

-обладающие подвижным составом, несоответствующим предмету конкурса, но гарантирующие поэтапную (не менее 15% в квартал) в течение 1,5 лет замену заявленного транспорта на транспорт согласно предмету конкурса. При этом общая вместимость транспортных средств по заявляемому маршруту должна соответствовать предмету конкурса (исходя из технических характеристик).

В пункте 5.3 Положения о конкурсном отборе указано, что на конкурс, среди прочих документов, Претенденты представляют программу замены подвижного состава в соответствии с условиями Конкурса.

По мнению Комиссии, установление Администрацией города Смоленска требования о предоставлении Претендентами программы замены подвижного состава, в случае несоответствия предлагаемого подвижного состава Предмету конкурса обоснованно, так как в соответствии с пунктом 3.1 Положения о конкурсном отборе Заказчик определяет потребность в необходимом количестве транспортных средств для обеспечения перевозок пассажиров на муниципальных маршрутах.

Согласно положениям пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

Таким образом, указывая в Извещении о проведении конкурса необходимость осуществления замены подвижного состава в случае осуществления пассажирских перевозок с использованием подвижного состава, несоответствующего Предмету конкурса, Администрация города Смоленска действовала в рамках полномочий, установленных федеральным законодательством. Нарушения положений пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в данных действиях Администрации города Смоленска отсутствуют.

 

Также в Извещении о проведении конкурса Предмет конкурса определен путем формирования лотов. Каждый из лотов, указанных в Извещении включает в себя 2 муниципальных маршрута пассажирского автотранспорта. Для каждого муниципального маршрута указано установленное Заказчиком (Администрацией города Смоленска) количество графиков, количество транспортных средств, вместимость транспортных средств, режим работы, вид перевозок (регулярный, сезонный).

Согласно Постановлению Администрации города Смоленска от 08.08.2008 №1111-адм «Об утверждении документов по конкурсному отбору на право заключения договоров использования муниципальных маршрутов пассажирского автотранспорта»  (в ред. постановлений Администрации города Смоленска от 08.12.2008 N 1994-адм, от 29.12.2008 N 2094-адм, от 19.03.2009 N 243-адм) Предметом конкурсного отбора является право на заключение договора использования муниципального маршрута пассажирского автотранспорта.

Согласно форме Типового договора использования муниципального маршрута пассажирского автотранспорта, утвержденной Постановлением Администрации города Смоленска от 08.08.2008 №1111-адм, данный договор регулирует взаимоотношения сторон при осуществлении пассажирских перевозок на муниципальном маршруте пассажирского автотранспорта города Смоленска.

Согласно форме Договора, Заказчик (организатор) поручает Перевозчику, а Перевозчик берет на себя обязательства осуществлять перевозку пассажиров по муниципальному маршруту пассажирского автотранспорта N ___ в соответствии с Федеральным законом от 10.12.95 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Правилами организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденными Приказом Минавтотранса Российской Федерации от 31.12.81 N 200, Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденным Приказом Минавтотранса Российской Федерации от 08.01.97 N 2, ГОСТом Р 51825-2001 "Услуги пассажирского автомобильного транспорта. Общие требования", Правилами перевозок пассажиров на территории города Смоленска и настоящим Договором.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в Постановлении Администрации города Смоленска от 08.08.2008 №1111-адм «Об утверждении документов по конкурсному отбору на право заключения договоров использования муниципальных маршрутов пассажирского автотранспорта»  (в ред. постановлений Администрации города Смоленска от 08.12.2008 N 1994-адм, от 29.12.2008 N 2094-адм, от 19.03.2009 N 243-адм) указано, что предметом конкурсного отбора является право на заключение договора использования одного муниципального маршрута пассажирского автотранспорта. То есть Извещение о проведении конкурса на право заключения договоров использования муниципальных маршрутов пассажирского автотранспорта в части определения Предмета конкурса путем формирования лотов, состоящих из двух муниципальных маршрутов пассажирского автотранспорта, противоречит данному Постановлению.

 

Учитывая вышеизложенное, Комиссия пришла к выводу о том, что Администрация города Смоленска нарушила требования пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции путем необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Смоленского УФАС России

 

 

 

РЕШИЛА:

 

1.     Признать действия Администрации города Смоленска, выразившиеся в не предусмотренном Положением о конкурсном отборе на право заключения договоров использования муниципальных маршрутов пассажирского автотранспорта (утверждено Постановлением Администрации города Смоленска от 08.08.2008 №1111-адм) объединении в Извещении о проведении конкурса на право заключения договоров использования муниципальных маршрутов пассажирского автотранспорта (опубликовано 11.08.2009 в газете «Рабочий путь» №175) муниципальных маршрутов пассажирского автотранспорта в лоты нарушающими пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части принятия акта, который может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции путем необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

2.     Выдать Администрации города Смоленска предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства путем приведения Извещения о проведении конкурса на право заключения договоров использования муниципальных маршрутов пассажирского автотранспорта, в соответствие с Положением о конкурсном отборе на право заключения договоров использования муниципальных маршрутов пассажирского автотранспорта, утвержденным Постановлением Администрации города Смоленска от 08.08.2008 №1111-адм (в ред. постановлений Администрации города Смоленска от 08.12.2008 N 1994-адм, от 29.12.2008 N 2094-адм, от 19.03.2009 N 243-адм).

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

Подписи членов комиссии <...>

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

 

РЕШЕНИЕ

 

07 сентября 2009 года                                                                          
г. Смоленск

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 07.09.2009

Полный текст решения изготовлен 11.09.2009

 

      Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению
дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

 

 

Рассмотрев
дело № 28-09 по признакам нарушения Администрацией города Смоленска части 1 статьи 15 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по
Смоленской области поступило заявление <...>. и коллективное обращение
предпринимателей <...>о наличии в «Извещении о проведении конкурса на
право заключения договоров использования муниципальных маршрутов пассажирского
автотранспорта» признаков нарушения антимонопольного законодательства.

По мнению Заявителей, 
опубликованное 11.08.2009 в газете «Рабочий  путь» №175 (25783) Извещение о проведении
конкурса на право заключения договоров использования муниципальных маршрутов
пассажирского автотранспорта не соответствует положениям Постановления
Администрации города Смоленска от 08.08.2008 №1111-адм «Об утверждении
документов по конкурсному отбору на право заключения договоров использования
муниципальных маршрутов пассажирского автотранспорта»
(в ред. постановлений
Администрации города Смоленска от 08.12.2008 N 1994-адм, от 29.12.2008 N
2094-адм, от 19.03.2009 N 243-адм), что влечет за собой нарушение
антимонопольного законодательства.

Заявители считают, что согласно Положению о конкурсном
отборе на право заключения договоров использования муниципальных маршрутов
пассажирского транспорта (далее – Положение о конкурсном отборе), утвержденному
Постановлением Администрации города Смоленска от 08.08.2008 №1111-адм,
предметом конкурсного отбора является право на заключение договора
использования муниципального маршрута пассажирского транспорта. По их мнению,
включение в Извещение о проведении конкурса лотов, состоящих из двух маршрутов,
обязывает победителя конкурса заключать 2 договора на использование 2
маршрутов, что противоречит Положению о конкурсном отборе.

Также Заявители считают, что включение в состав каждого из
лотов 2 муниципальных маршрутов пассажирского транспорта приведет к
монополизации рынка пассажирских перевозок в г. Смоленске. Это связано с тем,
что минимальное количество транспортных средств, необходимых для участия в
конкурсе это 4 автобуса большой вместимости (более 30 мест) или 6-8 единиц
автобусов небольшой вместимости (до 18 мест). Перевозчики, имеющие в своем
распоряжении 3-4 автобуса небольшой вместимости, практически лишены возможности
участия в конкурсе. Заявители считают, что данные действия приведут к лоббированию
интересов крупных перевозчиков и устранению с рынка перевозчиков, владеющих
небольшим количеством транспортных средств.

В
ходе заседания Комиссии Заявители подтвердили указанную в заявлениях
информацию. Помимо этого Заявители сообщили, что в Извещении указано, что к
участию в конкурсе допускаются претенденты:

mso-fareast-font-family:Arial;mso-bidi-font-family:Arial">-обладающие подвижным
составом согласно предмету конкурса;

mso-fareast-font-family:Arial;mso-bidi-font-family:Arial">-обладающие подвижным
составом, не соответствующим предмету конкурса, но гарантирующие поэтапную (не
менее 15% в квартал) в течение 1,5 лет замену заявленного транспорта на
транспорт согласно предмету конкурса. При этом общая вместимость транспортных
средств по заявляемому маршруту должна соответствовать предмету конкурса
(исходя из технических характеристик).

Заявители считают, что установление требования о необходимости осуществления
пассажирских перевозок с использованием транспорта большой вместимости, а в
случае его отсутствия – необходимости поэтапной замены имеющегося в наличии
подвижного состава на транспорт, указанный в Извещении, влечет за собой
необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими
субъектами, в том числе и в связи с тем, что замена подвижного состава требует
значительных финансовых затрат.

 

До
момента рассмотрения дела из Администрации города Смоленска поступил Отзыв от
03.09.2009 №4-4107, в котором было указано, что Администрация г. Смоленска
считает законными определение предмета конкурса путем формирования маршрутов в
лоты, а также необходимость замены заявленного транспорта на транспорт большей вместимости.
В обоснование своей позиции Администрация указывает, что согласно статье 12
Конституции Российской Федерации закреплена самостоятельность органов местного
самоуправления в пределах своих полномочий.

Согласно пункту 7 части 1 статьи
16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации», статье 10 Устава города
Смоленска, принятого решением 17 сессии Смоленского городского Совета
III созыва от 28.10.2005 №164, создание условий
для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного
обслуживания населения в границах городского округа относится к полномочиям
Администрации города Смоленска, которая вправе самостоятельно регулировать
вопросы транспортного обслуживания населения, в том числе передавать
перевозчикам на обслуживание муниципальные маршруты пассажирского транспорта на
конкурсной основе, определять предмет конкурса, в том числе формированием
маршрутов в лоты, с учетом взаимного
дополнения рентабельных и малорентабельных маршрутов
.

Также в Отзыве было
указано, что практика предыдущих лет показала, что на малорентабельных
маршрутах пассажирского автотранспорта регулярные
             пассажирские                      перевозки        осуществляются только в час «пик», в остальное время при наличии
неустойчивого или незначительного пассажиропотока, перевозка пассажиров
осуществляется ненадлежащим образом, либо совсем не осуществляется (сокращается
количество транспортных единиц, работающих
на маршрутах, необоснованно
увеличиваются интервалы движения между
рейсами, не выполняются графики движения).
Все это приводит к тому, что перевозчики прекращают обслуживание
муниципального
маршрута из-за его убыточности.

В целях недопущения
подобных ситуаций, создания равных условий для перевозчиков, более качественного
и безопасного обслуживания населения было решено данный конкурс проводить путем
объединения малорентабельных и вновь открываемых маршрутов с действующими
рентабельными в лоты. Кроме того, Администрация
города Смоленска воспользовалась определенными правилами, установленными
Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении
заказов на
поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд», где предусмотрено, что при размещении заказов на оказание
услуг путем проведения торгов (конкурса) могут выделяться лоты.

Обосновывая необходимость осуществления пассажирских перевозок с
использованием транспортных средств повышенной вместимости (общее количество
мест - свыше 30, в т.ч. посадочных - свыше 18) Администрация указывает на то,
что обслуживание определенных муниципальных маршрутов пассажирского
автотранспорта транспортными средствами повышенной вместимости  разгрузит транспортные магистрали города
путем уменьшения количества транспортных средств без снижения объема
пассажирских перевозок, улучшит экологическую обстановку за счет снижения
выбросов отработанных газов транспортных средств, окажет положительное влияние
на безопасность дорожного движения, а также позволит обеспечить вывоз пассажиров
не только с конечных остановок, но и с промежуточных, что является в настоящее
время острой проблемой.

Также Администрация  в своем
Отзыве указывает на то, что необходимость замены заявленного транспорта на
транспорт большей вместимости предполагается лишь для тех претендентов,
подвижной состав которых не соответствует условиям предмета конкурса. Кроме
того, замену транспорта предлагается осуществить не сразу, а в течение полутора
лет.

Помимо этого,
Администрация считает, что действующее законодательство не содержит запретов на
установление определенных условий для участия в открытом конкурсе, поэтому
Администрация в соответствии с ее компетенцией вправе исходя из общих принципов, предусмотренных федеральным
законодательством, с учетом
местных условий, самостоятельно определять
данные способы, в том числе путем определения условий конкурса. Установленные
конкурсной документацией требования нельзя считать необоснованным препятствием
для осуществления предпринимательской деятельности, поскольку они объясняются
необходимостью оказания гражданам услуг по пассажирским перевозкам надлежащего
качества.

Администрация указывает на то, что пункт 1.6.
Положения о конкурсном отборе на право заключения договоров использования
муниципальных маршрутов пассажирского автотранспорта, утвержденного
постановлением Администрации города Смоленска от 08.08.2008 № 1111-адм,
предусматривает, что в конкурсном отборе могут принимать участие все
заинтересованные лица, имеющие статус юридических лиц (или индивидуальных
предпринимателей), выразивших согласие на участие в конкурсе на предложенных
конкурсных условиях, путем подачи конкурсных заявок. Конкурс носит открытый
характер, является равнодоступным для всех субъектов предпринимательской
деятельности в сфере пассажирских перевозок. Победителем конкурса определяется
более конкурентоспособный претендент. Таким образом, по мнению Администрации,
сама возможность проиграть конкурс не может быть расценена в данном случае как
ограничение доступа заявителя к хозяйственной деятельности и не влияет на
развитие конкуренции, поскольку конкурсный отбор при равных для всех конкурсных
условиях предполагает соперничество - конкуренцию хозяйствующих субъектов.
Признаком любого конкурса является состязательность его участников,
конкурирующих между собой.

Осуществление перевозок
пассажиров по муниципальным маршрутам сопряжено с использованием перевозчиками
объектов городской инфраструктуры (остановочных пунктов, посадочных площадок и
т.д.), право на использование которых, должно осуществляться на основании
гражданско-правового договора, заключенного способами, предусмотренными ГК РФ,
включая заключение договора на торгах. При этом заключение такого договора с
победителями конкурса не создает препятствий для иных лиц, осуществляющих
перевозку пассажиров по самостоятельно разработанным маршрутам, оборудованным и
согласованным в установленном порядке.

Также к Отзыву была
приложена таблица, в которой содержалось обоснование формирования лотов. В
данной таблице для каждого из указанных в Извещении маршрутов пассажирского
автотранспорта указано, к какому условному типу он относится:

-рентабельный;

-малорентабельный,
малый пассажиропоток;

-малорентабельный,
малый, неустойчивый пассажиропоток после определенного времени;

-измененный маршрут,
пассажиропоток неизвестен;

-новый маршрут,
пассажиропоток неизвестен;

-сезонный.

 

Исходя из приведенной
таблицы, можно сделать вывод, что в каждом из лотов «рентабельный» маршрут
объединен с маршрутом иного типа.

В ходе заседания
Комиссии представители Ответчика подтвердили информацию, изложенную в Отзыве и
сообщили, что
считают законными и правомерными определение предмета
конкурса путем формирования маршрутов в лоты, а также необходимость замены
заявленного транспорта на транспорт большей вместимости.

Также представители
Ответчика пояснили, что вывод о «рентабельности» либо «нерентабельности»
отдельных муниципальных маршрутов пассажирского автотранспорта был сделан
исходя из анализа пассажиропотока, обследования движения по муниципальным
маршрутам. Какими-либо данными об экономической эффективности от осуществления
пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам Администрация не располагает,
так как представление перевозчиками какой-либо финансовой отчетности по данному
вопросу не предусмотрено действующим законодательством.

По вопросу об
обосновании необходимости представления Претендентами программы замены
подвижного состава в соответствии с условиями Конкурса, представители Ответчика
пояснили, что необходимость осуществления пассажирских перевозок на территории
города Смоленска, помимо приведенных в Отзыве доводов вызвана и тем, что
муниципальная маршрутная сеть пассажирского транспорта города Смоленска,
утвержденная Постановлением Администрации города Смоленска от 19.09.2009
№1463-адм, была разработана с учетом осуществления пассажирских перевозок с
использованием транспортных средств повышенной вместимости.

 

В ходе проведения
камеральной проверки материалов заявления, было установлено, что в
RU">Извещении о проведении конкурса,
опубликованном 11.08.2009
в газете «Рабочий путь» №175 указано, что к участию в нем допускаются
претенденты:

mso-fareast-font-family:Arial">-обладающие подвижным составом согласно предмету
конкурса;

mso-fareast-font-family:Arial">-обладающие подвижным составом,
несоответствующим предмету конкурса, но гарантирующие поэтапную (не менее 15% в
квартал) в течение 1,5 лет замену заявленного транспорта на транспорт согласно
предмету конкурса. При этом общая вместимость транспортных средств по
заявляемому маршруту должна соответствовать предмету конкурса (исходя из
технических характеристик).

mso-fareast-font-family:Arial">В пункте 5.3 Положения о конкурсном отборе
указано, что на конкурс, среди прочих документов, Претенденты представляют
программу замены подвижного состава в соответствии с условиями Конкурса.

По мнению Комиссии, установление Администрацией города Смоленска требования
о предоставлении Претендентами программы замены подвижного состава, в случае
несоответствия предлагаемого подвижного состава Предмету конкурса обоснованно,
так как в
соответствии с пунктом
3.1 Положения о конкурсном отборе Заказчик определяет потребность в необходимом
количестве транспортных средств для обеспечения перевозок пассажиров на
муниципальных маршрутах.

Согласно
положениям пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
к вопросам местного значения городского округа относится
создание условий для
предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного
обслуживания населения в границах городского округа.

Таким образом, указывая в Извещении о проведении конкурса необходимость
осуществления замены подвижного состава в случае осуществления пассажирских
перевозок с использованием подвижного состава, несоответствующего Предмету
конкурса, Администрация города Смоленска действовала в рамках полномочий,
установленных федеральным законодательством. Нарушения положений пункта 2 части
1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в
данных действиях Администрации города Смоленска отсутствуют.

 

Также в Извещении о
проведении
конкурса Предмет конкурса определен путем формирования лотов.
Каждый из лотов, указанных в Извещении включает в себя 2 муниципальных маршрута
пассажирского автотранспорта. Для каждого муниципального маршрута указано
установленное Заказчиком (Администрацией города Смоленска) количество графиков,
количество транспортных средств, вместимость транспортных средств, режим
работы, вид перевозок (регулярный, сезонный).

Согласно Постановлению Администрации города Смоленска от
08.08.2008 №1111-адм «Об утверждении документов по конкурсному отбору на право
заключения договоров использования муниципальных маршрутов пассажирского
автотранспорта»  (в ред. постановлений Администрации города Смоленска от 08.12.2008 N
1994-адм, от 29.12.2008 N 2094-адм, от 19.03.2009 N 243-адм) Предметом
конкурсного отбора является право на заключение договора использования муниципального
маршрута
пассажирского автотранспорта.

Согласно форме
Типового договора использования муниципального маршрута пассажирского
автотранспорта, утвержденной Постановлением Администрации города Смоленска от
08.08.2008 №1111-адм, данный договор регулирует взаимоотношения сторон при
осуществлении пассажирских перевозок на муниципальном маршруте пассажирского
автотранспорта города Смоленска
.

Согласно форме
Договора,
Заказчик (организатор) поручает Перевозчику, а Перевозчик берет на себя
обязательства осуществлять перевозку пассажиров по муниципальному маршруту
пассажирского автотранспорта N ___
в соответствии с Федеральным законом от
10.12.95 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Правилами
организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденными
Приказом Минавтотранса Российской Федерации от 31.12.81 N 200, Положением об
обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденным Приказом
Минавтотранса Российской Федерации от 08.01.97 N 2, ГОСТом Р 51825-2001
"Услуги пассажирского автомобильного транспорта. Общие требования",
Правилами перевозок пассажиров на территории города Смоленска и настоящим
Договором.

Таким образом, можно сделать
вывод о том, что
в Постановлении Администрации города Смоленска от 08.08.2008
№1111-адм «Об утверждении документов по конкурсному отбору на право заключения
договоров использования муниципальных маршрутов пассажирского автотранспорта» 
ред. постановлений Администрации города Смоленска от 08.12.2008 N 1994-адм, от
29.12.2008 N 2094-адм, от 19.03.2009 N 243-адм) указано, что предметом
конкурсного отбора является право на заключение договора использования одного
муниципального маршрута пассажирского автотранспорта. То есть Извещение о
проведении
конкурса на право заключения договоров использования
муниципальных маршрутов пассажирского автотранспорта в части определения
Предмета конкурса путем формирования лотов, состоящих из двух муниципальных
маршрутов пассажирского автотранспорта, противоречит данному Постановлению.

 

Учитывая
вышеизложенное, Комиссия пришла к выводу о том, что Администрация города
Смоленска нарушила требования пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите
конкуренции, в соответствии с которой органам местного самоуправления
запрещается принимать акты, которые могут привести к недопущению, ограничению,
устранению конкуренции путем необоснованного препятствования осуществлению
деятельности хозяйствующими субъектами.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4
статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О
защите конкуренции», Комиссия Смоленского УФАС России

 

 

 

РЕШИЛА:

 

1.     Признать
действия Администрации города Смоленска, выразившиеся в не предусмотренном
Положением о конкурсном отборе на право заключения договоров использования
муниципальных маршрутов пассажирского автотранспорта (утверждено Постановлением
Администрации города Смоленска от 08.08.2008 №1111-адм) объединении в Извещении
о проведении конкурса на право заключения договоров использования муниципальных
маршрутов пассажирского автотранспорта (опубликовано 11.08.2009 в газете
«Рабочий путь» №175) муниципальных маршрутов пассажирского автотранспорта в
лоты нарушающими пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006
№135-ФЗ «О защите конкуренции» в части принятия акта, который может привести к
недопущению, ограничению, устранению конкуренции путем необоснованного
препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

2.    
Выдать Администрации города Смоленска предписание
об устранении нарушения антимонопольного законодательства путем приведения Извещения
о проведении конкурса на право заключения договоров использования муниципальных
маршрутов пассажирского автотранспорта, в соответствие с Положением о
конкурсном отборе на право заключения договоров использования муниципальных
маршрутов пассажирского автотранспорта, утвержденным Постановлением
Администрации города Смоленска от 08.08.2008 №1111-адм (в ред. постановлений Администрации
города Смоленска от 08.12.2008 N 1994-адм, от 29.12.2008 N 2094-адм, от
19.03.2009 N 243-адм).

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев
со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в
установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 1 статьи
19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной
законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить
решение антимонопольного органа.

 

Подписи
членов комиссии <...>

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-09-08 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-09-08 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1322137827 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Смоленское УФАС России )